соль, ми, ми,ми, фа, фа, ре, ре, ре, ми, ми, до, до,до, ре, ре, си, си,си, до
⇐ ПредыдущаяСтр 49 из 49 Упражнения для работы над арпеджио (№№ 100—109) Упражнения 100—109 служат для отработки различных комбинаций арпеджио, простые формы которого даны в упражнениях 17, 20, 21, 22. Эти упражнения способствуют выработке гибкости голоса, расширению диапазона, умению переходить от пения legato к staccato (103, 107, 109), преодолевать большие интервалы. Петь их следует в основном на гласном звуке а, но полезно включать и другие гласные звуки н слоги. При исполнении следить за точностью динамических оттенков и акцентов. Упражнения 101, 107, 108 полезно давать чередуя forte и piano, для выработки разной динамики, а : также чередуя исполнение legato с исполнением staccato.
loe Andante - Allegro П. Внардо-Гарсна • Упражнения для работы над гаммами (№№ 110—t21) I Упражнения ПО—121—различного вида гаммы, простейшие виды ко-торых-даны ранее в упражнениях 12, 13, 14, 15, 21, 23, 24,- 25, 29. Упражнения ПО—117—мажорные гаммы, 118—119 — минорные, 120—121.— хроматические. Их следует изучать вначале в спокойном движении на гласные а, о, е, затем движение можно ускорять. При пении мажорных гамм следует всегда обращать внимание на полутонные интервалы с III на IV и с VTl на VIII ступени, которые следует всегда делать теснее, ближе друг к другу. Для этого при восходящих ходах следует III и VII ступени петь с тенденцией к повышению, строя их как можно выше, а при нисходящих ходах осторожно спускаться с VIII и IV ступеней, делая полутоны возможно теснее к этим ступеням. Гаммы ■—важнейшее упражнение для выработки подвижности, для расширения диапазона, для умения распределять дыхание, вырабатывать его длительность, поэтому на каждом занятии им следует уделять достаточное внимание.
Упражнение ПО—гамма в интервале нонны в восходящем движении. Во втором варианте дано нисходящее движение. Петь в умеренном темпе спокойно беря дыхание после каждой фигуры. Упражнение 111. Восходящая и нисходящая гаммы в пределах октавы, повышающаяся по интервалам мажорной гаммы. Полезна для выработки умения распределять дыхание н добирать его не нарушая ритмического рисунка. Доборы дыхания следует деЛать после первой восьмой доли такта. Постепенно увеличивая темп и уменьшая количество доборов дыхания, можно добиться умения петь большое количество гамм на одном дыхании. Упражнение 112 и ИЗ полезно петь для выработки подвижности голоса. Вначале их следует петь в умеренном движении, следя за тем, чтобы все ноты выпевались, не смазывались. Постепенно темп можно убыстрять. Если ноты смазываются, то полезно петь на слоги да, та, ла, что помогает добиться точности и выпевания каждого слога. Этот прием следует употреблять и в других упражнениях, где надо добиться четкости в быстром движении. Упражнение 114 — гамма в широком диапазоне. Ее следует исполнять точно придерживаясь указаний акцентуации. Упражнения 115—117 гаммы с различными ритмическими вариантами. Упражнение 115 — гамма с остановками в движении, торажнеиие 116 — гамма триолями и 117 — гамма синкопами. Осшзение этих упражнений способствует выработке ритмической и шронационион точности. Упражнения 118 и 119 даны как примеры исполнения мжнорных гамм. Следует внимательно следить за точностью интонацф повышенных и натуральных ступеней гаммы. Упражнение 118 поется по ступеням гаммы, упражнение 119, включающее не гаммобр^зное движение, следует петь, транспонируя по полутонам.
Упражнения 120 и 121 даны как примеры исполнения хроматических ходов на небольшом участке гаммы. В упражнении 120 следует сначала хорошо укрепить в сознании интервал, а затем «заполнить» его хроматическим ходом. Полезно пропевать эти упражнения чередуя legato и staccato, что позволяет сделать "более четким хроматический ход, каждый звук которого должен быть четок. Упражнение 120 можно затем петь в более широких интервалах — секстах, октавах.
Allegretto 110* ваРИ8НТ 112Andante - Allegro sempre legato 113Andante -Allegro
.,,. Andante - Allegro sempre legato Andante - Allegra
M Донец -Тессейр
Ш Allegro
1 667
184 Presto stmpre leg: Allegro Sempre legato П. Виардо-Гарсиа В Рождественская
Упражнения для развития дыхания (№№ 122—126) Упражнения 122—126, построенные, в основном, на гаммообразных движениях, рассчитаны на выработку длнтельного дыхання, умения его распределять н добирать. Их следует давать хорошо подвинутым i ученикам. Петь их нужно на гласные а, е, о в быстром движении, четко акцентируя сильные доли тактов, делая плавное crescendo к верхним звукам. Количество гаммообразных фнгур в упражнениях 123—125 можно постепенно увеличивать в соответствии- с возможностями дыхання у ученика. Надо помнить, что никогда не следует использовать дыхание до конца, оставаться без дыхания. Это деформирует звук. Лучше ограничиться меньшим количеством фигур. Упражнение 126 рассчитано на приобретение навыка оста-, навлнвать дыхание на паузах без его добора. Все упражнения сле- i дует петь на одном дыхании.
Allegro con brio
umprt legato Упражнения для развития техники беглости (№№ 127—143) Упражнения 127—143 служат для выработки техники беглости и посвящены главным образом «мелкой» технике, форшлагам, gruppetto, трели. Широкие гаммообразные и арпеджированные движения уже приводились нами выше. Упражнения 127—143 в высокой степени способствуют приобретению гибкости, упругости гортани, вырабатывают подвижность, способность быстро менять характер движения, тнп исполнения, снимают форсировку звука, делают его более ясным, ярким, определенным. Все упражнения этой группы надо сначала учнть в умеренном темпе. Для четкости полезно использовать слоги да, фа, ля, ма и т. п. Выполняя этн упражнения, надо следовать акцентам, отделяя этнм одну группу нот от другой. Упражнения 127, 128 исполнять связно, не стремясь распространять их на края диапазона. Следить за ритмической и интонационной четкостью.
Упражнение 129 исполняется связно, с акцентами. Следить за точностью выпевання чередуемых интервалов. Это упражнение в быстром движении хорошо подготавливает трель. Его. следует транспонировать по полутонам в пределах центральной части днапазона. Упражнение 130 исполняется на одном дыхании связно. Его полезно также петь, меняя ритмический рисунок путем задержания на верхнем звуке каждой фигуры. Упражнение 131 рассчитано на смену движения legato и staccato, a также смену динамики звука. Первая фигура legato исполняется энергично на forte, вторая — легким staccato на piano. Упражнение 132—арпеджио вверх с гаммообразным Движением вниз. Его следует исполнять энергично и четко, следя за тем, чтобы звук» нисходящей гаммы не смазывались. Фигуру упражнения полезно повторить второй раз иа piano. Упражнение 133 рассчитано на смеиу движения по трезвучию на гаммо-образные ходы. Следует точно выполнять акценты и постепенно убыстряя движения довести его до presto. Упражнение 134 представляет собою смену legato и staccato в гаммооб-разных ходах. Следить за тем, чтобы ноты в пассажах legato не смазывались. Довести упражнение до быстрого темпа. Упражнение 135 — пение быстрых мелких фигур, где legato прерывается staccato. Надо пропевать весь пассаж на одном дыхании и научиться делать staccato без подхвата дыхания, а лишь делая необходимые остановки его. Упражнение 136 — арпеджио, сменяющееся нисходящей гаммой с возвращением вверх на каждом звуке. Рассчитано на выработку способности быстро изменять характер движения. Петь вначале в умеренном движении следуя акцентам.
Упражнения 137—138 служат для работы над форшлагами. Учрть их надо в медленном темпе постоянно доводя до форшлага. Упражнения 139, 140 н 141 — для выработки gruppetto. Упражнение 139 изучается сначала медленно и потом доводится до фигуры gruppetto. В упражнении 140 надо четко акцентировать каждую фигуру. В упражнении 141—выполнять указанную динамику. Упражнения 142 и 143 следует употреблять для выработки трели. Прежде чем приступать к ней, надо поупражняться на движениях чередования соседних нот, как это дается, например, в упражнениях 39, 129, а также в движении форшлага. Чередование нот упражнения 142 лишь подготавливает трель, но не создает ее, так иак она не является сменой нот, а делается движением всей гортани. Этому способствует форшлаг упражнения 143, который переводит гортань в колебательное движение. Пение перед трелью чередующихся нот помогает удержать в сознании оба эти звука, которых следует достигнуть в движении трели. Трель следует давать тогда, когда гортань уже хорошо натреннрована в техннке беглостн. J27 Allegro - Presto sempre legato ~ Щй- 120 Allegro - Presto 130Allegretto lalAllegretto 132Allegro Allegro - Presto Allegretto П. Виардо -Гарсиа П. Бона Г Панофкэ О. Сеффери
12.sAllegro - Presto sempn^legato 13SAllegro- Presto Б. Карелли
-J» M Гарсна
Медленно учить. Довести до М Глинна
142 В. РождественсТСая М Глинка Медленно учить Гц | и
Довести до 139 Медленно учить М. Глинке Довести до
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие..................................................................................................... 3 А Глава первая. РУССКАЯ ШКОЛА ПЕНИЯ И СОВЕТСКОЕ ВОКАЛЬ- fl 1. Из истории развития русской национальной школы пения.... 8 mi 2. Развитие советского вокального искусства......................................................... 63 | ■ Искусство после Великой Октябрьской социалистической революции. *'| Двадцатые годы................................................................................,.. 63 1 Вокальное искусство в тридцатые годы................................................................ 85 >'J|' Вокальное искусство во время Великой отечественной войны... 97 ' 3. Требования, предъявляемые к советскому певцу......................................... 129 fffi 4. Задачи советского педагога и требования, предъявляемые к нему. 136 >ДК
Глява вторая. СВЕДЕНИЯ ИЗ АКУСТИКИ, ФИЗИОЛОГИИ И ПСИ 1. Акустика голосового аппарата и акустическое строение голоса.. 152 Ш 2. Учение академика И. П. Павлова и его значение для вокальной яеда-.(Ж гогики............................................................................................................... 202'«Ш Основы павловского учения о высшей нервной деятельности..202 Де Некоторые вопросы вокально-педагогического процесса в сеете сЖ учения И. П. Павлова............................................................................... 232, щ< О связи техники и исполнительства........................................................................ -232 -Ш Развитие певческих навыков................................................................ '... 241 ' щ Развитие ощущений и формирование вокального слуха певца... 257 щ 3. Значение индивидуально-психологических различий в вокальной педа- Ш гогике......................................................................... 289 >щ Психологические процессы.......................................................................... 290 'В Познавательная сфера......................................... ■.................................................. 290 •< ж Эмоциональная сфера............................................................................................... 313 ''Ш Волевая сфера............................................................................................................ 319 Ш Психологический анализ деятельности........................................................ 325 /Ц Психические свойства личности................................................................... 333 ЦШ Глава третья. РАБОТА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА В ПЕНИИ.. 347 Щ 1 Дыхание.................................................................................................................. 347 ^ 2. Работа гортани в пенни........................................................................................ 383 Щ Положение гортани в пении........................................................................ 383 { Внутренняя работа гортани.......................................................................... 408 'Ц 674 '$ Атака звука............................................................................................................... 435 Регистры 44^ 3. Работа артикуляционного аппарата в пении..................................................... 465 4. Головной и грудной резонаторы голосового аппарата у певцов.. 509 5. Опора певческого голоса..................................................................................... 520 Глава четвертая. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧЕНИКОМ....................................................................................... 532 1. Задачи первого периода занятий................................................................ 532 2. Развитие голоса ученика.................................................................................... 556 3. Работа над различными видами вокализации......................................... 591 4. Работа по исправлению некоторых недостатков тембра голоса.. 603 5. Гигиена и режим певца................................................................................. 611 Жизненный режим певца и некоторые общегигиенические правила 611 Профессиональная гигиена............................................................................ 626 Список литературы.................................................................................... 637 Упражнения.............................................................................................. 643 «■•■•.<" л?»■ Индекс 9-2 ДМИТРИЕВ ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ Редактор 3. Маркова Худож. редактор А. Головкина Художник Н. Фролов Технический редактор Е. Непомнящая Корректор Э. Дарович Подп. к печ. 20/VIII 1968 г. А-08857 Форм. бум. 6OX90'/ie Печ. л. 42,25 (Условные 42,25) Уч.-изд. л. 41,33 Тираж 7400 экз. Изд. № 4817 Т. п. 68 г., № 687 Зак. 737 Цена 2 р. 26 к. Бумага № 1 Издательство «Музыка», Москва, Неглиниая ул., 14 Московская типография № 6 Главполиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР Москва, Ж-88, 1-й Южио-портовый пр., 17.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|