Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы педагогики в средние века и в эпоху возрождения

 

Проблемами воспитания в Средние века занимались философы-богословы. Вследствие чего все педагогические идеи того времени приобретали религиозный уклон и были пропиты церковной догматикой.

Большое значение в период феодализма занимало сословие светских феодалов-дворян, однако в духовном развитии общества доминирующее значение имели церковь и религия. Из чего можно сделать вывод, что обучение носило чисто богословский характер. Но обучение детей из разных сословий имело различие по содержанию и характеру, все зависело от феодальной иерархии. Например, дети феодалов приобретали рыцарское воспитание, суть которого сводилась к изучению «семи рыцарских добродетелей», т. е. к умению передвигаться верхом на лошади, метать копье, фехтовать, охотиться, плавать, хорошо играть в шашки и складывать стихи и песни в честь «дамы сердца». Из всего перечисленного можно заметить, что в подготовку рыцарей обучение грамоте не входило, до сих пор сохранились документы, в которых вместо рыцаря ставил подпись какой-либо монах.

Да что там говорить о рыцарях, когда даже многие короли того времени были не обучены грамоте. Но в дальнейшем для того, чтобы феодалы имели возможность занимать высокие должности, им требовалась общеобразовательная подготовка.

Так как в любой исторический период создавались свои характерные принципы и подходы к системе воспитания, можно с уверенностью рассматривать и педагогику феодального общества.

В эпоху феодализма было успешно забыто античное учение о полном и всестороннем развитии человека. В это время в соответствии с главной идеей того времени господствующую роль стало занимать нравоучение о религиозном воздержании и умерщвлении плоти в качестве поддержания божественного благочестия.

Учение о всестороннем развитии человека как главной задаче воспитательной системы было вновь выдвинуто в эпоху Возрождения в XIV–XVI вв. Однако это учение было создано для избавления людей от идейных и политических оков феодализма. Первыми создателями этой идеи были Томас Мор и Томмазо Кампанелла, главной целью которых было основание нового общества; они рассматривали задачу всестороннего развития как объединение образования с производительным трудом. В дальнейшем их идею развивали их более поздние последователи.

Далее педагогическая мысль формировалась в работах философов эпохи Возрождения во время становления буржуазного общества.

Педагогические идеи проявлялись как в философскихтрудах, так и в трудах теологии и художественной литературы.

Главными действующими лицами того времени были итальянский гуманист Витторино да Фельтре, испанский философ Хуан Вивес, нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский, французский писатель Франсуа Рабле, французский философ Мишель Монтень и многие другие. Они разрабатывали много педагогических идей, критиковали средневековую схоластику, требовали гуманного отношения к детям и боролись за избавление человека от феодальных оков и притеснений религиозного аскетизма.

 

 

ПЕДАГОГИКА XVIII в

 

В истории западно-европейской буржуазной педагогики часто встречаются имена знаменитых людей, таких как: чех Ян Амос Коменский, англичанин Джон Локк, француз Жан Жак Руссо, швейцарец Генрих Песталоцци, германцы Иоганн Гербарт и Адольф Дистерверг.

В собственном труде «Мысли о воспитании» Джон Локк требовал обращать большое внимание на психологические основы воспитания и моральное формирование личности. Он не признавал присутствие у детей врожденных качеств. Джон Локк сравнивал детей с чистым листом, на котором можно написать все что угодно, указывая тем самым на то, что воспитание занимает важное место в воспитании детей. В собственной теории воспитания Локк говорил о том, что если ребенок не получает от общественных условий нужных ему идей и впечатлений, то необходимо менять их, нужно формировать физически и духовно сильного человека, приобретающего познания, которые полезны обществу. Он также говорил о том, что добро доставляет продолжительное удовольствие и уменьшает страдания. По его воспитательной теории моральное добро – это добровольное подчинение людской воли законам природы и общества, т. е. истинной основе морали, а согласие между личными и общественными интересами можно завоевывать при благоразумном и благочестивом поведении.

Руссо же, наоборот, приписывал детям природное совершенство, а воспитание, в свою очередь, приравнивал к помехе развития детского совершенства. По его теории детям нужно давать полную свободу в их действиях, приспосабливаясь к ним и их наклонно стям и увлечениям. Идеи Руссо были основой теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке. Из теории «свободного воспитания» следовало, что воспитание должно быть связано только с интересами и желаниями детей и этим содействовать их развитию.

Жан Жак Руссо представил свои педагогические взгляды в книге «Эмиль, или О воспитании», в которой он критиковал характер обучения, при котором ребенок был оторван от жизни, и предлагал обучать ребенка только тому, что для него интересно, вследствие чего ребенок бы сам включался в процесс обучения и самовоспитания. Руссо настаивал на самостоятельном развитии мышления у детей. Он настаивал на связи обучения с жизнью и личным опытом ребенка и при этом обращал большое внимание на трудовое воспитание личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...