Труды по певческому искусству, вокальной педагогике и голосообразованию
За время после 1945 года вышло множество книг, посвященных вопросам пения. Интересный материал по истории отечественного 1 Вопросы вокальной педагогики, вып. I. M., Музгиз, 1962 (ред. Л. Дмит 2 Уральская консерватория им. Мусоргского. Научно-методические за 3 Основы вокальной методики. Программа курса для консерватории, * Материалы этой конференции частично опубликованы в 3-м издании хрестоматии Й. Назаренко «Искусство пения», 1967. вокального искусства и по вокальному и с-полнительсту можно найти в трудах: А. Шавердяна, М. Львова, |И. Назаренко, Е. Грошевой, Н. Бахуташвили, A. Орфенова, А. Доливо, в сборниках, посвященных Ф. Шаля Методическая литература обогатилась книгами B. Мордвинова, П. Голубева, Д. Аспелунда, С. Юдина, В. (По Большую помощь вокальным педагогам оказали книги п о фониатрии и гигиене голоса И. Фомичева и А. Егорова, а также по орфоэпии в пении В. Садовникова. Научные исследования по голосообразованию, акустике и строению голосового аппарата, психологии музыкальных способностей представлены 'в трудах Н. Жинкина, Б. Теплова, М. Грачевой, Е. Рудакова и Д. Юрченко, О. Агаркова, Л. Дмитриева, В. Морозова, Е. Петровой, А. Борисовой и М- Сергиевского.
Наиболее значительные данные о строении голосового аппарата, голосообразовании и акустическом составе певческого голоса, полученные советскими учеными в послевоенные годы, следующие: 1954 год. Е. А. Рудаков и Д. Д. Юрченко экспериментально показали определяющую роль высокой певческой форманты в образовании тембра, полетности, а также, в значительной мере, силы певческого голоса. Удаление этой форманты из голоса лишает его полетности, уменьшает силу, делает голос глухим, старческим. 1954 год. Л. Б. Дмитриев впервые произвел 'массовые рентгенологические исследования профессиональных певцов >и установил факт различного уровня стояния гортани в пении у разных типов голосов. Им установлена зависимость уровня гортани в пении от длины надставной трубки. 1954 год. Л. Б. Дмитриев установил факт сужения входа в гортань во время пения у профессиональных певцов на всем диапазоне, включая прикрытый регистр мужских голосов. Им выдвинута теория роли надсвязоч-ной полости гортани в фонации, роли, аналогичной «предрупорной камере» в рупорах. 1954 год. И. Л. Ямштекин на массовом материале показал, что вокальная функция меняется при экспериментальном изменении формы нёбного свода пластмассовыми пластинками. 1956 год. М. С. Грачева установила расположение рецеп-торных зон гортани и дала подробную иннервацию гортани. 1958 год. Н. И. Жинкин установил разногромкость гласных звуков в речи и регулирующую роль гладких мышц бронхов и диафрагмы в фонации. 1959 год. В. П. Морозов экспериментально показал роль вибрационной чувствительности в контроле над голо-сообразованием. I
1961 год. Е. А. Рудаков выдвинул теорию образования высокой певческой форманты как краевого тона голосовых связок. 1963 год. В. П. Морозов показал звучание высокой певческой форманты, выделенной в изолированном ; виде. 1963 год. М. С. Грачева установила варианты расположения волокон в вокальной мышце у разных людей. 1965 год. И. Н. Гоуфман, Л. Б. Дмитриев и ',М. В. Н о- задзе произвели рентгенокиносъемку работы гортани и дыхания у певцов. 1966 год. Е. П. Петрова установила большую роль динами- ческого вибрато в восприятии силы певческого голоса. Ниже мы даем краткие аннотации к наиболее интересным книгам то вокальному искусству, методике пения и го-лосообразования, вышедшим в послевоенные годы. В 1947 году вышла работа психолога, профессора Б. М. Т е п л о в а, «Психология музыкальных способностей», в которой был обобщен интереснейший материал по различным видам музыкальных способностей. Книга является первым полным психологическим анализом основных музыкальных способностей. (Б. М. Теплое. Проблемы индивидуальных различий. М., изд. АПН, 1961). Две книги С. П. Юдина, известного певца Большого театра, а затем доцента Московской консерватории, обобщают его длительный творческий и педагогический опыт. Автор подходит к проблеме воспитания певца как практик. Он считает целесообразными при обучении пению осознанные ощущения торможения воздушной струи в голосовой щели. Ученик должен ощущать место, где родится звук голоса, и постепенно научиться регулировать его в месте рождения, то есть на уровне голосовой щели. Опора дыхания дает устойчивость — опертость звука. Певец должен уметь так артикулировать звуки, чтобы опора звука и дыхания сохранялись. Необходима координация всех частей голосового аппарата, что вначале должно достигаться осознанностью механизма правильного звукообразования, а затем переходить в автоматизм. Книга С. П. Юдина отражает его личные взгляды, не претендует на установление каких-либо общих положений. Момент сознательного управления торможения выдоха в голосовой щели у большинства практиков вызывает возражение (С. П. Юдин. Певец и голос. М.— Л., Музгиз, 1947; С. П. Юдин. Формирование голоса певца. М., Музгиз, 1962), В 1948 году появилась книга «Певец и песня» А. Л. Доливо, певца, профессора Московской консерватории. Книга обобщает его большой опыт работы над песней и романсом. Это глубокий и содержательный научный труд человека большой эрудиции и таланта. Она охватывает как вопросы народной песни и принципов исполнительства народных певцов, так и принципы работы над романсом и песней профессиональных исполнителей. В ней подробно разбираются вопросы слова, дыхания в пении; такие вопросы исполнительского творчества, как проблема голоса певца и выбора песни, как вопрос индивидуальности певца и песни, получают в книге интересную разработку. Дальнейшее развитие основных положений книги можно найти в статьях А. Л. До-лнво, вышедших в последующие годы в сборниках «О музыкальном исполнительстве» (М., Музгиз, 1954) и «Вопросы музыкально-испольнитель-ского искусства», вып. II (М., Музгиз, 1958) и вып. III (М., Музгиз, Ш62). (Анатолий Доливо. Певец и песня. М.—Л., Музгиз, 1948).
Небольшая брошюра В. Мордвинова «Практика основной работы по постановке голоса» (М., Музгиз, 1948) написана опытным педагогом-практиком с целью помочь всем ведущим работу в кружках самодеятельности. Написанная популярным языком, оиа излагает основные практические проблемы воспитания голоса, встающие перед педагогом в процессе работы, и их разрешение с позиций опыта автора (В. Мордвинов. Практика основной работы по постановке голоса. М., Музгиз, 1948). В 1948 году была издана книга И. К. Назаренко — певца и педагога — «Искусство пения», содержащая материалы по истории вокальной педагогики в России и за рубежом. Являясь хрестоматией, книга лишена связного изложения истории развития методической мысли в разных школах пения, но содержит много ценных сведений о взглядах различных авторов на проблемы воспитания голоса. Второе издание 1964 года, значительно дополненное за счет включения материалов из современной научной литературы по голосу и вокальных конференций, выгодно отличается от первого большей полнотой и связностью материала. Хрестоматия И. К- Назаренко — важный материал для педагогов и певцов (И. К. Назаренко. Искусство пения. М.( Музгиз, 1964, 1967).
В 1949 году появилась книга фониатра и певца-любителя М. И. Фомичева «Основы фониатрии», написани?.я больше для врачей, чем для певцов. В ней даются сведения по анатомии, физиологии и патологии голосовых органов в связи с вокальной функцией. Наиболее интересны оригинальные исследования по анатомии гортани и голосовых связок у певцов, данные в возрастном аспекте (М. И. Фомичев. Основы фониатрии. Л., Медгиз, 1949). Работа П. Органова — педагога пения, представляет собой обобщение его многолетнего опыта по воспитанию певцов. П. Органов работал в музыкальных училищах периферийных городов. Автор является сторонником аналитического подхода к организации работы голосового аппарата. Он предлагает сначала изучить теоретически, как работает гортань, дыхание, артикуляция, понять определенные нужные движения, установки, осознать и освоить все это без звука, а затем уже делать эти движения во время голосообразования. Он категоричен в вопросе привлечения внимания поющего к работе гортани и требует ее сознательной установки и тренировки беззвуковыми упражнениями. В отношении дыхания ои держится взглядов Л. Д. Работнова, считая, что надо активизировать работу гладких мышц бронхов, тормозя скелетные мышцы вдоха. К целостной работе голосового аппарата — к пению, можно приступить тогда, когда уже отработаны дозвуковыми упражнениями верная атака, положение гортани, умение брать дыхание и т. д. С этой установкой автора согласиться трудно. Заметных учеников П. Органов не воспитал (П. Органов. Певческий голос и методика его постановки. М., Музгиз, 1951). Д. Л. Аспелунд — певец и педагог, профессор Московской консерватории, доктор искусствоведческих наук, много сил отдавший разработке теории вокального искусства, один из основателей фониатрической лаборатории Московской консерватории, автор нескольких книг по голосообразованию и докторской диссертации «Развитие певца и его голоса». В его книге — переработке диссертации, которая вышла под тем же названием в 1952 году, читатель найдет много обобщающих сведений по вопросам воспитания голоса. Автор — сторонник обучения пению с детского возраста. Только это, по его мнению, дает возможность воспитать певца-музыканта. В процессе развития ребенка, когда он начинает говорить, на естественную вокальную фонацию (детский крик) накладываются новые требования — артикуляция звуков речи, проблема слова. Это нарушает младенческий вокальный голос и превращает его в голос разговорный. При обучении пению с детства, появляется возможность влиять на растущий голосовой аппарат, вырабатывая в нем необходимые приспособления и структурные изменения. Автор подчеркивает почти неограниченные приспособительные возможности голосового аппарата и ведущее влияние языка, на котором говорит певец, на формирование его голоса. Автор много работал с певцами среднеазиатских республик и делится своими мыслями по поводу воспитания певцов-националов. Д. Аспелунд, совместно с Е. Н. Малютиным, исследовал дыхание у певцов методом пневмографии и работу голосовых связок — методом стробоскопии. И тот и другой методы показали, что при естественном пении у необученных певцов, как и у опытных певцов, голосовые связки работают равномерно, устойчиво, дыхание тратится мало и вытекает спокойно. Учащиеся показывают неравномерность работы связок и неравномерный расход воздуха. Это связано с перестройкой в работе голосового аппарата в процессе учебы, с проблемой нейтрализации гласных и с переходом к использованию смешанного голосообразования (Д. Л. Аспелунд. Развитие певца и его голоса. М., Музгиз, 1952).
В книгах А. М. Егорова «Гигиена певца» (Медгиз, 1955) и «Гигиена голоса и его физиологические основы» (Музгиз, 1962) можно найти много полезных сведений о деятельности нервной системы, личной гигиене, гигиене голоса певца и профилактике болезней голосового аппарата. Написанные врачом и певцом, книги трактуют вопросы физиологии и гигиены со знанием запросов певческой практики и используют новые научные знания по голосообразованию у певцов (А. М. Егоров. Гигиена певца. М., Медгиз, 1955; Гигиена голоса и его физиологические основы. М., Музгиз, 1962). Книга В. С. Канторовича, врача-фониатра, «Гигиена голоса» (Муз-гнз, 1955) содержит сведения по физиологии голосообразования, болезням голосового аппарата и гигиене певца. В разделе физиологии голосообразования автор пользуется устаревшими данными и допускает многочисленные ошибки, что не позволяет рекомендовать эту часть работы современному чи- тателю. Разделы о болезнях голоса и гигиене написаны без учета читателя-певца, содержат много ненужных сведений и необъясненных терминов {В.С. Канторович. Гигиена голоса. М., Музгиз, 1955). Большим вкладом в науку о голосе является книга профессора-анатома М. Грачевой «Морфология и функциональное значение нервного аппарата гортани» (Медгиз, 1956), а также ее последующие работы, посвященные анатомии гортани. Наиболее важными данными этих работ являются: обнаружение трех рефлексогенных зон в гортани, наличие чувствительных нервных окончаний в местах прикрепления волокон голосовых связок, подтверждение наличия у большинства людей косых систем мышечных волокон в голосовой мышце и индивидуальность расположения мышечных волокон этой мышцы у разных людей (М. С. Грачева. Морфология и функциональное значение нервного аппарата гортани. М., Медгиз, 1956). Крупным событием было появление в 1955 году книги СЮ. Левика «Записки оперного певца», переизданной с дополнениями в 1962 году. Певец, рано покинувший сцену по болезни, сумел живо, образно и правдиво нарисовать быт и изложить события и факты музыкально-театральной жизни России первых двух десятилетий нашего века. С большим знанием специфики певческого искусства он дает многочисленные характеристики рядовых и ведущих оперных певцов дореволюционной России. Чрезвычайно мсНны его тонкий анализ вокально-исполнительского процесса у выдающихся певцов прошлого и мысли о путях формирования певца. Большое количество фактического материала по вопросам воспитания певца и певческого творчества вообще, освещение с позиций профессионального вокалиста делают эту книгу чрезвычайно ценной для певцов и педагогов (С. Ю. Левик. Записки оперного певца. М., «Искусство», 1962). Профессор Харьковского института искусств, давший за свою долгую педагогическую деятельность многих хороших певцов, П. В. Голубев, написал в 1956 году небольшую книжку «Советы молодым педагогам-вокалистам» и в 1959 году — монографическую работу о своем ученике Б. Р. Гмыре. Книга «Советы» — сжато, но достаточно полно и просто излагает взгляды автора на многие вопросы воспитания голоса. Эта работа — большой и полезный вклад в вокальную литературу. Заслуживает внимания и его книга о формировании дарования Б. Р. Гмыри. Педагоги очень редко делятся с широкой аудиторией опытом воспитания певцов. Монографий о воспитании выдающихся исполнителей вообще почти нет. Книга о Гмыре, написанная рукой его педагога,— один из первых, и несомненно удачных, опытов такого порядка. Автор — сторойник целостной организации работы голосового аппарата и основными способами возбуждения на организацию голоса считает специальный набор музыкального материала. В книге разрабатываются некоторые вопросы психологии пения (П. В. Голубев. Советы молодым педагогам-вокалистам. М., Музгиз, 1956 и 1962; П. В. Голубев. Борис Романович Гмыря. Записки педагога. М., Музгиз, 1959). Исключительно важным для советского музыкального искусства был выпуск в 1957 году двухтомника «Ф. И. Шаляпин», в который вошли как иапи-санные самим артистом «Страницы моей жизни» и «Маска и душа» (в отрывках), так и важнейшие критические и мемуарные материалы. Книга раскрывает творческую лабораторию гениального артиста и содержит ценные материалы по истории русского оперного театра. («Ф. И. Ш а л я п и н», т. I и II. М., изд. «Искусство», 1957). В 1958 году вышла книга певца и педагога, профессора В. С а д о в н и-к о в а, «Орфоэпия в пеиии», написанная в помощь вокалистам. Это первое русское руководство по правильному произношению в пении написано популярно и с использованием современных научных данных по русскому литературному произношению. В приложении даются орфоэпические транскрипции текстов ряда произведений. Появление этой работы важно для улучшения произношения в пении. Эта книга является одним из средств повышения культуры речи в пении. (В. Садовников. Орфоэпия в пении. М., Музгиз, 1958). Большим событием в науке о голосе явилось появление в 1958 году книги Н. И. Жиикииа «Механизмы речи». Психолог, занимающийся вопросами физиологии речи, Жинкин провел многочисленные экспериментальные исследования над речеобразованием, что позволило ему выдвинуть концепцию о механизмах, участвующих в образовании речи. Для певцов весьма важными являются экспериментальные данные автора по разногромкости звуков речи, по движениям диафрагмы и бронхов во время речи и его концепция о динамических формантах. (Н. И. Жинкин. Механизмы речи. М., изд., АПН, 1958). В 1958 году Медицинское издательство выпустило книгу К- В. 3 л о б и-н а «Физиология пения в профилактике заболеваний голосового аппарата». Ее автор — вокальный педагог, занимающийся как с лицами, страдающими недостатками речевого голоса, так и с певцами (самодеятельность). В книге приводится большой интересный теоретический материал по голосообразова-нию, из которого автор выводит практические заключения. Автор ратует за целостное воспитание певца, касается вопросов нервной регуляции голосовой функции, уделяет большое место автоматизмам работы гортани, дыхания. Автор не вполне последователен: признавая приоритет гортани в методике пения и подчиненную роль дыхания, он драктически все воспитание голоса сводит к привитию единого для всех голосов нижнебрюшного дыхания. Необходимость этого типа дыхания не вытекает из логических заключений автора. Обоснование его рациональности только «наибольшим удалением» от гортани звучит неубедительно. Автор переоценивает также роль автоматизмов, понимающихся им не как конечный этап сознательной работы, а как безусловный рефлекс. Ряд его заключений следует отнести к числу дискуссионных. Методика работы с певцом не приводится (К. В. Злобин. Физиология пения в профилактике заболеваний голоса певцов». Л., Медгиз, 1958). В 1959 году Н. Бахуташвили, доцент Тбилисской консерватории, выпустила книгу «Очерки истории вокального образования в Грузии». В ней кроме общей истории грузинской вокальной музыки изложены методические взгляды трех ведущих педагогов: Е. Ряднова, А. Вронского и О. Бахута-швили-Шульгиной, определивших методику воспитания профессиональных певцов в Тбилисской консерватории (Н. Бахуташвили, Ряднов, Бахуташвили-Шульгина, Вронский. Очерки по истории вокального образования в Грузии. Тбилиси, «Заря Востока», 1959). В книге В. Подольской — концертмейстера класса Неждановой — «А. В. Нежданова и ее ученики» приводится большой материал по работе великой певицы со своими учениками и даются упражнения, которые Неждано- ва давала для развития голоса (В. Подольская. А. В. Нежданова и ее ученики. М., Музгиз, 1960). Полезным начинанием послевоенного периода был выпуск сборников «Вопросы вокальной педагогики». (Музгиз, вып. I, 1962, вып. II, 1964, вып. III, 1966). Поскольку в нашей стране еще нет периодического издания, которое печатало бы труды, посвященные проблемам воспитания певца и его голоса, эти сбориики явились важиой формой обмена педагогическим опытом. В первом выпуске собраны работы разных авторов, в частности — педагогов самодеятельности; во втором — работы педагогов Московской консерватории. В третьем — представлены работы педагогов Киевской консерватории. Труды эти посвящены различным вопросам, связанным с воспитанием певца. В 1963 году вышла книга народного артиста Союза А. П. Иванова «Об искусстве пения». В ней изложены основные представления этого большого артиста о процессе голосообразования, развитии голоса и воспитании певца. Автор дает многочисленные советы, приводит некоторые упражнения для усовершенствования голоса. Хотя книга рассчитана для использования участниками художественной самодеятельности, она полезна и интересна для студентов и педагогов профессиональных учебных заведений (А. П. Иванов. Об искусстве пения. М., Профиздат, 1963). В 1963 году украинское издательство «Мистецтво» выпустило книгу Д. Евтушенко и М. Михайлова-Сидорова «Вопросы вокальной педагогики». Написанная известными педагогами, профессорами консерватории, эта книга объединила в себе вопросы истории, теории и практики вокальной педагогики. В первой части авторы кратко излагают исторические материалы по методике обучения певцов в зарубежных и русских школах и останавливаются на важнейших научно-методических работах советского периода. Во второй части рассматриваются практические вопросы формирования голоса и воспитания певцов. Это солидное пособие, написанное на высоком теоретическом уровне, к сожалению, издано пока только на украинском языке и потому не всем доступно (Д. Евтушенко, М. Михайлов-Сидоров, Вопросы вокальной педагогики. Кш'в. «Мистецтво», 1963). В 1964 году вышла книга «Из истории вокального исскуства» певца и педагога, доцента М. Львова, представляющая собой краткое изложение курса по истории вокальной педагогики и исполнительства, который он читал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. В книге имеется краткое изложение развития вокального искусства за рубежом и более подробное — русского вокального искусства. Обосновывая самобытность русской национальной школы пения, автор приводит многочисленные портреты-характеристики русских певцов, носителей черт этой школы. Книга М. Львова — ценное пособие по истории русского вокального искусства (М. Львов. Из истории русского вокального искусства. М., Музгиз, 1964). В 1965 году появилась книжка В. Морозова «Вокальный слух и голос». В. Морозов — физиолог и певец-любитель, возглавляющий лабораторию акустики и физиологии пеиия Ленинградской консерватории, с середины пятидесятых годов провел множество ценных и интересных исследований (см. список литературы), посвященных певческому голосу и его образований. В книге, написанной популярно и в то же время строго научно, разбираются вопросы роли органов чувств в контроле за голосообразованием. Пением управляет «ансамбль» органов чувств. В понятие вокальный слух входит не только слух. Подробно разбираются вопросы роли мышечной и вибрационной чувствительности в контроле за звукообразованием. Важная книга В. Морозова может служить образцом для популярных научных брошюр, предназвачен-ных в помощь вокальным педагогам (В. Морозов. Вокальный слух и голос М.—Л., «Музыка», 1965). Книга доцента Новосибирской консерватории А. П. Здановича «Некоторые вопросы вокальной методики» в популярной форме излагает вопросы психологии исполнительского творчества, говорит о значении психологических категорий в выработке певческих навыков и о физиологических основах развития вокальной техники. Это первое и удачное популярное изложение вопросов психологии применительно к исполнительскому творчеству и вокальной педагогике. В последней части книги автор делится своими собственными наблюдениями над развитием вокальной техники и ставит качество голосов своих учеников и легкость или трудность их развития в связь со строением нёбных сводов. Эта книга — пример глубокого освоения педагогом-практиком современных данных из физиологии и психологии и умения применить их в педагогике (А. П. Зданович. Некоторые вопросы вокальной методики. М., «Музыка», 1965). В 1966 году издательство «Музыка» выпустило книгу Ю. П. Фролова «Пение и речь в свете учения И. П. Павлова». Автор книги — физиолог, доктор медицинских наук — дает популярное изложение некоторых положений учения Павлова в применении к вокальной педагогике. К сожалению, освещая вопросы голосообразования, автор почти не использовал современных работ по физиологии и акустике голосового аппарата. В книге имеется ряд спорных положений, которые оговорены в предисловии редактора и редакторских замечаниях. (Ю. Фролов. Пение и речь в счете учения И. П. Павлова. М., «Музыка», 1966).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|