Дифференциация звуков Ш, Ж, С, 3 (3 часа)
Уроки 16-18 Цель: проверить знания детей об особенностях согласных звуков III, Ж, С, 3; уточнить способы различения этих согласных звуков; показать их смыслоразличительную роль в слове. 1. Называние предметных картинок. Определение первого звука в названных словах (шиповник, жук, сова, заяц). Звукобуквенный анализ этих слов. 2. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Ш и Ж. Характеристика звуков. Их сходство. Ответы на вопросы: § Почему звуки Ш и Ж называются шипящими? § Какой звук произносится с участием голоса? (Ж) § Какой — без участия голоса? (Щ) 3. Различение на слух звуков Ш и Ж, произносимых учителем-логопедом в слогах. 4. Четкое произношение слогов со звуками Ш — Ж. 5. «Цепочки слов» —упражнение, направленное на отработку произношения звуков Ш и Ж в словах. 6. Выбор и четкое произношение слов: сначала — со звуком Ж; затем — со звуком Ш. 7. Закрепление произношения звуков Ж и Ш в словосочетаниях. 8. Выразительное чтение рассказа «Живой уголок». Текст заимствован из сборника «Исправление недостатков произношения, чтения и письма»/ Авт. Г.А. Каше, Н.А. Никашина, Р.И. Шуйфер, Э.А. Евлахова (1960). 9. Называние предметных картинок. Определение первого звука в словах (сова,заяц). 10. Проведение наблюдений за особенностями произношения согласных звуков С и 3. Их характеристика: определения различия и сходства в произношении. Ответ на вопрос: «Почему звуки С и 3 называются свистящими?». 11. Различение звуков С и 3 на слух в слогах. 12. «Цепочки слов» — упражнение, направленное начеткость произношения слов со звуками 3 и С. 13. Выбор и четкое произношение слов: сначала — со звуком 3; затем — со звуком С. 14. Чтение слов. Контроль за правильностью и четкостью произношения звуков С и 3. Определение значения слов: засов, созвездие, сверхзвуковой.
15. Образование слов префиксальным способом, при помощи приставки за-. 16. Работа с однокоренными словами. Четкое и правильное произношение общей части однокоренных слов. 17. Закрепление произношения звуков С и 3 на материале словосочетаний. 18. Чтение текста «Знаки и символы вокруг нас». Соотнесение его названия с содержательной частью. Определение значения слов: знак, символ, светофор, настроение; определение места звуков С и 3 в этих словах; составление их звуковых схем. Определение значения различных знаков-символов, встречающихся в повседневной жизни. 19. Выполнение мимической гимнастики. 20. Закрепление произношения звуков С и 3 в диалогах. Чтение диалога по ролям. 21. Называние картинок: звуки Ш и С в начале слова. 22. Наблюдение за особенностями произношения данных звуков. Доступная детям их характеристика. Сравнение звуков: различие, сходство. Ответ на вопрос: «Почему звуки С и Ш относятся к глухим?». 23. Дифференциация звуков Ш и С в слогах. 24. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отработку произношения звуков Ш и С в слогах. 25. Четкое произношение звуков С и Ш в словах: самостоятельное называние картинок, изображающих деятельность людей различных профессий. 26. Чтение слов. Звуко-буквенный анализ слов: спешить, сшить, насмешить. Определение значения слов: душистый, послушный, шест. Подбор к данным словам слов, близких по значению (пахучий, покорный, палка). Ответы на вопросы: § Почему слово Саша написано с большой буквы? § Саша — это имя девочки или мальчика? § Как звучит полное имя девочки (мальчика)? 27. Выбор слов со звуком Ш, затем — со звуком С. Ответ на вопрос: «На какие две группы можно разделить произнесенные вами слова?». 28. Работа с однокоренными словами. Называние общей части однокоренных слов.
29. Закрепление правильного произношения звуков С и Ш и навыков их дифференциации на материале словосочетаний. 30. Работа над четкостью произношения. Игра-конкурс: «Кто быстрее и правильнее повторит скороговорку?» 31. Четкое произношение слов жуки заяц. Определение первых звуков в этих словах. 32. Сравнение звуков Ж и 3 по артикуляции, термической окраске воздушной струи, производимому акустическому эффекту. Ответ на вопрос: «Почему звуки 3 и Ж называются звонкими?». 33. Дифференциация звуков 3 и Ж в слогах. 34. Четкое произношение цепочек слов. Цепочки состоят из 4 слов (два — со звуком 3 и два — со звуком Ж), которые подобраны по принципу подобия слоговой структуры и наличия звуков 3 и Ж. 35. Называние слов (работа с картинным материалом): сначала — со звуком 3, затем — со звуком Ж. 36. Чтение слов, содержащих оба закрепляемых звука. 37. Образование слов префиксальным способом при помощи приставки за-. 38. Работа с однокоренными словами. Четкое произношение общей части однокоренных слов. 39. Закрепление четкого и правильного произношения звуков 3 и Ж на материале словосочетаний. 40. Работа над смысловым ударением (вопрос — ответ). 41. Чтение слов со звуками 3 и Ж. 42. Орфоэпическое чтение слов с предлогами. 43. Закрепление правильного произношения звуков С, 3, Ш, Ж на материале математической терминологии и имен числительных. 44. Выразительное чтение стихотворения. Разыгрывание стихотворения по ролям. 45. Определение места звуков С, 3, Ш, Ж в словах. 46. Отработка правильного произношения звуков С, 3, Ш, Ж на материале словосочетаний. 47. «Цепочки слов» — упражнение для отработки четкости произношения звуков. Называние безударного слога в словах. 48. Работа над темпом речи. 49. Закрепление произношения звуков 3, С, Ж, Ш на материале предложений. 50. 50. Выразительное чтение стихотворений С. Есенина, Г. Юдина. 51. Работа с текстом «Шалашник» по В. Алексееву. Объяснение значения слова шалаш. Ответ на вопрос: «Кто такой шалашник?». 52. Учебные диалоги и коммуникативные практикумы: «Телефонный разговор» — отработка правильного и четкого произношения звуков 3, Ж, Ш, С. Итог уроков: § Чем похожи и чем различаются звуки С, 3, Ш, Ж?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|