Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Калькуляция себестоимости по переменным затратам.




Direct Costing или калькулирование прямых затрат предусматривает включение в себестоимость продукта только прямых затрат.

Себестоимость = Прямая себестоимость = DC. (2.3.14)

Чаще всего формула (2.3.14) относится только к производственной себестоимости. Иногда она распространяется и на полную себестоимость. Но учесть прямые коммерческие и управленческие затраты сложнее. Во-первых, часто трудно их выделить. Во-вторых, в России нет школы, опыта подобной работы. По-крайней мере, на большинстве промышленных предприятий. Хотя в последнее время, когда практически все серьезные промышленные стали производственными звеньями холдингов, ситуация в учете и бюджетировании меняется к лучшему.

Сегодня все бухгалтера знают, что такое Direct Costing, или, по крайней мере, слышали об этом. Но практически применяется Direct Costing явно недостаточно у нас в стране, несмотря на то, что этому методу в России уже более 60-и лет. Основной причиной этого является его отсутствие в ПБУ, доминирование в сознании бухгалтера Absorption Costing и приоритет налогового и юридического мышления над экономическим. Тем не менее, Direct Costing и в России популярен. Петр Сазонов, директор ООО «КонверсКонсалтинг» (Москва): «За более чем 16 лет работы в бизнесе я ни разу не сталкивался с необходимостью использования полной себестоимости, в том числе для целей ценообразования. Непроизводственные накладные расходы вообще не нужно распределять на продукты. Это ничего не даст предприятию, кроме множества неконтролируемых искажений данных о рентабельности и затратах как на стадии планирования, так и в учете» [21]. Полностью согласен с этим тезисом.

Напомним, что в составе прямых затрат есть прямые постоянные затраты:

DC = DVC + DFC (2.3.15)

Включение и особая роль прямых постоянных затрат рассматриваются в так называемом развитом Direct Costing (см. ниже).

Соотношение между DC и VC

Теоретические основы калькуляции себестоимости по переменным затратам.

Теоретические основы калькуляции себестоимости по переменным затратам.

Учет на основе переменных затрат (Variable Costing) состоит в том, что постоянные

затраты не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет

прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли. Таким образом, себестоимость

(в общем случае не обязательно только производственная) состоит только из переменных

затрат (VC):

Себестоимость = Переменная себестоимость = VC. (2.3.1)

Для принятия большинства управленческих решений важно знать именно переменную

составляющую в себестоимости выпускаемых продуктов.

Данный метод основан на предположении о том, что постоянные расходы

присутствуют независимо от того, загружены ли мощности предприятия. Постоянные

затраты не имеют непосредственного отношения к выпуску продукции, так как

предприятие все равно их несет. Следовательно, эти расходы являются периодическими, и

их не следует учитывать в себестоимости продукции, а сразу списывать на реализацию.

Экономисты-теоретики доказывают этот тезис математически с помощью так

называемой теоремы об отсечении, хорошо известной студентам-первокурсникам из

микроэкономики: если цена ниже средних переменных затрат, то фирме следует

прекратить производство товара. Полезно напомнить простейшее доказательство этой

теоремы.

Теорема об отсечении. Фирма в микроэкономике производит один вид продукции

и на рынке совершенной конкуренции может продать его по цене P, запасов нет. В

краткосрочном периоде известны фиксированные затраты FC и функция переменных

затрат VC(Q). При каких условиях производство выгодно?

Для ответа на этот вопрос требуется сравнить прибыль при отсутствии выпуска:

П(0) и прибыль при выпуске Q: П(Q). Производство выгоднее простоя, если

П(0) = – FC < П(Q) = TR – TC = P´Q – FC -VC. (2.3.2)

Фиксированные затраты FC сокращаются в неравенстве (2.3.2) и потому не влияют на

принятие решения. Производить выгодно, если выполняется любое из эквивалентных

условий:

VC < P ´ Q или

TR – VC > 0 или AVC =

Q

VC

< P.

 

 

Маржинальная прибыль.

Маржинальная прибыль. Важнейший показатель в методе Variable Costing – это

маржинальная прибыль. Происхождение этого термина берет свое начало от английского

аналога contribution margin. Она представляет собой разность выручки (TR) и переменных

затрат (VC):

м p = contribution margin = TR – VC (2.3.3)

В отечественной практике маржинальную прибыль часто именуют суммой

покрытия или просто покрытием, имея в виду покрытие постоянных (фиксированных)

затрат (помните, термин-то немецкий):

м p = 1 м p + 2 м p + … + N м p = FC +p, (2.3.4)

где N м p - маржинальная прибыль от N-ого продукта, а p - прибыль фирмы до

налогообложения или прибыль сегмента до всех остальных вычетов.

Прибыль фирмы за период в Variable Costing вычисляют как разность

маржинальной прибыли и фиксированных затрат:

p = м p - FC. (2.3.5)

Обратите внимание, что прирост прибыли (фирмы, сегмента) и прирост маржинальной

прибыли это одно и то же:

Dp = D м p (2.3.6)

Расчет вклада в прибыль, определение ассортимента и точки безубыточности – вот

основные направления использования маржинальной прибыли.

 

Вклад в прибыль единицы продукции (выпущенной и проданной) оценивается средней или удельной маржинальной прибылью, то есть маржинальной прибылью в расчете на единицу продукции:

= (2.3.7)  AмQ м

Формула (2.3.7) используется для определения вклада в прибыль от дополнительного заказа. Действительно, если дополнительно заказывается товаров, то прирост прибыли составит Q 

=.   Aм Q

 

VC = DVC + IDVC.

 

Сравнение маржинальной прибыли и валовой прибыли.

 

Маржинальная прибыль (Contribution Margin) - это разница между выручкой и всеми переменными расходами, включая производственные и административные. Применяется в основном для принятия решений.

Валовая маржа (Gross Margin) исчисляется как разница между выручкой и цеховой производственной себестоимостью реализованной продукции, включающей постоянные производственные расходы. Широко используется в финансовых отчетах.

Маржинальная прибыль не равна валовой марже. В производственной компании величина маржинальной прибыли и валовой маржи может совпасть только в том невероятном случае, когда постоянные производственные расходы окажутся равны всем непроизводственным постоянным расходам.

 

Объекты учета, в которых применяются переменные затраты.

Объекты учета, в которых применяются переменные затраты:

Продукты – это главный, целевой объект учета где применяются переменные затраты, где они лучше всего работают и для которого были созданы;

Activity – любая активность, продукты деятельности ЦФО и МВЗ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...