Становление педагогики в России
В российской педагогике наиболее энергично создавались идеи воспитания. Однако стоит оговориться, что в России с незапамятных времен создавались школы. До сих пор хранится информация о создании учебного заведения для 300 детей в городе Новгороде в 1030 г. Чрезвычайно продуктивной была теоретическая и практическая деятельность воспитателя из Белоруссии Симеона Полоцкого(1629–1680) в области педагогики. В 1667 г. Полоцкому было поручено воспитывать царских детей, он обучал царевичей Алексея, Федора, а также царевну Софью. Под его присмотром воспитывался также Петр I. Симеон Полоцкий разработал программу создания Славяно-греко-латинской академии, открытие которой состоялось в 1687 г., но, к сожалению, уже после его смерти. Эта академия существенно увеличила роль высшего образования в Российском государстве. Полоцкий полагал, что центральными факторами воспитания выступают не только пример родителей и учителей, но и окружающая среда. Полоцкий был категорически против концепции о «врожденных идеях», по которым как бы обусловливается воспитание детей. Он считал, что большое значение должно иметь воспитание, которое, с его точки зрения, должно быть направлено на вырабатывание чувств и разума человека. Одну из главных ролей в развитии российской педагогической идеи сыграл М.В. Ломоносов (1711 – 1765). Он разработал большое количество учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и т. д. Также большой вклад в российскую педагогику внес Н.И. Новиков (1744–1818), который начал печатать первый журнал в России «Детское чтение для сердца и разума», а в просветительских целях вел борьбу с крепостничеством. Новиков предполагал, что при обучении у детей следует воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В своей заметке «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н.И. Новиков в первый раз в русской педагогической литературе обозначил педагогику как науку.
С XVIII в. возникает профессиональная подготовка преподавателей. Например, в 1732 г. в городе Штеттин в Германии появляется одна из первых учительских семинарий. В России в 1779 г. формируется педагогическая, или, по-другому, учительская, семинария при Московском университете, и после этого с 1804 г. последовало появление педагогических институтов в России. В связи с этим появляется необходимость преподавания педагогики в качестве особой научной дисциплины, затем в 1840 г. в Главном педагогическом институте появляется кафедра педагогики. Своеобразные педагогические идеи предлагал писатель и педагог Л.Н. Толстой, который в собственном имении Ясная Поляна сформировал начальную школу для крестьянских детей и воплощал в жизнь в процессе обучения свои мысли и методы воспитания. Немалую заинтересованность он проявлял при формировании творческой самостоятельности детей. Толстой старался воплотить в жизнь теорию о «свободном воспитании», так же он разработал первый учебник для начальной школы «Азбука».
ПЕДАГОГИ-НОВАТОРЫ
В конце 70 – начале 80-х гг. в общественно-педагогической жизни появился большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. Они выступали под девизом «Творчество учителя – творчество ученика». Заинтересованность собственным предметом, способность провести урок со стопроцентным участием учеников, умение любить и уважать личность ученика с самых первых дней его нахождения в школе – это признаки истинного учителя, педагога. В 1979 г. издательство «Педагогика» впервые начало печатать серию книг «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В первых книгах этой серии был опубликован педагогический опыт таких педагогов, как С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин.
Педагоги-новаторы развивают такое направление в педагогике, как педагогика сотрудничества. Педагогика сотрудничества строится на воспитательном подходе к обучению, который учит о том, что следует определять ребенка не по его знаниям, а определение ребенка должно исходить от его отношения к людям, к труду, моральным ценностям и качествам. Шаталов разработал такой индивидуальный подход, который охватывает единовременно всех учеников. Этот подход заключается в создании атмосферы увлеченной и творческой работы. Индивидуальный подход рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной работы. Шаталов был сторонником освобождения детей от недостойного страха перед двойкой. Он говорил, что надо вселять в них оптимизм, предоставлять возможность почувствовать свой успех в учебе. Для достижения этих целей Шаталов делал следующее: он объяснял материал предельно четко, логично, применяя наглядные блок-схемы, показывающие логические связи изучаемого материала, при ответе ученики опираются на блок-схему, на дом даются первоначально задачи, аналогичные тем, что давались на уроке. Результатом является то, что даже «слабые», но стремящиеся учиться дети достигают успеха. Далее с овладением материала ученики могут сами творчески выбирать задания из предложенных вариантов, дети могут сами находить творческие решения, во время проверки исправляются ошибки, однако оценки не ставятся. Знания проверяются после изучения темы всеми учениками. Шаталов считал, что ключевые методические инструменты педагога – это участие, осознание внутреннего мира ребенка, его волнений, сомнений, слабостей. Персональное влияние на личность ребенка посредством работающего, творящего коллектива свойственно многим педагогам-новаторам. Учитель И.П. Волков, преподающий труд и черчение, полагал, что при развитии стремлений и способностей ученикам нужно испытать себя в разнообразных видах деятельности. Он создал «свободную мастерскую», в которой были собраны разнообразные инструменты и материалы. Любой ученик мог выбрать дело по своему усмотрению, при этом учитель не ограничивал его инициативы. Существовало только одно правило: «Научился сам, научи товарища».
В процессе своей работы педагоги-новаторы пытались преодолеть необщительность школьного классного мира и несвязанность обучения с жизнью. Учитель Е.И. Ильин предлагал сделать уроки литературы уроками человековедения. Идеи, которые предлагают педагоги-новаторы, дают практическую пользу в процессе обучения.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
При разговоре о специально организованной воспитательной деятельности имеется в виду деятельность с определенным влиянием на развиваемую личность. Поэтому воспитание можно определить как организованное педагогическое воздействие на личность с целью создания у нее назначаемых обществом социальных качеств. Внешнее воспитательное воздействие может возбуждать у ученика не только положительную, но и отрицательную и нейтральную реакцию. Ясно, что положительное отношение к воспитанию возбуждает у личности активность к работе над собой. Воспитание – это процесс, направленный на овладение личностью социальным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, общественными и духовными отношениями. Под закономерностями воспитания понимаются постоянные, повторяющиеся отношения в воспитательном процессе, использование которых помогает получать эффективные результатов в формировании личности. 1. Воспитание в любую эпоху обусловливается потребностями производства и главенствующих классов общества. 2. Цели, методы и содержание воспитания всегда едины. 3. В едином педагогическом процессе обучение и воспитание (в узком смысле) неразрывны. 4. Воспитание личности совершается лишь при введении ее в какой-либо вид деятельности. 5. Воспитание – это стимулирование активности развиваемой личности в совершаемой деятельности. 6. При воспитании одновременно с максимальной требовательностью нужно показывать человечность и уважать личность воспитуемого.
7. При осуществлении воспитания нужно показывать ученикам перспективы их роста, оказывая посильную помощь в достижении радостей успеха. 8. В воспитании нужно находить все позитивные качества учеников с целью использования их в будущем. 9. В процессе воспитания нужно считаться с возрастными и индивидуальными качествами учащихся. 10. Процесс воспитания нужно осуществлять в коллективе и через коллектив. 11. На протяжении процесса воспитания нужно достигать того, чтобы педагогические усилия семьи, преподавателя и общества были согласованы и едины. 12. При воспитании важной является инициация воспитуемого к самовоспитанию. 13. Все требования, предъявляемые ребенку, должны быть сравнимы с его возможностями. 14. Содержание воспитания должно основываться на потребности ребенка, если этого не учитывать, можно столкнуться с инертностью детей. 15. Не стоит требовать большой активности от ребенка, так же как и не стоит самому педагогу быть слишком активным. Одинаковая активность ребенка и педагога дает шанс развиться личности в творческом плане. 16. В процессе воспитания следует проявлять к ребенку любовь, желание помогать ему, умение защищать и понимать его. Лишь при этих условиях ребенок может полноценно развиваться. 17. При организации деятельности ребенка нужно учитывать то, что она практически всегда должна оканчиваться ситуацией успеха, так как позитивное подкрепление является главным условием достижения поставленной цели. 18. Воспитание должно проходить незаметно для наиболее глубокого проникновения педагога в личность ребенка. Все указанные закономерности воспитания должны являться основой при построении учебно-воспитательной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|