Мы празднуем праздник. Школа в подвале. Новые жильцы
МЫ ПРАЗДНУЕМ ПРАЗДНИК
Накануне праздника — шестого ноября — мама пришла домой постирать и прибрать. И папа пришёл на нас посмотреть. Худой он сделался, чёрный совсем, на себя не похожий. Ноги длинные, руки длинные, лицо длинное, и отовсюду торчат кости. Даже из лица кости торчат. — Здравствуй, — говорит, — моя дорогая семья. Просто забыл, как вы выглядите. Это, кажется, моя жена Наташа? А это, если не ошибаюсь, мой сын Миша? Положил наш папа на стол песку кулёчек маленький и четыре печенья — гостинец к празднику, лёг на диван и улыбается. — Хорошо, — говорит, — в гостях, а дома лучше. На диване лежишь, родной сын на тебя смотрит, жена песенку поёт... А мама ему в ответ: — Я ничего не пою. — Почему? — папа спрашивает. — Настроение невесёлое. — Зря, — говорит, — невесёлое. Гитлер только этого и хочет, чтобы настроение наше было невесёлое. Но не выйдет его номер. Давай, Мишка, петь. Помнишь, мы всегда под праздник пели; мама пироги пекла, а мы пели... И запел. Я ему помогать стал. Попели мы немножко. Потом папа и говорит шёпотом: — Хватит. Если долго петь, так очень кушать захочется. А кушать нам, дорогой, нечего. Поцеловал маму, поцеловал меня, попил воды и собрался в свою пожарную команду. Мама ему на прощание говорит: — Ты там поосторожнее со своим огнём. А он ей в ответ: — А ты со своими бомбами поосторожнее. И улыбаются друг другу. Но не очень весёлые у них улыбки. Вот прибрала мама, бельё развесила сушиться и мне велела переодеться во всё праздничное. Переодевался я, переодевался, но только ничего из этого не вышло. Вырос. — Вот так номер, — мама говорит. — Ты уж извини, — говорю, — я не виноват.
Пришлось опять будничные одёжки надевать. Потом разложила мама на столе праздничные угощения для меня: консервы на блюдечке, печеньев четыре штуки и сахарный песок в вазочке. Всё на скатерти, очень красиво, но только мало. И радио включила, чтобы я слушал. Вздохнула и говорит: — Ну, счастливо тебе, мальчик, праздник встретить. — И тебе, — отвечаю, — счастливо!
Ушла она. Я один остался. Послюнил палец — и в вазочку. Облизал. Ещё раз — послюнил, облизал. Ну и вкусно! Ещё послюнил. Вдруг голос как гаркнет: — Вы что, молодой человек, делаете? Я и не заметил, как дверь отворилась и вошёл Иван Фёдорович Блинчик — тоже похудевший и бледный. Поздоровались мы, сел он и рассказал, что контуженный. Снаряд разорвался давеча на улице, по которой он шёл. Его и контузило. Не разогнуться ему теперь, как старичок ходит. — Я, — говорит, — со своим угощением. И кладёт на стол хлеба кусочек, две конфеты и ещё что-то в баночке. Я понюхал — столярным клеем пахнет. — Что, — спрашиваю, — такое? Клей? — Студень, — говорит, — а не клей. Хорошее кушанье. Горчицу давайте на стол, и будем с вами пановать. Принялись мы закусывать. По городу, конечно, стреляют, а мы себе кушаем. Кушаем и рассуждаем — когда будет наша победа и разное другое. И вспоминаем, как до войны эскимо продавалось и разные булки и даже пирожные. — А биточки в сметанном соусе, помните, как кушали? — он меня спрашивает. Я ему в ответ: — А компот? Он мне: — А борщ флотский с уксусом и перцем? Я ему: — А сосиски? Он мне: — Что там сосиски! Вот вы мне про селёдку скажите! Как её, родненькую, вымочить, да лучку к ней подрезать, да постным маслом... Не договорил и хлопнул кулаком по столу: — Всё! Воспрещаются разговорчики. Хватит. Возьмём себя в руки, дорогой товарищ, и прекратим. — Прекратим! — отвечаю. И — прекратили. А снаряды рвутся всё ближе и ближе. И радио сообщает, что наш район обстреливают.
ШКОЛА В ПОДВАЛЕ
Бросил я с костылём ходить — ну его! Завёл себе палочку и с ней в школу отправился. Ну и школа... Холодно, сыро, темно, коптилки мигают, руки мёрзнут. И всё время кушать хочется. Решаешь пример, а сам думаешь — вот бы хлебца покушать. Пишешь контрольную, а сам думаешь — вот бы молока попить. И вода остановилась — из кранов не идёт, и хлеба совсем мало давать стали, и мама не приходит... Но только учительница нам говорила: — Бойцам на передовой ещё хуже, чем нам, а они не сдаются. Значит, и мы сдаваться не имеем права. И один наш ученик такой стих написал:
Над Ленинградом нависла блокада. Мороз крепчает. На улице ни души. В это время в школах Ленинграда Сидят ученики, стиснув карандаши. Лица опухшие, руки иззябшие — Плохо слушать урок. Уши отмёрзли. Но не сдают ребята, А с ними и их педагог.
Вот как мы учились. Не так уж просто. Хотя, правда, нам суп в школе давали.
НОВЫЕ ЖИЛЬЦЫ
Вот папа приходит раз домой — чистое бельё переодеть — и не узнаёт нашу комнату. Очень уж много стало в ней народу жить: и Геня Лошадкин, и Лена, и мама, ну и я — по-прежнему... — Это как же мне понять? — папа спрашивает. А я отвечаю, что понять довольно просто: к ним, к Лошадкиным, в комнату снаряд залетел и разорвался. Хорошо ещё, что никого дома не было и никого не убило. Но и комнаты теперь у них нет. Наш знакомый милиционер Иван Фёдорович Блинчик и привёл их к нам. Разве я мог не пустить? — Конечно, должен был пустить, — папа отвечает. И грустно так смотрит на свой диван, на котором теперь Леночка Лошадкина спит. — Полежать хочешь? — спрашиваю. — Да нет, — говорит, — чего уж. Газеты нет, яблок нет, какое тут лежание... Выкурил папиросу и пошёл в свою пожарную команду. Потом мама забегала, тоже удивилась. Потом Иван Фёдорович зашёл — проверить, всё ли в порядке. Он всё ещё разогнуться не может — от контузии, И совсем худой стал — как гвоздик. Никакого лица нет — одни усы торчат. Проверил, всё ли в порядке, и салазки мои одолжил. — Зачем, — спрашиваю, — вам, Иван Фёдорович, салазки? А он отвечает, что пришёл к нему на пост — проверить его — командир. И упал — дальше идти не может. Слабый очень; роста большого, работает много, а есть нечего. Вот и упал. Милицейский командир. Начальник Ивана Фёдоровича. Хороший человек и насчёт регулирования самый главный специалист.
Уехал Иван Фёдорович, а мы втроём при коптилке остались. Леночка спит, а мы с Генькой друг на друга смотрим. Обстреливают нас из пушек, метель метёт, кушать хочется, скучно. — Давай чего-нибудь делать, — я говорю. Геня отвечает: — Давай. Карты есть? Я тебе фокусы буду показывать. Вот так Генька! Это просто удивительно, какие он фокусы знает. У меня даже в глазах всё зарябило — ничего не могу понять, как это он делает. Стал я его хвалить. А он мне говорит: — Был бы цирк, я бы в цирке фокусы показывал. Потом задумался, долго думал и говорит: — Послушай, Мишка, а что, если мы... если мы... — Чего? — Не чевокай, а то забуду. Значит, будет так: мы втроём... — Да чего втроём? — Сказано — не чевокай! Мы втроём... — С кем втроём? — Да с Леночкой, вот какой непонятливый! Ты, я и Лена, мы пойдём... Но только сначала мы всё разучим... — Да куда пойдём? — «Куда-куда»! В мамин госпиталь. Представлять там будем, понял? Для раненых. Думаешь, им не скучно так просто лежать? Лежи и думай всё об своих ранах... Ну и голова у нашего Гени! Ну и молодец!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|