Банк России как орган банковского регулирования и надзора. Определение основных сфер регулирования и надзора Банка России. Полномочия Банка России
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание Введение 1. Правовые основы, цели и задачи банковского регулирования и надзора 1.1 Банк России как орган банковского регулирования и надзора. Определение основных сфер регулирования и надзора Банка России. Полномочия Банка России 1.2 Сущность и система банковского надзора. Виды надзора. Отношения между органами надзора и внешними аудиторами 1.3 Основополагающие принципы эффективного банковского надзора, принятые Базельским комитетом по банковскому надзору 2. Банковское регулирование в России 2.1 Банковское регулирование и надзор, его роль в формировании экономической политики, поддержание стабильности банковской системы и защите интересов вкладчиков и кредиторов 2.2 Структурные подразделения Банка России, осуществляющие банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций Заключение Приложения Список использованной литературы Введение
В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков. Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любого государства, является банковский надзор, ибо ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.
В настоящее время Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности. В этой связи не случайно, что обеспечение законности и правопорядка, защита прав и законных интересов вкладчиков, предупреждение фиктивных, преднамеренных банкротств кредитных организаций, а также пресечение легализации доходов, полученных противоправным путем, является главным направлением в механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации. Несмотря на то, что механизм контрольно-надзорной деятельности в банковской системе исследовался учеными-юристами многих поколений, говорить о том, что в достаточной степени изучены все аспекты данного феномена пока нельзя. В этой связи исследование административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации представляется весьма актуальным и своевременным. Актуальность темы работы обусловлена тем, что банковское регулирование и банковский надзор являются залогом эффективного функционирования банковской системы. Банковский сектор как совокупность коммерческих банков и объект анализа представляет собой центральное звено банковской системы. Цель курсовой работы - исследование теоретических и прикладных основ банковского регулирования и надзора. Поставленная цель определяет следующие задачи: рассмотреть теоретические основы банковского регулирования; проанализировать деятельность Банка России как органа банковского регулирования и надзора; вскрыть перспективы совершенствования банковского регулирования и надзора.
Объект исследования - деятельность Банка России в области банковского регулирования и надзора. Предмет исследования - экономические отношения, возникающие при осуществлении Банком России банковского регулирования и надзора. Методы исследования: синтез полученной информации; создание выводов по выявленной проблеме. Структура работы: Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Правовые основы, цели и задачи банковского регулирования и надзора
Банк России как орган банковского регулирования и надзора. Определение основных сфер регулирования и надзора Банка России. Полномочия Банка России
Прежде чем характеризовать структуру банковского регулирования и надзора, следует разобраться в самих терминах банковского регулирования и надзора. Банковское регулирование - одна из функций ЦБ РФ, тесно связанная с функцией банковского надзора. Однако если надзор заключается главным образом в контроле за соблюдением кредитными организациями требований закона и установленных ЦБ РФ нормативов, то банковское регулирование упорядочивающее воздействие на деятельность кредитных организаций с помощью различного рода инструментов и методов. У банковского регулирования и банковского надзора общая цель - стабильность банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Далее следует дать определение термину "надзор" в целом. Надзор - форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности. Банковский надзор - это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов. Система банковского надзора обычно включает: типы банковских учреждений, подлежащих надзору; процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций; стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности; банковское регулирование надзор россия порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничение банковских операций; обязательность аудиторских проверок; порядок назначения временной администрации по управлению банком;
объявление банков неплатежеспособными. С позиций жизненного цикла кредитной организации регулирующую и надзорную деятельность Банка России можно подразделить на: регулирование и контроль создания кредитных организаций; надзор за текущей деятельностью действующих кредитных организаций; регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций. Регулирование и контроль создания кредитных организаций включает в себя государственную регистрацию создаваемых кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности. Эти меры направлены на отбор для совершения банковских операций только тех экономических субъектов, которые соответствуют требованиям законодательства по уровню собственного капитала, квалификации руководящих работников, материальной оснащенности и др. Банк России как лицензирующий орган уже на стадии создания кредитной организации имеет возможность отсеивать нежизнеспособные, с повышенной степенью риска организации, оценивать финансовую состоятельность будущих владельцев, профессионализм и компетентность управляющих. Надзор за текущей деятельностью кредитных организаций осуществляется Банком России в форме дистанционного документарного надзора и проведения инспекционных проверок на местах.
Основная цель дистанционного надзора - это оценка принимаемых кредитной организацией рисков, выявление на ранней стадии проблем в деятельности и принятие мер для преодоления выявленных негативных явлений и тенденций. Контролю со стороны Банка России также подвергается расширение деятельности кредитных организаций путем создания территориально обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, реорганизационные процедуры, изменения в составе участников и руководящем составе кредитных организаций и их филиалов. Дистанционный надзор осуществляется на основании отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России. Последний имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации.
Так как дистанционный надзор основывается на данных отчетности, подготавливаемой и передаваемой самими банками, то велика вероятность, что при появлении и нарастании у банка проблем достоверность и полнота их отчетности будет снижаться. Это приведет к необходимости проведения инспекционных проверок на местах. В их ходе инспекторы Банка России оценивают качество управления кредитной организацией, адекватность банковского капитала, качество активов и правомерность формирования доходов, правильность выполнения банковских операций и адекватность системы внутреннего контроля, а также проверяют соблюдение кредитной организацией требований законов и, нормативных актов Банка России. Для реализации законодательно закрепленных за ним функций в области банковского регулирования и надзора Банку России предоставлены полномочия применять меры воздействия за нарушения законодательства, нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, и собственных предписаний. Меры воздействия могут носить предупредительный характер или быть принудительными (штрафы, ограничения и запреты на проведение операций и т.п.). Они зависят от характера допущенных нарушений, причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации, а также от ее положения на федеральном и региональном рынках банковских услуг. Для предупреждения банкротства действующих кредитных организаций Банк России может применять меры по их финансовому оздоровлению - либо назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией, либо потребовать ее реорганизации. Выбор конкретных мер зависит от состояния кредитной организации и перспектив воздействия со стороны Центрального банка РФ. Регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций может происходить как добровольно - по решению их акционеров (участников), так и в принудительном порядке в случае их несостоятельности либо нарушения действующего законодательства. Банк России осуществляет надзор за процессами реорганизации и ликвидации кредитных организаций с целью защиты интересов их кредиторов и вкладчиков. Дополнительная задача, которая решается в ходе надзора, состоит в обеспечении условий для добросовестной конкуренции на банковском рынке и недопущении его монополизации группами взаимосвязанных кредитных организации. Принудительная реорганизация проводится Банком России в рамках мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, к которым кроме реорганизации относятся также меры по финансовому оздоровлению и назначение временной администрации по управлению кредитной организацией.
Мерами по финансовому оздоровлению кредитной организации являются оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами, изменения структур активов и пассивов, а также организационной структуры, приведение в соответствие размера уставного капитала и величины ее собственных средств. Реорганизация кредитной организации по требованию Банка России проводится тогда, когда иные меры финансового оздоровления не могут обеспечить восстановления ее платежеспособности и ликвидности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|