Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Церковь Сошествия Святого Духа

Архитектор Д. Трезини спроектировал восточную линию монастырского каре в виде двухэтажных корпусов, расположенных тремя уступами от собора в сторону Невы. В 1717 году под его руководством началось сооружение ближайшей к Благовещенской церкви части корпуса, предназначавшейся для приемов, для чего на первом и втором этажах после галерей были устроены просторные залы-трапезы. Два остальных флигеля планировались как келейные. Сооружение северо-восточного корпуса звершил Т. Швертфегер в 1725 году. На первом этаже располагались зал для собраний и монашеские кельи, на втором - также зал, покои наместника, кельи иеромонахов и братии. В 1760 году открытые галереи корпуса были застеклены.

В 1819 году оба примыкавших к Александро-Невской Благовещенской церкви зала на первом и втором этажах были объединены в один двусветный зал, с востока к нему пристроили алтарь. Работы по созданию нового храма велись по проекту и под руководством лаврского архитектора В. П. Петрова. Освящение церкви во имя Сошествия Святого Духа совершилось 18 мая 1922 года.

Духовская церковь использовалась для погребений вплоть до начала XX века. Всего в ней было совершено 172 захоронения. В церковном зале вблизи алтаря нашли упокоение столичные митрополиты Михаил (Десницкий), Серафим (Глаголевский), Антоний (Рафальский), Никанор (Клементьевский) и Григорий (Постников). 1 февраля 1881 года в Свято-Духовской церкви при огромном стечении народа отпевали писателя Ф. М. Достоевского.

При советской власти Свято-Духовский храм был закрыт последним на территории обители, в январе 1936 года, его интерьеры были полностью уничтожены, на месте усыпальниц размещена котельная. В 1950-е - 1960-е годы в Духовском корпусе располагались покои митрополита и Епархиальное управление.

В 2001 году Духовской корпус вернули Лавре. В настоящее время в нем находятся покои наместника и братские кельи, а в помещении церкви - духовно-просветительский центр "Святодуховский", начавший свою работу в январе 2003 года.
Свято-Духовский храм будет восстановлен в качестве домовой церкви.

Здание консистотории и кладбищенской конторы

 

Здание консистотории и кладбищенской конторы было возведено в 1900 г. архитектором Л.П. Андреевым, который в конце ХIХ в. работал в лавре. Так, в 1896г. Лев Петрович приступил к расширению трапезной в митрополичьем доме, на втором этаже, и после этого в лавре появилась еще одна небольшая домовая церковь.
Бережно вписанное в ансамбль северо-восточной части лавры, здание консистотории и кладбищенской конторы сохранило по воле архитектора стиль "петровского (или русского) барокко".

Консистория – в русской православной церкви орган церковно-административного управления при епархиальном архиерее (1774—1918). Возглавлялась секретарём, назначаемым и подчинявшимся обер-прокурору Синода.
Синодальным определением от 9 июля 1744 г. все состоящие при архиерейских домах Российских епархий канцелярии были переименованы в консистории.
Эта реформа коснулась также и Санкт-Петербургской епархии.
Указ Синода в Санкт-Петербургской епархии был получен 9 июля, а 18 июля обнародован по распоряжению епископа всему духовенству. Но, получив новое наименование, указывающее на коллегиальность (наименование Консистории (от con-sistere – сходиться, сходясь останавливаться, согласовываться) соответствует коллегиальному учреждению, члены которого обсуждают дела с правом собственного суждения), рассматриваемое нами учреждение лишь постепенно и весьма медленно приобретало требуемые наименованием свойства и в основном продолжало оставаться прежним канцелярским аппаратом при единовластии архиерея.
Обычно членами Консистории определялись лучшие из числа столичного духовенства. В большинстве случаев это были священнослужители Кафедрального собора. Но встречались среди них и приходские священники. Архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) уделял много внимания работе Консистории и старался подобрать в ее члены честных и работоспособных лиц, так как предполагал их сделать своими действительными помощниками по управлению епархией и предоставлял им возможность проявить инициативу. Об этом свидетельствует указ о назначении члена Консистории: «Усмотрели потом мы, что в нашей Консистории многие трудные дела непрестанно и почти ежедневно разные и рассуждения довольно требующие случаются того ради для лучшества и скорости и без остановления текущих дел, определяем нашу Консисторию в заседателя, честного и совестию и честностью свидетельствованного мужа, священника церкви преподобного Сергия, Игнатия Васильева, которого по надлежащему, и к указанной присяге привесть, и быть ему в Консистории нашей, в силу указов и правил, должность свою правящим». Он постарался, насколько было возможно, компенсировать их до того времени бесплатный труд.
В 1745–1765 гг. Консистория помещалась в бывшем доме князя Гагарина на Петербургском острове.

В 1765 г. она была переведена в Александро-Невский монастырь.

Санкт-Петербургская Духовная Консистория была типичным для своего времени учреждением. Ее деятельности были свойственны все характерные для данной эпохи недостатки, из которых главным был порожденный Петровскими реформами бюрократический метод работы. Необходимо признать, что Консистории приходилось работать в тяжелых материальных условиях, гораздо худших по сравнению с Консисториями других епархий. Поэтому достойны всякого уважения ее скоромные служащие, которые, получая лишь незначительную часть своего и без того мизерного жалованья, все же выполняли порученную им работу. Достойны благодарного воспоминания и неустанные хлопоты преосвященных Никодима, Феодосия и Сильвестра об обеспечении служащих Консистории. Особенно замечательно стремление последнего привлечь наиболее выдающихся представителей духовенства к разрешению «рассуждения довольного требующих» епархиальных дел, что представлялось в XVIII в., когда, по свидетельству проф. Заозерского, «Консисториям нечего было ни обсуждать, ни разъяснять, а только облекать в письменную единообразную форму волю высшего и одного в епархии начальника – архиерея», довольно значительным и прогрессивным новаторством.
В 1841 г. Духовной Консистории был дан «Устав», по которому через консисторию, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и суд в епархии.
Высшая власть над Д. консисториями принадлежит Св. Синоду. Д. консистория состоит из присутствия и канцелярии. Присутствие составляют члены, число которых различно, смотря по величине епархии. Члены Д. К. избираются епархиальным архиереем из священников и утверждаются св. Синодом; увольняются Синодом по представлению архиерея. Каждому члену Д. К. вверяется для особого наблюдения известный разряд дел, или так называемый стол; но в слушании и решении дел в присутствии участвуют все члены. Канцелярия Д. консистории состоит под начальством секретаря, который, заведуя всеми столами, фактически пользуется бо'льшим влиянием, чем каждый член присутствия в отдельности. Этому способствует и то, что секретарь утверждается в должности и увольняется св. Синодом по предложению обер-прокурора. Ведению Д. консистории не подлежат духовно-учебные заведения и попечительства.
О лицах, желающих занять священнические места, Д. консистория собирает сведения; при пострижении в монашество наводит справки, нет ли к тому препятствий; выдает по церквам книги для ведения церковных документов, потом отбирает их и свидетельствует их исправность; наблюдает за хозяйством арх. дома, монастырей и церквей и содержит опись имущества всех этих учреждений. Консисторскому суду подлежат лица духовного и светского звания. Первые судятся по проступкам и преступлениям против должности, благочиния и благоповедения, по взаимным спорам, возникающим из пользования церковною собственностью, по жалобам духовных и светских лиц на духовных за обиды и нарушение бесспорных обязательств и по просьбам о побуждении к уплате бесспорных долгов. Лица светского звания подлежат суду Д. по делам о браках, совершенных незаконно, по делам о расторжении и прекращении браков и по проступкам, подвергающим виновных церковной епитимии. Журналы и протоколы Д. К. прежде исполнения представляются на утверждение епарх. архиерея. Если заключение Д. К. не единогласное, тогда архиерей, утверждая решение большинства или особое мнение меньшинства, объясняет в своей резолюции основания ее. В случае несогласия с решением Д. К. архиерей предлагает ей пересмотреть дело или дополнить его нужными, по его мнению, обстоятельствами. Члены консистории по рассмотрении указанных архиереем обстоятельств не стесняются в своих суждениях и могут остаться при прежнем мнении. В случае несогласия с вторичным мнением консистории архиерей полагает собственное решение, которое и приводится в исполнение. В отсутствие епарх. архиерея журналы Д. консистория обращаются к исполнению за подписью членов Д. консистории. Архиерей может допустить это и в других случаях для ускорения течения дел с тем, чтобы постановления, не рассмотренные им прежде исполнения, были представляемы ему по окончании месяца для удостоверения в их правильности.

Свято-Троицкий собор

 

Важнейшим событием в обители в последней трети XVIII века было сооружение главного храма. Разработка проекта была поручена в 1774 году архитектору И. Е. Старову. В феврале 1776 году Екатерина II утвердила проект. 30 августа 1778 года, в день перенесения мощей святого Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) в присутствии императрицы провел церемонию закладки храма. Сооружение собора и его внешняя отделка были завершены к 1788 году, а роспись стен, сводов и купола закончена к августу 1790 году. Торжественное освящение собора во имя Святой и Живоначальной Троицы и перенесение в него мощей святого князя Александра Невского состоялось 30 августа 1790 года. Собор отличается богатым внутренним убранством. Екатерина II подарила для храма драгоценные богослужебные предметы и ряд картин на церковные сюжеты, созданных крупными мастерами западноевропейского искусства и русскими художниками-академистами.     Весной 1922 года реквизировали большую часть церковных ценностей собора, рака святого Александра Невского была вскрыта, мощи изъяты, а серебряный саркофаг передан в Эрмитаж. 20 декабря 1933 года собор был закрыт, его помещения сдали в аренду различным организациям, живопись передали в Музейный фонд. В 1956 году было принято постановление о возвращении Троицкого собора верующим. Здание храма сильно пострадало от действий арендаторов и от обстрелов во время войны, поэтому в 1957-1960 гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора. 12 сентября (30 августа) 1957 года совершилось освящение главного алтаря, с этого времени в соборе возобновилась приходская жизнь. 3 июня 1989 года из Музея истории религии и атеизма в Свято-Троицкий собор были возвращены мощи святого Александра Невского. В настоящее время в соборе находятся многие почитаемые верующими святыни. Перед главным собором монастыря находится "Коммунистическая площадка", в 2009 г. переименованная в Казачье кладбище. Участники обороны Петрограда, жертвы кронштадтского мятежа, старые большевики, потомственные питерские рабочие, известные ученые и инженеры - таков состав этого своеобразного советского некрополя. Захоронения, прекращенные в конце 1930-х годов, были возобновлены в период Великой Отечественной войны, когда на Коммунистической площадке были погребены участники битвы за Ленинград. Всего здесь расположено около 340 могил.

Никольское кладбище


Третий по времени основания лаврский некрополь был открыт в 1863 г. к востоку от Свято-Троицкого собора. Первое время это кладбище называли Засоборным, но после постройки Никольской церкви в 1868-1871 гг. оно получило свое современное название - Никольское. В XIX в. Никольское кладбище было одним из самых дорогих и, как это не странно звучит по отношению к кладбищу, престижных в городе. Само собой разумеется, что лучший некрополь столицы содержался в идеальном состоянии, имел регулярную планировку и представлял собой скорее красивый парк, нежели место для захоронений. В северной части некрополя был устроен живописный тенистый пруд с закругленными берегами.


Во второй половине XIX в. в архитектуре и скульптуре часто использовались мотивы древнерусского зодчества. Эта тенденция нашла свое отражение и в оформлении многочисленных часовен-склепов на Никольском кладбище. Кроме того, многие богатые люди стремились увековечить себя в бронзе, граните или мраморе, а потому родственники почивших заказывали у известных мастеров того времени - Н. Лаверецкого, И. Подозерова, Р. Баха, И. Шредера и других - не простые надгробные плиты, а скульптурные изображения. Особый интерес представляют мемориальные памятники в стиле модерн, щедро украшенные майоликой, мозаикой и керамической плиткой. В сочетании с полированным гранитом и мрамором различных оттенков богатая отделка создает неповторимое по красоте зрелище.

Никольское кладбище входит в состав некрополя Александро-Невской лавры, но в отличие от Лазаревского и Тихвинского кладбищ, не является музеем-заповедником. С идеологической точки зрения, оно не представляло никакой художественной и исторической ценности, а потому в 1930-1940-х гг. Никольское кладбище хотели ликвидировать. В связи с этим ценные исторические захоронения были перенесены на соседние лаврские некрополи-музеи. Так были перезахоронены останки И.А. Гончарова, А.Г. Рубинштейна, В.Ф. Комиссаржевской, Б.М. Кустодиева.


В 1970-е гг. был разработан план комплексной реставрации ансамбля Александро-Невской лавры. Проектировщики не обошли своим вниманием и Никольское кладбище, которое к тому времени находилось в ужасающем состоянии. Некропольбыл частично отреставрирован и благоустроен. А в чудом уцелевшей Никольской церкви был проведен капитальный ремонт. В мае 1985 г. красивая одноглавая церковь с луковичным куполом была вновь торжественно освящена. Кстати, вблизи Никольской церкви находится могила выдающегося историка и этнографа Л.Н. Гумилева.


В конце 1970-х гг. захоронения на Никольском кладбище были возобновлены, но все они имеют исключительный, почетный характер. Так в 2000 г. на Никольском кладбище был похоронен первый мэр Санкт-Петербурга А. Собчак, а двумя годами ранее там же состоялись похороны депутата Государственной думы Г. Старовойтовой, убитой 20 ноября 1998 г. в подъезде собственного дома на канале Грибоедова.


На Никольском кладбище похоронены: архитектор В.А. Кенель, художник М.О. Микешин, ученые Б.Б. Голицын, А.И. Воейков и Н.А. Котляревский, первые русские авиаторы С.И. Уточкин и Л.М. Мациевич и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...