Особенности произношения глухих и звонких шипящих звуков (звук и буква Ш, звук и буквах) (1 час)
Урок 12 Цель: провести наблюдение за особенностью произношения звонких и глухих шипящих звуков Ж и Ш; учить правильно произносить слова с шипящими звуками. 1. Характеристика звука Ш. 2. Восприятие на слух; повторение и чтение слогов различной структуры. 3. Называние предметных картинок. Определение места звука Ш в словах. 4. Орфоэпическое произношение предлога со словом. 5. Чтение слов различной слоговой структуры с положением звука Ш в начале, середине, конце слова. 6. Называние профессий. 7. Определение и четкое произношение общей части однокоренных слов (пеший, пешком, пешеход, пешеходный). Словообразовательное упражнение. 8. Образование прилагательных: каша из пшена — пшенная каша. Четкое произношение образованных слов. 9. Чтение глаголов 1 и 2-го лица типа куплю — купишь. 10. Работа над темпом речи, которую можно осуществить в процессе хорового чтения предложенной скороговорки — вначале в медленном, а затем в быстром темпе. 11. Выразительное чтение наизусть стихотворения В. Берестова. 12. Работа с текстом «Лосенок» по Н. Сладкову. Чтение, определение темы и главной мысли. Ответы на вопросы: § О ком говорится в тексте? § Какую картинку молено нарисовать к этому тексту? § Какие слова употреблены в предложениях вместо слова «лосенок»? (Детеныш, малыш.) 13. Характеристика звука Ж. 14. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различной структуры. 15. Звуко-слоговой анализ слов. Чтение «звуковой» схемы слова. 16. Называние предметных картинок. Определение места звука Ж в словах. 17. Чтение слов различной слоговой структуры с различным положением звука Ж. 18. Составление слов приставочным способом (жить — выжить).
19. Чтение словосочетаний. 20. Называние предметов, изображенных на картинках; обобщение. Проведение игры «Угадай слово». Чтение загадки. Выяснение значения слова «пчела». 21. Конкурс: «Кто быстрее и правильнее проговорит скороговорку?». Выяснение значения слова «жужелица». 22. Работа над звуком Ж на материале текста «Лыжи» по А. Светлову. Итог урока: § В чем отличия звуков Ш и Ж? ЗВУК И БУКВА 4(1 ЧАС) Урок 13 Цель: провести наблюдение за особенностями произношения звука Ч; учить правильно произносить слова со звуком Ч. 1. Доступная детям характеристика звука Ч. 2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различного звукового наполнения со звуком Ч. 3. Название предметных картинок. Определение места звука Ч в слове. 4. Чтение слов различной слоговой структуры, включающих звук Ч в разной позиции (в начале, середине, конце слова). 5. Упражнение «Цепочки слов», направленное на отработку четкого произношения звука Ч в словах. В «цепочку» объединены слова, имеющие сходную слоговую структуру и одинаковое положение звука Ч (в начале, середине, конце слова). 6. Составление словосочетаний. 7. Называние имен числительных с четким произношением звука Ч. 8. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ответ на вопрос: «Когда так говорят: елочка, рубашечка, книжечка и т.д.?». 9. Чтение словосочетаний со звуком Ч. 10. Орфоэпическое произношение сочетания потому что. 11. Выразительное чтение стихотворения Е. Шанина «Ручей» по ролям. 12. Определение профессии по выполняемым функциям {водит самолет... — летчик). 13. Словообразовательное упражнение: образование слов префиксальным способом (с + беречь = сберечь). 14. Называние детенышей животных. 15. Четкое произношение поговорок. Объяснение их смысла. Составление рассказа, который можно закончить одной из поговорок. 16. Работа над произношением звука Ч в текстах. 17. Отработка звука Ч в диалогах.
18. Орфоэпическое произношение предлогов со словами. 19. Четкое произношение звука Ч в предложениях. Конкурс: «Кто первым отгадает загадки?». 20. Чтение текста «Как спасаются насекомые» по В. Алексееву. Выбор слов со звуком Ч. Воспроизведение известных названий насекомых. Итог урока: § Что вы знаете о звуке Ч? ЗВУК И БУКВА Щ (1 ЧАС) Урок 14 Цель: провести наблюдение над особенностями произношения звука Щ; учить правильно произносить Щ в слогах, словах, предложениях. 1. Характеристика звука Щ. 2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различного звукового наполнения, насыщенных звуком Щ 3. Определение места звука Щ в словах. 4. Чтение слов различной слоговой структуры, в которых звук Щ стоит в разной позиции (в начале, середине, конце слова). 5. «Цепочки слов» — упражнение для отработки четкости произношения звука Щ в словах. 6. Упражнения на словообразование (суффиксальный способ: глаз + ищи = глазищи). 7. Работа с однокоренными словами. Называние общей части слов. 8. Четкое произношение звука Щ в предложениях. 9. Составление словосочетаний из предложенных слов. 10. Образование простой формы сравнительной степени имен прилагательных по речевому образцу: более толстый -— толще. 11. Работа над произношением звука Щ в текстах «Почему ящерица теряет свой хвост», «Рыбьи врачи», «Друзья рыб». Итог урока: § Что вы знаете о звуке Щ? § Чему вы научились на этом уроке? ЗВУК И БУКВА Ц (1 ЧАС) Урок 15 Цель: провести наблюдение над особенностями произношения звука Ц; учить правильно произносить слоги, слова и предложения со звуком Ц. 1. Доступная детям характеристика звука Ц. 2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различного звукового наполнения со звуком Ц. 3. Называние предметных картинок с последующим определением места звука Ц в словах. 4. Чтение слов различной слоговой структуры, в которых звук Ц стоит в начале, середине и конце слова (цена, лицо, огурец). 5. «Цепочки слов» — упражнение для четкости произношения звука Ц в словах. В основу объединения слов в цепочку из трех звеньев положен принцип слоговой структуры слов и поло 6. Упражнения на словообразование.
7. Составление словосочетаний из предложенных слов. 8. Работа с однокоренными словами. Называние общей части слов (цвет, цветник, цветы, зацветает, цветовод, цветочница). 9. Четкое произношение звука Ц в словосочетаниях. 10. Конкурс: «Кто быстрее и правильнее проговорит скороговорку?». Ответы на вопросы: § Какое насекомое называют «цокотухой»? § Знаете ли вы стихотворение К. Чуковского «Муха-Цокотуха»? Материал задания можно расширить за счет выразительного чтения или чтения по ролям этого стихотворения. 11. Орфоэпическое произношение предлогов со словами. 12. Работа над произношением звука Ц в предложениях. 13. «Кто где живет?» — упражнение на расширение словарного запаса, построение связного высказывания. Четкое произношение звука Ц в именах существительных, обозначающих 14. Коммуникативные практикумы: «Телефонный разговор» — отработка правильного и четкого произношения звука Ц на материале диалогов; «Доска объявлений» — отработка произносительных навыков на материале текстов объявлений. 15. Четкое произношение и объяснение значения слова «аппликация». Выполнение аппликации по образцу. Развитие регулирующей функции речи. Оречевление этапов работы. Выполнение аппликации целесообразно провести на уроках ручного труда, в рамках домашнего задания или во внеурочное время. 16. Работа над четким и правильным произношением звука Ц на материале текстов «Цыпленок-циркач», «Мир цветов». Итог урока: § Что вы знаете о звуке Ц? § Чему вы научились на этом уроке?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|