Упражнения для выравнивания регистров мужских голосов (№№ 57-
Упражнения 57—70 следует употреблять с целью достижения регистровой ровности мужских голосов. Упражнения даны н изложении для баритона с переходными нотами ре — ми-бемоль. Для басов их следует понижать на малую терцию, а для теноров — повышать. В этих упражнениях всегда надо учитывать индивидуальность расположения переходных нот у ученика. Упражнения 57—64 рассчитаны на овладение фальцетом и умение переходить от грудного звучания к фальцетному. На основе выработки этого умения можно обрести мнкстовое звучание голоса, позволяющее петь весь диапазон без регистровой ломки. Упражнение 57 рассчитано на отработку перехода от грудного звучання к фальцетному на одной ноте. Оно захватывает участок, где сравнительно легко удаются оба эти характера звучания. Для исполнения этого упражнения надо использовать наиболее легко, естественно звучащий гласный звук и следить за спокойствием и достаточной опорой дыхания. Упражняться надо на mezzo-forte. Как forte так и piano затрудняют легкий переход от одного звучания к другому. Упражнение 58 служит выработке сглаженного перехода от грудного Lento Грудь If ГрУДЬ Moderate) Фальцет
фальцет ГРУДь Грудь Л Лаблаш
грудь фальцет грудь f, Грудь Фальцет грудь
Л. Лаблаш А-о-а-о- а
Э-0-Y-o-a-o-y-o - а
грудь»' -ш&„ фальцет I и т. д. ■ нисходящем движеиии a-o ~ у - о -a-o-y-o -, ?6 Andante Э. Карузо
60 Andante . i ■ Aw'o а-Ъ a-o a-o a-o a-o a-o
O-a o-a o-a o-a»-a o-a o-a
Allegro sempre legato Э Кар,jo
62. Andante
фальцет микст Andante Э Карузо
фальцет микст Moderate Э Карузо 657
Упражнения i для работы над legato (№№ 71—74), Упражнения 71—74 полезны для усвоения принципа пения legato. При их исполнении иадо обратить особое внимание на первый звук, который должен быть верно акустически построен н иметь свободный, льющийся характер. Последующие звуки иадо связывать с первым путем плавной подачи дыхания, ничего не изменяя в гортани и выше нее. Переходить со звука на звук следует без какого-либо толчка, ровно, спокойно и прямо (без подъездов) перенося звучание с йоты на ноту. Петь упражнения в медленном темпе на наиболее удобный для ученика гласный звук. Если в упражнениях 73—74 у ученика не хватает дыхания для медленного исполнения гаммы, его надо добрать после первых четырех звуков. Все упражнения следует транспонировать по полутонам в пределах свободного звучания. ' Для начального этапа освоения пения legato можно использовать также упражнения 12—29. ш
r? Moderate
Moderate П. Внардо-Гарема М. Маркезк П. Виардо-Гарсиа
А. Варламов
Упражнения | 1 для работы над кантиленой (№№ 75—78) Упражнения 75—78 способствуют выработке кантилениого звучания и развитию дыхания. Их следует исполнять спокойно красивым, льющимся звуком на округленном гласном а, следя за тем, чтобы все ноты были ровными и однородными по тембру. Упражнения 77 и 78 полезно петь исполняя первую фигуру forte, а вторую j>iano для выработки динамических красок. Упражнение на филировку (№ 79) Упражнение 79 — для работы над филировкой. Ее следует изучать сначала идя от forte к piano н обратно, как показывают вилки внизу нотной строки, а потом от piano к forte и обратно, как показывают верхние вилки. Исполняя филировку нужно точно атаковав первый звук добиваться его усиления только за счет более энергичной и плавной подачи дыхания, ничего не меняя в качестве звука, не допуская никаких искажений тембра и следя за ровностью вибрато. Вначале следует довольствоваться небольшими градациями изменения силы звука. Следует помнить, что филировка удается тогда, когда звук правильно сформирован, потому к начальному тоиу должно быть привлечено основное внимание ученика.
Lento
Упражнения на portamento (№№ 80—82)! Упражнения 80—^82 служат для изучения приема portamento/ когда переход от ноты к йоте в интервале совершается через пдомежуточные тоиы путем скольжения голоса. Должно спокойно взя/ первый звук легко скользнуть по промежуточным тоиам и перейти ко второму звуку не сразу, а как бы сначала едва коснувшись его. Portamento надо делать плавно, ие допуская.толчков дыхания иьперерывоа звучания. При преодолении больших интервалов приемом portamento не следует забывать об округлении верхних звуков (упражнения 80-82). А-о- о-з- о-в As Lento
Упражнения для работы над staccato (№№83—92) У п р а ж н$ н и, я.. 83-7^92 рассчитаны на выработку приема staccato, то есть отрывистого исполнения звуков. Вначале упражнения более простые по фигурации (83, 84, 85) следует петь не делая коротких staccato, а задерживаясь на каждом звуке и снимая его прежде чем перейти к следующему, то есть marteljato. На таких протянутых staccato легче усваивается этот прием. По мере усвоения движения, staccato следует делать более кратким, острым и убыстрять темп исполнения 8*Modtrato -Allegro :Modtrato A AHegre
661;
98 Moderate- Allegro
Г. Гауптнер
Упражнения для работы над интервалами (№№ 93—99) Упражнения 93—99 полезно петь для изучения преодоления интервалов вверх и вниз. Подобно упражнениям 93, 94 следует пропевать н другие интервалы. Для правильного преодоления интервала вверх следует на первом звуке уже представить себе второй, подготовить и артикуляционный аппарат и дыхание к переходу на иего. Следует помнить, что качество и правильность интервального хода вверх определяется верностью нижнего звука и умением подготовить голосовой аппарат к переходу на верхний звук. Сам переход следует осуществить плавно, за счет дыхания, ие допускай изменений в работе гортани. При пении интервала вниз следует особое внимаиие обратить на сохранение высокой позиции на нижнем звуке. Сначала упражнения в интервалах надо петь медленно, а потом в умеренном темпе. Упражнения 97—99 рассчитаны иа исполнение в быстром темпе, к которому следует подойти начиная с умеренного. А. Варламов e? Lento
А Ва"р'ла~&ов 94 Lento
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|