Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГБПОУ ТУЙМАЗИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ДИСЦИПЛИНА «Психология»

Профессиональный учебный цикл

Гуманитарный профиль

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Туймазы, 2016 г.


Составитель: Кузьмина Марина Евгеньевна, преподаватель ГБПОУ ТПК

 

Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование» в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3+.

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО 3+, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, порядок и образец отчета о проделанной работ.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Темы практических занятий страницы
Психика и мозг  
Ощущение как главный источник познания человеком себя и окружающего мира  
Современные методики изучения внимания  
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (А.Лурия) с помощью таблицы. Исследование особенностей памяти с помощью методик «Оперативная память», «Образная память  
«Методика «Числовые ряды», направленная на исследование математического мышления»  
По методике «Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра исследовать интеллектуальные особенности личности  
Методы исследования личности в практике социальной защиты. Личностный опросник Г.Айзенка. Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова. Исследование свойств темперамента, проявляющихся в предметной и социальной в сферах жизненной деятельности человека. Опросник Шмишека «Акцентуации характера»  
Изучение эмоциональной направленности личности по Шкале оценки значимости эмоций (Б.И. Додонов  
Психическое развитие ребенка младенческого возраста  
Психическое развитие ребенка раннего возраста  
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста  

Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические указания по дисциплине «Психология» для выполнения практическихработ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами 3+, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Наличие положительной оценки по практическим работамнеобходимо для получения зачета по дисциплинеи допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическуюработуВы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работамили при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

 

Желаем Вам успехов!!!

 

Раздел 1. Общие основы психологии

Тема 1.2. Возникновение и развитие психики животных и сознания человека

Тема практической работы: «Психика и мозг»

Учебная цель: формировать умения характеризовать простейшие психические явления

Материалы и оборудование: -учебник Р.С. Немов Общая психология (стр. 30-49);

- методические указания по выполнению практического занятия;

- наглядные пособия (рис 1. «Нервная клетка», рис. 2 «Мозг человека»

- рабочая тетрадь ручка, карандаш

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС 3+:

Студент должен

уметь: проводить сравнительный анализ между психикой животных и человеком; - определять, как травмы головы влияют на работу головного мозга и нервной системы в целом.

знать: простейшие психические явления;- психику и поведение животных; - психологию и поведение человека

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

 

Возникновение и развитие психики обеспечивается развитием нервной системы и особенно головного мозга. Развитие н. с. вызвано усложнением и изменением условий существования животных и человека. Рассмотрим теперь строение и деятельность нервной системы и мозга с точки зрения психологии человека. Основной элемент нервной системы - нервная клетка – нейрон. Она воспринимает раздражения, поступающие к ней по коротким разветвленным отросткам – дендритам (их у каждого нейрона несколько, перерабатывает их, а затем по одному длинному отростку- аксону передается другим отросткам или рабочим органам. Нервную систему человека образуют десятки миллиардов взаимосвязанных между собой нейронов. Действует нервная система во много раз успешнее, чем самый совершенный электронный мозг компьютера. В изучении того, как работа мозга обеспечивает сложнейшие формы психической деятельности, существенный вклад внесла нейропсихология. Один из ее создателей, отечественный психолог А.Р. Лурия (1902- 1977) установил, что для осуществления психической деятельности необходимо взаимодействие трёх основных блоков (аппаратов человеческого мозга).

Блок 1. – энергетический – поддерживает тонус, необходимый для нормальной работы коры больших полушарий головного мозга. Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность этого блока, располагаются в подкорковых отделах мозга и в стволе мозга.

Блок 2. –приема, переработки и хранения информации. Мозговые структуры расположены в задних отделах обоих полушарий коры головного мозга. Он включает три области, каждая из которых обеспечивает приём и переработку определённого типа информации: затылочная- зрительной, височная – слуховой, теменная – обще чувствительной.

Блок состоит из трёх надстроенных друг над другом корковых зон.

1. Первичные зоны – принимают импульсы.

2. Вторичные зоны – обрабатывают полученную информацию.

3. В третичных зонах – осуществляются логические, грамматические и другие сложные операции, требующие участия абстрактного мышления. Они ответственны за сохранение информации, человеческую память.

Блок 3. – программирования, регуляции и контроля деятельности. Этот блок расположен в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной ее частью являются лобные доли. Этот раздел мозга отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности.

Повреждение или недоразвитие любого из этих блоков, а также отдельных областей, зон головного мозга влечёт за собой множество нарушений. Нарушение отделов коры височной области приводит к тому, что больной не может удержать в памяти сложное условие задачи. Нарушение лобных долей – решение оказывается недоступным.

Функции больших полушарий коры головного мозга

Эта проблема в психологии обозначается как проблема функциональной ассиметрии мозга. Полушария мозга выполняют разные функции. Одно выполняет ведущую роль- доминантную функцию, другое – подчиненную. От того, какое именно полушарие является главным, зависит, какой рукой человек действует – правой или левой. У «правшей» - доминирует левое полушарие, у «левшей» - правое. Левое полушарие играет основную роль в обеспечении речи, логического мышления. Его называют «рациональным», т. е. разумным, целесообразным. Поступающую информацию оно перерабатывает последовательно и постепенно, как бы разбирая его на части, а затем объединяя. Правое полушарие – «образное», эмоциональное. Оно воспринимает поступающую информацию – множественную, идущую из разных источников, - вместе как единое целое. Ему отводится ведущая роль в творчестве художественном, научном

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Что такое сознание, разум, совесть, воля, ответственность?
  2. Что такое личность, индивид, индивидуальность?
  3. По каким признакам можно судить о том, что животное имеет психику, переживает, размышляет, что – либо представляет?
  4. Есть ли психика у растений?
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...