Роль профсоюзов в жизни трудящихся
Вызовы времени, стоящие перед российскими профсоюзами, представляют собой наиболее острые проблемы экономики России и её социального устройства, проблемы становления подлинно социального государства. При этом в обществе нет единого мнения о том, как эти проблемы решать. Позиция профсоюзов, которые представляют единое мнение наиболее организованной части трудящихся России, часто расходится как с мнением бизнесменов, так и мнением чиновников. Необходимость модернизации оборудования и технологий производства всё чаще пытаются подменить механическим увеличением эксплуатации работников при одновременном фактическом снижении их доходов. При общем снижении жизненного уровня большинства россиян в стране продолжается рост числа долларовых миллиардеров. Существующая налоговая система предоставляет фактические преференции наиболее обеспеченной части общества, что существенно снижает государственные доходы. В период кризиса российские предприниматели дали ответ на вопрос, за чей счёт кризис будет преодолен. Ответ прозвучал однозначно: за счёт работников и государства. Сегодня работников и государство пытаются снова принудить заплатить - прямо или косвенно - за современное переоборудование частных предприятий. Поддержание в России максимально возможного уровня безработицы помогает работодателям занижать как имеющийся уровень зарплат, так и уровень требований работников. Однако обязанность платить за текущий уровень безработицы - пособия, переобучение, общественные работы - российский капитал уступает государству и всем налогоплательщикам. Сознавая, что подобная ситуация для него потенциально опасна, российский бизнес пытается сделать основой российского трудового законодательства выгодные только ему законы.
«Уменьшение издержек и социально ответственных расходов (например, выходные пособия при увольнении работников); экономия на фонде оплаты труда - вот основные направления «модернизации» России по принципам российского бизнеса. Российские профсоюзы никогда не согласятся с подобными «инновациями». Устойчивое развитие экономики, развитие человеческого капитала, наращивание его качества, рост доходов, улучшение уровня жизни населения - это должно быть целью модернизации России и внедрения инноваций в российскую экономику». Встречая сопротивление профсоюзов, бизнес прибегает к максимально жёстким формам давления на организации трудящихся. Увольнения профсоюзных активистов, прямое нарушение законодательства, манипулирование общественным сознанием - вот неполный набор используемых методов. Поощряя атомизацию российского общества, пытаясь разбить его по малым, частным интересам, бизнес стремится уничтожить принцип солидарности, традиционно присущий российскому обществу и российским профсоюзам. Вместо него активно внедряются совершенно иные нормы, согласно которым только уровень личного богатства есть единственное мерило ценности человека. Фразеология же о «равных стартовых возможностях» в условиях коммерциализации образования и здравоохранения превращается в издевательство. Российские профсоюзы не приемлют подобное мировоззрение. Принцип солидарности был и будет основой нашей работы. Простой перечень проблем, стоящих сегодня перед страной и профсоюзами, показывает: их преодоление невозможно без реальной консолидации и укрепления профсоюзных структур. Качественное усиление отраслевых профсоюзов, дисциплина выполнения совместно принятых решений - путь, который должны пройти российские профсоюзы в сжатые сроки.
Централизация ресурсов и координация действий, развитие демократических процедур - это главные направления развития российского профсоюзного движения. Действуя таким образом, профсоюзы смогут эффективно ответить на вызовы, которые ставит перед ними жизнь. Ответ российских профсоюзов на глобальные вызовы времени - обеспечение социальной справедливости на предприятии и в обществе, достижение справедливого распределения созданных богатств. Социально-ориентированное инновационное развитие в силу соответствующих финансовых возможностей и демографических ограничений на долгосрочную перспективу не имеет для России альтернативы. В рамках данного выбора стратегический курс осуществляемых в стране преобразований должен выражать главный приоритет нового тысячелетия - обеспечение общественного прогресса для человека и посредством человека. Профсоюзы России поддерживают сформулированную Международной организацией труда Концепцию достойного труда, где достойный труд выступает в качестве стержня социального, экономического и экологического развития, играет главную роль в деле обеспечения сбалансированности и социальной справедливости в условиях, когда современная цивилизация находится в поиске более стабильных и справедливых подходов к проблемам роста и развития. Процессы всеобъемлющей модернизации должны базироваться на достойном труде и обеспечивать его. Профсоюзы России намерены активно участвовать в выработке конкретных направлений модернизации, добиваясь при этом их согласованности на многосторонней основе, обоснованности, прозрачности. При этом профсоюзы остаются на позиции: не человек для экономики, а экономика для человека. ФНПР будет добиваться ускорения темпов развития экономики, формирования структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно с точки зрения интересов государства, наёмных работников, бизнеса. «ФНПР настаивает на: реализации экономической стратегии, ориентированной на эффективные структурные изменения в экономике, обеспечивающие занятость населения, достойные рабочие места;
повышении эффективности государственного управления, контроля и надзора на уровне Федерации и её субъектов; реализации эффективной политики развития экономики регионов, обеспечивающей их стабильное социальное развитие; активном и ответственном участии органов государственной власти и органов местного самоуправления в проведении единой политики в развитии экономики и общества; реализации комплексных программ приумножения человеческого капитала страны, сохранения здоровой экологической среды, уважения прав и свобод человека; социальной справедливости в сфере распределения результатов экономической деятельности в целом и результатов труда на каждом предприятии, в каждой организации и учреждении. ФНПР продолжит борьбу за: развитие систем социальных услуг населению, повышающих качество человеческого потенциала; более эффективную в социальном плане бюджетную политику, рост социальной составляющей консолидированного бюджета; проведение взвешенной тарифной и ценовой политики, увязанной с динамикой денежных доходов населения, задачами сдерживания инфляции и минимизации негативных социальных последствий от роста цен на уровень жизни населения; изменение налоговой системы в целях обеспечения справедливости в распределении доходов, искоренения бедности и преодоления чрезмерного экономического неравенства. ФНПР продолжит: осуществлять социальную экспертизу законопроектов и программ в области экономики, предпринимательства, социального развития и использовать все возможности для повышения уровня жизни трудящихся и их семей; проводить профсоюзный мониторинг исполнения решений исполнительной власти, принятых законов и достигнутых результатов в части развития рынка труда, трудовых отношений, социальной защищённости и уровня жизни населения, его сохранения и преумножения. Российская действительность демонстрирует серьёзное противоречие в сфере заработной платы, обусловившее резкую дифференциацию заработной платы и крайне недостаточный уровень средней заработной платы, не соотносящийся с уровнем нагрузки на неё. Существенную роль в этом сыграло не обоснованное ни с экономической, ни с социальной точки зрения сдерживание минимального размера оплаты труда, устанавливаемого государством в качестве государственной гарантии, одного из основных элементов, характеризующих качество распределения социальной ответственности между государством и предпринимателями».
«Под достойной заработной платой профсоюзы понимают заработную плату: обеспечивающую экономическую свободу работающему человеку и его семье; создающую базовые основы для систем социальной страховой защиты и социального обеспечения; дающую возможность человеку развиваться, отдыхать, пользоваться достижениями цивилизации; отвечающую понятию справедливого распределения результатов труда; зарабатываемую в условиях, не унижающих достоинство человека; решающую проблему материальной базы для расширенного воспроизводства населения страны, обеспечения экономики квалифицированными трудовыми ресурсами. Профсоюзы будут добиваться: неукоснительного исполнения всех норм трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений, регламентирующих отношения работников и работодателей в области заработной платы; справедливого распределения результатов труда; установления минимального размера оплаты труда, обеспечивающего воспроизводство и развитие человеческого капитала; реализации мер по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, иных выплат, причитающихся работникам в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, усилению ответственности работодателя и собственника за несвоевременную выплату работникам заработной платы; повышения доли оплаты труда в структуре национального дохода; обязательного соответствия уровня оплаты труда квалификации работника, сложности, количеству, качеству и условиям труда; равной оплаты за труд равной ценности без какой-либо дискриминации; установления единых основ квалификационной стандартизации во взаимосвязи с адекватной системой профессионального образования и уровнями заработной платы; завершения модернизации систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, обеспечивающей обоснованное соотношение размеров оплаты труда в бюджетном и внебюджетном секторах экономики, привлекательность труда в этой сфере для квалифицированных кадров, качественные услуги населению».
Реализация курса на модернизацию экономики невозможна без обеспечения эффективной занятости, основа которой - правильная организация труда. Современная организация труда предполагает: оборудование рабочих мест в соответствии с высокими технологиями и стандартами безопасности; подбор и расстановку персонала в соответствии с требованиями к уровню квалификации; нормирование труда, обеспечивающее эффективное использование рабочего времени, умственных и физических сил работника; социальное и экономическое стимулирование работников для обеспечения восстановления сил, здоровья и профессионального развития. От усилий и финансовых затрат работодателя на организацию труда зависит производительность и эффективность деятельности всего предприятия. Собственники предприятий сегодня не вкладывают достаточно средств в модернизацию производства, в изучение конъюнктуры спроса на рынках товаров и услуг, влияющей на изменение спроса на рабочую силу, совершенствование управления предприятием на основе формирования базисной системы административного менеджмента, из-за отсутствия которой сводится практически на нет весь экономический эффект, связанный с модернизацией производства. Устаревшее оснащение рабочих мест, низкая культура организации труда и его оплата, отставание систем профессионального образования и оперативной переподготовки кадров от потребностей экономики - вот неполный перечень причин неэффективного использования трудовых ресурсов и низкой производительности труда. Профсоюзы России категорически не согласны с тезисом о низкой производительности как результате плохого труда работников. Высокая производительность невозможна без адекватного отношения работодателя к сбережению и приумножению трудового потенциала. Под эффективной занятостью профсоюзы России понимают занятость населения, обеспечивающую рациональное использование знаний, умений и навыков работника, достойную заработную плату, непрерывное профессиональное развитие, возможность профессионального роста и повышение квалификации, мотивацию работников к труду через систему поощрений и премий, грамотную организацию труда и отдыха работника, безопасные условия труда. Эффективная занятость трудоспособного населения страны предполагает максимально возможную занятость на рабочих местах, обеспечивающих высокую производительность труда, оптимизацию управленческих и посреднических структур, исключение неформальных трудовых отношений, теневого рынка труда. Эффективная занятость трудоспособного населения страны предполагает максимально возможную занятость на рабочих местах, обеспечивающих высокую производительность труда, оптимизацию управленческих и посреднических структур, исключение неформальных трудовых отношений, теневого рынка труда. «Профсоюзы России продолжат добиваться: совершенствования управления производством на основе формирования базисной системы административного менеджмента, из-за отсутствия которой не достигается экономический эффект, связанный с модернизацией производства; создания эффективных рабочих мест в процессе модернизации экономики. Профсоюзы будут бороться: против попыток под различными предлогами сверхэксплуатации наёмного труда; за трудовые отношения в рамках трудового законодательства без каких-либо исключений; за усиление государственного контроля рынка труда, исключающего теневые трудовые отношения - источник недобросовестной конкуренции на рынке труда». Профсоюзы намерены усиливать свои контрольные функции в этой сфере. Профсоюзы считают уровень безработицы в России слишком высоким, чтобы принимать многомиллионную трудовую миграцию из-за рубежа. Это ещё один источник недобросовестной конкуренции на рынке труда, нелегального перераспределения создаваемого дохода. Положительные результаты по снижению уровня регистрируемой безработицы достигаются преимущественно за счёт организации временных нестабильных и неэффективных рабочих мест. Такая практика не должна стать нормой. «Профсоюзы продолжат добиваться: предметного и достоверного мониторинга рынка труда, состава рабочих мест; проведения в рамках Российской и региональных трёхсторонних комиссий предварительной экспертизы планов модернизации, инновационных и инвестиционных программ с точки зрения создания новых достойных рабочих мест; повышения уровня материальной поддержки безработных, увеличения размера пособий по безработице; повышения роли служб занятости в формировании межрегиональной миграции трудовых ресурсов в целях исключения вынужденной безработицы; регулирования внешней трудовой миграции, приёма иностранной рабочей силы с учётом приоритетной занятости российских граждан на региональных рынках труда, а также реальных потребностей и возможностей субъектов Российской Федерации по приёму и обустройству иммигрантов; обеспечения для легальных мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, медицинского обслуживания, образования, социального страхования, распространения на них норм трудового законодательства и права на коллективную защиту». Российский рынок труда ещё далёк от оптимального по степени сбалансированности предложения рабочей силы с количеством и качеством предлагаемых рабочих мест. На решение данной задачи должны быть направлены региональные перспективные программы развития рабочих мест и системы непрерывного профессионального развития трудящихся. Признавая важность решений по возвращению социальной защиты работника на страховые принципы, упразднению единого социального налога и введению страховых взносов, подтвердивших обоснованность позиции и последовательность действий профсоюзов, ФНПР рассматривает их как начальную стадию формирования полноценной системы обязательного социального страхования. «В целях обеспечения доступности социальных услуг, эффективной защиты работника от социальных рисков, содействия процессу воспроизводства рабочей силы ФНПР будет добиваться: продолжения работы по совершенствованию системы обязательного социального страхования на страховых принципах, обеспечения финансовой устойчивости внебюджетных социальных фондов, их автономности от решения бюджетных задач, разграничения функций социального страхования и государственной социальной помощи; перехода к определению тарифов страховых взносов на основе актуарных расчетов, установления согласованного социальными партнёрами уровня замещения заработка работника при наступлении страховых случаев не ниже норм, рекомендуемых Международной организацией труда; определения правового статуса внебюджетных социальных фондов, механизмов паритетного участия социальных партнёров в управлении и контроле за формированием и целевым расходованием страховых средств; восстановления обязательного страхования от безработицы; реализации права лиц с ограниченными возможностями на достойную жизнь, трудовую занятость и социальную защиту; разработки программы долгосрочного развития пенсионной системы, нацеленной на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, совершенствование системы досрочных пенсий и накопительного компонента, стимулирование добровольного пенсионного страхования работников, в т.ч. в бюджетной сфере; повышения качества и доступности медицинских услуг за счёт средств обязательного медицинского страхования, формирования базовой и территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основе определения комплекса стандартов её предоставления, включая лекарственное обеспечение; расширения участия профсоюзов в системе обязательного социального страхования, обновления деятельности комиссий по социальному страхованию и пенсионных комиссий, повышения эффективности профсоюзного контроля за полнотой и качеством предоставления социальных услуг; улучшения условий санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, расширения охвата диспансеризацией всех категорий наёмных работников, организации общественного питания на производстве, развития санаториев-профилакториев как системы предупреждения общей и профессиональной заболеваемости; восстановления механизмов обеспечения санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, отдыха и оздоровления детей и подростков; ориентации бюджетных ресурсов на поддержку семьи, материнства, детства, обеспечение доступности для работающих и их семей жилья, качественного образования, медицинских услуг, культурных ценностей, занятий физической культурой и спортом». Важнейшим инструментом защиты прав и интересов работников является социальное партнёрство в сфере труда. В рамках социального партнёрства принимаются решения по основным вопросам экономической и социальной жизни страны, регионов и организаций. Практически во всех организациях, где действуют первичные профсоюзные организации профессиональных союзов, входящих в ФНПР, заключены коллективные договоры. В то же время соглашения и коллективные договоры нередко воспринимаются работодателями как формальный документ и не становятся в полной мере эффективным инструментом регулирования социально-трудовых отношений. Не обеспечивается равная реализация интересов всех участников социального диалога. Имеют место нарушения принципов социального партнёрства, согласованных норм коллективных договоров и соглашений. Подвергаются давлению работники, решившие использовать своё законное право на коллективную защиту, на создание профсоюзных организаций по месту работы. «Стремясь обеспечить реальное и эффективное взаимодействие профсоюзов, работодателей и органов власти на принципах социального партнёрства, ФНПР, её членские организации будут работать в направлениях: повышения статуса Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, отраслевых, региональных и территориальных трёхсторонних комиссий, а также усиления взаимодействия между ними; повсеместного внедрения положений системы «Единая переговорная кампания»: соблюдение единых сроков коллективно-договорной компании и последовательности работы по подготовке и заключению соглашений и коллективных договоров; формирование единых требований профсоюзов; консолидация усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов в целях поддержки переговорных кампаний; повышения эффективности обучения профсоюзного актива по вопросам ведения переговоров, разработки и заключения соглашений и коллективных договоров, урегулирования коллективных трудовых споров в организациях всех форм собственности; содействия заключению коллективного договора во всех организациях, где действуют первичные профсоюзные организации профессиональных союзов, входящих в ФНПР, уделяя особое внимание качеству заключаемых коллективных договоров; конкретизации обязательств коллективных договоров и соглашений, совершенствования механизмов их реализации с целью максимального обеспечения интересов работников, осуществления контроля за их выполнением; содействия вовлечению работодателей организаций, где действуют первичные профсоюзные организации входящих в ФНПР профессиональных союзов, в объединения работодателей; внесения в функциональные обязанности федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления полномочий по ведению переговоров и подписанию соглашений по вопросам, входящим в их компетенцию; повышения ответственности сторон социального партнёрства за исполнение заключенных ими соглашений; максимального учёта обязательств сторон соглашений при формировании федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и заключения соглашений до принятия бюджетов всех уровней; использования возможностей социальной рекламы для пропаганды социального партнёрства как государственной идеологии в сфере социально-трудовых отношений, освещения деятельности профсоюзов и их социальных партнёров». В условиях глобализации необходимы солидарные, скоординированные, адекватные вызовам времени меры юридической защиты прав работников на достойный труд, прав профсоюзов на осуществление общественного контроля в сфере труда. Правозащитная работа ФНПР направлена на обеспечение соблюдения гражданских прав и свобод, трудовых прав работников и независимости профсоюзов. «ФНПР, её членские организации будут добиваться: укрепления и совершенствования деятельности правовых инспекций труда и юридических служб профсоюзов; сохранения и расширения прав работников и профсоюзов при реформировании трудового законодательства, в том числе совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации; совершенствования законодательства Российской Федерации о профсоюзах; повышения ответственности работодателей за правонарушения в сфере труда; установления административной и уголовной ответственности за нарушения прав профсоюзов; создания специализированных трудовых судов по разрешению индивидуальных трудовых споров, внедрения институтов внесудебного урегулирования коллективных трудовых споров. ФНПР совместно с членскими организациями намерена: расширять и укреплять взаимодействие с государственными органами надзора и контроля в целях предупреждения и оперативного устранения нарушений трудового законодательства, соглашений и коллективных договоров; расширять сотрудничество с правозащитными структурами зарубежных профсоюзов по вопросам защиты трудовых прав работников и прав профсоюзов; содействовать развитию информационных ресурсов, в том числе расширению электронных приемных правовых инспекций, юридических консультаций». ФНПР будет осуществлять мониторинг применения законодательства в социально-трудовой сфере, обеспечивать органы профсоюзов материалами информационно-справочного характера по различным направлениям деятельности правовых служб профсоюзов. Обеспечение права работников на достойные, безопасные, благоприятные для здоровья условия труда и экологическую безопасность всегда было одним из приоритетных направлений усилий профсоюзов. «Учитывая негативные тенденции в состоянии здоровья работающего населения, ухудшение условий труда на рабочих местах и экологической безопасности, ФНПР, её членские организации будут добиваться: улучшения условий труда на основе базовых конвенций МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» и № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» и гармонизации отечественных нормативно-правовых документов по охране и гигиене труда в соответствии с требованиями стандартов МОТ и ВОЗ; принятия национальной программы по реализации Глобального плана действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 годы (принятой Всемирной ассамблеей здравоохранения 23 мая 2007г.), предусмотрев в ней комплекс социальных, экономических, организационных, технических, медицинских, гигиенических и других мер, направленных на минимизацию рисков нарушения здоровья, профилактику заболеваний и укрепление физического и психического здоровья работников; принятия нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы оценки качества оказания профпатологической помощи, медицинских регламентов допуска работников к тяжёлой работе и работе с вредными и опасными условиями труда, порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров; подготовки изменений и дополнений в Федеральный закон № 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и его нормативные правовые акты в части придания закону профилактической направленности на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; разработки мер, обеспечивающих ускоренную модернизацию производств, технологических процессов, машин и оборудования с целью снижения числа рабочих мест с вредными и опасными условиями труда; системного подхода к организации работы по охране труда и снижению риска на предприятии на основе базовых стандартов «ССБТ. Система управления охраной труда в организации»; установления полномочий федеральных органов исполнительной власти по вопросам управления охраной труда; ужесточения материальной ответственности работодателя за вред, причиненный работнику в результате несчастного случая или профессионального заболевания на производстве; разработки Основ государственной экологической политики Российской Федерации и принятие нормативных правовых актов, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности». Необходимым условием эффективной защиты социально-экономических интересов трудящихся, формирования гражданского общества в России является организационное укрепление профсоюзов и их дальнейшее развитие. Только сильные общероссийские профсоюзы, объединенные Федерацией Независимых Профсоюзов России и представленные на региональном уровне территориальными объединениями организаций профсоюзов, способны дать ответ на вызовы времени, достойно представлять и защищать интересы членов профсоюзов. Учитывая, что каждый третий член профсоюзов - молодой человек в возрасте до 35 лет, и рассматривая молодёжь как главный стратегический ресурс профсоюзов, ФНПР активизирует работу по привлечению молодёжи в профсоюзы; формированию молодёжных комиссий во всех членских организациях; эффективному использованию потенциала молодёжи и молодёжных советов, привлекая их к непосредственному участию в переговорах с работодателями, представителями исполнительной власти, в формировании предложений по специфическим молодёжным проблемам в сфере трудовых отношений, в контроле за исполнением коллективных договоров и соглашений; подготовке из числа молодёжи профсоюзного актива и кадрового резерва на руководящие профсоюзные должности; оказанию поддержки вновь создаваемым молодёжным структурам.
Практическая часть
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|