Программные требования к оценке знаний и умений учащихся (выдержка из программы специальных (коррекционных) школ V вида — раздел «произношение»)
Каждый ответ ученика должен оцениваться дифференцированно, с учетом как уровня его речевого развития и общей динамики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и тех фактических знаний, умений, которые он приобретает по тем или иным разделам программы русского языка за определенный промежуток обучения. Исключение составляют дети с особо тяжелыми формами речевой патологии: анартрия различной этиологии, сенсорная алалия и афазия, которые нуждаются в индивидуальных формах и сроках обучения. Аттестация этих учащихся проводится решением Педагогического совета с учетом сложностей структуры речевого дефекта. В подготовительном и 1-м классах отметки не ставятся. Ответы оцениваются качественно. Оценивая успехи детей с общим недоразвитием речи в формировании фонетически правильной, внятной и выразительной устной речи, необходимо учитывать следующее: 1. умение правильно и четко произносить отработанные звуки в словах определенной слоговой сложности, предусмотренных программными требованиями; 2. сформированность слухового восприятия, умение узнавать, различать и выделять усвоенные звуки из слова и отличать их от других звуков речи; 3. умение правильно и четко произносить слова той или иной слоговой сложности в объеме программы; 4. внятность и выразительность речи. Надо исходить не только из программных требований, но и из индивидуальных возможностей каждого ребенка. Например, у детей с нарушением строения и функции артикуляционного аппарата в подготовительном-первом классах достаточно добиться приближенного произношения звуков речи, но обязательно следует сформировать у них умение отличать каждый отрабатываемый звук от всех других звуков речи, акустически и артикуляционно близких.
Оценка выставляется за работу ученика на уроках по формированию произношения. Отметка «5» ставится, если ученик: § успешно овладевает правильным произношением запланированных программой звуков речи; § правильно произносит усвоенные звуки в словах определенной слоговой сложности в объеме программы; § дифференцирует изучаемые звуки от звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам; § внятно и правильно произносит слова усвоенной слоговой сложности в связной речи, соблюдая необходимые ударение и интонацию. Может быть допущено не более 1-2 ошибок. Отметка «4» ставится, если ученик: § обнаруживает установленные для отметки «5» умения, но, умея правильно произносить звук изолированно, произносит его в слогах недостаточно четко, допускает искажения, замену или смешение звуков; § не всегда может выделить звук из состава слова; § допускает отдельные ошибки при произнесении слов той или иной слоговой структуры, предусмотренных программой; § ошибается в постановке ударения, в соблюдении интонации. Отметка «3» ставится, если ученик: § —ниже своих индивидуальных возможностей овладевает правильным произношением звуков речи и звуко-слоговой структурой отдельных слов; § плохо дифференцирует изучаемые звуки, смешивая их с другими, акустически близкими; § допускает много ошибок в постановке ударения в словах и в недостаточной мере воспринимает помощь учителя. Учащиеся, зачисленные во 2 класс из общеобразовательной школы в начале учебного года, оцениваются индивидуально. В заключение следует отметить, что работа с ребенком младшего школьного возраста по формированию полноценного звукопроизношения — это процесс тактичного, щадящего взаимодействия, исключающий авторитарность, требующий установления доверительных отношений и поощрительных оценок. Значительная часть учащихся имеет негативный опыт обучения и нуждается в нормализации учебной деятельности в целом.
Обязательным условием успешности формирования полноценной, выразительной речи является эмоциональное подкрепление успехов, воспитание у ребенка уверенности в достижении цели, поощрение направленности на систематическое преодоление речевых затруднений. ЛИТЕРАТУРА 1. Акишина АЛ., Барановская СА. Русская фонетика. — М.: Русский язык, 1980. 2. Ануфриев А.Ф., Костромина СП. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Ось-89, 1997. 3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. — СПб.: ТОО «Библиополис», 1994. 4. Бондарко Л.В., Вербицкая Л А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. — СПб.: Изд-во фил. факультета СПГУ, 2000. 5. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. — М.,1977. 6. Волкова К А. Методика обучения глухих произношению. —М.: Просвещение, 1980. 7. ГезН.И. Обучение говорению. — М., 1980. 8. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Развитие речи: Учебник для подготовительного класса. — М.: Просвещение, 1994. 9. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1987. 10. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958. 11. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. — М., 1998. 12. Жукова Н.С. Букварь. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 13. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи 14. Ы.ЖуроваЛ.Е.,ЕвдокимоваА.О.,КочуроваЕ.Э. и др. Грамота/ Под ред. Л.Е. Журовой. — М.: Вентана Граф, 2001. 15. Каше ГЛ., Никашина НА., Шуйфер Р.И.,, др. Исправление недостатков произношения, чтения и письма/ Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Мин. Просвещения РСФСР, 1960. 16. Каше ГА. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 17. Ковшиков В А. Азбука в картинках и стихах. — СПб., 1998. 18. Ковшиков ВЛ. Исправление нарушений различения звуков: Методы диагностики и дидактические материалы. — СПб.: Сатис, 1995. 19. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М.: Просвещение, 1982. 20. Крылова Н.Л., Писарева И.В., Ипатова Н.Л. Букварь для Подготовительного — первого классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-е отделение). — М.: Просвещение, 1993.
21. Ладыженская ТА. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. — М.: С-инфо, 1999. 22. Методы обследования речи детей/ Под ред. д. п. н., профессора Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2003. 23. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общ. 24. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. — М.,1968. 25. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. — 1-е отделение. — М.: Просвещение, 1987. 26. Пфафенродт АЛ. Произношение. 3 класс. — М.: Просвещение, 2000. 27. Pay Е.Ф., Рождественская В.И. Смешение звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1972. 28. Реформатский АЛ. Фонологические этюды. — М., 1975. 29. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1-4 классы). — М., 1980. 30. Тигранова Л.И. Наблюдаем, угадываем, сравниваем. — М.: Просвещение, 2002. 31. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989. 32. Чиркина Г.В., Комкова Н.Ф. Русский язык: Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида (1-е отделение). — М.: Просвещение, 2000. 33. ЭльконинД.Б. Букварь/ Д.Б. Эльконин; дораб. Г.А. Цукерман, Е.Н. Бугрименко. — М.: Просвещение, 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|