Калькуляция себестоимости по переменным затратам.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Direct Costing или калькулирование прямых затрат предусматривает включение в себестоимость продукта только прямых затрат. Себестоимость = Прямая себестоимость = DC. (2.3.14) Чаще всего формула (2.3.14) относится только к производственной себестоимости. Иногда она распространяется и на полную себестоимость. Но учесть прямые коммерческие и управленческие затраты сложнее. Во-первых, часто трудно их выделить. Во-вторых, в России нет школы, опыта подобной работы. По-крайней мере, на большинстве промышленных предприятий. Хотя в последнее время, когда практически все серьезные промышленные стали производственными звеньями холдингов, ситуация в учете и бюджетировании меняется к лучшему. Сегодня все бухгалтера знают, что такое Direct Costing, или, по крайней мере, слышали об этом. Но практически применяется Direct Costing явно недостаточно у нас в стране, несмотря на то, что этому методу в России уже более 60-и лет. Основной причиной этого является его отсутствие в ПБУ, доминирование в сознании бухгалтера Absorption Costing и приоритет налогового и юридического мышления над экономическим. Тем не менее, Direct Costing и в России популярен. Петр Сазонов, директор ООО «КонверсКонсалтинг» (Москва): «За более чем 16 лет работы в бизнесе я ни разу не сталкивался с необходимостью использования полной себестоимости, в том числе для целей ценообразования. Непроизводственные накладные расходы вообще не нужно распределять на продукты. Это ничего не даст предприятию, кроме множества неконтролируемых искажений данных о рентабельности и затратах как на стадии планирования, так и в учете» [21]. Полностью согласен с этим тезисом. Напомним, что в составе прямых затрат есть прямые постоянные затраты:
DC = DVC + DFC (2.3.15) Включение и особая роль прямых постоянных затрат рассматриваются в так называемом развитом Direct Costing (см. ниже). Соотношение между DC и VC Теоретические основы калькуляции себестоимости по переменным затратам. Теоретические основы калькуляции себестоимости по переменным затратам. Учет на основе переменных затрат (Variable Costing) состоит в том, что постоянные затраты не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли. Таким образом, себестоимость (в общем случае не обязательно только производственная) состоит только из переменных затрат (VC): Себестоимость = Переменная себестоимость = VC. (2.3.1) Для принятия большинства управленческих решений важно знать именно переменную составляющую в себестоимости выпускаемых продуктов. Данный метод основан на предположении о том, что постоянные расходы присутствуют независимо от того, загружены ли мощности предприятия. Постоянные затраты не имеют непосредственного отношения к выпуску продукции, так как предприятие все равно их несет. Следовательно, эти расходы являются периодическими, и их не следует учитывать в себестоимости продукции, а сразу списывать на реализацию. Экономисты-теоретики доказывают этот тезис математически с помощью так называемой теоремы об отсечении, хорошо известной студентам-первокурсникам из микроэкономики: если цена ниже средних переменных затрат, то фирме следует прекратить производство товара. Полезно напомнить простейшее доказательство этой теоремы. Теорема об отсечении. Фирма в микроэкономике производит один вид продукции и на рынке совершенной конкуренции может продать его по цене P, запасов нет. В краткосрочном периоде известны фиксированные затраты FC и функция переменных затрат VC(Q). При каких условиях производство выгодно?
Для ответа на этот вопрос требуется сравнить прибыль при отсутствии выпуска: П(0) и прибыль при выпуске Q: П(Q). Производство выгоднее простоя, если П(0) = – FC < П(Q) = TR – TC = P´Q – FC -VC. (2.3.2) Фиксированные затраты FC сокращаются в неравенстве (2.3.2) и потому не влияют на принятие решения. Производить выгодно, если выполняется любое из эквивалентных условий: VC < P ´ Q или TR – VC > 0 или AVC = Q VC < P.
Маржинальная прибыль. Маржинальная прибыль. Важнейший показатель в методе Variable Costing – это маржинальная прибыль. Происхождение этого термина берет свое начало от английского аналога contribution margin. Она представляет собой разность выручки (TR) и переменных затрат (VC): м p = contribution margin = TR – VC (2.3.3) В отечественной практике маржинальную прибыль часто именуют суммой покрытия или просто покрытием, имея в виду покрытие постоянных (фиксированных) затрат (помните, термин-то немецкий): м p = 1 м p + 2 м p + … + N м p = FC +p, (2.3.4) где N м p - маржинальная прибыль от N-ого продукта, а p - прибыль фирмы до налогообложения или прибыль сегмента до всех остальных вычетов. Прибыль фирмы за период в Variable Costing вычисляют как разность маржинальной прибыли и фиксированных затрат: p = м p - FC. (2.3.5) Обратите внимание, что прирост прибыли (фирмы, сегмента) и прирост маржинальной прибыли это одно и то же: Dp = D м p (2.3.6) Расчет вклада в прибыль, определение ассортимента и точки безубыточности – вот основные направления использования маржинальной прибыли.
Вклад в прибыль единицы продукции (выпущенной и проданной) оценивается средней или удельной маржинальной прибылью, то есть маржинальной прибылью в расчете на единицу продукции: = (2.3.7) AмQ м Формула (2.3.7) используется для определения вклада в прибыль от дополнительного заказа. Действительно, если дополнительно заказывается товаров, то прирост прибыли составит Q =. Aм Q
VC = DVC + IDVC.
Сравнение маржинальной прибыли и валовой прибыли.
Маржинальная прибыль (Contribution Margin) - это разница между выручкой и всеми переменными расходами, включая производственные и административные. Применяется в основном для принятия решений. Валовая маржа (Gross Margin) исчисляется как разница между выручкой и цеховой производственной себестоимостью реализованной продукции, включающей постоянные производственные расходы. Широко используется в финансовых отчетах.
Маржинальная прибыль не равна валовой марже. В производственной компании величина маржинальной прибыли и валовой маржи может совпасть только в том невероятном случае, когда постоянные производственные расходы окажутся равны всем непроизводственным постоянным расходам.
Объекты учета, в которых применяются переменные затраты. Объекты учета, в которых применяются переменные затраты: Продукты – это главный, целевой объект учета где применяются переменные затраты, где они лучше всего работают и для которого были созданы; Activity – любая активность, продукты деятельности ЦФО и МВЗ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|