Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы




Память – процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т. е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Память является необходимым условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, способностей человека. Без нее невозможно поведение, мышление, сознание и подсознание. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Существует три главных процесса памяти: 1. Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит запечатление нового путем связывания его с приобретенным ранее. 2. Сохранение, т. е. организация и удержание информации. Может быть динамическим (материал изменяется мало) и статистическим (материал обязательно трансформируется, подвергается переработке). Исчезновение из памяти – забывание. Хранение и забывание представляют собой разные характеристики одного процесса. 3. Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала; 3)1. Воспроизведение – это процесс появления в сознании ранее воспроизводимых мыслей. Оно осуществляется в следующих формах: узнавание (возникает при повторном восприятии объекта) и воспоминание (осуществляется при отсутствии восприятия объекта).

Виды памяти: 1. Наглядно-образная (память на зрительные, звуковые, осязательные и другие образы). 2. Словесно-логическая (память на смысл изложения, его логику – присуща только человеку). 3. Двигательная память на движение (лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений). 4. Эмоциональная память на переживания (имеет большое значение для формирования личности).

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1.Классификация видов памяти.

2. Процессы памяти

3. Причины расстройства памяти.

 

Задания для практического занятия

Задание 1. С помощью методики А.Р. Лурия проведите исследование

Методика используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения, воспроизведения.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина.: при наличии каких либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привыкает к какому – либо ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга слышать.

Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите несколько столько слов, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке».

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Испытуемый повторяет слова, психолог в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. форму протокола).

Второй этап. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их – и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3-5 раз, но уже без каких - либо инструкций. Если исследуемый называет какие – либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если эти слова повторяют,- ставит под ними крестики.

Если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие – либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта допустить нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания).

По результатам обследования, на основании протокола может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведенных слов.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых.

Интерпретация теста

У здоровых людей кривая запоминания носит такой характер: 5,7,9 или 6,8,9 или 5,7,10, т.е к третьему повторению исследуемый произносит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на этих числах.

Кривая 4,4,5,3 свидетельствует о плохой памяти. Кроме того, если исследуемый произнес лишнее слово и в дальнейшем при повторении «застрял» на этой ошибке, то он, скорее всего, страдает текущими органическими заболеваниями мозга. Такую «кривую запоминания» психологи наблюдают у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8-9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения – все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания.

Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В отдельных случаях, испытуемые воспроизводят одно и тоже количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемого; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т.е. о фиксации следов воспринятого.

Наборы слов:

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мед, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лед, ночь, пень.

Протокол

ФИО испытуемого_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возраст_______пол_______образование__________________________________________

Слова                 Спустя час
1. стол                  
2. вода                  
3. кот                  
4. лес                  
5. хлеб                  
6. брат                  
7. гриб                  
8. окно                  
9. мед                  
10. дом                  
Лишние                  
слова                  

Вывод

Слова                 Спустя час
1.                  
2.                  
3.                  
4.                  
5.                  
6.                  
7.                  
8.                  
9.                  
10.                  
                   
                   

Вывод ____________________________________________________________________

Задание 2. Проверьте свою способность видеть следовые изображения.

Внимательно посмотрите на первый текст в течение 30 секунд. Затем быстро переведите взгляд на текст второй. Смогли вы увидеть на новом месте слово?

Текст №1

Те, кто обладает фотографической памятью, могут легко взглянуть на изображение и потом увидеть его перед внутренним взором полностью, вплоть до мельчайших деталей. Например, такой человек способен сказать, какое слово напечатано последним на 100 – й странице книги из 500 страниц, при этом не заглядывая в книгу снова! На самом деле он действительно в этот момент «видит» перед собой нужную страницу книги, его мозг «сфотографировал» ее. Известен случай, как девушка, развившая в себе такую способность, успешно сдала экзамен по химии. Она ничего не знала из того билета, который ей достался, но сумела мысленно «увидеть» нужную страницу учебника и все оттуда «списала». Некоторые люди, обладающие фотографической памятью, могут запоминать целые справочники, восстанавливать по памяти живописные полотна и делать массу других интересных вещей.

Текст № 2

Те, кто обладает фотографической памятью, могут легко взглянуть на изображение и потом увидеть его перед внутренним взором полностью, вплоть до мельчайших деталей. Например, такой человек способен сказать, какое слово напечатано последним на 100 – й странице книги из 500 страниц, при этом не заглядывая в книгу снова! На самом деле он действительно в этот момент «видит» перед собой нужную страницу книги, его мозг «сфотографировал» ее. Известен случай, как молодая девушка, развившая в себе такую способность, успешно сдала экзамен по химии. Она ничего не знала из того билета, который ей достался, но сумела мысленно «увидеть» нужную страницу учебника и все оттуда «списала». Некоторые люди, обладающие фотографической памятью, могут запоминать целые справочники, восстанавливать по памяти живописные полотна и делать массу других интересных вещей.

Интерпретация теста:

Если у вас хорошо развита способность видеть следовые изображения, то, когда вы перевели взгляд со старой страницы на новую, без особого труда заметили новое слово.

Вывод

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...