Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программные требования к оценке знаний и умений учащихся (выдержка из программы специальных (коррекционных) школ V вида — раздел «произношение»)

Каждый ответ ученика должен оцениваться дифференцированно, с учетом как уровня его речевого развития и общей динамики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и тех фактических знаний, умений, которые он приобретает по тем или иным разделам программы русского языка за определенный промежуток обучения.

Исключение составляют дети с особо тяжелыми формами речевой патологии: анартрия различной этиологии, сенсорная алалия и афазия, которые нуждаются в индивидуальных формах и сроках обучения. Аттестация этих учащихся проводится решением Педагогического совета с учетом сложностей структуры речевого дефекта.

В подготовительном и 1-м классах отметки не ставятся. Ответы оцениваются качественно.

Оценивая успехи детей с общим недоразвитием речи в формировании фонетически правильной, внятной и выразительной устной речи, необходимо учитывать следующее:

1. умение правильно и четко произносить отработанные звуки в словах определенной слоговой сложности, предусмотренных программными требованиями;

2. сформированность слухового восприятия, умение узнавать, различать и выделять усвоенные звуки из слова и отличать их от других звуков речи;

3. умение правильно и четко произносить слова той или иной слоговой сложности в объеме программы;

4. внятность и выразительность речи.

Надо исходить не только из программных требований, но и из индивидуальных возможностей каждого ребенка. Например, у детей с нарушением строения и функции артикуляционного аппарата в подготовительном-первом классах достаточно добиться приближенного произношения звуков речи, но обязательно следует сформировать у них умение отличать каждый отрабатываемый звук от всех других звуков речи, акустически и артикуляционно близких.

Оценка выставляется за работу ученика на уроках по формированию произношения.

Отметка «5» ставится, если ученик:

§ успешно овладевает правильным произношением запланированных программой звуков речи;

§ правильно произносит усвоенные звуки в словах определенной слоговой сложности в объеме программы;

§ дифференцирует изучаемые звуки от звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам;

§ внятно и правильно произносит слова усвоенной слоговой сложности в связной речи, соблюдая необходимые ударение и интонацию.

Может быть допущено не более 1-2 ошибок. Отметка «4» ставится, если ученик:

§ обнаруживает установленные для отметки «5» умения, но, умея правильно произносить звук изолированно, произносит его в слогах недостаточно четко, допускает искажения, замену или смешение звуков;

§ не всегда может выделить звук из состава слова;

§ допускает отдельные ошибки при произнесении слов той или иной слоговой структуры, предусмотренных программой;

§ ошибается в постановке ударения, в соблюдении интонации.

Отметка «3» ставится, если ученик:

§ —ниже своих индивидуальных возможностей овладевает правильным произношением звуков речи и звуко-слоговой структурой отдельных слов;

§ плохо дифференцирует изучаемые звуки, смешивая их с другими, акустически близкими;

§ допускает много ошибок в постановке ударения в словах и в недостаточной мере воспринимает помощь учителя.

Учащиеся, зачисленные во 2 класс из общеобразовательной школы в начале учебного года, оцениваются индивидуально.

В заключение следует отметить, что работа с ребенком младшего школьного возраста по формированию полноценного звукопроизношения — это процесс тактичного, щадящего взаимодействия, исключающий авторитарность, требующий установления доверительных отношений и поощрительных оценок. Значительная часть учащихся имеет негативный опыт обучения и нуждается в нормализации учебной деятельности в целом.

Обязательным условием успешности формирования полноценной, выразительной речи является эмоциональное подкрепление успехов, воспитание у ребенка уверенности в достижении цели, поощрение направленности на систематическое преодоление речевых затруднений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акишина АЛ., Барановская СА. Русская фонетика. — М.: Русский язык, 1980.

2. Ануфриев А.Ф., Костромина СП. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Ось-89, 1997.

3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. — СПб.: ТОО «Библиополис», 1994.

4. Бондарко Л.В., Вербицкая Л А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. — СПб.: Изд-во фил. факультета СПГУ, 2000.

5. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. — М.,1977.

6. Волкова К А. Методика обучения глухих произношению. —М.: Просвещение, 1980.

7. ГезН.И. Обучение говорению. — М., 1980.

8. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Развитие речи: Учебник для подготовительного класса. — М.: Просвещение, 1994.

9. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1987.

10. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958.

11. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. — М., 1998.

12. Жукова Н.С. Букварь. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

13. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи
у дошкольников/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — М.: Просвещение, 1990.

14. Ы.ЖуроваЛ.Е.,ЕвдокимоваА.О.,КочуроваЕ.Э. и др. Грамота/ Под ред. Л.Е. Журовой. — М.: Вентана Граф, 2001.

15. Каше ГЛ., Никашина НА., Шуйфер Р.И.,, др. Исправление недостатков произношения, чтения и письма/ Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Мин. Просвещения РСФСР, 1960.

16. Каше ГА. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

17. Ковшиков В А. Азбука в картинках и стихах. — СПб., 1998.

18. Ковшиков ВЛ. Исправление нарушений различения звуков: Методы диагностики и дидактические материалы. — СПб.: Сатис, 1995.

19. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М.: Просвещение, 1982.

20. Крылова Н.Л., Писарева И.В., Ипатова Н.Л. Букварь для Подготовительного — первого классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-е отделение). — М.: Просвещение, 1993.

21. Ладыженская ТА. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. — М.: С-инфо, 1999.

22. Методы обследования речи детей/ Под ред. д. п. н., профессора Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2003.

23. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общ.
ред. д. п. н., профессора Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2002.

24. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. — М.,1968.

25. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. — 1-е отделение. — М.: Просвещение, 1987.

26. Пфафенродт АЛ. Произношение. 3 класс. — М.: Просвещение, 2000.

27. Pay Е.Ф., Рождественская В.И. Смешение звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1972.

28. Реформатский АЛ. Фонологические этюды. — М., 1975.

29. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1-4 классы). — М., 1980.

30. Тигранова Л.И. Наблюдаем, угадываем, сравниваем. — М.: Просвещение, 2002.

31. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989.

32. Чиркина Г.В., Комкова Н.Ф. Русский язык: Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида (1-е отделение). — М.: Просвещение, 2000.

33. ЭльконинД.Б. Букварь/ Д.Б. Эльконин; дораб. Г.А. Цукерман, Е.Н. Бугрименко. — М.: Просвещение, 2001.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...