П. Необходимость совершенствования форм управления психикой внутренней и внешней жизнедеятельностью телом вызвано жёсткими условиями естественного отбора. Однако старые органы психической деятельности необходимо имеют предел своего совершенства. Поэтому
П. Необходимость совершенствования форм управления психикой внутренней и внешней жизнедеятельностью телом вызвано жёсткими условиями естественного отбора. Однако старые органы психической деятельности необходимо имеют предел своего совершенства. Поэтому только возникновение и развитие принципиально новых органов психической деятельности обеспечивает более успешное противодействие жёстким условиям среды. (1. 3. 5. ) И 42 Например, как бы мы ни усовершенствовали телегу, то в лучшем случае получим автомобиль, но только не самолёт. Так и в психике. То, что хорошо и надёжно работало в течение миллионов лет эволюции, то и успешно работает сегодня. Оно уже достигло предела своего совершенства. Даже если бы природа и пошла на чрезмерное усложнение «древних» аппаратов психики, ради осуществления всё более сложных форм приспособительной деятельности в среде, то это бы только понизило надёжность этих аппаратов. Поэтому там, где психические органы достигли предела своего совершенства, там природа их оставила без дальнейших изменений. А задачи совершенствования приспособительной деятельности она решила путём создания принципиально новых органов.
В результате, сегодня психика человека выглядит как слоёный пирог: Вначале на систему рецепции эволюцией были наслоены более сложные вегетативная и соматическая системы. Далее, на них была наслоена система подсознания. Далее, на подсознание была наслоена система интеллекта. Главное, система рецепции самая примитивная. Она такой и осталась. А вот вегетативная и соматическая системы уже гораздо сложнее. Следующая система подсознания ещё сложнее, хотя и обладает ганглионарной структурой. Система интеллекта возникла гораздо позже. Причинами её возникновения были принципиально новые «инженерные решения» природы в виде огромных полей ассоциативных нейронов, составляющие кору головного мозга.
Четыре стадии эволюции нервной системы. Рассмотрим Дерево Нервной Системы. Кстати, в кибернетике « деревом» называют своеобразную структуру, схема которой весьма напоминает форму дерева (ствол, ветви, листья). Например, дерево вывода – это структура алгоритма этого вывода. Корнями Дерева Нервной Системы является рецептивная нервная система. Это физический носитель рецептивной системы психики, или Ощущающей Души. Ощущающая Душа – это «глаза и уши» всех других систем психики. Эта часть души возникла самой первой, ибо ни одна из других систем психики без её данных ничего не может. Все другие части души исторически возникли гораздо позже. Насколько позже? Примерно на миллиард лет. С позиции эволюции психики – это её самый первый слой.
Ствол Дерева Нервной Системы имеет две части. Нижняя часть – это спинной мозг, нервные узлы и отдельные нервы, являющиеся физическими носителями соматической системы психики. Именно последняя управляет всеми элементарными мышечными движениями. Она прекрасно «понимает» схему тела, включая реальное состояние каждой мышцы и каждого сустава в каждый момент времени. Верхняя часть – аппарат ствола головного мозга и отдельные нервные узлы, являющиеся физическими носителями вегетативной системы психики. Это древнее изобретение природы, ибо вегетативная система психики осуществляет управление жизнедеятельностью внутренних органов. Без этой системы невозможна жизнь даже насекомого. С позиции эволюции психики – это её второй слой. Физиологические носители этих психических систем не наслаиваются друг на друга, поскольку вегетативная и соматическая системы психики имеют одинаковый исторический возраст. Собственно поэтому физиологические носители этих систем психики имеют примерно одинаковую ганглионарную (состоящую из небольших нервных узлов) структуру.
Ветви Дерева Нервной Системы – это лимбическая система (образования четверохолмия и подкорковые узлы). Здесь расположено подсознание. Подсознание управляет приспособительной деятельностью организма в среде. Подсознание – это «разум» лягушки, поэтому его исторический возраст соответствует историческому возрасту лягушки. С позиции эволюции психики – это её третий слой.
Вершиной Дерева Нервной Системы является кора головного мозга. Это наиболее позднее нервное образование, которое является носителем интеллекта. Интеллектуальная деятельность присуща не только человеку, но и всем высшим позвоночным.
П. Интеллект – это психический орган животного, осуществляющий управление непосредственной и предварительной формами приспособительной деятельности животного в среде. Высшей формой интеллекта является разум. (3. 7. 2. ) 491 Предварительную приспособительную деятельность способен осуществлять только интеллект. Интеллект человека называется разумом.
Дерево Нервной Системы и соответствующее ему Дерево Психики приобретают для нас вполне понятные формы. Главное же то, что Дерево – это вовсе не метафора, а действительно наличная сущность. Тем более что и первое, и второе возникли в течение долгой эволюции. Причём, первое необходимо является физическим носителем второго. Отдельно друг от друга они необходимо не существуют. Однако, в плане эволюционного развития, доминирующим является психический орган, но только не наоборот.
Четыре стадии эволюции психики. Вот только теперь можно уверенно рассуждать об этапах эволюционного развития психики. Первой исторически возникла рецептивная система психики (корни Дерева Психики). Она является «глазами и ушами» всех других систем психики. Гораздо позже исторически возникли вегетативная и соматическая системы психики(ствол Дерева Психики). Растительная Душа отвечает за здоровье тела и обменные процессы, а Движущая Душа отвечает за элементарные движения.
Более поздним психическим образованием является подсознание(ветви Дерева Психики). Это своеобразное «министерство иностранных дел», которое управляет системой «тело-среда». Все проявления окружающей среды оно держит под своим постоянным контролем, принимая в нужный момент нужные оперативные решения. Последним психическим образованием (в плане эволюционного развития) является интеллект высшего позвоночного (вершина Дерева Писихики). Соответственно он имеет и исторический возраст высшего позвоночного. Различие между разумом человека и интеллектом другого животного состоит только в том, что разум обладает понятием (речевым навыком). Разум изобрёл активное имя для каждого своего распознающего навыка, а это имя в логических операциях и в общении людей совершило интеллектуальную революцию. Человек на миллионы лет опередил остальных приматов в своём умственном развитии.
В начале разума было слово. 2009-11-24
1. 3. 6. Пятый Элемент Души 1. Речевые активные знания – это основа разума. Своё преимущество человеческая психика получила только в результате применения имён понятий. То есть, в результате возникновения речи и психического речевого органа, называемого разумом. Собственно разум возник из интеллекта высшего позвоночного как психическая система, основанная на применении активных речевых знаний (понятий и представлений) и органов их обработки. Возник же разум не случайно, а именно по той причине, что логические операции с именами тысячекратно экономнее логических операций с представлениями и понятиями.
П. Мышление именами предметов тысячекратно экономнее мышления смыслами одноимённых понятий. Что является необходимым основанием возникновение и речи, и разума. Принцип речевого мышления. (Идея Гегеля). (1. 5. 0. ) 75
Кроме того, вместе с речью появилась возможность передачи огромных массивов знаний. А вот «разум», не обладающий речевой деятельностью, является всего лишь интеллектом животного, например, шимпанзе.
П. Возникновение активных речевых знаний было необходимой причиной возникновения человеческого разума из интеллекта высшего позвоночного. Закон возникновения разума. (3. 1. 0. ) 283
Существует палеонтология речи. И при огромном многообразии других видов животных, человек только один приобрёл разум. Но не в результате действий инопланетян. Просто человек стал первым из всех других земных животных, у которого развитие коры мозга связано с развитием речи.
2. Понятия не передаются генетическим путём. И по многим причинам. Первая — это сложность понятий. Они слишком сложны для генетического кодирования. Вторая – этих понятий очень много и все они разные. Третья – они образуют систему. Четвёртая – они, в основном, состоят из представлений. Поэтому главное значение процесса разумного восприятия для человека состоит именно в создании новых представлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|