Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы самопознания и саморегуляции

 

Владение психотехникой нужно врачам, психологам, педагогам, всем, кто занимается физическим и духовным улучшением человека и самосовершенствованием. Смысл всех имеющихся психотехник заключается в достижении и поддержании высокой психической, духовной и физической формы через направленное мысленное сосредоточение. Большинство программ, которые направлены на саморазвитие человека, основано на четырех принципах, или способах, самопознания и саморегуляции.

Способ первый – релаксация, которая представляет собой физическое и психическое расслабление. Целью релаксации является подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего физического и нервного напряжения или обеспечение возможности собраться.

Релаксация нужна:

– для подготовки тела и психики к глубокому самопознанию, самовнушению;

– в стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, в которых нужны выдержка, самообладание;

– в ответственных и трудных ситуациях, когда необходимо сбросить страх, излишнее напряжение. Первым шагом к релаксации является правильное дыхание. Затем – расслабление мышц и сосудов при помощи ощущений «тяжести» и «тепла», вызываемых целенаправленным мысленным сосредоточением на определенной части тела. Затем – психическое замедление.

Способ второй – концентрация, являющаяся сосредоточением сознания на определенном объекте своей деятельности. То есть среди привычных вам звуков вдруг появляется один, который привлекает ваше внимание. Вы концентрируетесь на нем, прислушиваетесь, выделяя данный звук среди других.

Основой концентрации является управление вниманием. Навык сосредоточения основывается на следующих свойствах внимания:

– на умении сосредоточивать свое внимание на определенном предмете;

– на развитии произвольного внимания, появляющегося под влиянием сознательно поставленной цели и требующего волевого сосредоточения;

– на достаточно широком объеме внимания, который дает возможность одновременно сосредоточиться на разных внутренних процессах: ощущениях в теле, зрительных и слуховых образах, умственных операциях и т. д.;

– на умении переключать внимание с внешних объектов на внутренний мир личности, с одного ощущения, чувства, мысли – на другие;

– на умении задерживать внимание на определенном объекте.

Способ третий – визуализация, который представляет собой создание внутренних образов в сознании человека, т. е. активизация воображения при помощи слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций.

Визуализация дает возможность человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздавать те ощущения, которые он чувствовал, и таким образом обогащает его чувства, развивает интуицию.

Способ четвертый – самовнушение – определение установок, появляющихся на подсознательные механизмы психики. Самовнушение представляет собой утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. Сила самовнушения заключается в способности создать свой собственный положительный образ и часто этот образ укреплять с помощью слов, обращенных к себе.

 

 

Я-КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ

 

Внешний мир огромен и безбрежен, но все, что в нем есть, сконцентрировано вокруг одной маленькой песчинки – одного-единственного человека. Мое Я неприметно в огромном мире, но для человека оно – единственно реальное, осязаемое. Только благодаря Я окружающий мир делается доступным восприятию и пониманию. Я является совершенно особенным, не похожим ни на кого другого, и вместе с тем в нем есть что-то, что роднит его с другими.

Вопрос о сущности собственного Я волнует и ученых, и каждого отдельного человека, особенно во время его становления.

Понятие Я применяется во всех науках о человеке, и при этом оно очень неопределенно, подвижно, многозначно. В философском плане Я считается «духовным центром человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и себе самой». Психологи сравнивают его, с одной стороны, с понятием «личность», с другой – с понятием «самосознание». Но оно не ограничивается ни тем, ни другим. И. Кон считает, что Я – не просто личность, а личность, которая рассматривается изнутри.

Пытаясь размежевать понятия «личность» и «Я», американский психолог У. Джемс говорит: «О чем бы я ни думал, я всегда в то же время более или менее осознаю самого себя, свое личное существование. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосознание является как бы двойственным – частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом; в нем надо различать две стороны, из которых для краткости одну мы будем называть личностью, а другую – Я».

Наше Я представляет собой отображение самого себя в сознании человека. Конечно, Я является продуктом самосознания, но воспринимает и осознает себя человек целостно, во всех своих ипостасях. Есть и физическое Я – тело человека, его внешность, физическое состояние.

Эмоциональное Я заключается в чувствах и переживаниях, настроении индивида. Интеллектуальное или умственное Я представляет собой мир мыслей. Кроме того, человек воспринимает себя как существо социальное, которое находится в системе взаимоотношений с другими людьми, он включен в свою профессиональную деятельность, имеет определенные ценности, интересы, установки. В этом заключается социальное Я.

Таким образом, Я можно считать результатом сложной интеграции в единое целое разных психических функций и свойств человека. Другой подход к определению сущности человека дают восточная философия и психология.

Критикуя западную традицию в определении Я, Роси Дзесю Сасаки в работе «Где находится Я?» говорит о имеющихся двух Я – индивидуальном и абсолютном. Индивидуальное Я представляет собой то, что связано с мироощущением человека, которое выделяет себя из окружающего мира, воспринимающего себя как уникальное, оригинальное, отдельное от других. Абсолютное Я является тем, что связывает человека со всем миром, с другими людьми, растворение себя во время объединения с другим Я, в котором не остается никакого переживаемого Я.

Такое абсолютное Я обнаруживается в моменты медитации,т. е. выхода за пределы индивидуального Я или любви, когда человек растворяется в чувстве духовного единения с другим.

 

 

ПРИНЯТИЕ СЕБЯ

 

Жизненная функция самосознания заключается не просто в предложении человеку достоверных сведений о себе, помощи в выработке позитивной Я-кон-цепции. Она нужна ему для реализации собственных возможностей, осуществления замыслов, раскрытия индивидуальности.

Многие люди не реализуют себя потому, что нет позитивного самовосприятия и представления о себе. Негативная Я-концепция, которая формируется у ребенка благодаря родителям и учителям, чаще всего служит причиной повышенной тревожности, ранимости или агрессивности, которые создают затруднения в обучении и общении с другими людьми. Исследования доказывают, что успехи детей в учебе напрямую зависят от ожидания учителя. «Даже самый незначительный комментарий учителя может восприниматься школьником как тотальное отрицание ценности его личности, разрушительно воздействует на его образ Я», – считает Р. Берне.

Есть тесная связь между Я-концепцией учителя и учащихся. У учителя, у которого есть положительное самовосприятие, ученики имеют более позитивные Я-концепции, чем у наставника с противоположной направленностью.

Таким образом, необходимость позитивного самовосприятия человеком самого себя очевидна, а условием формирования положительной Я-концеп-ции являются принятие себя, любовь к себе.

Общепринято отождествлять понятие «любовь к себе» со словами «эгоизм», «себялюбие». Эгоизм не схож с любовью к себе – утверждает гуманистическая психология. Подобное отождествление происходит потому, что человек неправильно понимает сущность любви. «Подлинная любовь – это выражение созидательности, и она предполагает заботу, уважение, ответственность». Любовь к человеку, уважение, понимание его не могут быть без чувства уважения к собственной целостности и уникальности. Человек, у которого нет чувства собственного достоинства, не может ценить его в других людях. Так называемая неэгоистичность означает лишь неспособность любить. Э. Фромм приводит пример: «неэгоистичная» мать посвящает всю жизнь ребенку. Она уверена, что ее ребенок благодаря ей узнает, что значит быть любимым, научиться любить. Результат ее «неэгоистичности» в том, что формирующаяся у ребенка тревожность, скрытая вражда к жизни, боязнь материнского неодобрения и того, что он не оправдает надежды матери. Женщина, отказывающаяся от жизни полноценной, эмоционально насыщенной, не научит любви к жизни. Но, с другой стороны, нет ничего более содействующего привитию ребенку опыта любви, радости и счастья, чем любовь к нему матери, которая любит себя.

В любом человеке есть то, что ему нравится в себе, за что он ценит себя.

Человек обычно более ориентирован на мнение других. Он с детства живет в системе жестких оценок себя сначала другими людьми, затем самим собою. И часто не замечает, что самооценка – это копии чужих оценок. При этом чаще всего они носят отрицательный характер.

В нашей культуре чаще всего не оценивают себя положительно. Человеку, который нарушает данное правило, часто приклеивают ярлыки «выскочки», «самоуверенного» и т. п. Необходимо с помощью учителя преобразовать отрицательные убеждения в положительные.

 

 

САМОРАСКРЫТИЕ

 

Путь к себе, к принятию себя чаще всего проходит через самораскрытие. Открытие своего Я определяется тем, насколько человек является открытым для других. Взаимосвязь между самопознанием и самораскрытием максимально отчетливо представлена в модели, которую принято называть «Окном Джо-гарри» в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма.

Все люди несут в себе как бы четыре «пространства». «Арена» охватывает те стороны содержания своего Я, о которых известно и самому человеку, и другим. К этой стороне человеческой личности относят то, что человек выставляет напоказ, пытается навязать как основное содержание своей личности. «Видимость» представляет собой то, что знает сам человек, а другие нет. Это то, что человек скрывает от других в силу тех или иных причин или не имеет возможности рассказать. «Слепое» является тем, что другие знают, а сам человек не знает, например привычка перебивать говорящего на середине слова, которую человек сам не замечает (закрытое для самого себя, но открытое для других). Эта сторона человека очень часто значительно изменяет мнение окружающих о человеке. Притом сам человек этого не знает. «Неизвестное» – это то, что неизвестно и для самого человека, и для других. Неизвестное включает в себя потенциальные возможности развития (закрытое и недоступное и самому себе, и другим людям).

Когда человек ведет себя открыто, другие люди получают возможность знать об этом человеке больше. Благодаря этому увеличивается вероятность как хорошего внимания к человеку со стороны других, так и более глубокого самопознания – понимания самого себя. Увеличивается «Арена» – уменьшается «Неизвестное», его место занимает «Видимость». Открываясь посторонним, мы приобретаем то, что другие дают возможность нам увидеть в себе, то, что до этого человеку было недоступно. Открываясь, человек способен раскрыть свои скрытые возможности, реализовать их. Конечно, способность быть открытым зависит как от меры осознания и принятия себя, так и от собственного доверия к другим людям, их отношения к нам. Было бы неправильно требовать от человека раскрываться перед каждым встречным, но он в любых ситуациях может быть самим собой, не заползая, как улитка, в собственную раковину. Тяга к открытости каждого из людей открывает человеку путь к взаимопониманию и пониманию себя.

Открыть собственное Я, принять себя, сформировать целостный образ в состоянии каждый человек. Стоить только захотеть отправиться в путь к себе.

Для начала следует встречать каждый новый день такими словами.

Каждый день я становлюсь все лучше и лучше.

Я чувствую себя уверенным, счастливым, полным радости и оптимизма.

Я чувствую себя спокойным и расслабленным.

Я здоров и силен как духовно, так и физически.

Я способен добиться того, чего только захочу.

Я обладаю прекрасной памятью.

Я нравлюсь людям, люди любят меня.

Я прощаю себя, я принимаю себя.

Я осуществляю свою мечту.

Я полностью контролирую свои мысли, чувства и радости.

Радость, радость, радость!!!

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...