Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности произношения глухих и звонких шипящих звуков (звук и буква Ш, звук и буквах) (1 час)

Урок 12

Цель: провести наблюдение за особенностью произношения звонких и глухих шипящих звуков Ж и Ш; учить правильно произносить слова с шипящими звуками.

1. Характеристика звука Ш.

2. Восприятие на слух; повторение и чтение слогов различной структуры.

3. Называние предметных картинок. Определение места звука Ш в словах.

4. Орфоэпическое произношение предлога со словом.

5. Чтение слов различной слоговой структуры с положением звука Ш в начале, середине, конце слова.

6. Называние профессий.

7. Определение и четкое произношение общей части однокоренных слов (пеший, пешком, пешеход, пешеходный). Словообразовательное упражнение.

8. Образование прилагательных: каша из пшена — пшенная каша. Четкое произношение образованных слов.

9. Чтение глаголов 1 и 2-го лица типа куплю — купишь.

10. Работа над темпом речи, которую можно осуществить в процессе хорового чтения предложенной скороговорки — вначале в медленном, а затем в быстром темпе.

11. Выразительное чтение наизусть стихотворения В. Берестова.

12. Работа с текстом «Лосенок» по Н. Сладкову. Чтение, определение темы и главной мысли. Ответы на вопросы:

§ О ком говорится в тексте?

§ Какую картинку молено нарисовать к этому тексту?

§ Какие слова употреблены в предложениях вместо слова «лосенок»? (Детеныш, малыш.)

13. Характеристика звука Ж.

14. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различной структуры.

15. Звуко-слоговой анализ слов. Чтение «звуковой» схемы слова.

16. Называние предметных картинок. Определение места звука Ж в словах.

17. Чтение слов различной слоговой структуры с различным положением звука Ж.

18. Составление слов приставочным способом (жить — выжить).

19. Чтение словосочетаний.

20. Называние предметов, изображенных на картинках; обобщение. Проведение игры «Угадай слово». Чтение загадки. Выяснение значения слова «пчела».

21. Конкурс: «Кто быстрее и правильнее проговорит скороговорку?». Выяснение значения слова «жужелица».

22. Работа над звуком Ж на материале текста «Лыжи» по А. Светлову.

Итог урока:

§ В чем отличия звуков Ш и Ж?

ЗВУК И БУКВА 4(1 ЧАС)

Урок 13

Цель: провести наблюдение за особенностями произношения звука Ч; учить правильно произносить слова со звуком Ч.

1. Доступная детям характеристика звука Ч.

2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различного звукового наполнения со звуком Ч.

3. Название предметных картинок. Определение места звука Ч в слове.

4. Чтение слов различной слоговой структуры, включающих звук Ч в разной позиции (в начале, середине, конце слова).

5. Упражнение «Цепочки слов», направленное на отработку четкого произношения звука Ч в словах. В «цепочку» объединены слова, имеющие сходную слоговую структуру и одинаковое положение звука Ч (в начале, середине, конце слова).

6. Составление словосочетаний.

7. Называние имен числительных с четким произношением звука Ч.

8. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ответ на вопрос: «Когда так говорят: елочка, рубашечка, книжечка и т.д.?».

9. Чтение словосочетаний со звуком Ч.

10. Орфоэпическое произношение сочетания потому что.

11. Выразительное чтение стихотворения Е. Шанина «Ручей» по ролям.

12. Определение профессии по выполняемым функциям {водит самолет... — летчик).

13. Словообразовательное упражнение: образование слов префиксальным способом (с + беречь = сберечь).

14. Называние детенышей животных.

15. Четкое произношение поговорок. Объяснение их смысла. Составление рассказа, который можно закончить одной из поговорок.

16. Работа над произношением звука Ч в текстах.

17. Отработка звука Ч в диалогах.

18. Орфоэпическое произношение предлогов со словами.

19. Четкое произношение звука Ч в предложениях. Конкурс: «Кто первым отгадает загадки?».

20. Чтение текста «Как спасаются насекомые» по В. Алексееву. Выбор слов со звуком Ч. Воспроизведение известных названий насекомых.

Итог урока:

§ Что вы знаете о звуке Ч?

ЗВУК И БУКВА Щ (1 ЧАС)

Урок 14

Цель: провести наблюдение над особенностями произношения звука Щ; учить правильно произносить Щ в слогах, словах, предложениях.

1. Характеристика звука Щ.

2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различного звукового наполнения, насыщенных звуком Щ

3. Определение места звука Щ в словах.

4. Чтение слов различной слоговой структуры, в которых звук Щ стоит в разной позиции (в начале, середине, конце слова).

5. «Цепочки слов» — упражнение для отработки четкости произношения звука Щ в словах.

6. Упражнения на словообразование (суффиксальный способ: глаз + ищи = глазищи).

7. Работа с однокоренными словами. Называние общей части слов.

8. Четкое произношение звука Щ в предложениях.

9. Составление словосочетаний из предложенных слов.

10. Образование простой формы сравнительной степени имен прилагательных по речевому образцу: более толстый -— толще.

11. Работа над произношением звука Щ в текстах «Почему ящерица теряет свой хвост», «Рыбьи врачи», «Друзья рыб».

Итог урока:

§ Что вы знаете о звуке Щ?

§ Чему вы научились на этом уроке?

ЗВУК И БУКВА Ц (1 ЧАС)

Урок 15

Цель: провести наблюдение над особенностями произношения звука Ц; учить правильно произносить слоги, слова и предложения со звуком Ц.

1. Доступная детям характеристика звука Ц.

2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различного звукового наполнения со звуком Ц.

3. Называние предметных картинок с последующим определением места звука Ц в словах.

4. Чтение слов различной слоговой структуры, в которых звук Ц стоит в начале, середине и конце слова (цена, лицо, огурец).

5. «Цепочки слов» — упражнение для четкости произношения звука Ц в словах. В основу объединения слов в цепочку из трех звеньев положен принцип слоговой структуры слов и поло
жения звука Ц в слове (в начале или конце).

6. Упражнения на словообразование.

7. Составление словосочетаний из предложенных слов.

8. Работа с однокоренными словами. Называние общей части слов (цвет, цветник, цветы, зацветает, цветовод, цветочница).

9. Четкое произношение звука Ц в словосочетаниях.

10. Конкурс: «Кто быстрее и правильнее проговорит скороговорку?». Ответы на вопросы:

§ Какое насекомое называют «цокотухой»?

§ Знаете ли вы стихотворение К. Чуковского «Муха-Цокотуха»? Материал задания можно расширить за счет выразительного чтения или чтения по ролям этого стихотворения.

11. Орфоэпическое произношение предлогов со словами.

12. Работа над произношением звука Ц в предложениях.

13. «Кто где живет?» — упражнение на расширение словарного запаса, построение связного высказывания. Четкое произношение звука Ц в именах существительных, обозначающих
жителей стран. (Кто живет во Франции? — Во Франции живут французы.)

14. Коммуникативные практикумы: «Телефонный разговор» — отработка правильного и четкого произношения звука Ц на материале диалогов; «Доска объявлений» — отработка произносительных навыков на материале текстов объявлений.

15. Четкое произношение и объяснение значения слова «аппликация». Выполнение аппликации по образцу. Развитие регулирующей функции речи. Оречевление этапов работы.

Выполнение аппликации целесообразно провести на уроках ручного труда, в рамках домашнего задания или во внеурочное время.

16. Работа над четким и правильным произношением звука Ц на материале текстов «Цыпленок-циркач», «Мир цветов».

Итог урока:

§ Что вы знаете о звуке Ц?

§ Чему вы научились на этом уроке?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...