Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурные подразделения Банка России, осуществляющие банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций




Организацией и осуществлением текущего банковского надзора в Банке России занимаются два подразделения:

Департамент банковского регулирования и надзора

Главная инспекция кредитных организаций. Каждое из них имеет ряд управлений, отражающих основные направления их деятельности

Департамент банковского регулирования и надзора имеет следующие управления:

Управление методологии финансовых рисков;

Управление методологии рисков внутрибанковских систем;

Управление методологии текущего надзора;

Управление анализа банковского сектора;

Управление экспертизы правовых актов;

Управление организации надзора за кредитными организациями Московского региона;

Управление организации надзора за кредитными организациями российских регионов;

Организационно-экономическое управление;

Управление информационного обеспечения.

Главная инспекция кредитных организаций Банка России включает следующие подразделения:

Инспекцию № 1;

Инспекцию № 2;

Управление инспектирования кредитных организаций с преобладающим участием в капитале Российской Федерации нерезидентов;

Управление инспектирования кредитных организаций по специальным проверкам;

Информационно-аналитическое управление;

Управление координации и методологии сопровождения инспекционной деятельности.

Как видно из приведенной структуры, в Банке России особо выделены подразделения, занимающиеся методологическими, аналитическими, организационными, правовыми и информационными вопросами текущего надзора.

В территориальных учреждениях Банка России в основном выдержана укрупненная схема организации текущего надзора, т.е. в большинстве территориальных учреждений имеются подразделения, занимающиеся дистанционным надзором и инспектированием. [24; с.3] Исключение составляют территории, в которых имеется небольшое количество кредитных организаций, например Калмыкия, Карачаево-Черкессия. В этих территориальных управлениях Банка России вопросами текущего надзора и инспектирования занимается одно подразделение.

Если методологическая работа и макроэкономический анализ главным образом осуществляются в подразделениях Банка России, то первичная работа с отчетностью кредитных организаций и самими кредитными организациями, в том числе в процессе их инспектирования, преимущественно проводится на уровне территориальных учреждений с последующей передачей информации соответствующему подразделению Банка России.

Наиболее принципиальные вопросы банковского регулирования и надзора выносятся на рассмотрение Комитета банковского надзора Банка России, представляющего собой совещательный орган, созданный по решению Совета директоров.

В последние годы главной задачей всех структурных подразделений, занимающихся текущим банковским надзором, является повышение эффективности надзора, т.е. лучшее выполнение ими своих задач, не сопровождающееся пропорциональным увеличением ресурсов, выделяемых на эти цели.

Этому содействует проведение Банком России ряда мер, отвечающих передовой международной банковской практике. Это:

формирование текущего банковского надзора как системы, т.е. разработка методик анализа, оценки и мониторинга финансового состояния банка как единого комплексного технологического процесса, в которой включены специалисты дистанционного и контактного надзора;

ориентация на содержательную составляющую текущего надзора, предполагающего интенсификацию процедур надзора на стадии как проведения анализа и оценки финансового состояния банка, так и принятия мер надзорного реагирования по результатам этих оценок;

совершенствование организационной структуры текущего надзора с выделением института кураторов, обеспечивающего систематическую контактную деятельность Банка России;

повышение квалификации сотрудников Банка России, занимающихся вопросами текущего банковского надзора.


Заключение

 

В заключении можно сказать что, современное состояние банковской системы России требует принятия комплексных мер по ее укреплению, поддержанию финансовой устойчивости банков.

Нарастание проблем в банковском секторе определяется, главным образом низким уровнем управления банками в сочетании с неблагоприятными тенденциями общеэкономического развития.

По оценке структуры банковской системы можно сказать, что не большая часть банков является финансово устойчивыми.

Причинами финансовых трудностей конкретных банков становятся:

) неквалифицированное управление;

) отсутствие стратегического планирования;

) неумение грамотно сформировать кредитный портфель и управлять рисками;

) прямые и опосредованные формы давления на банки;

) мошенничество со стороны их владельцев и менеджеров;

)"исторические" причины. Так, основная часть банков, созданных на базе бывших государственных специализированных банков, унаследовала отягощенную долгами убыточных предприятий структуру баланса, которая без вмешательства государства в виде реструктурирования активов не может обеспечить нормальное их функционирование;

Ситуация в экономике и банковском секторе не позволяет рассчитывать на оздоровление банковской системы только путем отзыва лицензий и банкротства слабых банков.

С формальной точки зрения надзорный орган может самоустранится от активного вмешательства в процессы, происходящие в банковской системе. Наблюдательная позиция предполагает ограничение участия надзорного органа в деятельности банков контролем за требованиями, предъявляемыми к структуре баланса, а также оказанием финансовой поддержки отдельным банкам по принципу " латания дыр".

Сейчас в России основное - добиться выполнение уже принятых Законов не нарушив работу банковский системы. Опыт надзорных органов зарубежных стран помогает банковской системе России, формировать взгляды специалистов и учиться на ошибках финансистов развитых стран.

У Банка России есть уникальные возможности осуществлять банковский надзор не только административными, но и экономическими мерами, создавая условия для повышения эффективности работы подконтрольных кредитных организаций. Реализация такой политики предполагает конструктивный, созидательный характер надзорной деятельности. Под конструктивностью имеется в виду использование в практике регулирования таких инструментов, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию работоспособной прогрессивной банковской системы. Вместе с тем эффективность надзора при таком подходе зависит не только от Банка России, но и от общей экономической политики, а также от ее конкретных результатов.

 

Приложения

 

Данные о кредитных организациях и банковском надзоре Центрального банка РФ

Кредитные организации

Количество кредитных организаций

Отклонение 2011 года от 2010 года, % Отклонение 2012 года от 2011 года, %
  На 01.01.2010 На 01.01.2011 На 01.01.2012    
Всего 1189 1136 1108 95,5 97,5
Зарегистрировано 1345 1296 1228 96,4 94,8
Отозвана лицензия 155 157 117 101,3 74,5
Ликвидировано в связи с отзывом лицензии в связи с реорганизацией в связи с нарушением законодательства в части оплаты уставного капитала  1758 1366 391 1  1819 1419 399 1  1900 1495 404 1  103,5 103,9 102,0 100,0  104,5 105,4 101,2 100,0

 

 

Так, в соответствии с данными таблицы, можно сделать вывод о том, что на 1 января 2012 года в стране существовало 1108 кредитных организаций. Видно, что численность кредитных организаций в течение трёх лет сокращалась. В течение 2012 года было зарегистрировано 1228 кредитных организаций, что также ниже, чем в предыдущие годы. Так, этот показатель снизился в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 5,2%, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом - на 3,6%.

В 2012 году было отозвано ЦБ РФ лицензий у 117 организаций, что ниже по сравнению с 2011 годом на 25,5%, это тогда, когда в 2011 году, наоборот темп роста показателя составил 101,3% по сравнению с 2010 годом.

Большинство ликвидируемых кредитных организаций (60 кредитных организаций) признаны несостоятельными (банкротами) и в них открыто конкурсное производство (в том числе в 2011 году банкротами признаны 18 кредитных организаций, из них в отношении 5 кредитных организаций арбитражными судами ранее были приняты решения о принудительной ликвидации). В отношении 34 кредитных организаций арбитражными судами приняты решения о принудительной ликвидации (в том числе в 2011 году-по 12 кредитным организациям, из которых 2 кредитные организации впоследствии признаны банкротами). Кроме того, 8 кредитных организаций ликвидируются в добровольном порядке на основании решений их учредителей

В 2012 году ликвидировано 1900 организаций, что на 4,5% больше, чем в 2011 году. Численность ликвидированных организаций в течение трёх лет рос. При этом ликвидировано в связи с отзывом лицензии 1495 организаций, что составило об общей численности 78,8%. Численность кредитных организаций ликвидированных в связи с отзывом лицензий также увеличивалась.


Список использованной литературы

 

Законодательные акты:

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Справочно-правовая система "Консультант плюс", 2010.

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2010) // Справочно-правовая система "Консультант плюс", 2010.

. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ред. от 15.02.2010, с изм. от 08.05.2010) // Справочно-правовая система "Консультант плюс", 2010.

. Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 19.07.2009)"О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" // Справочно-правовая система "Консультант плюс", 2010.

. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 17.07.2009)"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. 06.12.2009) // Справочно-правовая система "Консультант плюс", 2010.

. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 25.11.2009) // Справочно-правовая система "Консультант плюс", 2010.

. Положение о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБ РФ от 10.08.2004, протокол N 21) (ред. от 26.03.2007)

Специальная учебная литература:

8. Братко А.Г. Банковское право (вопросы теории и практики) / А.Г. Братко - М.: 2007. - 784 с.

. Гейвандов Я.А. Центральный банк РФ: юридический статус, организация, функции, полномочия/ Гейвандов Я.А. - М.: Изд-во МНИМП, 1997. - 115 с.

. Елизаров В. Н.: Банковский надзор в Европейском союзе: ключевые аспекты. Сборник. - Калининград.: Изд-во КГУ, 2005 г. - с. 196-204

. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник/Е.П. Жарковская. - М.: Омега-Л, 2005. - 452 с.

. Костерина Т.Н. Банковское дело/ Т.Н. Костерина. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 176 с.

. Максимов М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в сфере банковской деятельности в российской федерации. Диссертация. 12.00.14. - М.: ПроСофт-М, 2002. - 196 c.

. Неретин М.С. Административно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации. Диссертация. 12.00.14. - М.: МГУ, 2009. - 204 с.

. Трохов М.Е. Банковский надзор и контроль в стратегии развития банковского сектора. Диссертация. 08.00.10. - М.: АНХ при Правительстве РФ, 2007. - 128 с.

. Центральный банк Российской Федерации. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2006 году. - М.: Полиграфбанксервис, 2007. - 116 с.

. Центральный банк Российской Федерации. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году. - М.: ОАО "Типография "Новости”, 2008. - 116 с.

Периодическая печать и ресурсы Интернета

. Арсланбекова А.З. Методы совершенствования банковского надзора в российской федерации // Банковское право. - 2007. - № 3. - С.10-14.

. Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банковский надзор как неотъемлемая функция Центрального банка // www.bankcollege.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...