Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по поведению людей в случае их захвата в качестве залож­ников.




За последние 10-20 лет практика захвата террористическими и прочими пре­ступными элементами невинных людей в качестве заложников стала весьма распро­страненным " оружием террора". И хотя статистическая вероятность обычного гра­жданина стать жертвой не выше, чем быть пораженным ударом молнии, имеет смысл в определенной степени обезопасить себя, свою семью или близких, пред­принимая определенные меры предосторожности.

Специалисты различных областей, сотрудники правоохранительных органов активно изучают практику захвата преступниками заложников, вырабатывают раз­личные меры предупреждения тяжких случаев. Это меры превентивного характера, направленные на снижение шансов стать заложником, а также рекомендации пси­хологического характера в отношении того, как себя правильно вести, если Вы ста­ли жертвой захвата.

Каждый конкретный случай взятия заложников своеобразен и отличается от других. Тем не менее, некоторые общие и конкретные рекомендации могут оказать­ся весьма полезными и эффективными для сохранения жизни и здоровья.

Ниже изложены некоторые общие и частные рекомендации, которые могут
быть полезными для лиц, оказавшихся в такой ситуации:              

  •  По возможности скорее возьмите себя в руки, успокойтесь и не па­никуйте.
  • Подготовьтесь физически, морально и эмоционально к возможному суро­вому испытанию. При этом помните, что большинство случаев захвата лю­дей в качестве заложников завершалось в среднем через 4, 5-6 ч., в 95% слу­чаев заложники оставались в живых. Будьте уверены, что милиция и другие спецслужбы уже предпринимают профессиональные меры для Вашего ос­вобождения.
  • Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега. Запомните как можно больше информации о террористах. Целесообразно установить их количество, степень вооруженности, составить максимально полный словесный портрет, обратив внимание на характерные особенности внешности, те­лосложения, акцента и тематики разговоров, темперамента, манер поведения и др. Подробная информация поможет впоследствии правоохранительным органам в ус­тановлении личностей террористов.
  • По различным признакам постарайтесь определить место своего нахождения (заточения).
  • По возможности расположитесь подальше от окон, дверей и самих похитите­лей, т. е. местах большей безопасности в случае, если спецподразделения предпри­мут активные меры (штурм помещения, огонь снайперов на поражение преступни­ков и др. ).

· В случае штурма здания рекомендуется лечь на пол лицом вниз, сложив руки
на затылке.

  • Не смущайтесь, если при штурме и захвате с Вами могут поначалу (до уста­новления Вашей личности) поступить несколько некорректно, как с вероятным пре­ступником. Вас могут обыскать, заковать в наручники, связать, нанести эмоцио­нальную или физическую травму, подвергнуть допросу. Отнеситесь с пониманием к тому, что в подобных ситуациях такие действия штурмующих (до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных преступников) оправданы.

Взаимоотношения с похитителями:

1. Не оказывайте агрессивного сопротивления, не делайте резких и угрожающих движений, не провоцируйте террористов на необдуманные действия.

2. По возможности избегайте прямого зрительного контакта с похитителями.

3. С самого начала (особенно первые полчаса) выполняйте все приказы и распоряжения похитителей.

4. Займите позицию пассивного сотрудничества. Разговаривайте спокойным го­лосом. Избегайте выражений презрения, вызывающего враждебного тона и поведе­ния, которые могут вызвать гнев захватчиков.

5. Ведите себя спокойно, сохраняйте при этом чувство собственного достоинст­ва. Не высказывайте категорических отказов, но не бойтесь обращаться со спокой­ными просьбами о том, в чем остро нуждаетесь.

6. При наличии у Вас проблем со здоровьем, которые в данной ситуации сильного­
стрессового состояния могут проявиться, заявите об этом в спокойной форме
захватившим Вас людям.

7. Постепенно, с учетом складывающейся обстановки, можно повышать уровень просьб, связанных с улучшением вашего комфорта.

При длительном нахождении в положении заложника:

· Не допускайте возникновения чувства жалости, смятения и замешательства.
Мысленно подготовьте себя к будущим испытаниям. Сохраняйте умственную активность.

  • Избегайте возникновения чувства отчаяния.

· Думайте и вспоминайте о приятных вещах. Помните, что шансы на освобо­ждение
со временем возрастают. Будьте уверены, что сейчас делается все возмож­ное
для Вашего скорейшего освобождения.

· Постоянно находите себе какое - либо занятие (физические упражнения,
чтение, жизненные воспоминания и т. д. ). Установите суточный график физической
и интеллектуальной деятельности, выполняйте дела в строгом методическом порядке.

  • Для поддержания сил ешьте все, что дают, даже если пища не нравится и не вызывает аппетита. Отдайте себе отчет в том, что потеря аппетита и веса являются нормальными явлением в подобной экстремальной ситуации.
  • На допросе на вопросы отвечайте кратко. Более свободно и пространно разговаривайте на несущественные общие темы, но будьте осторожны, когда, затрагиваются важ­ные государственные или личные вопросы.

· Внимательно контролируйте свое поведение и ответы. Не допускайте заявлений­, которые сейчас или в последующем могут повредить Вам или другим людям.

· Оставайтесь вежливым, тактичным при любых обстоятельствах. Контролируйте­
свое настроение.

· Будьте осторожны в отношения разыгрывания " синдрома Стокгольма", не
принимайте сторону похитителей, не выражайте активно им свои симпатии и приверженность их идеалам.

· В случае принуждения выразить поддержку требованиям террористов
(письменно, в звуко- или видеозаписи) укажите, что они исходят от похитителей.
Избегайте призывов и заявлений от своего имени.

  • После освобождения не делайте скоропалительные заявления: до момента, ко­гда. Вы будете полностью контролировать себя, восстановите мысли, ознакомитесь с информацией официальных и других организаций.

 

 

Система мероприятий по предупреждению террористических акций в от­ношении жилых и производственных зданий:

Основными задачами действий в данном направлении должны быть:

1. Поддержание в обществе состояния постоянной бдительности без элемен­тов
психоза, паники, патологической подозрительности и проявлений расизма и
национализма.

2. Создание системы контроля за всеми нежилыми помещениями в районе с
определением персональной ответственности.

3. Организация охраны общественного порядка в жилом массиве силами проживающих.

4. Организация контроля за передвижением автотранспортом и его парковкой
на территории района.

Первая задача является базовой. Именно от степени ее решения зависит то, как бу­дет реализовываться все остальные. Без осознания необходимости соблюдения бди­тельности все остальное - профанация. Ключевую роль в неформальном выполне­нии этой задачи играет общественность.

При решении второй задачи - создания системы контроля за всеми нежилыми помещениями в районе с определением персональной ответственности - необходимо иметь ввиду, что контроль должен охватывать все без исключения нежилые поме­щения (подвалы, чердаки, мусорокамеры, вентиляционные вводы, бойлерные и т. п. ) как места возможных несанкционированных проникновений. Такой контроль, требующий привлечения больших людских ресурсов, возможен только при поддержке жителей районов. Система контроля уже отработана практи­кой: посредством опечатывания. Но ежедневный и добросовестный контроль за нахождением на месте полосок с печатью могут осуществить только жители дома, в котором находятся нежилые помещения. Здесь главную роль играет личная заинте­ресованность. Непосредственным организатором контроля может стать домовой комитет.

Организация охраны общественного порядка (ООП) в жилом массиве силами проживающих (третья задача) должна быть определена для населения как деятельность, направленная на выявление лиц, автотранспорта и предметов, могущих иметь от­ношение к совершению терактов, с последующей передачей информации в компе­тентные органы. Механизмом решения этой задачи являются ДНД. Ранее они строились по производственному принципу, однако для решения указанных задач будет более соответствовать территориальный принцип их построения. Территориальные ДНД должны участвовать в охране общественного порядка по месту жительства дружинников. Дежурства желательно организовать по кустовому методу, когда маршрут проходит мимо нескольких домов. Центрами " кустов" должны стать опорные пункты. При такой организации каждый дружинник (и его семья) будет осознавать, что в результате дежурства обеспечивается безопасность его дома, семьи.

В качестве первого шага по комплектованию районного ДНД и организации де­журств по охране общественного порядка считаю необходимым проведение совме­стного собрания председателей домовых комитетов (ДК) и ЖСК с представителями районной Управы, районного собрания, ОВД и районного ДНД. Именно председа­тели ДК и ЖСК могут стать костяком районного ДНД, так как смогут непосредст­венно участвовать в качественном укомплектовании ДНД и организовать реальные дежурства в жилом секторе. Чем быстрее будет проведено такое собрание, тем ско­рее будет запущен механизм организации системы районной безопасности. Исходя из целей террористов, направленных на проведение взрывов жилых домов или иных крупных строений, им требуется для этого подвезти к предполагаемому месту теракта большое количество взрывчатого вещества (по информации прессы - до 500 кг. ). Столько взрывчатки в хозяйственно сумочке не принесешь. Для этого необходим грузовой автотранспорт. В целях противодействия подвозу взрывчатки решить четвертую задачу - организовать контроль за передвижением автотранспорта внутри двора. Для этого возможна организация силами ОВД и ДНД 4-5 микро районных КПП с одновременным перекрытием движения на остальных въездах - выездах (блоки­ровка дорог бетонными плитами, шлагбаумами и т. п. ) Не исключена возможность перекрытия движения в ночное время с проездом через одно лишь КПП (в целях экономии средств).

Мероприятия и действия должностных лиц по защите населения и объектов народного хозяйства от диверсионно - террористических актов:

С учетом складывающейся обстановки Правительство РФ для реализации неот­ложных мер по усилению общественной безопасности, защите населения от терро­ризма, обеспечению надежной охраны объектов особой важности, расположенных в крупных городах и других населенных пунктах, в постановлении от 15 сентября 1999 г. № 1040 " О мерах по противодействию терроризму " рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам самоуправле­ния крупных городов и других населенных пунктов:

• создать при указанных органах временные оперативные штабы по решению за­дач
в сфере защиты населения, объектов особой важности и объектов, связанных
с жизнеобеспечением населения от проявлений терроризма;

• разработать и осуществить комплекс неотложных мер по усилению безопасности
жилых микрорайонов, мест массового пребывания людей, учреждений образования­, здравоохранения, культуры и спорта. Предусмотреть выделение необходимых­
финансовых средств на эти цели, в т. ч. на техническое укрепление чердаков
и подвалов, установку кодовых замков и домофонов в подъездах, размещение в
многолюдных местах экстренной связи граждан с милицией и установок телеобзора­;

• развернуть среди населения разъяснительную работу, направленную на повыше­ние
организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных
ситуациях, укрепление взаимодействия с правоохранительными органами;

• усилить контроль за соблюдением правил регистрационного учета граждан по
месту их пребывания и по месту жительства и за использованием помещений жи­лых
домов и производственных, коммерческих и иных целей;

• предусмотреть выделение ассигнований на увеличение количества служебно -
розыскных собак в органах внутренних дел, технических средств для обнаруже­ния
и обезвреживания взрывных устройств и взрывчатых веществ;

• более активно привлекать население, частные охранные предприятия, службы
безопасности организаций и общественные организации к оказанию содействия
правоохранительным органам в проведении профилактической работы по месту
жительства граждан, в том числе в охране жилых домов и подъездов, обеспече­нии
общественного порядка в жилых микрорайонах.

 

 

К основным угрозам террористического характера относятся:

  • нападение на политические и экономические объекты (захват, подрыв, обстрел и т. д. );
  • взрывы и другие террористические акты в местах массового пребывания людей (метро, вокзалы, транспорт, жилые кварталы);
  • похищение людей и захват заложников;
  • захват воздушных судов и других транспортных средств;
  • нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населения, в целях их разрушения или нарушения технологического режима;
  • вывод из строя систем управления авиационными и железнодорожным движением, силовых линий электроснабжения, средств связи, компьютерной техники и других электронных приборов (электромагнитный терроризм);
  • нарушение психофизического состояния людей путем программирования поведе­ния и деятельности целых групп населения;
  • кибернетические атаки на важнейшие компьютерные сети;
  • внедрение через печать, радио и телевидение информации, которая может вызвать искаженное общественное мнение, беспорядки в обществе;
  • проникновение с целью нарушения работы в информационные сети;
  • применение химических и радиоактивных веществ в местах массового пребывания людей;
  • отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;
  • искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение террористической угрозы, являются:

  • сочетание организованных террористических организаций с большим количеством самостоятельных автономных ячеек и индивидуумов;
  • появление новых видов терроризма (информационного, техногенного, кибернетического  и др. );
  • расширение спектра способов террористической деятельности (биологических, химических, радиационных и др. );
  • немотивированность и непредсказуемость так называемого " неразборчивого" терроризма, когда насилие направлено не против конкретных лиц и объектов, а на бес­порядочное убийство случайных людей;
  • рост " интеллектуального" уровня терроризма пропорционально темпам развития техники и науки.

Реализация указанных угроз может привести:

    1. к нарушению на длительный срок нормальной жизни города;
    2. к созданию атмосферы страха;
    3. к большему количеству жертв.

В интересах защиты всех групп населения, материальных и культурных ценностей объектовая система, независимо от формы собственности, обязана информировать население и своих сотрудников о возможных террористических и криминальных актах. Человек информирован, значит, он защищен.

Такая информация обязана мобилизовать, заставить руководителей народного хо­зяйства продумать, еще раз проанализировать, спланировать свои действия по за­щите от возможных терактов. Необходимо на объекте иметь инструкции по обеспе­чению безопасности сотрудников от проявлений терроризма, плане действий по обеспечению безопасности сотрудников объекта при прояв­лении терроризма, памятки: " О порядке приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону " Правила обращения с анонимными материалами, содержащими уг­розы террористического характера".

Руководители объектов (НГО, КЧС, НШ по ГО и ЧС) обязаны обучить население производственный персонал, начальников служб и командиров формирований дей­ствиям по предупреждению и при совершении терактов.

Все должны знать, что необходимо предпринимать в целях уменьшения вероятно­сти нахождения на объекте предметов, подозрительных на взрывные устройства и как вести себя при их обнаружении?

В частности в качестве мер предупредительного характера необходимо выполнить следующее:

■ ужесточить пропускной режим при входе (въезде) на территорию объекта, в том
числе, путем установки систем сигнализации, аудио- и видеозаписи;

■ осуществлять ежедневные обходы территории объекта и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств­
или предметов, подозрительных на них;

■ проводить периодически комиссионные проверки складских помещений, в пер­вую
очередь, где были большие поступления товаров и материалов;

■ проводить более тщательный подбор и проверку кадров;

■ при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном­
порядке включать пункты, дающие право администрации объекта при необ­ходимости
осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению;

■ организовать и проводить совместно с сотрудниками правоохранительных орга­нов
инструктажи и практические занятия по действиям в чрезвычайных ситуаци­ях,
связанных с проявлением терроризма.

 

В случае обнаружения подозрительного предмета или поступления сообщений, содержащих угрозу террористического характера, необходимо обеспечить следующие условия:

• незамедлительно сообщить о случившемся в правоохранительные органы по те­лефонам
 территориальных подразделений ФСБ и МВД России и поставить в известность­
 об этом руководителя учреждения (организации);

• зафиксировать время его обнаружения;

• до прибытия оперативно-следственной группы дать указание сотрудникам не трогать его, не предпринимать самостоятельных действий с ним, не приближать­ся
к обнаруженному предмету, находиться на безопасном расстоянии от обнару­женного
 предмета;

• обеспечить возможность беспрепятственного прохода (проезд) к месту обнаружения­
 подозрительного предмета сотрудников и автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС России, служб

эксплуатации.

Необходимо знать, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных работ используются обычные бытовые пред­меты: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т. п. Прикосновение к ним может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...