Сущность и система банковского надзора. Виды надзора. Отношения между органами надзора и внешними аудиторами
Банковский надзор - это наблюдение Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациям законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности. [8; с. 206] Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России. По сути, это надзор за реализацией нормативности в банковской деятельности. Его значение заключается в том, что он используется Банком России для управления рисками в банковской системе. Виды банковского надзора: государственный (выражается в существовании системы банковского законодательства) общественный (контроль со стороны общества) ведомственный (надзор со стороны Центрального Банка или другого специального ведомства) независимый (контроль независимых аудиторских фирм) Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах: анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке; проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России - ревизия на месте; проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России. Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и отчеты о прибылях и убытках. Задачи органа банковского надзора и внешнего аудита во многом схожи, хотя акценты различаются.
Орган банковского надзора прежде всего озадачен поддержанием устойчивости банковского сектора и укреплением безопасности и надежности банков в целях обеспечения защиты интересов вкладчиков. Поэтому надзорный орган отслеживает настоящее и оценивает будущее банков и использует их финансовые отчеты при оценке их состояния и результатов деятельности. С другой стороны, внешний аудитор прежде всего обращает внимание на составление заключений по финотчетам, как правило, для акционеров либо совета директоров банка. Поступив таким образом, аудитор учитывает правильное использование менеджментом допущения о непрерывности деятельности. Аудитор принимает во внимание используемый менеджментом период оценки и, когда этот период составляет менее 12 месяцев с даты представления баланса, просит менеджмент продлить период оценки по крайней мере до 12 месяцев от этой даты. Если менеджмент отказывается делать это, то согласно МСА-570 о Действующем предприятии аудитор обязан рассмотреть необходимость изменения своего заключения ввиду ограниченного характера своей работы. Аудитор интересуется осведомленностью менеджмента о событиях и условиях после периода оценки, используемого менеджментом, что может вызвать значительные сомнения относительно способности банка продолжать свою деятельность. Орган банковского надзора должен удостовериться, что в каждом банке адекватно ведется документация, подготовленная в соответствии с принятыми учетной методикой и практикой, что позволяет ревизору оценивать финансовое состояние банка и рентабельность его бизнеса и следить за тем, чтобы банк регулярно публиковал и обеспечивал доступность финотчетов, которые объективно отражали бы его состояние. Внешний аудитор интересуется ведением достаточно надежных учетных записей в целях подготовки банком финотчетов, которые не содержат существенных искажений, тем самым позволяя внешнему аудитору делать заключения по этим финотчетам. [13; с.58]
Если орган банковского надзора использует проверенную аудиторами финансовую отчетность в ходе надзорной деятельности, ему следует иметь в виду следующие факторы: обычно финансовые отчетности готовятся не только и не столько для удовлетворения надзорных потребностей; проведение аудита в соответствии со стандартами МСА предназначено для получения обоснованной уверенности в том, что финансовый отчет в целом не содержит существенных искажений; важность используемых учетных методик при подготовке финотчетов, поскольку механизмы финансовой отчетности требуют наличия суждения об их применении и могут предоставить выбор из определенных методик или способы их применения; в финотчеты входит информация, основанная на суждениях и оценках, сделанных менеджментом, и проверенная аудитором; на финансовое состояние банка могут повлиять последующие события, имевшие место после подготовки финотчета; орган банковского надзора не может допускать обязательную достаточность для себя аудиторской оценки внутреннего контроля, сделанной в целях аудита, поскольку цели оценки и тестирования внутреннего контроля инспектором и аудитором различаются; рассматриваемые внешним аудитором методики контроля и учета могут быть неидентичными тем, которые применяет банк при подготовке информации для банковского надзора. Тем не менее существует много направлений, где работа банковского надзора и внешнего аудитора может быть полезной друг для друга. Сообщения аудиторов менеджменту и другие докладные записки аудиторов могут оказаться ценным подспорьем для проникновения в сущность различных аспектов операций банка. В практике многих стран обеспечивается доступ органов банковского надзора к таким материалам. Подобным образом внешние аудиторы могут извлечь полезные вещи из информации, исходящей от надзорного органа. Если проводится надзорная проверка или интервью с менеджментом, сделанные при этом выводы могут быть полезны аудиторам, поскольку они представляют собой независимую оценку таких важных аспектов, как достаточность резерва на покрытие возможных потерь по ссудам, и фокусируют внимание на специфических направлениях надзорной деятельности. Надзорные органы могут также разрабатывать определенные пруденциальные нормативы или руководящие указания, к которым обеспечивается доступ банков и которые могут помочь аудиторам при подготовке аналитических обзоров.
Общаясь с менеджментом, органы надзора и внешние аудиторы осознают выгоды осведомленности о происходящем. Поэтому представляется взаимовыгодным оформлять такое общение в письменном виде с тем, чтобы оно составляло часть банковских архивов, к которым должен быть обеспечен доступ другой стороны. [23; с.14] В целях сохранения интереса обеих сторон к соблюдению конфиденциальности полученной информации во время выполнения соответствующих функций считается нормальным присутствие менеджмента банка или по крайней мере его информирование о контактах между надзорным органом и внешним аудитором. В соответствии с действующим законодательством и регулирующими правилами рекомендуется принимать своевременные надлежащие меры с тем, чтобы нельзя было обвинить внешних аудиторов в честном намерении раскрыть информацию надзорным органам. Эти меры могут выражаться в виде юридических инициатив или соглашения между банком, его менеджментом, внешним аудитором и надзорным органом. Это особенно относится к ситуациям, когда присутствие менеджмента скомпрометировало бы обсуждение, если, например, аудитор считает, что менеджмент вовлечен в мошенничество. МСФ-260 "Связи вопросов аудита с вопросами управления” определяет проблемы управленческого интереса и обязывает аудиторов своевременно сообщать о них тем, кто отвечает за управление. Вопросы аудита, вызывающие управленческий интерес, включают только те из них, которые привлекают внимание аудитора при проведении аудита. При проверке по нормам МСА от аудитора не требуется разрабатывать специальные процедуры для выделения вопросов, представляющих управленческий интерес. Эти вопросы, скорее, интересуют банковский надзор, особенно когда они могут потребовать принятия незамедлительных мер со стороны надзора. По требованиям надзорных, юридических или регулятивных механизмов, или заключенного официального соглашения, или протокола аудитор своевременно извещает о таких вопросах орган банковского надзора. В случае отсутствия таких требований, соглашений или протоколов аудитор понуждает менеджмент банка или отвечающие за управление лица своевременно извещать их об этих вопросах, которые, по суждению аудитора, могут вызвать живой интерес органа банковского надзора. Более того, даже если нет потребности поступать таким образом, аудитор передает такие вопросы органу банковского надзора, если менеджмент или отвечающие за управление лица не делают этого. В этих обстоятельствах аудитор решает, защищает ли его законодательство в случае направления таких сообщений. [12; с.33]
Ниже приведены примеры других видов вопросов, которые могут привлечь внимание аудитора и потребовать от банковского надзора принятия срочных мер: информация о невыполнении одного из требований к выдаче банковской лицензии; серьезный конфликт с принимающими решение органами или неожиданный уход руководителя ключевой службы; намерение аудитора подать в отставку или удаление аудитора из офиса; существенные изменении в рисках бизнеса банка и появление возможных рисков в будущем. Во многих случаях внешний аудитор извещает об этом отвечающих за управление лиц. В целом ряде стран внешний аудитор выполняет конкретные задания, или готовит специальные заключения согласно законодательным положениям, или по просьбе надзорного органа оказывает содействие инспектору в выполнении надзорных функций. Эти задания могут включать в себя указание следующих моментов: соблюдались ли условия выдачи лицензий; достаточны ли системы бухучета и ведения другой документации и системы внутреннего контроля; адекватен ли использованный банком метод подготовки отчетности для банковского надзора и достоверна ли в этих отчетностях информация, которая может содержать соотношения активов и пассивов и другие пруденциальные требования; основана ли деятельность учреждения на критериях органа банковского надзора; соблюдаются ли законодательство и нормативы; выполняются ли надлежащие методики бухучета. Органы банковского надзора сотрудничают с внутренними и внешними аудиторами в целях достижения эффективного надзорного процесса. Сотрудничество оптимизирует надзор и одновременно позволяет каждой стороне сосредоточиться на выполнении своих обязанностей. В некоторых странах это сотрудничество может быть основано на проведении регулярных встреч органов банковского надзора с внутренними и внешними аудиторами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|