Надвратная церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость
План архитектурного ансамбля Александро-Невская Лавра - один из старейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга.
Архитектором проекта стал Доменико Трезини, представивший монастырский комплекс как резиденцию, учреждение и дворец вместе взятые. Идея была сохранена, несмотря на то, что над созданием одного из крупнейших архитектурных ансамблей города трудились многие талантливейшие архитекторы своего времени: Т. Швертфегер, М. Земцов, Л. Пустошкин, Ф. Королев, А. Мышецкий, П. Еропкин, М. Расторгуев, И. Старов и другие. Строительство монастыря продолжалось почти весь XVIII век и было завершено лишь к 1790 году.
Богадельня В 1783-1789 гг. арх. И. Е. Старов проводит комплексную реконструкцию левобережной монастырской территории с возведением каменной ограды с Надвратной церковью и богадельней. Надвратная церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость В 1783 году архитектор И. Е. Старов разработал проект парадного въезда в монастырь, оформив его в виде круглой площади со стороны Невского проспекта. Границы монастырской территории архитектор подчеркнул зданием надвратной мансардной церкви и каменной полуциркульной оградой. В 1788-1789 гг. по проекту И. Е. Старова были построены два двухэтажных жилых здания (Невский проспект, 177, 190) и примыкающее к ограде с западной стороны площади одноэтажное здание богадельни, которые завершили ансамбль Александро-Невской площади.
Строительство надвратной церкви велось под наблюдением архитектора М. Е. Мелентьева в течение 1784-1785 гг., отделочные работы - с осени 1785 года по весну 1786 года. Церковь была освящена 15 июля 1786 года во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Указом духовной Консистории 1 июля 1800 года храм стал приходским для мастеровых людей, обслуживающих Лавру, и для петербургских хлебгых промышленников, арендовавших у монастыря хлебные амбары, буяны и пристани по Калашниковской набережной. В 1904 году в церкви во имя Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" указом Синода был открыт первый вне пределов Лифляндии латышский приход. В храме на латышском языке совершались богослужения и требы, а также имелась библиотека книг и периодических изданий. Латышский приход в Скорбященской церкви просуществовал до 1918 года. В 1930-е гг. в надвратном храме размещался районный совет Осоавиахима. После войны в помещении церкви, отреставрированной в 1949-1950 гг., разместилась дирекция Музея городской скульптуры. Скорбященскую церковь официально передали митрополии в апреле 1994 года. В сентябре 1997 года в левом флигеле церкви наместником Назарием была освящена часовня во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". В храме совершаются молебны по средам и пятницам. Лазаревское Некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище и Лазаревская усыпальница) Слева от входа на территорию Лавры через арку надвратной церкви Всех Скорбящих радости находится Лазаревское кладбище (Некрополь XVIII в.) - самое старое из сохранившихся кладбищ Санкт-Петербурга. Его история начинается с 1717 г. (хотя отдельные захоронения делались и раньше), когда здесь была похоронена любимая сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна, а затем и его сын царевич Петр. Над их могилами была возведена небольшая часовня во имя Воскрешения святого Лазаря, от которой все кладбище получило название Лазаревского. Через несколько лет останки Натальи Алексеевны и Петра Петровича были перенесены в Благовещенскую церковь и перезахоронены в самой почетной алтарной части. Над их могилами были положены плиты, получившие название царских, и Благовещенская церковь стала превращаться в первую царскую усыпальницу Петербурга. В ней похоронены царица Прасковья Федоровна, ее дочь герцогиня Мекленбургская Екатерина Иоанновна, правительница России Анна Леопольдовна, первая жена цесаревича Павла Петровича (будущего императора Павла I) великая княгиня Наталья Алексеевна и др. Там же был погребен император Петр III, прах которого в 1796 г. был перенесен его сыном в императорскую усыпальницу Петропавловского собора.
Со временем Лазаревское кладбище стало самым привилегированным кладбищем Петербурга. Здесь нашли свое последнее пристанище представители аристократических фамилий (Апраксины, Белосельские-Белозерские, Гагарины, Голицыны, Долгорукие, Мещерские, Разумовские, Салтыковы, Столыпины, Шуваловы и др.), императорские фавориты и фаворитки (Е.Р. Воронцова (Полянская), П.В. Завадовский, А.Я. Охотников), влиятельные вельможи (М.Н. Муравьев, Н.С. Мордвинов, А.В. Олсуфьев), талантливые ученые и литераторы (М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин), прославленные военачальники (В.Я. Чичагов, П.И. Ханыков). Известный историк искусства Н.Н. Врангель писал в начале ХХ в: "Как будто здесь собрались после смерти все те, кто когда-то составляли тесный кружок придворного общества. На маленьком пространстве Лазаревского кладбища погребена целая эпоха, целый мир отживших идей, почти все придворное общество Елизаветы, Екатерины и Павла".
Основная часть могил на Лазаревскои кладбище относится к XVIII cтолетию, хотя хоронить продолжали еще в XIX и даже в ХХ вв. Одним из последних стало захоронение в 1915 г. выдающегося государственного деятеля графа С.Ю. Витте. В 1919 г. кладбище было закрыто для погребений, и в начале 1930-х гг. на его основе стал создаваться музей художественных надгробий. Некоторые памятники, не представлявшие по мнению "экспертов" исторической и художественной ценности, были уничтожены, зато с других петербургских кладбищ, разрушавшихся или упраздненных, были сделаны перезахоронения (Л. Эйлер, К.И. Росси, Дж. Кваренги, Т. де Томон, М.И. Козловский, И.П. Мартос и др.). Число снесенных и перенесенных памятников относительно невелико, и, несмотря на такое вторжение в существование Лазаревского кладбища, можно сказать, что в целом оно сохранило свой исторический облик.
Церковь Праведного Лазаря
ЛАЗАРЕВСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА, церковь Праведного Лазаря в составе ансамбля Александро-Невской лавры. Небольшая кам. церковь ("палатка") была построена в 1717 за алтарем дерев. ц. Благовещения для погребения царевны Натальи Алексеевны (в 1723 ее прах перенесен в кам. Благовещенскую усыпальницу). В 1787-89 Л. у. расширена, в 1835-36 полностью перестроена (арх. Л. Я. Тиблен) на средства графа Д. Н. Шереметева (являлась семейной усыпальницей графов Шереметевых). В 1923 Л. у. передана об-ву "Старый Петербург", с 1932 в составе Музея-некрополя (см. Городской скульптуры музей), иконостас и внутр. росписи уничтожены. В 1930-х гг. в Л. у. перенесен ряд надгробий из Федоровской и Духовской церквей лавры. Ныне в Л. у. св. 80 надгробных памятников и плит (св. 30 перенесены из др. некрополей). Среди похороненных: быв. крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова (в замужестве - графиня Шереметева), ее муж граф Н. П. Шереметев, И. А. Ганнибал (двоюродный дед А. С. Пушкина), конференц-секр. Петерб. АН Г. Н. Теплов, ген. П. И. Мелиссино (надгробие - 1800, скульп. М. И. Козловский), музыкант Мих. Ю. Виельгорский (см. Виельгорские), гос. деятели А. С. Шишков, В. П. Кочубей, Д. В. Дашков, Л. А. Перовский (надгробие - 1857, арх. М. А. Щурупов).
Тихвинское
Первое монастырское кладбище - Лазаревское, основанное в 1717г., к началу XIX в. стало уже тесным, и в марте 1823 г. канцелярия Александро-Невской лавры предложила учредить кладбище напротив Санкт-Петербургской Духовной Консистории. Учреждённое кладбище, которое назвали Новым Лазаревским, постепенно расширялось с востока на запад, приобретя современные границы лишь в конце 1870-х гг., когда его обнесли каменной оградой. В 1869 г. по проекту архитектора Н.П. Гребёнки и на средства купцов братьев Полежаевых на кладбище была построена церковь-усыпальница во имя чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери. По названию этой церкви кладбище стало именоваться Тихвинским. Церковь была уничтожена в советское время, а в ее здании, полностью перестроенном, ныне размещается выставочный зал. В начале XX в. на Тихвинском кладбище насчитывалось 1325 надгробных памятников. В тесной близости друг к другу стояли монументальные кресты на постаментах различной формы, многочисленные алтари, киоты, стелы. Ряд семейных мест был оформлен в виде часовен и массивных склепов, облицованных гранитом и мрамором. Трагической страницей в истории Тихвинского кладбища стали первые послереволюционные десятилетия. Не было возможности обеспечить охрану могил, могие памятники были расхищены и разрушены. В 1934 г. на кладбище прекратили захоронения и было принято решение о создании на его территории музея-некрополя. Организация музея-некрополя находилась в непосредственной связи с планами уничтожения целого ряда исторических кладбищ города. Музейно-массовый сектор Политпросветцентра просил Ленсовет признать срочной мерой перевозку ценных памятников с этих кладбищ в музей-заповедник и перенесение в него прахов известных общественных деятелей, писателей и художников. Для этого предлагалось «...установить право ликвидации позднейших, не представляющих собой художественного значения памятников... для использования освободившихся площадей для постановки вновь привозимых...». В связи с приближавшейся 100-летней годовщиной со дня смерти А.С. Пушкина, было решено превратить Тихвинское кладбище в «Некрополь мастеров искусств и современников А.С. Пушкина». Внешний облик этого некрополя, освобожденного от «обывательских» могил, не должен был походить на облик традиционного кладбища. Исходя из этой задачи, архитектурно-планировочный отдел Ленсовета начал разработку проекта мемориального парка. Его авторами стали Е.Н. Сандлер и Е.К. Реймерс, при участии главного архитектора города Л.А. Ильина. Работы по реконструкции были начаты в 1935 г. и планировались к завершению на 15 августа следующего года. Это привело к крайней спешке и небрежности. Реконструкцию осуществлял трест «Похоронное дело», не заинтересованный в сохранении памятников выдающегося исторического и художественного значения. Снос памятников принял спешный и несистематический характер. Несмотря на спешку, основные работы по созданию парка-некрополя были окончены лишь к августу 1937 г. Доделки продолжались еще многие годы. В результате реконструкции Тихвинское кладбище перестало существовать. Из множества его памятников, в мемориальном парке сохранилось менее ста надгробий. Ряд памятников был перенесён в соседний «Некрополь XVIII века». По-видимому, причиной этого было их несоответствие тематике создаваемого некрополя. Прах некоторых деятелей науки перенесли с Тихвинского кладбища в музейный некрополь «Литераторские мостки» на Волковском кладбище (А.Д. Градовский, А.Ф. Кони, В.В. Пашутин и др.). В соответствии с названием создаваемого некрополя, здесь осуществлялись перезахоронения выдающихся артистов, художников, скульпторов, композиторов и музыкальных деятелей. К ним прибавились лицейские друзья Пушкина: А.А. Дельвиг, Ф.Ф. Матюшкин, К.К. Данзас. Перезахоронения осуществлялись как с кладбищ, обреченных на уничтожение (Митрофаниевское, Фарфоровское, Выборгское католическое и др.), так и с сохранившихся (Смоленских, Волковских, Новодевичьего, Никольского). Некрополь создавался во времена воинствующего атеизма, поэтому памятники с религиозной символикой часто заменялись надгробиями, изготовленными музеем. Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда музей обеспечил охрану и укрытие памятников. От прямого попадания авиабомбы пострадало только одно надгробие - актрисы В.Н. Асенковой. Перезахоронения продолжались до середины 1950-х гг. В это же время в Некрополе мастеров искусств, получившем статус своеобразного городского Пантеона, нашли упокоение некоторые выдающиеся современники: ученые С.В. Лебедев, В.Г. Хлопин, художник М.И. Авилов, актеры Ю.М. Юрьев, П.З. Андреев, Н.К. Черкасов и др. Проект реконструкции кладбища предполагал сосредоточение представителей каждого вида искусств в одном месте. Так, композиторы и музыкальные деятели были перезахоронены в основном на Композиторской дорожке у северной ограды некрополя. Туда же перенесли памятники, находившиеся в других частях старого Тихвинского кладбища: М.И. Глинки, А.С. Аренского, М.А. Балакирева. Артистов перезахоронили в центральной части некрополя, художников и скульпторов в западной части, где почти не сохранилось старых памятников. Перезахоронения, связанные с памятью А.С. Пушкина, осуществлялись в восточной части, у входа в некрополь, где большинство составляют сохранённые памятники начала XIX в., то есть памятники современникам поэта. Среди них выделяется своим обликом величественный мраморный портик надгробия откупщика А.И. Косиковского, сооруженный в 1840 г. Несколько старых памятников Тихвинского кладбища были использованы как декоративные украшения, создающие «колорит» старого петербургского кладбища эпохи классицизма: колонны и пилоны на площадках у пересечения аллей. Перечень утраченных памятников Тихвинского кладбища огромен. Утрата богатого аристократического петербургского некрополя, имевшего свой неповторимый художественный облик, безусловно заслуживает сожаления. Однако, помня о трагических обстоятельствах нашей истории, когда многое было утрачено навсегда, надо признать, что созданием Некрополя мастеров искусств удалось сохранить уникальный мемориал отечественной культуры. Закономерно, что именно сюда в 1972 г. был перенесен из Парижа прах великого русского композитора А.Г. Глазунова. Рядом с надгробием Ф.М. Достоевского в 1968 г. нашли упокоение его жена, Анна Григорьевна, прежде похороненная в Ялте, и внук - А.Ф. Достоевский. Последним в этом Пантеоне русского искусства был похоронен в 1989 г. выдающийся театральный режиссёр ГА. Товстоногов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|