Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Надвратная церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость

План архитектурного ансамбля

Александро-Невская Лавра - один из старейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга.
Она была основана в 1710 году на том месте у Невы, где по преданию произошла важнейшая битва со шведами, определившая победу России.
Во время царствования Петра I при монастыре были учреждены госпиталь, богадельня, типография и школа для детей священнослужителей. Эта школа впоследствии получила статус духовной семинарии, а затем и Духовной Академии, в которой готовили священнослужителей для наиболее важных православных храмов России.

1. Богадельня. 2. Надвратная церковь и часовня во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". 3. Лазаревское кладбище (ныне Некрополь XVIII в.) 4. Лазаревская церковь. 5. Тихвинское кладбище (с 1937 г. Некрополь мастеров искусств) 6. Благовещенская Александро-Невская церковь. 7. Северные ворота (Благовещенские) 8. Духовская церковь и корпус. 9. Консистория и кладбищенская контора. 10. Свято-Троицкий собор Лавры. 11. Никольское кладбище. 12. Никольская кладбищенская церковь. 13. Федоровский корпус. 14. Федоровская церковь. 15. Южные ворота (Федоровские) 16. Южный (Семинарский корпус) 17. Юго-Западная башня (Библиотека, древнехранилище) 18. Митрополичий корпус. 19. Северо-Западная башня (Ризница) 20. Северный (Просфорный) корпус.

Архитектором проекта стал Доменико Трезини, представивший монастырский комплекс как резиденцию, учреждение и дворец вместе взятые. Идея была сохранена, несмотря на то, что над созданием одного из крупнейших архитектурных ансамблей города трудились многие талантливейшие архитекторы своего времени: Т. Швертфегер, М. Земцов, Л. Пустошкин, Ф. Королев, А. Мышецкий, П. Еропкин, М. Расторгуев, И. Старов и другие. Строительство монастыря продолжалось почти весь XVIII век и было завершено лишь к 1790 году.
Композиционным центром Александро-Невской лавры является Троицкий собор, построенный по проекту архитектора Старова. Окончание постройки и освящение храма в августе 1790 года завершило формирование ансамбля.
В 1797 году Александро-Невскому монастырю был присвоен статус лавры, к этому времени монастырь уже успел стать духовно-культурным центром Петербурга. Александро-Невской лавре покровительствовали все российские государи и государыни. С момента основания Александро-Невская лавра являлась первой по значению усыпальницей императорской России. Здесь были погребены члены царской семьи, духовные служители, выдающиеся государственные деятели, полководцы, архитекторы. Среди них - Суворов, Безбородко, Кваренги, Воронихин, Росси и многие другие.
После Октябрьской революции 1917 года монастырь был упразднен, его церкви закрыты, а бесчисленные реликвии и произведения искусства были переданы в Русский музей, Государственный Эрмитаж и другие музеи Петербурга. С закрытием в 1926 году церкви Успения Богородицы в Митрополичьем доме началось упразднение лаврских храмов. Через десять лет все тринадцать монастырских церквей были ликвидированы. К 1936 году на территории лавры находилось семнадцать учреждений, в том числе две средние школы, детский дом культуры, автошкола, институт народов Севера, пять рабочих общежитий, институт Гипрогор, фабрика венских стульев и т.д. В Троицком соборе, закрытом в 1932 году, помещался склад универмага «Пассаж». В 1936-1937 годах на территории монастыря был создан музей - Ленинградский некрополь, который в 1939 году был реорганизован в Музей городской скульптуры.
В 1956 году Свято-Троицкий собор вернули Русской Православной церкви.
В начале XX века на территории лавры действовало 12 церквей, в настоящее время работают только три. Возрождение монастырской жизни произошло осенью 1996 года.
Сегодня Александро-Невская лавра является действующим мужским монастырем Санкт-Петербургской епархии.

Богадельня

В 1783-1789 гг. арх. И. Е. Старов проводит комплексную реконструкцию левобережной монастырской территории с возведением каменной ограды с Надвратной церковью и богадельней.
Здание богадельни выходит окнами на нынешнюю площадь Александра Невского, располагаясь справа от памятника Ал. Невскому, если стоять к нему лицом. Выдержанное в стиле строго классицизма, оно не поражает взгляд архитектурными изысками, но не стоит забывать, что богадельню надо было гармонично вписать в круг ограды Александро-Невского монастыря, с чем архитектор, безусловно, прекрасно справился.
Первая забота по устройству в Санкт-Петербурге богадельни принадлежит царевне Наталье Алексеевне, которая в 1713 г. близ нынешнего Таврического сада учредила богадельню для убогих старух.
Число всех богаделен и приютов в Санкт-Петербурге, предназначенных для престарелых и беспомощных, простиралось в 1884 г. до 80, не считая домов дешевых и бесплатных квартир, носящих иногда название богаделен.
Богадельня - от слов Бога дела, т.е. для Бога - богоугодное заведение для призрения лиц, неспособных к труду: престарелых, немощных, увечных и выздоравливающих (но не временно больных и умопомешанных, для которых существуют специальные учреждения).
Существенным признаком богадельни является полное содержание, даваемое призреваемым. Как и все богоугодные заведения, богадельни появились вместе с христианством и первоначально устраивались при больницах и даже сливались с ними.

Надвратная церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость

В 1783 году архитектор И. Е. Старов разработал проект парадного въезда в монастырь, оформив его в виде круглой площади со стороны Невского проспекта. Границы монастырской территории архитектор подчеркнул зданием надвратной мансардной церкви и каменной полуциркульной оградой. В 1788-1789 гг. по проекту И. Е. Старова были построены два двухэтажных жилых здания (Невский проспект, 177, 190) и примыкающее к ограде с западной стороны площади одноэтажное здание богадельни, которые завершили ансамбль Александро-Невской площади.

Строительство надвратной церкви велось под наблюдением архитектора М. Е. Мелентьева в течение 1784-1785 гг., отделочные работы - с осени 1785 года по весну 1786 года. Церковь была освящена 15 июля 1786 года во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Указом духовной Консистории 1 июля 1800 года храм стал приходским для мастеровых людей, обслуживающих Лавру, и для петербургских хлебгых промышленников, арендовавших у монастыря хлебные амбары, буяны и пристани по Калашниковской набережной.

В 1904 году в церкви во имя Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" указом Синода был открыт первый вне пределов Лифляндии латышский приход. В храме на латышском языке совершались богослужения и требы, а также имелась библиотека книг и периодических изданий. Латышский приход в Скорбященской церкви просуществовал до 1918 года.

В 1930-е гг. в надвратном храме размещался районный совет Осоавиахима. После войны в помещении церкви, отреставрированной в 1949-1950 гг., разместилась дирекция Музея городской скульптуры.

Скорбященскую церковь официально передали митрополии в апреле 1994 года.

В сентябре 1997 года в левом флигеле церкви наместником Назарием была освящена часовня во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".

В храме совершаются молебны по средам и пятницам.

Лазаревское

Некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище и Лазаревская усыпальница)

Слева от входа на территорию Лавры через арку надвратной церкви Всех Скорбящих радости находится Лазаревское кладбище (Некрополь XVIII в.) - самое старое из сохранившихся кладбищ Санкт-Петербурга. Его история начинается с 1717 г. (хотя отдельные захоронения делались и раньше), когда здесь была похоронена любимая сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна, а затем и его сын царевич Петр. Над их могилами была возведена небольшая часовня во имя Воскрешения святого Лазаря, от которой все кладбище получило название Лазаревского. Через несколько лет останки Натальи Алексеевны и Петра Петровича были перенесены в Благовещенскую церковь и перезахоронены в самой почетной алтарной части. Над их могилами были положены плиты, получившие название царских, и Благовещенская церковь стала превращаться в первую царскую усыпальницу Петербурга. В ней похоронены царица Прасковья Федоровна, ее дочь герцогиня Мекленбургская Екатерина Иоанновна, правительница России Анна Леопольдовна, первая жена цесаревича Павла Петровича (будущего императора Павла I) великая княгиня Наталья Алексеевна и др. Там же был погребен император Петр III, прах которого в 1796 г. был перенесен его сыном в императорскую усыпальницу Петропавловского собора.


Таким образом, с самого начала Лазаревское кладбище получило чрезвычайно высокий статус. При Петре I для совершения там захоронения требовалось личное разрешение императора. Не случайно в числе первых здесь был погребен сподвижник Петра I фельдмаршал граф Б.П. Шереметев, одержавший ряд побед в ходе Северной войны. Впоследствии здесь были похоронены многие представители семьи Шереметевых и среди них знаменитая крепостная актриса Параша Жемчугова.

Со временем Лазаревское кладбище стало самым привилегированным кладбищем Петербурга. Здесь нашли свое последнее пристанище представители аристократических фамилий (Апраксины, Белосельские-Белозерские, Гагарины, Голицыны, Долгорукие, Мещерские, Разумовские, Салтыковы, Столыпины, Шуваловы и др.), императорские фавориты и фаворитки (Е.Р. Воронцова (Полянская), П.В. Завадовский, А.Я. Охотников), влиятельные вельможи (М.Н. Муравьев, Н.С. Мордвинов, А.В. Олсуфьев), талантливые ученые и литераторы (М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин), прославленные военачальники (В.Я. Чичагов, П.И. Ханыков).

Известный историк искусства Н.Н. Врангель писал в начале ХХ в: "Как будто здесь собрались после смерти все те, кто когда-то составляли тесный кружок придворного общества. На маленьком пространстве Лазаревского кладбища погребена целая эпоха, целый мир отживших идей, почти все придворное общество Елизаветы, Екатерины и Павла".


В конце XVIII в. церковь во имя Воскрешения святого Лазаря была значительно расширена, а в 1835-1836 гг. по проекту Л.Я. Тиблена она была практически полностью перестроена. При этом в ее основе сохранилась первая каменная постройка Александро-Невского монастыря.

Основная часть могил на Лазаревскои кладбище относится к XVIII cтолетию, хотя хоронить продолжали еще в XIX и даже в ХХ вв. Одним из последних стало захоронение в 1915 г. выдающегося государственного деятеля графа С.Ю. Витте. В 1919 г. кладбище было закрыто для погребений, и в начале 1930-х гг. на его основе стал создаваться музей художественных надгробий. Некоторые памятники, не представлявшие по мнению "экспертов" исторической и художественной ценности, были уничтожены, зато с других петербургских кладбищ, разрушавшихся или упраздненных, были сделаны перезахоронения (Л. Эйлер, К.И. Росси, Дж. Кваренги, Т. де Томон, М.И. Козловский, И.П. Мартос и др.). Число снесенных и перенесенных памятников относительно невелико, и, несмотря на такое вторжение в существование Лазаревского кладбища, можно сказать, что в целом оно сохранило свой исторический облик.


Музейная экспозиция открылась в Лазаревской усыпальнице в 1947 г., после того как в ней были проведены полномасштабные ремонтно-восстановительные ремонты. Но, к сожалению, исторический интерьер церкви-усыпальницы, который окончательно сформировался к началу ХХ в., был утерян безвозвратно. На сегодняшний день в Лазаревской усыпальнице - более 80 памятников. Среди них - надгробные плиты, пристенные памятники и саркофаги. Семейное место графов Шереметевых располагается в западной части зала. Найти Лазаревскую усыпальницу очень легко - это длинное одноэтажное здание с невысоким куполом на берегу реки Монастырки.

Церковь Праведного Лазаря

 

ЛАЗАРЕВСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА, церковь Праведного Лазаря в составе ансамбля Александро-Невской лавры.

Небольшая кам. церковь ("палатка") была построена в 1717 за алтарем дерев. ц. Благовещения для погребения царевны Натальи Алексеевны (в 1723 ее прах перенесен в кам. Благовещенскую усыпальницу). В 1787-89 Л. у. расширена, в 1835-36 полностью перестроена (арх. Л. Я. Тиблен) на средства графа Д. Н. Шереметева (являлась семейной усыпальницей графов Шереметевых). В 1923 Л. у. передана об-ву "Старый Петербург", с 1932 в составе Музея-некрополя (см. Городской скульптуры музей), иконостас и внутр. росписи уничтожены. В 1930-х гг. в Л. у. перенесен ряд надгробий из Федоровской и Духовской церквей лавры. Ныне в Л. у. св. 80 надгробных памятников и плит (св. 30 перенесены из др. некрополей). Среди похороненных: быв. крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова (в замужестве - графиня Шереметева), ее муж граф Н. П. Шереметев, И. А. Ганнибал (двоюродный дед А. С. Пушкина), конференц-секр. Петерб. АН Г. Н. Теплов, ген. П. И. Мелиссино (надгробие - 1800, скульп. М. И. Козловский), музыкант Мих. Ю. Виельгорский (см. Виельгорские), гос. деятели А. С. Шишков, В. П. Кочубей, Д. В. Дашков, Л. А. Перовский (надгробие - 1857, арх. М. А. Щурупов).

 

 

Тихвинское


Мемориальный парк «Некрополь мастеров искусств» находится на площади Александра Невского, справа от прохода, ведущего от Надвратной церкви к речке Монастырке. С начала XVIII в., когда была основана Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, на этом месте находились настоятельские покои, сад и огороды. Позднее здесь же было построено здание консистории.

Первое монастырское кладбище - Лазаревское, основанное в 1717г., к началу XIX в. стало уже тесным, и в марте 1823 г. канцелярия Александро-Невской лавры предложила учредить кладбище напротив Санкт-Петербургской Духовной Консистории. Учреждённое кладбище, которое назвали Новым Лазаревским, постепенно расширялось с востока на запад, приобретя современные границы лишь в конце 1870-х гг., когда его обнесли каменной оградой.

В 1869 г. по проекту архитектора Н.П. Гребёнки и на средства купцов братьев Полежаевых на кладбище была построена церковь-усыпальница во имя чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери. По названию этой церкви кладбище стало именоваться Тихвинским. Церковь была уничтожена в советское время, а в ее здании, полностью перестроенном, ныне размещается выставочный зал.

В начале XX в. на Тихвинском кладбище насчитывалось 1325 надгробных памятников. В тесной близости друг к другу стояли монументальные кресты на постаментах различной формы, многочисленные алтари, киоты, стелы. Ряд семейных мест был оформлен в виде часовен и массивных склепов, облицованных гранитом и мрамором.

Трагической страницей в истории Тихвинского кладбища стали первые послереволюционные десятилетия. Не было возможности обеспечить охрану могил, могие памятники были расхищены и разрушены. В 1934 г. на кладбище прекратили захоронения и было принято решение о создании на его территории музея-некрополя. Организация музея-некрополя находилась в непосредственной связи с планами уничтожения целого ряда исторических кладбищ города. Музейно-массовый сектор Политпросветцентра просил Ленсовет признать срочной мерой перевозку ценных памятников с этих кладбищ в музей-заповедник и перенесение в него прахов известных общественных деятелей, писателей и художников. Для этого предлагалось «...установить право ликвидации позднейших, не представляющих собой художественного значения памятников... для использования освободившихся площадей для постановки вновь привозимых...».

В связи с приближавшейся 100-летней годовщиной со дня смерти А.С. Пушкина, было решено превратить Тихвинское кладбище в «Некрополь мастеров искусств и современников А.С. Пушкина». Внешний облик этого некрополя, освобожденного от «обывательских» могил, не должен был походить на облик традиционного кладбища.

Исходя из этой задачи, архитектурно-планировочный отдел Ленсовета начал разработку проекта мемориального парка. Его авторами стали Е.Н. Сандлер и Е.К. Реймерс, при участии главного архитектора города Л.А. Ильина. Работы по реконструкции были начаты в 1935 г. и планировались к завершению на 15 августа следующего года.

Это привело к крайней спешке и небрежности. Реконструкцию осуществлял трест «Похоронное дело», не заинтересованный в сохранении памятников выдающегося исторического и художественного значения. Снос памятников принял спешный и несистематический характер. Несмотря на спешку, основные работы по созданию парка-некрополя были окончены лишь к августу 1937 г. Доделки продолжались еще многие годы.

В результате реконструкции Тихвинское кладбище перестало существовать. Из множества его памятников, в мемориальном парке сохранилось менее ста надгробий. Ряд памятников был перенесён в соседний «Некрополь XVIII века». По-видимому, причиной этого было их несоответствие тематике создаваемого некрополя. Прах некоторых деятелей науки перенесли с Тихвинского кладбища в музейный некрополь «Литераторские мостки» на Волковском кладбище (А.Д. Градовский, А.Ф. Кони, В.В. Пашутин и др.).

В соответствии с названием создаваемого некрополя, здесь осуществлялись перезахоронения выдающихся артистов, художников, скульпторов, композиторов и музыкальных деятелей. К ним прибавились лицейские друзья Пушкина: А.А. Дельвиг, Ф.Ф. Матюшкин, К.К. Данзас. Перезахоронения осуществлялись как с кладбищ, обреченных на уничтожение (Митрофаниевское, Фарфоровское, Выборгское католическое и др.), так и с сохранившихся (Смоленских, Волковских, Новодевичьего, Никольского). Некрополь создавался во времена воинствующего атеизма, поэтому памятники с религиозной символикой часто заменялись надгробиями, изготовленными музеем.

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда музей обеспечил охрану и укрытие памятников. От прямого попадания авиабомбы пострадало только одно надгробие - актрисы В.Н. Асенковой. Перезахоронения продолжались до середины 1950-х гг. В это же время в Некрополе мастеров искусств, получившем статус своеобразного городского Пантеона, нашли упокоение некоторые выдающиеся современники: ученые С.В. Лебедев, В.Г. Хлопин, художник М.И. Авилов, актеры Ю.М. Юрьев, П.З. Андреев, Н.К. Черкасов и др.

Проект реконструкции кладбища предполагал сосредоточение представителей каждого вида искусств в одном месте. Так, композиторы и музыкальные деятели были перезахоронены в основном на Композиторской дорожке у северной ограды некрополя. Туда же перенесли памятники, находившиеся в других частях старого Тихвинского кладбища: М.И. Глинки, А.С. Аренского, М.А. Балакирева. Артистов перезахоронили в центральной части некрополя, художников и скульпторов в западной части, где почти не сохранилось старых памятников. Перезахоронения, связанные с памятью А.С. Пушкина, осуществлялись в восточной части, у входа в некрополь, где большинство составляют сохранённые памятники начала XIX в., то есть памятники современникам поэта. Среди них выделяется своим обликом величественный мраморный портик надгробия откупщика А.И. Косиковского, сооруженный в 1840 г.

Несколько старых памятников Тихвинского кладбища были использованы как декоративные украшения, создающие «колорит» старого петербургского кладбища эпохи классицизма: колонны и пилоны на площадках у пересечения аллей.

Перечень утраченных памятников Тихвинского кладбища огромен. Утрата богатого аристократического петербургского некрополя, имевшего свой неповторимый художественный облик, безусловно заслуживает сожаления. Однако, помня о трагических обстоятельствах нашей истории, когда многое было утрачено навсегда, надо признать, что созданием Некрополя мастеров искусств удалось сохранить уникальный мемориал отечественной культуры.

Закономерно, что именно сюда в 1972 г. был перенесен из Парижа прах великого русского композитора А.Г. Глазунова. Рядом с надгробием Ф.М. Достоевского в 1968 г. нашли упокоение его жена, Анна Григорьевна, прежде похороненная в Ялте, и внук - А.Ф. Достоевский. Последним в этом Пантеоне русского искусства был похоронен в 1989 г. выдающийся театральный режиссёр ГА. Товстоногов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...