Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  м.2  ч.5  б.7 ч.5 б.7 б.3. ув.4 м.6 ув.4 б.6 ув.4 б.6 ум.5 м.3 ум.5 м.3  ум.5 б.3. § 65. Ладовое разрешение диатонических интервалов




            м. 2  ч. 5       б. 7   ч. 5   б. 7   б. 3

Разрешение тритонов в консонирующие интервалы (большую или малую терцию, большую или малую сексту) производится посредством поступенного противоположного движения одновременно обоих голосов. Составляющие тритон звуки всегда имеют противоположно направленные тяготения и при разрешении могут сходиться или расходиться либо на полтона (то есть на малую секунду) каждый, либо один из них делает полутоновый шаг, а другой идет на целый тон (то есть на большую секунду).

Все увеличенные интервалы при разрешении стремятся к расширению (то есть переходу в больший интервал) и, наоборот, все уменьшенные — к сужению (то есть переходу в меньший интервал). Ввиду того что тритон может быть (по написанию) либо увеличенной квартой, либо уменьшенной квинтой, его разрешение производится в соответствии с его ступеневой величиной.

177

          ув. 4 м. 6 ув. 4 б. 6   ув. 4 б. 6 ум. 5 м. 3 ум. 5 м. 3    ум. 5 б. 3

§ 65. Ладовое разрешение диатонических интервалов

В условиях определенного лада и конкретной тональности все интервалы подразделяются на две категории: устойчивые и неустойчивые.

Устойчивыми являются лишь те консонирующие интервалы, которые образуются только из устойчивых ступеней лада (то есть звуков тонического трезвучия), все же остальные интервалы (в том числе и консонансы), включающие в себя хотя бы одну неустойчивую ступень лада, в целом являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивый интервал.

Ладовым разрешением называется перевод неустойчивых интервалов в устойчивые. Оно производится на основе существующих в ладе секундовых и отчасти кварто-квинтовых тяготений. Первые из них являются более универсальными, ибо все неустойчивые ступени находятся в секундовом соотношении с одной из устойчивых ступеней, при помощи же кварто-квинтовых тяготений могут разрешаться лишь неустойчивые интервалы, включающие в себя звуки доминанты (чаще всего) и субдоминанты (реже).

Техника ладового разрешения интервалов на основе секундовых тяготений такова:

1) Прежде всего надо определить тональности, в которых встречается данный интервал.

2) Если данный неустойчивый интервал образован двумя неустойчивыми звуками, то при разрешении каждый из них должен плавно пойти по своему тяготению в ближайший (соседний) усточивый звук, в результате чего образуется устойчивый интервал, являющийся разрешением предыдущего неустойчивого интервала.

Одновременное движение обоих голосов может быть или параллельным, или противоположным, однако при этом следует избегать движения параллельными квинтами и октавами (или унисонами), которое не является образцом хорошего голосоведения и потому, как правило, неприемлемо:

     м. З б. 3   м. З м. З  м. З  ч. 5   ч. 5 м. З   б. 6 м. 6   б. 6 ч. 8

     б. 3 м. З   6. 3 ч. 1 ув. 4 м. 6   б. 2 x. 4  ч. 4 б. 6  ч. 4 ч. 4

   м. 6 б. 6 м. 6 ч. 8 ум. 5 б. 3 м. З б. 3   м. З ч. 1 м. 7 ч. 5

179                    можно       нельзя__________________________

При прочих равных условиях желательно, чтобы в интервале разрешения достаточно ясно проявлялось ладовое наклонение. Так, в нижеследующем примере первый вариант разрешения хотя и вполне правомерен, все же не дает четкого представления о ладовом наклонении, тогда как во втором варианте оно проступает, благодаря наличию тонической терции, совершенно определенно:

180

3) Если данный неустойчивый интервал содержит в себе лишь один неустойчивый звук, а другой будет являться устойчивым, то первый плавно перейдет (то есть разрешится) в ближайшую устойчивую ступень — в сторону своего тяготения, второй же останется на месте, что образует так называемое косвенное движение голосов:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...