Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского

Двухэтажная Благовещенская - Александро-Невская церковь - первое по времени каменное сооружение архитектурного ансамбля Лавры, один из самых характерных сохранившихся памятников петербургской архитектуры начала XVIII века. Заложена в 1717 году. Верхний храм был освящен 12 сентября (30 августа) 1724 года в честь святого благоверного князя Александра Невского. В этот же день там была поставлена рака с мощами благоверного князя, перенесенными по воле императора Петра I из Владимира в строящийся столичный монастырь. В нижнем этаже изначально предполагалась монастырская трапезная, однако впоследствии планы переменились. Нижний храм был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта) 1725 года. Под ним была устроена усыпальница на 25 мест для погребения членов царской семьи и именитых вельмож. Первое захоронение здесь состоялось 24 октября 1723 года, когда в Благовещенской усыпальнице была похоронена вдовствующая царица Прасковья Фёдоровна (вдова старшего брата Петра I – царя Иоанна V Алексеевича), сюда же перенесли из Лазаревской церкви-усыпальницы останки любимой сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны и его сына – царевича Петра Петровича.

Благовещенская церковь сохранила память и об «эпохе дворцовых переворотов»: здесь ещё в 1746 году была похоронена внучка Иоанна V, Анна Леопольдовна, мать императора Иоанна Антоновича, свергнутого с престола в 1741 году, а в июле 1762 года в центральной части усыпальницы был погребён внук Петра I император Петр III (впоследствии его прах перенесен в Петропавловский собор по указу Павла I).

В 1780-е годы к юго-восточной части церкви была пристроена «палатка» - сводчатое помещение, предназначенное для погребений. Еще до ее сооружения на этом месте были положены каменные плиты, оказавшиеся теперь внутри палатки. Позднее в этой пристройке были похоронены многие известные люди: основатель Московского университета и Академии художеств граф Иван Иванович Шувалов, устроитель Смольного института и Воспитательного дома для сирот Иван Иванович Бецкой и другие.
С восточной части к Благовещенской церкви была пристроена небольшая приземистая галерея-ризница, в которой находились семейные памятники князей Юсуповых.

Громким событием стали похороны в Благовещенской усыпальнице генералиссимуса Александра Васильевича Суворова 19 (6) мая 1800 года. Предание гласит, что, когда катафалк, накрытый высоким балдахином, остановился перед лаврскими воротами, петербуржцы, провожавшие Суворова в последний путь, испугались, что ворота окажутся слишком узкими и катафалк в них застрянет. И в этот момент один из ветеранов, участвовавший в военных походах Суворова, с уверенностью заявил: «Не бойтесь, пройдет! Он везде проходил!» В ворота катафалк действительно проехал благополучно. Над местом погребения, согласно воле полководца, была установлена каменная плита с надписью: «Здесь лежит Суворов» (эту эпитафию Суворов избрал себе сам).

В течение XIX века в Благовещенской церкви проводились реставрационные работы. Верхний и нижний храмы подверглись ремонту и были заново освящены.

После Октябрьской революции все жилые помещения и службы Александро-Невской Лавры перешли в ведение различных нецерковных учреждений. Храмы были оставлены общинам верующих, организованных в двадцатки. Благовещенская церковь была изъята у приходской общины в 1933 году и передана музею-некрополю. Верхний Александро-Невский храм отошел сектору геодезических съемок института Гипрогор. Церковные помещения были использованы под склады с устройством межэтажных перекрытий, множества перегородок и печей. Здание церкви начало разрушаться.
В нижний Благовещенский храм перенесли некоторые детали надгробных памятников, находившихся в Николо-Федоровской и Исидоровской церквях, закрытых в 1931 г. В 1937 в Благовещенской церкви произвели несколько перезахоронений останков из разоренной Свято-Духовской церкви.
В 1940 году, после учреждения Государственного музея городской скульптуры, Благовещенская церковь целиком перешла в его ведение, включая верхний храм, уже обезображенный прежними арендаторами. После проведения ремонтных работ 15 мая 1950 года церковь открылась для посетителей музея.
Частичная реставрация Благовещенской церкви началась еще во время Великой Отечественной Войны, когда на территории Лавры размещался военный госпиталь. Художники в ноябре 1942 года привели в порядок могилу Суворова, оформив её живописными панно и флагами. Сюда, к могиле великого полководца, приходили воины, отправлявшиеся на защиту Ленинграда.

Благовещенская – Александро-Невская церковь, несмотря на неоднократные попытки вернуть ее монастырю, до сих пор остается в ведении Государственного музея городской скульптуры. В 2001 году на здании церкви поместили табличку «Национальный пантеон России».

Принятие Правительством Санкт-Петербурга решения о передаче Александро-Невской Лавре Благовещенской церкви было озвучено бывшим вице-губернатором города Василием Николаевичем Кичеджи на праздновании дня рождения Лавры 7 апреля 2013 года, однако решение не было воплощено в жизнь. В 2014 году по благословению наместника Лавры епископа Кронштадтского Назария у стен Благовещенской церкви проходили молитвенные стояния за возвращение храма монастырю.

Ворота Лавры


Вход в Лавру через Святые ворота Надвратной церкви сразу же настраивает на торжественный и сосредоточенный склад мыслей. Панорама Благовещенских ворот, с виднеющимися слева куполом Благовещенской церкви и шатром Святотроицкого собора по центру, создает эмоциональный настрой, который в старину называли "благолепием". "Душа замирает" - так можно было бы выразить ощущения от созерцания надвратных икон Благовещенских врат, выполненных в стиле византийской мозаики. Консисторские ворота, ведущие во внутренний двор Благовещенской церкви, своим барочным стилем заставляют почувствовать себя совсем в другом времени. В душе затихает суета и вот мы подходим к Ризничным воротам, ведущим на Никольское кладбище. Перед нами шедевр литейного искусства. Со стороны реки Монастырки также есть ворота, чугунное литье которых невозможно назвать иначе, чем кружевом. Все в окружении нас заставляет успокоиться и, созерцая дело рук человеческих, невольно проникнуться пониманием того, что называют "боговдохновением".

 


Консистаторские ворота располагаются слева от Благовещенских. Они сохраняют изысканную красоту стиля, свойственного петровскому барокко. Слева от них радует глаз орнамент решётки реки Монастырки.

  

Подойдем ближе к Благовещенским воротам и рассмотрим иконы "Спаса Нерукотворного" и " Божией Матери Скоропослушницы".

 

   

 

 

Именно в Византии на иконах, выполненных в мозаике, начали передавать святость изображенных с помощью золотого свечения вокруг головы. Через человеческий лик проглядывает неземная сущность Духа Господнего.

   

 

В 1861 г. территории между Невой и монастырем отвели под кладбище. Первое упоминание о захоронении «на новом кладбище, что в ограде за собором» относится к сентябрю 1863 г., когда здесь похоронили вдову бывшего служителя Сергея Тимофеева. С 1868 г. кладбище именовалось Засоборным, а в 1877 г. получило название Никольского, по церкви, построенной в 1868-1871 гг. архитектором Карповым Г.И. Ворота, ведущие на кладбище, служат своего рода рамкой для этой небольшой, но очень уютной церкви.

                               

 

Участок некрополя, отделенный от основного массива Архиерейской дорожкой, с конца ХIX в. служил для погребения монахов Александро-Невской лавры и петербургских митрополитов. Он и сейчас сохраняет название Братское кладбище. В 1979 г. здесь был похоронен митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. В 1988 г. был установлен новый дубовый крест на могиле митрополита Антония (Вадковского) и кресты перезахороненным в 1932 г. из Исидоровской церкви митрополитам Исидору и Палладию. Рядом находится крест-кенотаф митрополиту Петроградскому Вениамину, священномученику, расстрелянному в 1922 г.
К Архирейской дорожке Никольского кладбища ведут Ризничные ворота.

                       

Со стороны реки Монастырки поражают чугунным литьем Монастырские ворота, в рисунке которых повторяется орнамент ограды Благовещенской церкви.



Выражение немецкого теоретика искусства Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775—1854) про архитектуру, которую он сравнивал с музыкой, всегда приходит на ум, когда, с трепетом и умилением, входишь через Святые ворота в обитель, объединяющую всё, что так дорого душе человеческой, где стирается грань между ремеслом и искусством, и во всем чувствуется присутствие Бога, который, как известно, есть Любовь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...