162 Русская народная песня «Как за речкою, да за Дарьею»
162 Русская народная песня «Как за речкою, да за Дарьею»
§ 56. Дважды гармонические лады Дважды гармонические лады точнее было бы называть ладами с двумя увеличенными секундами. Дважды гармонический мажор отличается от натурального пониженными VI и II ступенями: 163 ув2 ув. 2 Дважды гармонический минор отличается от натурального повышенными VII и IV ступенями: 164 ув2 ув. 2 Дважды гармонические лады, как и обычные гармонические мажор и минор, не относятся к области диатоники. Они характерны для венгерской, болгарской, еврейской народной музыки, а также для некоторых восточных музыкальных культур. Встречаются дважды гармонические лады и в некоторых украинских народных песнях: 165 Украинская народная песня Дважды гармонические лады использовались неоднократно в профессиональной музыке для воссоздания национального колорита. Так, в пьесе Мусоргского «Два еврея» из «Картинок с выставки» средствами дважды гармонического минора (си-бемоль минор) дается образ одного из «действующих лиц»: 166 Andante. Grave-energico М. Мусоргский. Картинки с выставки Свойственный дважды гармоническим ладам общий сумрачный колорит воссоздается во вступлении си-минорной сонаты великого венгерского композитора Ф. Листа: 167 Lento assai Ф. Лист. Соната h-moll
Нисходящей гамме дважды гармонического минора (соль минор) предшествует нисходящая гамма фригийского минора, также способствующая сумрачному колориту вступления.
§ 57. Увеличенный и уменьшенный лады В профессиональной музыке второй половины XIX и начала XX века можно встретить недиатонические ладообразования, не характерные для народной музыки. Важнейшие из них — так называемые увеличенный и уменьшенный лады. Звукоряд увеличенного лада представляет собой гамму, построенную по целым тонам: 168 В отличие от диатонических ладов в такой гамме заключено не семь, а шесть звуков. В ней отсутствуют и полутоны. В увеличенном ладу отсутствуют и кварто-квинтовые связи звуков. Вместо характерных для диатоники чистых кварт и квинт здесь образуются тритоны, которые могут быть построены на любой ступени звукоряда. В таком ладу нет и консонирующего тонического трезвучия. Условно тоникой можно считать увеличенное трезвучие. Звукоряд уменьшенного лада представляет собой гамму, в которой чередуются тоны и полутоны (или наоборот — полутоны и тоны). Этот звукоряд, в отличие от диатонических семиступенных звукорядов, имеет восемь ступеней: 169 а) 6) Условной тоникой уменьшенного лада является уменьшенный септаккорд (в приведенном примере — до — ми Звукоряд тон — полутон часто называют гаммой Римского-Корсакова, так как он часто используется в музыке этого композитора Однако его можно найти и в произведениях других композиторов (например, Чайковского, Листа и других). В русской музыкальной классике увеличенный и уменьшенный лады используются, главным образом, при характеристике нереальных, фантастических, сказочных персонажей. В опере Глинки «Руслан и Людмила», например, элементы увеличенного лада связаны с характеристикой Черномора, а в опере Чайковского «Пиковая дама» — с характеристикой призрака графини:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|