1.4.9. Эмоциональный язык совести
П. Любые эмоциональные инстинкты необходимо имеют свои противоположности. Противоположные эмоциональные инстинкты необходимо оказывают противоположные влияния на поведение человека. (1. 4. 8. ) И 54
Это понятно и без особого объяснения.
Во-вторых, у человека в течение жизни возникает множество сильных навыковразума (понятий) и навыков подсознания. И многие из этих навыков непроизвольно участвуют в управлении поведением. Не один же навык или инстинкт реагирует на конкретный образ восприятия. Нет. Одновременно этот образ исследуют десятки навыков и инстинктов, активные чувствительные признаки которых соответствуют выделенным (опорным) признакам этого образа.
П. Многие устойчивые навыки разума и подсознания человека необходимо являются компенсаторами противоположных эмоциональных воздействий на его поведение. (1. 4. 8. ) И 55
Например, человек привык чистить зубы три раза в день. Он это делает непроизвольно (механически). Это он делает на основе непроизвольного действия группы соответствующих навыков. Или человек привык быть опрятным, и он, совершенно механически, следит за своим внешним видом на основе непроизвольных действий соответствующих навыков подсознания и некоторых понятий. Или человек привык быть вежливым в обращении с другими, и ему не надо подбирать вежливых фраз. Это у него происходит без участия воли. Это следствие непроизвольной работы этических понятий. Однако навыки разума, в отличие от навыков других систем психики, способны работать как в непроизвольном, так и в произвольном режимах. Если в произвольном режиме, тогда это связано с мышлением. Тогда в мысли человек совершает волевое усилие. Если в непроизвольном режиме, тогда автоматически, легко и непринуждённо. Тогда, как говорится, «привычка – вторая натура».
Наиболее известными навыками, способными реально компенсировать действия на поведение эмоциональных инстинктов, являются нравственные (этические) понятия. Разум обладает системой нравственных понятий.
П. Система нравственных понятий человека – это концепция совести. Или просто совесть. Принцип совести. (1. 1. 5. ) И21
Разум сам создаёт своё любое понятие, поэтому понятно, что система нравственных понятий у каждого человека только своя. Она исключительно индивидуальна и определяет нравственный облик каждого человека.
2010-11-18
1. 4. 9. Эмоциональный язык совести Разум тщательно оценивает социальное поведение своего тела и своей души. Впрочем, не менее тщательно он оценивает и социальное поведение других людей. Разум это осуществляет средствами понятий. У человека необходимо образуются нравственные понятия. Но любое понятие включает в себя те эмоциональные инстинкты, которые участвовали в его создании. Понятие понимает -- это чувство понимания. Кроме того, любое понятие ещё и чувствует эмоции, и чувства нравственных понятий разума -- это уже нравственные эмоции. Нравственные навыки разума — это его нравственные понятия. Вот только формируются нравственные навыки культурным опытом окружающих людей. А нравы у разных народов в основном разные. Да что народы, всякий человек обладает своим нравственным «паспортом». Где нравственные эмоции, в общем-то, всегда одинаковы (инстинкт есть инстинкт), а вот нравственные навыки – совсем нет. Да и нравы (нравственные навыки) меняются быстро. Это вроде нравственной моды.
Всё это сказано к тому, чтобы не путать нравственные навыки с эмоциональными инстинктами, несмотря на их определённое сходство их проявлений. Просто эмоциональные инстинкты входят в любое понятие.
П. Нравственные эмоции – это проявления эмоциональных инстинктов в нравственных навыках (понятиях) разума. Они всегда и необходимо принадлежат только разумным реакциям нравственных понятий. Система (концепция) нравственных понятий называется совестью. Принцип эмоций совести. (3. 10. 6. ) 569
Совесть всё понимает, и каждое её понимание предмета необходимо есть чувство нравственного понимания, которое необходимо содержит и гамму нравственных эмоций. И это только благодаря деятельности эмоциональных инстинктов, входящих в любое её понятие. Совести присущи процессы мышления ( этическое мышление ) и интуиции (этическая интуиция). Главное же то, что совесть участвует в управлении поведением. Пожалуй, это то поприще, где её решения совершенно очевидны. 2009-12-31
1. 4. 10. Произвольное и непроизвольное проявления совести Понятно, что эмоциональные инстинкты неуправляемы. Поэтому всё «управление» ими сводится к компенсации их действий. Разум может только усилить или ослабить действие плохого инстинкта действием соответствующего понятия. Причём, чаще всего, это происходит совершенно непроизвольно.
П. Все понятия разума способны работать как в произвольном, так и в не произвольном режимах. (1. 4. 10. ) И 56
Разум обладает двумя центрами внимания (произвольного и непроизвольного). Например, когда вы прочитываете и понимаете пять терминов текста в течение одной секунды, то никакого мышления здесь нет. Соответствующие прочтённым терминам понятия сами, автоматически (непроизвольно) среагировали на образы восприятия «своих» терминов. И тем самым смысл каждого прочтённого термина стал понятен. По «своему» термину понятие готово дать отчёт разуму в любую секунду. (Было бы только длительное внимание разума к этому термину. ) Понятия совести являются такими же понятиями, как все и остальные. У всех понятий подобная организация структуры, но совершенно разное содержание. У взрослого человека существует примерно сто тысяч понятий. Методом тестирования можно подсчитать, сколько у того или иного человека существует этических понятий. Правда, его этическая культура зависит не только от числа этических понятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|