146 ионийский лад гипоионийский лад
146 ионийский лад гипоионийский лад
Гамма гипоионийского лада совпадает по звуковому составу с гаммой миксолидийского лада, за исключением местоположения относительного устоя и, следовательно, соотношения между устоями. Подобным образом могут быть получены гаммы гиподорийского, гипофригийского и других плагальных ладов.
§ 53. Диатонические лады в народной и профессиональной музыке Как уже говорилось, семиступенные диатонические лады широко распространены в народной музыке. Так, в русской народной песне можно встретить наряду с натуральным мажором и минором другие диатонические лады, как, например, миксолидийский мажор:
147 Русская народная песня «Ай, во поле липынька»
Обращает на себя внимание запись песни (взятой из сборника русских народных песен, составленного Н. А. Римским-Корсаковым): при ясно выраженной тонике Фа-диез в ключе выставлено пять диезов, а не шесть, как в обычном Fis-dur. Лидийский лад часто можно встретить в польской народной музыке, влиянием которой объясняется нередкое использование этого лада в музыке Шопена: 148 [Allegro non troppo] Ф. Шопен. Мазурка op. 24 № 2
В приведенном примере (F-dur) IV высокая ступень встречается лишь однажды, но она подчеркнута ремаркой «ritenuto». Фригийский и дорийский лады можно также встретить в образцах народной музыки: 149 Моравская народная песня
В композиторском творчестве семиступенные диатонические лады используются как для воссоздания народного колорита, так и в связи с определенным характером выразительности, отличающим эти лады от общеупотребительных. Например, выразительные возможности лидийского лада по сравнению с натуральным мажором связаны с более яркой, подчеркнутой мажорностью, а мнксолидийского — с несколько омраченной мажорностью, «потемнением» общего колорита. Если сравнить выразительные возможности фригийского и дорийского ладов с натуральным минором, то во фригийском ладе заметно усиление, углубление минорности, а в дорийском — просветление, «омажоривание». Для наглядности можно расположить звукоряды описанных ладов в порядке нарастания мажорности (или, что то же самое, уменьшения минорности) — от наиболее минорного (локрийского) до наиболее мажорного (лидийского) лада; при этом низкие ступени постепенно убывают и заменяются высокими: 150 локрийский фригийский эолийский дорийский миксолидийский ионийский лидийский
§ 54. Диатонические лады с меньшим количеством ступеней Из этих диатонических ладов наибольшую роль в народной и профессиональной музыке играют пятиступенные лады, относящиеся к области пентатоники. Пентатонику можно себе представить как диатонический звукоряд, в котором отсутствуют полутоновые и тритоновые соотношения ступеней. Например: 151 Пентатоника относится к разряду так называемых ангемитонных, то есть бесполутоновых ладов. Приведенные звукоряды можно сравнить соответственно с натуральным (ионийским) до мажором, где отсутствуют звуки фа и си, образующие между собой тритон и находящиеся в полутоновом сопряжении с одной из соседних ступеней, и натуральным (эолийским) до минором, в котором отсутствуют звуки ре и ля-бемоль, также образующие между собой тритон и прлутоновое соотношение с одной из соседних ступеней лада.
Как и в полных диатонических звукорядах, звуки пентатоники могут быть расположены по чистым квинтам (или квартам). Подобно семиступенным диатоническим ладам, и в данном случае тоновая величина терции, построенной от I ступени, придает пентатонике мажорную или минорную окраску. Однако практически, благодаря отсутствию в звукоряде остро звучащих полутоновых сопряжений между ступенями и тритонов, устоем (постоянным или временным) может оказаться любой из звуков пентатоники. Это обстоятельство способствует образованию некоторых промежуточных видов пентатонного звукоряда, не обладающих четко выраженным ладовым наклонением. Например:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|