Вокально-исполнительское искусство
В оперной труппе Большого театра, ведущего театра •страны, в эти годы поют такие певцы, как В. Барсова, Е. Катульская, Е. Степанова, К. Держинская, Е. Сливинская, Г. Жуковская, А. Матова, Н. Шпиллер, М. Максакова, В. Давыдова, Н. Обухова, Б. Златогорова, Ф. Петрова, С. Юдин, С. Лемешев, И. Козловский, А. Алексеев, Н. Ханаев, Н. Озеров, Б. Евлахов, П. Норцов, В. Сливинский, С. Мигай, Д. Головин, В. Политковский, Л. Савранский, А. Батурин, А. Пирогов, М. Рейзен, М. Михайлов. В Ленинграде, Киеве, Минске поют: Н. Печков-ский, С. Преображенская, О. Петрусенко, М. Литвиненко-Воль-гемут, И. Паторжинский, М. Донец, 3. Гайдай, Б. Гмыря,. Л. Александровская и др. Крупнейшие певцы Грузии этих лет: Д. Ангуладзе, С. Ина-швили, Б. Сохадзе, Н. Цомая, М. Накашидзе, Д. Бадридзе, Д. Гамрекели, П. Амиранашвили. В Азербайджане расцветает талант Бюль-Бюля (Мамедова), Ш. Мамедовой, Р. Мух-таровой. В Армении, во вновь организованной опере, поют: A. Даниэлян, Ш. Талаян, П. Лисициан, Т. Сазандарян, Т. Шах- Отличные певцы имеются в составе других оперных театров периферии. Многие из оперных певцов ведут большую концертную деятельность, показывая образцы замечательной интерпретации камерного творчества русских и иностранных композиторов. Среди таких оперных певцов следует назвать имена B. Барсовой, Е. Катульской, Н. Шпиллер, М. Максаковой, Ряд молодых певцов, выдвинувшихся в тридцатые годы, становится выдающимися камерными исполнителями. Среди них следует назвать Н. Шпиллер — одну из первых исполнительниц романсов советских композиторов Ю. Шапорина» Н. Мясковского и других, Н. Дорлиак—-тонкого мастера камерного пения. Н. Дорлиак замечательно интерпретировала романсы цикла Мусоргского «Детская» и многих произведений отечественной и зарубежной классики. Ее концерты в ансамбле с С. Рихтером (в более поздние годы) оставили незабываемое впечатление и явились примером исполнения произведений различных стилей.
В конце тридцатых годов С. Лемешев дает цикл концертов, в которых исполняет все романсы П. Чайковского. В 1937 году он дает сольный концерт, целиком посвященный творчеству советских композиторов. Разнообразны камерные программы тридцатых и последующих годов у М. Максаковой. Она с большим успехом поет циклы Р. Шумана «Любовь и жизнь женщины», А. Животова — «Счастье», В. Нечаева — «О доблести, о подвигах, о славе». Солисты Всесоюзного радиокомитета А. Малюта и Г. Виноградов, филармонические певцы Н. Суховицина, Е. Андреева-Рябова показали себя мастерами камерного исполнения. В расцвете находится творчество камерных певцов: 3. Лодий,, А. Доливо, М. Мирзоевой, В. Духовской, Л. Вырлан. Большая заслуга в пропаганде вокального искусства принадлежит певцам филармоний и радиокомитетов, организованных к тому времени в большинстве крупных центров страны. Нельзя не отметить за ел у г и основного ядра солистов Московского радиокомитета, которые несли широким массам радиослушателей высокие образцы камерного и оперного творчества. Постановка опер, обычно не идущих в репертуаре оперных театров, исполнение новых сочинений советских и зарубежных композиторов, камерные произведения классиков, песенное творчество — все это шло в эфир в высокохудожественном исполнении солистов центрального радиовещания. Необходимо упомянуть таких исполнителей тридцатых годов, как Г. Абрамов, Н. Александрийская, Л. Ашкенази, О. Аматова, Г. Виноградов, В. Градова, Б. Дейнека, Д. Демьянов, В. Захаров, А. Малюта, Л. Легостаева, К- Поляков, П. Понтрягин, Н. Рождественская, Л. Шухат, к которым позднее присоединились И. Голянд, А. Королев, Г. Сахарова, 3. Соколовская, В. Красовицкая, Л. Хачатуров, К. Константинова, Г. Тиц, В. Бун-чиков, В. Нечаев и другие.
Ансамбли. Оперетта В эти же годы получает большое развитие песенная культура. Создается большое количество хоровых коллективов, профессиональных и самодеятельных, народных и академических. Развивает свою деятельность организованный в 1928 году и получивший затем мировую известность ансамбль песни и пляски Советской Армии (ныне Краснознаменный имени Александрова ансамбль песни и пляски Советской армии). Жанр массовой песни, охвативший широчайшие слои населения, первые советские оперетты, с успехом прошедшие на многих сценах и сразу полюбившиеся массовому советскому зрителю («Свадьба в Малинозке» Б. Александрова, оперетты Дунаевского), музыка к кинофильмам, созданным многими советскими композиторами, — показали широчайший рост различных жанров советской вокальной культуры. Конкурсы певцов Одним из характерных для развития советского музыкального искусства моментов является система всесоюзных конкурсов, которые прочно вошли в музыкальное искусство страны с тридцатых годов. Когда страна окрепла после коренных преобразований во всех областях жизни, когда выросли новые молодые кадры талантливых советских музыкантов, появилась необходимость проведения крупных всесоюзных конкурсов. Первый всесоюзный конкурс музыканте в-и с-полнителей состоялся в 1933 году. Проведенный в ознаменование 15-й годовщины установления Советской власти, он включал соревнование по четырем специальностям: фортепиано, скрипка, виолончель и пение. Среди певцов первые премии получили: Е. Кругликова — лирико-драматическое сопрано, в 1933 году окончила Московскую консерваторию по классу К- Н. Дорлиак; О. Леонтьева — сопрано, окончила в 1931 году Московскую консерваторию по классу К. Н. Дорлиак; 3. Гайдай — сопрано, окончила в 1927 году Киевский музыкально-драматический институт по классу Е. А. Муравьевой. Вторые премии получили: О. Благовидова — меццо-сопраио, в 1925 году окончила Одесский музыкально-драматический институт по классу Ю. А. Рейдер; А. Малюта — лирическое сопрано, окончила в 1930 году Московскую консерваторию, где училась в классе Ф. С. Вахман, Н. Райского, 3. Ло-дий, а 1933—11935 — в аспирантуре под руководством 3. Лодий.
Третьи премии получили: С. Хромченко — тенор, окончил Киевский музыкально-театральный институт по классу М. М. Энгелькрона, учился в аспирантуре Московской консерватории 1932—1934 годы под руководством К- Дорлиак и А. Доливо; П. Киричек — бас, в 1934 году окончил Московскую консерваторию по классу К- Дорлиак; А. Бышевская — драматическое сопраио, в 1929 году окончила Киевский музыкальш>драматический институт по классу Е. Муравьевой, Бюль-Бюль, (Рза — оглы Мамедов)—теиор, в 1927 году окончил Бакинскую консерваторию ш> классу Н. Сперанского, в. 1927—1931 годах совершенствовался в Италии. Второй всесоюзный конкурс музыканте в-и с-полнителей состоялся в 1935 году. Первая премия среди певцов не была присуждена. Вторые премии получили: Н. Рахматуллина — лирико-колоратуриое сопрано, в 1930—1936 годы училась в опериом отделении Московского театрального училища по классу М. В. Владимировой; К- Минаев — баритон^ учился в 1921 — 1924 годы в Московской консерватории в классе В. Заруд-ной; Ю. Лордкипанидзе — сопрано, в 1937 году окончила Ленинградскую-консерваторию по классу С. Мирович. Третьи премии получили: Е. Бендак—меццо-сопрано, в 1935 году окончила Бакинскую консерваторию, где училась в классах Н. Сперанского,. К- Исаченко и М. Колобовой; К- Лаптев — баритон, в 1924—1929 годы учился в Киевской консерватории по классу М. Энгелькрона; Н. Частий — бас, учился в 1927—1930 годы в Харьковском музыкальном техникуме по классу Н. Чемезова; С. Ивницкая — меццо-сопраио, окончила в 1935 году Ленинградскую консерваторию по классу Н. Большакова. Среди дипломантов конкурса были Нииа Дорлиак и Наталья Шпиллер. В 1938 году был проведен Всесоюзный конкурс вокалистов. Первая премия не была присуждена. Вторые премии получили Д. Гамрекели — баритон, учился в 1930—-1935 годы в Тифлисской консерватории по классу Е. Вронского; Б. Гмыря — бас, в 1939 году окончил Харьковскую консерваторию по классу П. Голубе-
ва, К- Семизорова — лирико-колоратурное сопрано, занималась у педагога А. Дисконци (Москва) в школе А. Г. Шора. Третьи премии получили: Е. Тропина — лирическое сопрано, в 1931 году окончила Ленинградскую консерваторию по классу Е. Бронской, и Н. Горохов. Четвертые премии получили: Л. Руденко—меццо-сопрано, в 1940 году окончила Киевскую консерваторию по классу Е. Муравьевой; Б. Дейнека— бас, окончил в 1930 году Московский институт театрального искусства по «лассу С. Друзякиной и аспирантуру Московской консерватории в 1934— 1936 годах по классу Н. Райского. Пятую премию получила Н. Куклина—лирико-колоратуриое сопраио, •окончила Музыкальное училище имени Гнесиных по классу В. Беляевой-Тарасевич. Шестые премии получили: Г. Виноградов — тенор, учился один год в Московской консерватории по классу Н. Райского, готовился к конкурсу и занимался у М. Л. Львова; В. Губерт — лирико-драматическое сопрано, училась в 1928—1931 годы в Одесском музыкальном техникуме по классу Е. Я. Меннер-Каневской и Ю. А. Рейдер. Несмотря на то, что первые премии на конкурсах,1935 и 1938 годов не были присуждены, конкурсы показали огромный рост советской вокально-исполнительской культуры. Советские молодые певцы формируются как широкообразованные исполнители, владеющие как мастерством пения оперных произведений, так и камерным стилем исполнения. В обязательные программы конкурсов входил разнообразный репертуар, сложным требованиям которого должны были отвечать молодые лауреаты. Среди лауреатов и дипломантов конкурсов тридцатых годов мы встречаем те имена, с которыми неразрывно связано развитие советского вокального искусства последующих десятилетий. Многие из них становятся гордостью отечественной вокальной культуры. Высокий уровень исполнительской культуры, который был показан молодыми певцами на конкурсах тридцатых годов, в значительной мере определился повышением требований к певцам в консерваториях и организацией на вокальных факультетах классов камерного пения. Под влиянием возросших запросов слушателей появилась необходимость в организации подготовки высококультурных певцов-исполнителей в камерно-концертном жанре. Если в дореволюционное время консерватории выпускали певцов в основном оперного профиля, имевших в своем багаже достаточный оперный репертуар при минимуме камерных произведений, то в советское время перед консерваториями встала задача воспитания певцов, обладающих высокой музыкальной культурой, знанием большого камерного репертуара, стилей исполнения, владеющих искусством исполнения в широком диапазоне от старинных произведений до современной музыки.
В связи с этими запросами с 1933 года в консерваториях организуются классы камерного пения1, в которых молодые певцы получают возможность приобщиться к камерной литературе, изучить большое количество произведений, познакомиться с новой советской вокальной музыкой, народными песнями и т. п. Во главе этих классов встали выдающиеся музыканты-исполнители, певцы большой музыкальной культуры: А. Доливо, М. Мирзоева, 3. Лодий, А. Мерович и др. Это дало-свои результаты: в программах певцов, оканчивающих консерватории, появились высокохудожественные образцы вокальной литературы разнообразных стилей. Конкурсы певцов показали значительный рост музыкально-исполнительской культуры певческой молодежи. Камерные классы сыграли большую роль и в подготовке певцов концертно-камерного профиля, который стал одним из «законных» профилей для оканчивающих консерватории. Конкурс как соревнование, призванное выявить лучших ис полнителей, стимулировать творчество молодых музыкантов, не был новостью. Конкурсы с давних пор устраивались и за рубежом, и в дореволюционных Петербурге и Москве. Однако конкурсы, которые стали проводиться в нашей стране, служили не только этим целям. Они являлись своеобразным творческим отчетом советской системы воспитания музыкантов. Итоги конкурса широко обсуждались музыкальной общественностью совместно с представителями государственных организаций, ведающих искусством и профессиональным образованием. На основе этих итогов в систему воспитания музыкантов вносились необходимые изменения, направленные к устранению имеющихся в ней недостатков. В частности, организация камерных классов в консерваториях, о которой мы писали выше, была реакцией на обсуждение итогов Первого всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. Всесоюзная конференция 1940 года была проведена по очень широкой программе. Здесь затрагивались все узловые моменты вокального образования в нашей стране: и вопросы методов работы с теми или иными типами голосов, и вопросы воспитания в классах камерного пения, и работа с молодыми певцами в опере, и научная работа в области голоса, и проблемы детского пения, и вопросы режима певца. В конференции приняли участие ведущие педагоги консерваторий Союза, крупнейшие певцы и музыканты, ученые. Труды этой конференции были оформлены в виде книги '. Решения всесоюзной конференции 1940 года подытожили все достоинства и недостатки советской методики обучения пению. В частности, в них было предложено усилить научно-теоретическую работу в области во-' кала и поставлен вопрос об организации научно-исследовательского института по вокальному искусству при Московской государственной консерватории. В довоенное время были составлены программы па сольному пению (автор Е. А. Милькович, редактор Н. Г. Райский) и требования, которым должен отвечать студент соответствующего курса музыкальных училищ и консерваторий. Программы, разработанные для вокальных отделений училищ и консерваторий, содержат обширный список разнообразных произведений, подобранных по типу голосов и по курсам. Хотя эти программные требования весьма условны и реально обычно определяются индивидуальными способностями, качеством голоса ученика, все же они являются важным материалом, ориентирующим педагога и ученика в порядке усложнения репертуарных требований. Эти программы были обсуждены и приняты Всесоюзным совещанием по вокальному образованию 1937 года. В эти же годы большая творческая работа по обобщению опыта певцов и педагогов, по разработке теории вокального искусства и методике развернулась в вокальной секции Всесоюзного театрального общества (А.В.Богданович, Д. Л. Аспелунд, М. Л. Львов).
Вокальные конференции Еще большую роль в этом смысле играют вокальные конференции, специально созываемые для обмена опытом и обсуждения достоинств и недостатков методики воспитания певцов. В 1937 году состоялась первая Всесоюзная вокальная конференция, положившая начало обмену опытом вокальных педагогов. Однако доклады и решения этой конференции не были изданы и до широких масс педагогов не дошли. Труды по вокальному искусству В предвоенное десятилетие из печати вышел ряд трудов ученых, педагогов и певцов, касающихся вокального искусства. История вокального искусства обогатилась воспоминаниями В. Шкафера, Н. Салиной, сборником памяти Л. В. Собинова, трудом Э. Старка «Петербургская опера и ее мастера»; вокальная педагогика — методическими работами Д. Аспелунда,. В. Багадуррва; голосообразование и голос — работами И. Леви-дова, Л. Работнова, С. Ржевкина, Е. Малютина.
1 Впервые специальный класс камерного пения был открыт в Московской консерватории в 1929 году под руководством Зои Лодий. 1 Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию. М.,. Музгиз, 1941. 9» Работы врача-фониатра и певца И. И. Л е в и д о в а, появившиеся в конце двадцатых и в тридцатые годы, посвящены физиологии голосообразо-вания и проблеме воспитания детского голоса. Автор много лет отдал наблюдению за детскими голосами, и его данные в этом вопросе сохраняют свою ценность до сегодняшнего дня. Он сторонник индивидуальной работы с детьми по воспитанию голоса — голос лучше всего сохраняется у детей тогда, когда с ним работает знающий педагог. Его книги обобщают данные науки о голосе того времени и написаны с большим знанием дела. Из оригинальных исследований наиболее ценны исследования верхнего резонатора, «маски», певцов и стробоскопические наблюдения за работой голосовых связок. Он считает, то ощущение «маски» есть результат реального резонанса носовых и придаточных полостей носа, и это ощущение чрезвычайно важно для получения качественного певческого звука. Большую роль он придает установке рта и надставной трубки вообще. Дышать в пении можно по-разному. Его книгу «Певческий голос в здоровом и больном состоянии» можно рекомендовать каждому обучающемуся петь. (И. И. Левидов. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. Л., «Искусство», 1939). В 1930 году вышла небольшая брошюра А. Вербова «Техника постановки голоса», переизданная в 1961 году Музгизом. А. Вербов — врач и певец — подробно, но несколько узкомеханистично обосновывает с точки зрения анатомии и физиологии принцип низкого положения гортани и указывает приемы, которыми этого следует достигать. Разбирая вопрос о возможностях поведения звука в надставной трубке певца, он приходит к выводу, что направлять звук никуда нельзя, что разумен лишь вопрос, где его формировать, т. е. сводит вопрос голосообразования к работе гортани. В работе разбираются и другие вопросы голосообразования. Она не содержит экспериментального материала, а лишь базируется на известных данных анатомии, физиологии и вокальной педагогики. Книга А. Вербова — пример узкого, одностороннего анатомо-физиологического подхода к обоснованию техники постановки голоса. (А. Вербов. Техника постановки голоса. Л., «Тритон», 1931; М., Музгиз, 1962). В 1932 году вышла книга «Основы физиологии и патологии голоса певцов» врача-фониатра Л. Д. Работнова. В ней обобщены наблюдения, проводившиеся автором в течение многих лет и изложенные в серии статей, напечатанных в научных журналах двадцатых годов. Л. Д. Работнов исследовал работу всех частей голосового аппарата, но главным образом занимался наблюдениями над дыханием. Его гипотеза о роли гладких мышц бронхов в фонации — новое слово в физиологии голосообразования. Книга Л. Д. Работнова содержит много ценных сведений по голосообразованию и в основном излагает большой экспериментальный багаж автора. Она не потеряла своего значения и до настоящего времени. Имя Л. Д. Работнова не обходит ни один ученый, занимающийся, вопросами голосообразования (Л. Д. Работнов. Основы физиологии и патологии голоса певцов. М., Музгиз, 1932). В 1933 году Д. Аспелунд, певец и ученый, выпустил небольшую книгу «Основные вопросы вокально-речевой культуры» — краткое пособие по методике пения, построенное на основе как научно-экспериментальных данных, так н обобщения педагогической практики. Рассчитанная, в основном, на руководителей самодеятельных коллективов, она в популярной форме и вместе с тем на хорошем теоретическом уровне трактует основные вопросы постановки голоса и воспитания певца. (Д. Л. Аспелунд. Основные вопросы вокально-речевой культуры. М., Музгиз, 1933). Большим событием в науке о голосе было появление в 1936 году второго, дополненного издания книги профессора Московского университета, акустика С. Н. Р ж е в к и н а. «Слух и речь в свете современных физических исследований». Фундаментальная книга является обобщением состояния научных знаний в области слуха, речи и певческого голоса. В ней впервые в отечественной литературе полно изложены сведения по акустике певческого голоса и разбираются вопросы теории его образования. В частности, в книге впервые приводятся сведения по акустическому анализу тембра певческого голоса, который характеризуется присутствием высокой и низкой певческих формант и частоты вибрато 6—7 раз в секунду (С. Н. Ржевкин. Слух и речь в свете современных физических исследований. М.—Л., ОНТИ, 1936). Замечательным памятником мемуарной литературы, посвященным русскому оперному театру конца XIX и первой четверти XX века, явились воспоминания оперного певца и режиссера В. П. Шкафера «Сорок лет на сцене русской оперы», вышедшие в 1936 году. В ней отражена жизнь, быт, нравы дореволюционного оперного театра, даются характеристики выдающихся певцов. Не менее интересны и биографические сведения, в которых отражены искания автора, вся сложность творческого пути певца-артиста. Эта книга — один из важнейших свидетельских документов по истории русского оперного театра и певческого творчества. (В. Н. Шкафер. Сорок лет на сцене русской оперы. Л., изд. Театра оперы и балета им. Кирова, 1936). В 1937 году вышел сборник «Л. В. Собинов. Жизнь и творчество», в который включены статьи и отрывки писем великого артиста, статьи с анализом его творчества и воспоминания о нем. Этот сборник положил начало последующим изданиям книг о больших русских певцах (Л. В. Собинов. Жизнь и творчество». М., ВТО, 1937). 1940 году вышла книга известного русского искусствоведа и театрального критика Э. Старка. «Петербургская опера и ее мастера». В книге даны творческие портреты выдающихся певцов и характеризуется состояние оперного дела этого театра с 1890 по 1910 год. С большой наблюдательностью автор фиксирует мельчайшие детали в исполнении ролей крупнейшими певцами петербургской оперы. Эта книга, как и предыдущие работы автора (например, монография о Ф. Шаляпине, изданная в 1915 году и частично включенная в сборник «Ф. И. Шаляпин», М., «Искусство», 1958) могут служить примером описания оперного исполнения. Выход этой книги— большой вклад в искусствоведческую литературу о музыкальном театре. (Э. Старк. Петербургская опера и ее мастера. 1890— 1910. М.—Л., «Искусство», 1940). Среди немногочисленной мемуарной литературы довоенных лет, касающейся пения и оперного искусства, видное место занимает книга Н. В. С а-линой «Жизнь и сцена», воспоминания артистки Большого театра, вышедшая в 1941 году. В ней имеются интересные сведения о состоянии оперного дела в России конца XIX — начала XX века, характеристики русских и иностранных певцов и материалы по развитию голоса и певческому творчеству. (Н. В. Салина. Жизнь и сцена. Воспоминания артистки Большого театра. М.—Л., ВТО, 1941).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|