Жизненный режим певца и некоторые
ОБЩЕГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА Значение режима и соблюдение общегигиенических правил Всякая деятельность, которой занимается человек, связана с тратой нервной и мышечной энергии. В зависимости от вида работы, тратится больше одна или другая, что и служит осно- 20* 611 ванием для деления людей по виду их деятельности на людей умственного и физического труда. Как мы помним, в результате траты энергии возникает явление утомления, которое обычно снимается последующим отдыхом. Вся деятельность-организма построена на смене траты энергии и ее последующего восстановления. Профессиональная певческая деятельность, как и процесс обучения пению, связаны с большой тратой нервно-мышечной энергии. Певец-профессионал или подвинутый учащийся поют, как показывает практика, не менее 2—3-х часов в день. В это время они целиком отдаются воплощению своих исполнительских задач, совершенствованию вокально-технических средств, нахождению новых вокальных возможностей своего голоса. Они погружаются в трудную вокальную работу всем своим существом. Эта большая творческая деятельность требует огромной1 сосредоточенности внимания, мобилизации всех эмоциональных ресурсов и интеллектуальной сферы певца. Повседневная напряженная творческая работа требует от певца полного сосредоточения всех его психических сил, большой затраты нервной энергии при одновременной затрате немалой мышечной работы. Вследствие этого естественно и неизбежно наступает утомление. Если это утомление не будет снято последующим отдыхом, то, накопляясь, оно приведет к переутомлению и может привести к еще более серьезным нарушениям деятельности организма — к его заболеванию.
Поэтому как всякий труд, певческая деятельность требует своих норм работы и отдыха и их правильного распределения во времени. Это особенно важно для певца, у которого не только творческие возможности, но к само звучание голоса целиком определяется состоянием организма. Полноценная деятельность возможна тогда, когда организм не утомлен, когда жизненный тонус высок и когда все творческие возможности могут быть легко мобилизованы. Именно в этом состоянии легко разрешаются наиболее сложные технические и исполнительские задачи. Однако жизнь с ее многочисленными отвлекающими, утомляющими моментами часто делает певца недостаточно работоспособным, снижает его тонус и творческую энергию. Для того чтобы певческая деятельность выполнялась на возможно более высоком уровне, чтобы певческие успехи ученика были наилучшими, каждому певцу, серьезно относящемуся к своей деятельности, необходимо соблюдать определенный р а-циональный жизненный и профессиональный режим, выполнять определенные гигиенические правила. Надо сказать, что подавляющее большинство крупнейших отечественных и зарубежных певцов прошлого и настоящего — люди строгого жизненного и профессионального режима. Все они придерживались определенных, выработанных для себя гигиенических правил. Под целесообразным общим режимом следует понимать умение так рационально его построить, чтобы все жизненные функции протекали нормально, обеспечивая высокий тонус во время работы, и не оставляли бы утомления. Ежедневная большая творческая работа певца должна распределяться так, чтобы она протекала в период наибольшего подъема и активности организма. Нормальный жизненный режим и соблюдение гигиенических правил обеспечивает здоровье человека. Певец — это прежде всего здоровый человек с устойчивой психикой, крепкими нервами, хорошим тонусом мышц и здоровыми внутренними органами. Голосовая функция тесно связана и с нервной системой человека, и с эндокринной системой, и с состоянием внутренних органов.
Известно, что при большом волнении голос может перестать' звучать, он срывается. Сильные психические переживания могут привести к полной потере речевой и певческой функции. Певец лишается голоса совсем либо теряет основные профессиональные качества: выносливость, блеск, возможность петь forte, брать высокие звуки, выдерживать тесситуру (так называемая фонастения). Следовательно, режим жизни должен быть построен так, чтобы н ерв н а я система певца не подвергалась сильным неожиданным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению, чтобы, утомляясь в процессе жизни и певческой деятельности, — она систематически получала возможность полного восстановления. При неустойчивой нервной системе, при сильной ее реактивности и быстрой утомляемости легко возникают различные нарушения нервной деятельности, немедленно сказывающиеся на голосе. Сегодня голос ученика звучит прекрасно и кажется, что он многое уже постиг. Педагог доволен, думает о дальнейшем пути, каким его следует вести, а назавтра все достигнутое разваливается как карточный домик. Ученик производит такое впечатление, будто он никогда не учился или все забыл. И самому ему петь трудно, и педагог растерян, думая, что, очевидно, выбранный метод не идет ученику на пользу. Между тем причина заключается в том, что ученик перед уроком или накануне поволновался, расстроился или провел бессонную ночь, в результате чего нервная система оказалась заторможенной и усталой. Тормозятся прежде всего последние, лучшие достижения — навыки, как менее крепкие. Кроме того, усталая или травмированная нервная система не дает нужного тонуса организму, и протекание всех функций оказывается затрудненным и нарушенным. Часто у таких учеников по глазам, по той манере, с которой они здороваются и входят в класс, * 613 уже можно судить о том, будет ли урок удачен или нет. Людям с неустойчивой нервной системой не следует выбирать себе такую трудную в смысле нервной нагрузки профессию, как певческая. Такие ученики,-даже при наличии хороших данных, редко могут достигнуть профессионализма. Они в процессе занятий испытывают огромные затруднения, мучаются сами и ставят в неудобное положение педагога. Относительный успех в этом случае возможен только, если ученику создаются исключительные условия жизни: точный разумный режим жизни и работы, исключение всяких волнующих моментов, идеальные гигиенические условия и т. п.
Однако в практической жизни это трудноосуществимо, и более того — это все же не может выработать профессионального певца, стойкого к постоянным сильным нагрузкам на нервную систему. Каждое выступление — всегда испытание для нервной системы. Не только нахождение новых навыков, формирование рефлексов представляет большую нагрузку для нервной системы, но и выполнение старых. И.П.Павлов писал: «...повторение достигнутой задачи — это тоже труд, и он может кончиться кризисом» '. Это тем более верно, когда задачу приходится выполнять в неблагоприятных для нервной системы условиях публичного выступления. Но даже в том случае, когда ученик обладает устойчивой нервной системой, хорошо переносит сильные нагрузки, он должен с большим вниманием относиться к гигиеническим правилам, способствующим сохранению высокого тонуса и длительной работоспособности нервной системы. Мышечная система тесно связана с нервной. Для певца необходима достаточная мышечная активность. Мышечная активность зависит от тонуса нервной системы. С другой стороны, и умеренная, работа мышц оказывает тонизирующее влияние на нервную систему. Хорошо развитые и активно действующие мышцы всегда способствуют хорошему жизненному тонусу. Не случайно там, где профессия связана с повседневной тренировкой мышц (как, например, в институтах физкультуры, в балетных школах), люди не1 только иначе двигаются, но у них другой, более высокий жизненный тонус. Уныние, упадок настроения, вялость — здесь более редкое явление. Певец не может не обращать внимания на состояние мышечной системы, которая должна получать систематическую умеренную нагрузку. Пассивность в движениях, лень, сидячий образ жизни не способствуют хорошему состоянию организма, снижают его
активность. Кроме того, работами последнего десятилетия было установлено, что общая мышечная активность непосредственно воздей- 1 «Павловские среды», т. II, М.—Л., АН СССР, 1949, стр. 593. ствует на тонус мускулатуры гортани, т. е. на самый механизм голосообразования. Работающие скелетные мышцы рефлекторно стимулируют тонус гортанного сфинктера. Таким образом, деятельность мышечной системы является мощным стимулятором жизненного тонуса организма вообще и голосового аппарата в частности. Каждый певец должен знать об этой взаимосвязи и использовать ее в целях поддержания активности своего организма и голосового аппарата. На общем состоянии организма и на работе голосового аппарата в сильной степени отражается состояние внутренних органов. Работа внутренних органов, учет особенностей их функции должен входить как один из элементов при составлении режима дня. Состояние многих внутренних органов, в частности желудка, сердца, может непосредственно сказываться на работе голосового аппарата, тормозя его деятельность, не говоря уже о заболеваниях этих органов, при которых рефлекторно может нарушаться работа гортани. Болезненное или особое функциональное состояние этих органов в момент пения в сильной степени способно затруднить певческую функцию. На полный желудок — петь трудно не только из-за механических причин, вследствие ограничения движений диафрагмы, но и рефлекторно. Поэтому певцу рекомендуется в дни выступления обедать за 3—4 часа до выступления, не перегружая себя едой. Составление определенного и твердого распорядка дня, режима отдыха, работы и питания для большинства учащихся представляет значительные трудности в связи с различными условиями жизни, работы и учебы. Все же жизнь показывает, что, несмотря на самые, казалось бы, неблагоприятные условия, часть студентов умеет так организовать свой режим дня, что основные гигиенические нормы оказываются выполненными и занятия протекают у них успешно. В то время другие, имеющие лучшие условия для жизни и работы, оказываются неспособными наладить свой режим дня. Из практики известно, что главное заключается не в объективных условиях, а в психических качествах ученика, в воле, целеустремленности, собранности и умении подчинить всю свою жизнь основной задаче — борьбе за овладение трудным искусством пения, за свое место в искусстве. При наличии этих качеств все сложности бытовых, финансовых и иных ситуаций таким ученикам удается успешно преодолевать. Другие же успокаиваются, ссылаясь на объективные причины. Мы уверены, что если каждый учащийся певец пересмотрит свой распорядок дня, то он найдет массу возможностей для выполнения основных гигиенических правил, нужных для его лучшего продвижения по пути вокального совершенствования. Все дело в целеустремленности и воле ученика, которые оказываются в одних случаях способными преодолеть все жизненные препятствия, а в других — нет.
Общегигиенический режим должен включать в себя определенный распорядок отдыха, труда, питания, физических движений и т. п. Как мы уже говорили, чередование утомления и отдыха позволяет организму выполнять любую деятельность постоянно, в течение всей жизни. Вспомним, что и вся жизнь человека строится на этом чередовании активности и отдыха. За временем дневной активности, когда человек тратит много энергии, наступает сон — когда восстанавливаются затраченные силы, и с утра человек оказывается снова в деятельном состоянии. Благодаря смене активности и последующего отдыха (сокращения и расслабления) сердце человека способно работать в течение всей жизни. Расчеты показали, что в течение суток оно находится в состоянии активной работы, т. е. в сокращении, —-девять часов, а пятнадцать — в расслабленном состоянии — в состоянии отдыха. Задача отдыха — снять утомление, восстановить работоспособность организма в целом или какого-либо его органа. Сон Полный отдых организм получает во время сна. Сон — это разлитое торможение нервных клеток мозга, во время которого они восстанавливают энергию для последующего дневного возбуждения. Сон, достаточный для восстановления энергии нервных клеток, должен длиться 7—8 часов для взрослого человека. В более молодом возрасте норма сна несколько увеличивается — до 9 часов в сутки. Эти нормы весьма условны и в значительной степени зависят от свойств нервной системы того или другого человека. Каждый должен знать норму своего сна, после которой он чувствует себя действительно полностью отдохнувшим, готовым к новой работе. Для того чтобы сон наступал скоро, был глубоким и ровным, необходимо соблюдать определенные правила. Прежде всего важно ложиться в постель всегда примерно в одно и то же время, тогда, в силу сложившегося стереотипа, сон будет приходить скорее и легче. Важно на ночь не перегружать свою нервную систему мыслями, требующими большого сосредоточения, не занимать ее волнующими проблемами, не давать ей большой умственной работы. За 1—2 часа до сна нужно переключаться на спокойную беседу, чтение легкой беллетристики, пасьянс. Еще более целесообразно выйти на полчаса — час на спокойную прогулку по улице. Такая прогулка — лучший отдых после работы, дающий хорошее переключение энергии с умственной работы на двигательную. Весьма существенно не есть много на ночь и принимать пищу не позже чем за 2—3 часа до сна. На ночь не следует пить ничего возбуждающего (кофе, крепкий "чаи, алкоголь) и не есть острого. Все эти доступные каждому мероприятия помогают легко и спокойно засыпать, спать глубоким сном и просыпаться бодрым, хорошо выспавшимся, с желанием быстро встать. Большое значение для сна имеет чистота воздуха и температура комнаты, где проходит сон. Комнату на ночь необходимо хорошо проветрить, и, если позволяет погода, оставить открытым окно или, по крайней мере, форточку. Сон в душном, жарком помещении не протекает глубоко и спокойно. На режим сна должен обратить самое серьезное внимание каждый певец, так как только хороший сон способен восстановить утомленную нервную систему. Указанные мероприятия,' способствующие хорошему сну, как правило, доступны в сед! учащимся пению и требуют лишь воли для организаций режима дня и подготовки ко сну. Сложнее с подготовкой ко сну певцов-артистов, которые возвращаются поздно со спектакля или концерта в возбужденном состоянии. Здесь прогулка пешком из театра, не слишком обильная еда на ночь, теплый душ, чистый воздух в комнате, отвлекающее занятие — пасьянс, легкое чтение — облегчают засыпание. Если человек страдает бессонницей, —необходимо обратиться к врачу. Нарушения режима отдыха нервных клеток не могут пройти незнаказанно. Иногда приходится применять медикаментозные снотворные средства. Но прибегать к ним следует исчерпав все названные выше профилактические средства. Предварительно необходимо посоветоваться с врачом. Питание Еда человека, занимающегося пением, должна быть достаточно калорийной, разнообразной и необильной. Певцу следует избегать острых блюд, раздражающих слизистые оболочки, а также излишне горячих, обжигающих или, наоборот, слишком холодных. Излишне горячие напитки, например очень горячий чай, обжигающе действует на слизистую оболочку, рот и глотку, в результате чего нарушается ее нормальная функция и возникает катаральное воспаление или атрофический процесс. Горло начинает сохнуть, легко подвергается воспалительным процессам. Слишком холодные блюда, например кушанья, только что вынутые из холодильника, мороженое, сильно охлажденное питье, — могут вызвать простудные заболевания, особенно если их употреблять будучи разгоряченным, непосредственно после пения, после активной мышечной работы. Необходимо, чтобы питание распределялось равномерно в течение дня. Нельзя питаться всухомятку, кое" 61? как, между делом. Правильное, регулярное, калорийное, разнообразное питание — залог хорошего бодрого состояния организма. Особенно важное значение имеет распределение питания в течение дня. Важно всегда питаться в одно и то же время, с небольшими отклонениями в ту или другую сторону. Организм привыкает к определенному стереотипу смены различного вида работы, питания и отдыха. Этот стереотип надо всемерно поддерживать. В какое время человек привыкнет принимать пищу, — зависит от условий его работы, но выработанного режима следует, по возможности, придерживаться ежедневно. Каждый хорошо знает, что привыкнув питаться в определенные часы, он с точностью часового механизма к этому времени начинает ощущать голод, следовательно организм уже приготовился для принятия пищи. Состав пищи ничем не лимитируется, за исключением упомянутых выше очень горячих, очень холодных и очень острых блюд, что диктуется состоянием желудочно-кишечного тракта и привычками певца. Следует лишь обращать внимание на разнообразие употребляемой пищи и достаточное присутствие в ней витаминов. Витаминизация организма особенно необходима в зимний и весенний период, когда человек мало бывает на воздухе, мало облучается солнцем. Насыщение организма витаминами повышает сопротивляемость к инфекциям, улучшает его деятельность, повышает жизненный тонус. На зиму падает наибольшая нагрузка в смысле работы и наименее благоприятная обстановка в смысле внешних условий существования. Общая низкая температура, резкая смена температуры, охватывающая человека при переходе из помещения на улицу, короткий день, недостаток солнца и малая возможность пользоваться свежим воздухом — все это угнетающе действует на организм, способствует возникновению простудных заболеваний. Простудные же заболевания в свою очередь ослабляют организм. Кроме того, певец начинает беречься и меньше пользоваться свежим воздухом. Витаминизация, особенно в зимний период,— весьма существенное подспорье, повышающее жизненный тонус организма. Особо следует сказать о количестве пищи. Питание должно быть достаточным, но не обильным. Чувство насыщения у большинства людей приходит позднее того момента, когда ©рганизм получает необходимое количество пищи. В результате многие люди переедают, желая во что бы то ни стало встать из-за стола с ощущением сытости. Как считают многие специалисты в области питания, большинство людей в наше время страдает от переедания, а не от недоедания. Переедание ведет к тому, что в организме помимо ожирения скапливаются различные шлаки, излишки неиспользованных веществ. Ожирение наносит большой и непоправимый вред внешнему облику ар- ; а также может нарушать деятельность ряда его систем: сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной. Каждый артист всегда обязан следить за своим внешним видом, так как полнота может сильно мешать воплощению многих образов. К сожалению, жизнь показывает, что многие певцы, и особенно певицы, сильно полнеют после 30—40 лет. Это значительно снижает впечатление от их выступлений на сцене. Большинство оперных героинь — девушки, молодые жен-щины, и выступление в этих ролях располневших певиц произ* водит крайне отрицательное впечатление, даже несмотря на великолепное пение. В наше время оперная сцена требует создания полноценного образа героя как в смысле вокально-драматического его воплощения, так и внешнего, сценического. Обычно так называемые склонные к полноте люди стараются не есть тех или иных продуктов, чаще всего мучных и сладких блюд. Действительно, эти углеводные продукты способствуют накоплению жира. Но в конечном итоге решает вопрос не столько качество, а количество пищи, которое'съедает человек, и та мышечная работа, которую он производит за день. Часто бывает, что полнеющий человек не ест мучного и сладкого, старается есть растительную пищу, но не ограничивает ее количество, сравнительно мало ходит, т. е. в общей сложности поглощает большое количество питательных веществ, а тратит их мало. Такая диэта мало помогает. Склонность к полноте связана с изменениями в эндокринной системе, а также с возрастным фактором. Однако, как правило, большинство певцов страдает ожирением от переедания и недостатка в мышечной работе, т. е. в движении. Страх за звучание голоса заставляет их беречься от активной мышечной работы, приучает вести спокойный и размеренный образ жизни при достаточно обильном питании. Это и приводит к полноте, которая даже в начальных степенях становится заметной на сцене. Сцена в этом отношении очень жестока, подчеркивая все недостатки фигуры, которые в жизни проходят незамеченный и. Поэтому следует есть в строго определенные часы разнообразную пищу, но не позволять себе наедаться и вставать из-за стола с полным желудком. Все остальные способы, которые употребляются в быту с целью предотвратить ожирение, такие, как: не ложиться после еды, стоять или ходить и т. п., — в значительной мере лишь самоуспокоение. Действенную пользу дают разгрузочные дни или лечение голоданием. Но для этих мероприятий всегда следует обратиться за советом к врачу-специалисту. Распределение пищи в смысле ее количества в течение рабочего дня — это вопрос вкуса и привычки. Следует следить лишь за тем, чтобы вечером желудок не был переполнен. Вообще же суточную пищу надо делить на 3—4 раза, принимая максимум литания в первой половине дня. Г., Роль физической работы > Умеренная физическая нагрузка, связанная с активной работой мышечной системы, является мощным стимулом для тонизирования организма. Следует себя приучить к ежедневной достаточно активной утренней 15—20-минутной зарядке, приводящей в действие разнообразные группы мышц. Зарядка не только переводит организм из сонного состояния в активное, но и способствует развитию многочисленных мышц. Зарядка должна носить легкий, непринужденный характер, без больших физических напряжений. В этом она отличается от тренировки, целиком рассчитанной на выработку силы, выносливости и ловкости определенных групп мышц. Кроме того, зарядка ведет и к минимальной закалке, так гак делается в легкой одежде и при открытой форточке. Зарядку целесообразно закончить водной процедурой. Не надо думать, что закалка организма — это обязательное обливание холодной водой и т. п. Обычный теплый душ с последующим растиранием тела полотенцем, помимо гигиенических соображений, является тем минимальным закаливающим средством, которое приучает организм к лучшей выносливости против перемены температуры. Зарядка и душ — это те виды закалки, которые доступны каждому человеку и которые всегда оказывают благотворное влияние на организм. Однако зарядка — это лишь 15—20-минутная работа мышц. В течение дня певец обязательно должен выполнять другие виды умеренной мышечной работы, которые всегда благотворны для людей, затрачивающих в своей основной деятельности много умственной и нервной энергии. Такой минимальной формой мышечной работы может быть прогулка в течение 1—2 часов в спокойном темпе, желательно на лоне природы, или, еще лучше, различные виды спорта, более активно воздействующие иа организм. Певцу не противопоказаны занятия любыми видами спорта, за исключением тех, которые связаны с резким запиранием дыхания, как, например, тяжелая атлетика. Однако в любом виде спорта надо придерживаться умеренных нагрузок, не ставя себе никогда чисто спортивных целей. Коньки и лыжи, плавание, теннис, волейбол, спортивная гимнастика, туризм, гребля — все это виды спорта, которыми может пользоваться певец, соблюдая осторожность в смысле нагрузки. Спорт должен умеренно тренировать организм, создавать хорошую за-жалку, повышать сопротивляемость, поднимать жизненный тонус. Однако спортивные занятия певец не должен доводить до сильной степени утомления. Как показали исследования, — лучший отдых от основной деятельности — ■ не бездеятельность, а переключение на другой вид работы. Общеизвестна польза смены труда умственного на 620.. физический. Лев Толстой, И. П. Павлов, Д. И. Менделеев, П. И. Чайковский и другие включали физический труд в различных его видах в ежедневный режим. А. Ухтомский указывал, что для людей умственного труда «...смена книги на заступ, топор и рубанок должна служить оздоровляющим отдыхом». Ничто так благотворно не действует на организм в смысле снятия утомления, как так называемый активный отдых. Прогулки, спорт, как и другие виды физической нагрузки — лучшее средство отдыха для людей, занятых творческим трудом. Отдых певца должен быть правильно и разумно организован. В этом смысле весьма полезно один день в неделю полностью выключаться из рабочей обстановки, отдавая его другим видам работы, спорту и прогулкам. Особенно хорошо систематически проводить свободные дни за городом. Владимир Ильич любил отдыхать в полном уединении. Он писал матери: «...Здесь отдых чудесный, — купание, прогулки, безлюдие, безделие. Безлюдие и безделие для меня лучше всего» *. Такое полное выключение из привычной рабочей обстановки, жизненных городских забот в наилучшей степени способствует хорошему отдыху, особенно если он протекает активно, с элементами физической работы или спорта. В этих случаях, начиная новую неделю работы, человек чувствует себя особенно бодро, он хорошо настроен, и поэтому работа всегда ладится. Организация каникулярного времени Большую роль в поддержании хорошей работоспособности в течение всего года играет летний отдых и зимнее каникулярное время у учащихся. Следует на это время полностью отключиться от пения и музыки. Не надо думать, что найденное может потеряться, выученное — забыться. Все это восстанавливается очень быстро не долее недели при начале систематической работы после отпуска. Зато с какой внутренней энергией, с жаждой работы, с новыми творческими планами приходит в класс хорошо отдохнувший ученик! Легко заметить, что после хорошо, без певческой нагрузки проведенного отдыха голос певца всегда звучит отлично и ему удается то, что не удавалось до каникул. Если включение в работу идет постепенно и ученик не переутомляет себя неумеренными занятиями в первый-второй день, — эти удачи могут быть легко закреплены. Организация каникулярного отдыха как летнего, так и зимнего, в зависимости от индивидуальности ученика, может быть осуществлена по-разному. Однако она всегда должна полностью переключить организм на другой вид деятельности. Хо- М. И. Ульянова. О Ленине. М., Партиздат, 1934, стр. 91. рош отдых, связанный с новой сменой ярких впечатлений, например, туризм. Встречи с новыми людьми и незнакомой природой обогащают человека, занимают целиком его внимание, создавая полное переключение от привычной обстановки. Такой вид отдыха возбуждает, обогащает впечатлениями, будит наблюдательность и фантазию певца. Не менее полезен и уединенный отдых, где в тишине и несколько монотонной, спокойной обстановке, с малым кругом приятных людей, хорошо и беззаботно протекает время. Прогулки, лодка, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и другие занятия хорошо успокаивают нервную систему, переключают деятельность организма в совсем иной режим. Постепенно проходит усталость, начинает пробуждаться творческая активность, снова хочется работать, хочется видеть других людей, хочется новых впечатлений. Возврат к работе становится основной темой дум/ и начинают зреть творческие планы. Такой уединенный, сосредоточенный отдых, где можно углубиться, пересмотреть свою жизнь, свой накопленный жизненный и творческий багаж — чрезвычайно полезен. В отдалении от повседневности становится особенно ясным тот путь, которого следует держаться в жизни и творчестве, разъясняются сложные ситуации, более видимыми становятся пути преодоления препятствий, более четкими —цели. Закалка и простудные заболевания Большое значение для здоровья имеет закалка организма и соблюдение определенных гигиенических правил, связанных с ней. Мы уже упоминали о зарядке, водных процедурах и спорте, в высшей степени благоприятно отражающихся на состоянии организма, на сопротивляемости простудной инфекции. Следует приучить себя к прогулкам на свежем воздухе и не кутаться. Приучив себя к постоянной теплой температуре и к кутанью, певец подвергает себя опасности простудиться при перемене температуры: от открытой форточки, легкого сквозняка и т. п. Ведь работа заставляет всех людей, и певцов в том числе, ежедневно сталкиваться с различными условиями жизни: приходится из теплой комнаты выходить на холод, ждать транспорта, стоять в раздевалке, находиться в прохладных или наоборот сухих и жарких помещениях, дышать пыльным, накуренным и душным воздухом, снова выходить на улицу, на мороз и т. п. Следует приучать себя к сменам температуры. Начиная е лета и осени не пропускать случая ежедневно уделять прогулкам достаточно времени. Постепенный переход к зимним условиям не должен уменьшать времени, уделяемого свежему воздуху. Такие прогулки подготавливают организм к безбоязненному включению в зимние виды спорта — лыжи, коньки. Спокойный темп на лыжах и коньках по многолетним наблюдениям автора не приносит вреда для голосового аппарата. Не следует лишь уделять им время непосредственно до и после пения. Говоря о гигиенических правилах, помогающих организму в борьбе с простудными заболеваниями, о закалке организма, следует сказать нисколько слов о простудных заболеваниях. Надо помнить, что простудное заболевание — это пробуждение инфекции, имеющейся в дыхательных путях. Эта инфекция усиливаемся, если имеется непосредственный контакт с больными. Однако заболевание может не возникнуть, если сопротивляемость организма высока. Охлаждение здесь играет роль фактора, понижающего сопротивляемость, но не оно, собственно, вызывает заболевание. Таким образом, чтобы не болеть простудными заболеваниями, следует, во-первых, по возможности не контактировать с больными; и, во-вторых, стремиться к тому, чтобы жизненный тонус организма, его сопротивляемость были высокими. К этому и ведет закалка. Нам приходилось наблюдать, когда люди в разгаре простудного заболевания с явными признаками воспаления всех слизистых оболочек верхних дыхательных путей, не стесняясь, контактируют с певцами, и певцы не сторонятся этих людей, надеясь на свой организм. Это явно безграмотное, с точки зрения медицины, поведение, за которое многие платятся дорогой ценой.' Хотя простудные заболевания и не являются большей частью опасными для жизни, они выбивают певца из нормальной работы на значительный срок. В зависимости от организма, простудное заболевание протекает по-разному, все же чаще всего острые признаки успевают пройти за неделю, а полное восстановление голоса занимает, как щравило, около двух недель. Это в.случае если острый воспалительный процесс не осложняется хроническим процессом или не вызывает более серьезных нарушений в организме. Результатом остро протекшего воспалительного процесса, кажущегося таким обычным и якобы безобидным, является пониженный тонус организма, вялость, апатичность, легкая утомляемость. Среди местных явлений надо отметить мешающую петь сухость. Перемена ощущений вследствие сухости сбивает молодого певца, и он ищет новых приспособлений, обходных путей, чем и расстраивает правильно найденную координацию. Мы не можем здесь касаться вопросов лечения простудных заболеваний, но считаем, что каждый певец должен их знать, так как возникают они остро и следует принять разумные меры до обращения к врачу, что чаще всего бывает не в первый день заболевания. Для знакомства с лечением общих и профессио- i 623 нальных заболеваний считаю возможным рекомендовать книгу А. М. Егорова «Гигиена голоса», где этот раздел изложен достаточно полно 1. i Курение и алкоголь Прежде чем перейти к певческому режиму, нельзя не сказать несколько слов о курении и алкоголе. Никотин, содержащийся в табаке, как и алкоголь, являются ядами для нервной системы и поэтому всегда вредны./Однако в результате систематического приема небольших дфз этих ядов организм постепенно 'привыкает к ним, приспосабливается к их воздействию и снижает их ядовитое действие. Оба эти яда вызывают в результате привыкания потребность систематического приема. Отвыкнуть от них трудно, а поэтому кто еще к ^ним не привык — не должен и пробовать. Курение, кроме сильного общеотравляющего действия, вызывает местное раздражение всех слизистых оболочек дыхательных путей, поэтому у курильщиков они обычно находятся в состоянии хронического воспаления. Курильщики всегда страдают кашлем, при котором отхаркивается много мокроты. Такое постоянно раздраженное состояние слизистых оболочек весьма неблагоприятно для пения. Однако приспособляемость организма велика, и многие певцы позволяют себе курить. Но учащемуся пению курение особенно вредно, ибо меняющееся состояние слизистой оболочки меняет певческие ощущения. Педагог бывает в затруднении, 'не понимая, является ли охриплость голоса и мокрота результатом неправильных приемов или следствием курения. От курения голос становится более грубым, б нем появляются призвуки, сипотца — как следствие постоянного прохождения мокроты между связок во время пения. ' Общеядовитые свойства курения сказываются особенно сильно на сосудистой системе: на сердечных сосудах, на сосудах конечностей. Учащийся пению ни в коем случае не должен приучаться к курению. Следует помнить, что все начинают с одной-двух папирос и потом незаметно втягиваются. Курящие должны от этой вредной привычки возможно скорее отвыкнуть, в чем может оказать помощь медикаментозное лечение, психотерапия и гипноз. Алкоголь является ядом для нервной системы и отрицательно действует на голосовой аппарат. ' У некоторых голос «садится» после одной-двух рюмок вина. Алкоголь, хотя и в меньшей степени, чем курение, но все же раздражающе влияет на слизистые оболочки. Поэтому у алкоголиков голос обычно изменен: он более низкий и хриплый. 'Как и многие яды, алкоголь вызывает привыкание, и многие люди могут вначале без 1 А. М, Е г ор о в. Гигиена голоса. М., Музгиз, 1962. заметного ущерба для работы употреблять небольшое количество вина. Однако систематическое его употребление всегда вызывает нежелательные сдвиги в нервной системе, появляются признаки ее расстройства: раздражительность, плохой сон, неточность движений и т. п. Ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь перед экзаменом или выступлением. Действие его основано на расторма-живании нервной системы — пьяный человек — это «человек без тормозов». В отношении движений растормаживание ведет-к дискоординации шх, поэтому движения пьяного неточны, размашисты, плохо согласованы. Все это в меньшей степени бывает даже при небольших дозах алкоголя. Снятие торможени» приводит к кажущемуся оживлению и легкости всех функций* но эта легкость, чисто внешняя, повышенная возбудимость — не результат действительного возбуждения нервных клеток, а следствие снятия торможения. О важнейшей роли тормозных, процессов в жизнили в частности в двигательной функции, мы уже много говорили. Понятно, что растормаживание не может повести к улучшений двигательной функции или сосредоточению внимания, что важно для пения. Принятие алкоголя «для смелости» не может* привести ни к чему, кроме ухудшения выполнения вокального задания. Если алкоголь употребляется в небольших дозах и не часто, он практически вредного действия на певческую деятельность. оказать не может. Однако частое и неумеренное его употребление разрушающе действует и на нервную систему и на голос. Особенно легко страдают высокие голоса. Мужские голоса, особенно низкие и более грубые, менее подвержены разрушающему действию алкоголя. Большую роль во всех этих вопр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|