Банковское регулирование в России
Банковское регулирование и надзор, его роль в формировании экономической политики, поддержание стабильности банковской системы и защите интересов вкладчиков и кредиторов
Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи: предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельны ми кредитными институтами); защищать интересы вкладчиков и кредиторов; не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики; способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников. Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов: макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы; социально-экономические приоритеты развития общества; совершенство законодательной базы; проводимая Банком России кредитная политика; степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти; исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране. В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора: под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны); ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция); независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора - Германия);
смешанный тип организации, например, в США - Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Комитет открытого рынка (ФКОР). Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используются эти методы в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин разумный банковский надзор. [13; с.62] Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности. Методы делятся на: административные и экономические, регулирующие и надзорные. Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки. Экономические методы - оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков). Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением. Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе "О банках и банковской деятельности" и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов. Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ. Рассмотрим таблицу 1. В ходе проведенных в 2012 году проверок выявлены 16997 нарушений в деятельности кредитных организаций и филиалов
Таблица 1. Нарушения в деятельности кредитных организаций
Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право: взыскать штраф; назначить временную администрацию для управления проблемным банком; отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности. На основании таблицы 2 можно сделать вывод о том, что по результатам проверок по совокупности выявленных нарушений ЦБ РФ в 2012 году к кредитным организациям были применены различные меры воздействия: предупредительные - доведение до сведения руководства информации о недостатках в деятельности кредитной организации (в 339 случаях); принудительные - предъявление требований об устранении выявленных нарушений (в 229 случаях); штрафы наложены в 170 случаях; введены ограничения либо запреты на осуществление отдельных видов банковских операций в 252 случаях; лицензии отозваны у 7 кредитных организаций.
Таблица 2 Меры воздействия по совокупности выявленных нарушений ЦБ РФ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|