Власть. Оккультизм. Парапсихология.
Почти параллельно в «третьем рейхе» и Советском Союзе политики обращались к экстрасенсорным или парапсихологическим явлениям. «Истинные» фашисты-арийцы и «железные» наркомы, совершившие массовые злодеяния в отношении народов, искали убежище если не в алкоголизме, то в мистическом — оккультизме и антропософии. Это позволяло на время забыться от преследовавших их образов многочисленных жертв коричневого или красного террора.
Оккультизм (от лат., тайный, сокровенный) — учение о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосмосе. Оккультизм сыграл важную роль в итальянской натурфилософии эпохи Просвещения (ХIV – XVI вв.). Антропософия (греч., человек и мудрость) — разновидность теософии. Основателем учения был немецкий философ-мистик и писатель Рудольф Штейнер, предсказавший мировую войну. Среди приверженцев антропософии были деятели культуры, геополитики и вожди Третьего рейха.
Парапсихология (от греч., около, против и психология) — наука о проявлениях душевных сил, не являющихся объяснимыми с естественнонаучной точки зрения. Одним из парапсихологических феноменов является духовное воздействие на объект на расстоянии. Полтергейст — не изученное до конца явление, энергетические образования из нематериального мира, проникающие в современность через своеобразные контактные зоны — «коридоры наибольшего благоприятствования». Возможно, глубинная Азия является одним из таких мест на Земле, насыщенных историческим прошлым.
Русские философы серебряного века отмечали несоответствие марксизма-ленинизма биологической природе человека. Целенаправленное разрушение природных, нравственных и духовных норм поведения человека привело к демонизации общественно-политического строя.
После открытия ограниченного доступа к архивам советских спецслужб появилась возможность проследить интерес безбожной власти к сакральной географии и оккультизму. Слухи о существования самых секретных служб имели место в Советском Союзе. С помощью исследований российской историка Евгения Шошкова попытаемся реконструировать возможные изыскания. В 1921 году по окончанию гражданской войны в ВЧК по распоряжению вождя всемирного пролетариата Владимира Ленина создается одно из самых секретных подразделений, а в 1924 году уже в ОГПУ организуется специальная парапсихологическая лаборатория во главе с «заслуженным» чекистом Глебом Бокием, проявившем себя как стойким борцом красного террора. В секретной лаборатории читались лекции по оккультизму для высокопоставленных чекистов и партийных функционеров. Прикладное значение лаборатории заключалось в выработке телепатических навыков чтения мыслей противника на расстоянии.
Вечный зов Азии
Трансформация геополитического ландшафта мира сопровождается возрастанием мощи Азии. Проснувшийся восточный Дракон заставляет сбросить излишнюю самоуверенность западного антропоцентризма и пристально вглядеться в глубины континента, насыщенного историческими событиями. Обратимся к коммуникационной природе Азии, притягивающей на протяжении ХХ века европейцев, неоднократно предпринимавших попытки найти то, что, возможно нельзя достигнуть никогда. Как и отказаться от вечного поиска.
На средневековом Востоке география почиталась как богоугодная наука, расширяющая границы познания в реальном пространстве. Но география, как и любое другое знание, имеет пределы, когда рациональное восприятие не может познать суть явления.
При исследовании энергоинформационных процессов многомерного коммуникационного пространства особое место занимает полтергейст — не изученное до конца явление, энергетические образования из нематериального мира, проникающие в современность через своеобразные контактные зоны — «коридоры наибольшего благоприятствования». Энергетика этих фантомов зависит от расположения места их появления и других факторов. Благоприятны замкнутые пространства с узкими, длинными переходами со следами интенсивной деятельности людей с активным биополем (старинные замки, старые дома). Замок (по Бахтину) насыщен историческим временем (в узком смысле слова), то есть временем исторического прошлого. Церковный храм является местом фокусирования духовной энергии, интенсивного контакта человека с трансцендентным Богом-Абсолютом.
Если подойти к географии этого явления в глобальном масштабе, то можно допустить, что глубинная Азия, включая Тибет и Гоби, является на Земле одним из таких мест, насыщенных историческим прошлым. В этом гигантском природном Замке путешественник мог испытать таинственные видения. Как описывает Николай Рерих, члены его экспедиции в 1926 году при подходе к горам Каракорума в Восточном Китае увидели в кристально чистом утреннем небе сверкающий диск, напоминающий летательный аппарат, который сопровождающие ламы окрестили знаком Шамбалы.
Какой энергетический импульс исходит из спящих глубин континента? Как в тлеющем очаге может вдруг разгореться пламя, так и в истории Азия не раз оказывалась эпицентром переустройства мира. Если следовать известной геополитической концепции, географическая ось истории затерялась в евразийских просторах. Возможно, здесь расположен коммуникационный полюс многомерного пространства Земли. Но в отличие от общеизвестного географического центра Азии можно говорить об условной проекции этого полюса на географическое пространство. И о чувственном его восприятии. Он существует где-то здесь в наших мыслях, но его трудно или невозможно раз и навсегда локализовать в географическом пространстве. Скажем так, что мы ощущаем исходящие геополитические импульсы из монгольских степей, «берегов» пустыни Гоби и из глубин «Поднебесной империи» или китайской цивилизации.
Вечный зов Азии особенно рельефно проявился в теософии — учении, имевшем в конце Х1Х и начале ХХ веков огромное число последователей в западных странах, Индии и России. Приверженцами теософии были нацистские вожди. Вечером в понедельник 12 мая 1941 года верховное руководство фашисткой Германии потрясло ужасное известие. Ранее в субботу второй человек после фюрера в нацистской партии Рудольф Гесс совершили несанкционированный перелет в Англию. Вальтер Шелленберг оценил этот поступок как попытку в преддверии войны с Россией претворить «в жизнь заветные чаяния Гитлера в отношении Англии». Шеф политической разведки объясняет этот поступок влиянием астрологов, особенно философа-мистика и основателя антропософии Рудольфа Штейнера, и близких друзей, таких как ученый-геополитик Карл Хаусхофер. Геббельс комментирует письма Гесса, заключенного в английскую тюрьму, к жене в Германию как образец неизжитого дилетантизма, считая, что к этому приложил свою руку и профессор Хаусхофер.
Согласно Меморандума Троцкого активизируется экспорт пожара «всемирной революции» в Азию. Монгольские воины жертвуют жизнью в революционной борьбе за светлое будущее не под образом Маркса и Ленина, а легендарной Шамбалы. Резидент советской разведки сопровождает в качестве монаха экспедиции по Тибету и Гоби ученого и художника Николая Рериха и помогает знаменитому борцу за мир составить первое завещание своего творческого наследия советским вождям.
После провала экспорта мировой революции в Европу, большевики обратили взоры на Восток — от Палестины до Китая. Ближний Восток давал выход к Суэцкому каналу и Индийскому океану. Известный чекист Яков Блюмкин, убивший 6 июля 1918 года немецкого посла в Москве Вильгельма Мирбаха, по заданию ОГПУ в 20-е годы пытается безуспешно спровоцировать конфликт между евреями и арабами, чтобы заложить основы государства Израиль, создает коммунистическую партию в Иране. Будучи в Тибете под видом монаха принимает участие в экспедиции Николая Рериха по Центральной Азии и становится инициатором знаменитого первого завещания ученого и художника, объявившего своими наследниками руководителей советской власти. Возможно, здесь скрыт ответ на вопрос, о содержании выпущенной Рерихами в 1927 году на русском языке книги «Община», представляющей запись бесед с Махатмами, считавшимися представителями Шамбалы. В ней говорится о Ленине как о «мощном каменщике новых руд», знавшем ценности новых путей. И Ленин, и Маркс действовали под импульсом Шамбалы — недосягаемой цитадели Белого Братства, где живут единой общиной Махатмы и святые. В дальнейшем Блюмкин по заданию Коминтерна направляется в Монголию, где становится не только резидентом советской разведки, но и фактическим наместником Москвы.
В среде русских белоэмигрантов — «кочевников Европы» — зародилась геополитическая концепция евразийства, а первый коллективный труд, опубликованный в Софии, получил знаменательное название «Исход к Востоку».
Концепции евразийцев, немецкой и советской геополитики объединяет присутствие темы Востока. Есть ли это попытка интеграции азиатских государств в едином стратегическом блоке или это до конца не изученный зов «почвы» непонятной природы? Причем тема Востока концентрируется вокруг легенды о загадочном центре мира — стране Шамбале, отождествляемой с мистическим подземным царством Аггарты.
Вожди нацистской Германии и Советского Союза снаряжают экспедиции на Тибет или посылают разведчиков. Диктаторы, повинные в уничтожении народов, в критические минуты истории обращаются к богу.
Тема Востока была популярна в европейских аристократических салонах начала ХХ века. В Баварии создается общество почитателей Туле — мифической страны древнегерманских мифов. В этом прообразе тайного ордена, одним из основателей которого был Карл Хаусхофер, ставилась цель возродить германский рейх на принципах расы и романтизированного оккультизма. С членами «Общества Туле» состоялась встреча никому еще неизвестного Адольфа Гитлера.
Карлу Хаусхоферу принадлежала концепция о существовавшей в глубине тысячелетий великой гобийской цивилизации ариев. Вероятной предпосылкой для неё послужила тибетская легенда о подземном царстве Агарты, описанная и в трудах Блаватской. Возможно, это один из вариантов буддийской легенды о Шамбале — мифической стране земного рая, стоящей на страже духовных основ мироздания. Могущественные маги этой страны, располагавшейся на месте нынешней пустыни Гоби, после геологических катаклизмов ушли с поверхности земли и поселились в пещерах под Гималаями, откуда контролировали ход мировой истории через избранных ими народоводителей. Так из глубин Азии на вооружении нацистской идеологии был взят миф о легендарной Туле (Монголии с Тибетом) как прародине германцев и мистическом сердце мира, чей обладатель обретет планетарную власть. Отсюда и образ нацистской свастики — священного для буддистов символа вечного круговорота жизни.
Николай Константинович Рёрих (1874, Петербург — 1947, Нагар, долина Кулу, шт. Пенджаб, Индия) родился в семье известного нотариуса, род которого происходил из Дании. Будущий русский художник, археолог, путешественник и общественный деятель учился в Академии художеств, закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и прослушал курс историко-филологического факультета.
Для мировоззрения Рериха характерна близость к буддийской философии и надежды на глобально-мессианскую роль искусства. Можно сказать, что творческая жизнь Рериха прошла в поисках Заповедной Страны, локализованной на его художественных полотнах, где мудрецы мира воскрешают древние идеи и восстает Дух. Однако найти эту страну в реальном географическом пространстве оказалось неразрешимой утопической задачей. Легендарная Шамбала или духовный полюс планеты, скрывающий тайную родину мира, оказалась недосягаемой для путешественника, прокладывающего путь по земным широтам и меридианам. Рерих был убежден, что Шамбала должна соединить Запад и Восток, которые «смотрят проницательно друг на друга». Во многих местах глубинной Азии Рерих слышал легенды об агарти — подземном народе. Этот когда-то лучший народ покинул грешную землю и нашел спасение в подземном царстве, где он обрел новые силы и подчинил мощные энергии. Великая вера в Шамбалу или Царство подземного народа завладела европейскими умами. В 1929 году Николай и Елена Рерихи публикуют на русском языке книгу «Община», в которой предпринимают попытку основать социализм на принципах древнего буддизма. В книге вождь всемирного пролетариата отождествляется с Махатмой (Учителем) из Шамбалы: «Ленин — это действие. Он ощущал непреложность нового строения. Монолитность мышления Ленина делала его бесстрашным, и не было другого, кто ради общего блага мог бы принять на себя большую тяготу». По наивности Николай и Елена Рерихи отождествили Шамбалу с Советским Союзом. Прошло всего немного времени, как «большую тяготу», навеянную вечным зовом Азии принял другой вождь — Адольф Гитлер.
Но где же эта Заповедная Страна, к которой в ХХ веке устремились не только интеллектуалы, но и диктаторы, опричники, чекисты и фашисты? Контуры этой Страны закладывались с незапамятных времен в полетах мысли избранных — жрецов Египта, древнегреческих философов и восточных мудрецов. В знаменитых Великих Мистериях складывались очертания всемирного братства посвященных мудрецов. Главной целью Братства было освобождение человечества от суеверий на пути к гармоническому единству с матерью-природой, духовному возрождению. У народов Индии и Тибета местоположение Заповедной Страны ассоциировалось с малодоступными северными склонами Гималаев. И не только у местных народов. К этой горной стране устремлялись европейские путешественники, включая экспедицию из нацистской Германии и советских резидентов, призванных раздувать пламя «мировой революции».
Легенда о Шамбале, как центре могущества и насилия, использовалась в нацистской идеологии. «Духовные учителя» Гитлера – Карл Хаусхофер, Дитрих Эккард и Альфред Розенберг видели в Шамбале силы мрака», управляющие стихиями и народами. В убийстве миллионов евреев и цыган вожди нацизма видели глубокий магический смысл. Свои злодеяния они обосновывали верой в «силы мрака», требующие массовые человеческие жертвоприношения.
***
Конспирология акцентирует внимание на роль взаимосвязи чувственного и рационального при принятии решений. На принятие самых прагматических решений оказывает влияние природа человека. Будет продолжаться и поиск духовного полюса Земли. Возможно, Полюс существует в Большом многомерном пространстве Земли, тогда как его пытаются локализовать в реальной географии.
Резюме
В традициях христианской цивилизации центр принятия стратегических решений формируется в сопряженном сочетании Интеллекта и Капитала, нанимающих политических менеджеров (власть посредственности).
В геополитике широкое распространение получила попытка найти духовный полюс Земли и обращение к Богам. Особенно привлекательной стала насыщенная историческим прошлым глубинная Азия (Тибет и Гоби).
В Восточной Европе церковь используется в борьбе за власть. Светская власть демонстрирует союз с православной церковью, но держит свечи в храмах как граненые стаканы. Несмотря на восстанавливаемые храмы, православная церковь проигрывает борьбу за души людей другим конфессиям. Церковные иерархи пошли на союз с властью и «элитой в законе», отдалившись от паствы.
На самых высоких вершинах власти нельзя обмануть природу человека обрести физическое бессмертие. Возможно, геополитика преувеличивает роль политической, экономической и военной силы в установлении мирового порядка, который формируется Природой на границах рационального и чувственного восприятия мира. Здесь заканчивается традиционная геополитика и открываются новые горизонты Великого океана Больших многомерных пространств.
Послесловие
Выбор пути социального развития остается вечной проблемой человечества. Сколько энергии затрачено в поисках дорог к «светлому будущему» в реальном географическом пространстве. И как часто эти усилия заканчивались рождением очередного мифа или многочисленными конфликтами. Идеи, оторванные от «почвы», превращались в социкультурном пространстве другой цивилизации в разрушительную силу. И когда они внедрялись «огнем и мечом», и когда они заимствовались или дарились «демократическим» путем.
Христианская цивилизация продемонстрировала возможности антропоцентризма, поставив в центр мироздания человека, преобразующего имманентный мир. В результате случайного возобновления случайных процессов было создано многомерное коммуникационное пространство, сопряженное бесконечным движением мысли с великим движением капитала. Запад обеспечил высокое качество жизни, и этот образ стал привлекательным в мире. Однако многочисленные попытки модернизации у народов других цивилизаций часто приводят к непродуманной вестернизации. Это проявляется в попытках бросить свое многомерное пространство и стать частью Запада. При этом забывается истинная природа модернизации, основанная на триаде европейского Просвещения: рационализме, индивидуализме и материализме.
Христианская цивилизация уже тысячелетие не может преодолеть раскол в душе. Западно-христианская и восточно-христианская ветви цивилизации не сблизились, а пиррова победа в «холодной войне» сделала Запад более уязвимым. Победив советскую цивилизацию, Запад прорвал плотину, отделяющую его от бедного и неспокойного Юга. В конце ХХ века стало очевидным, что не только броски Российской империи на Юг, но и натиск Запада, его победа в «холодной войне», закончились отступлением христианской цивилизации.
Восточные цивилизации основаны на геоцентрическом (трансцендентном) принципах мироздания. Заимствования у Запада часто ограничиваются материально-практической сферой и исключены в духовной области. В современном мире наблюдается возрождение китайской и мусульманской цивилизаций, каждая из которых имеет свою интеграционную модель и идеологию контакта с другими мирами. Возможно, это реакция на слишком тесный контакт с Западом, заразившим Восток вирусами национализма, рыночного и религиозного фундаментализма, подорвавшими основанный на межцивилизационном диалоге миропорядок.
Самая протяженная во времени Китайская цивилизация имманентно ориентирована на Великий порядок, основанный на социальной гармонии и справедливости. Иероглифическая письменность способствовала этнической консолидации и служила доказательством превосходства над другими народами. Китайской цивилизации путем падений и взлетов удалось выработать модель контактов на суперэтнических рубежах, основанную на сочетании открытости материальных коммуникаций с внешним миром и ограничений для заимствований в духовной сфере. Древний Китай оставил послание современному человечеству в материализованных памятниках, самых грандиозных по своим масштабам. Великая Китайская стена и Великий шелковый путь символизируют философию межцивилизационного диалога. Вместо глобализации по западному образцу на принципах отрытого общества и экономики предлагается другая модель мироустройства. Великий путь межцивилизационного диалога возможен при наличии Великой Стены. Абсолютная открытость к внешнему миру, как и исключительный изоляционизм ведут к большой беде. Современный Китай, несмотря на неоднозначны прогнозы западных экспертов, демонстрирует поступательное движение.
В основе мусульманской цивилизации — трансцендентная воля, подчиняемая человека. Здесь общественная солидарность и индивидуальное самоограничение ставятся выше прав и интересов отельной личности. Чувственно восприятие мира доминируют над рационалистическим подходом. Поэтому вместо демократической западной процедуры выбора президента отдается предпочтение интуитивному мышлению. Правителем может быть избран тот, кто признан и призван народным волеизлиянием.
Ислам выступает движущей национально-патриотической силой создания единой мусульманской нации и государства. Для исламского интегризма характерны личное самоограничение и общественная солидарность. Под покровом исламской государственности на этнополитических рубежах евразийских цивилизаций в средневековье была выработана модель поликонфессиональной и полиэтнической терпимости, что способствовало расцвету коммуникационных функций свободной торговли и межцивилизационному диалогу.
Каким будет новый мировой порядок? Геополитическое, геоэкономическое и конфессиональное пространство западной цивилизации неоднородно. Нет единства в аналитических прогнозах о будущем США и Европейского Союза. Оптимисты считают, что объединенная Европа становится мощной сверхдержавой нового типа. Пессимисты отмечают запоздалую инерцию создания «Соединенных Штатов Европы» и отсутствие общих интересов. Напоминают, что в прошлом Европа была источником крупнейших угроз человечеству, включая самые кровопролитные Мировые войны, терроризм и национализм, марксизм и нацизм. Западная Европа в ближайшие десятилетия не будет обладать военной мощью, сопоставимой с США. На континенте имеются противники поспешной европейской интеграции. Нет однозначного ответа на вопрос, какой должна быть глубина продвижения на Восток?
С окончанием «холодной войны» и падением геополитических рубежей конфронтации от Атлантики до Тихого океана Запад оказался не готов к восприятию модели «равноразных миров». Одно дело — разрушить Берлинскую стену, несоизмеримо труднее построить новый Мир. Модернизация бывшего социалистического «лагеря» требует времени и значительных капиталов, которыми Запад не располагает. Болезнь «железного занавеса» оказалась настолько запущенной, что требуется длительная терапия, а не хирургическое вмешательство. Как известно, отложение солей в кровеносных сосудах человека приводит к повышению артериального давления и гипертоническому кризису. По аналогии, необходимо было устранить преграды на пути информационных, материальных, торговых, транспортных и культурных коммуникаций на рубежах евразийских коммуникаций. Однако именно на Это самодовольный Запад оказался не способен, а Восточная Европа — не готова.
В этой связи особую актуальность приобретает цивилизационный подход в геополитике, направленный на поиск эффективного геопространства коммуникационной сопряженности. Ушедший свинцовый век подтвердил пророчество Ницше, предупреждавшего о грозящей опасности, если общественные нормы, правила добра не вырастают из собственной души человека. Драматический век показал, что доброупорядоченную пленку европейского бытия может с легкостью прорвать лава вулкана. В результате мы уже являемся, как образно отметил Мераб Мамардашвили, радиоактивными осадками этой социальной катастрофы нас самих..., атеистически воспитанного и ориентированного на земной рай человека. Эта лучевая болезнь страшнее Хиросимы или Чернобыля.
Хотя универсальных моделей общественного развития в природе не существует, позитивное движение возможно с опорой на здравый смысл и цивилизационный подход, основанный на союзе государственных деятелей и интеллектуалов. Трудно построить процветающее общество, игнорируя общечеловеческие ценности — честь, совесть и долг. Когда дух облучен радиацией воинствующего атеизма или «массовой культурой», вновь появляется соблазн у одних вымыть кирзовые сапоги в водах чужих морей, у других подарить «неправильным» народам «права человека» с помощью самых «справедливы» бомб и ракет.
Когда сэр Маккиндер делал ставший в последствии знаменитый доклад в Королевском географическом обществе, вряд ли он представлял, какой разрушительный заряд таят интеллектуальные концепции, если они оказываются на вооружении политиков. Возможно, в начале ХХ века особенно была велика вера в технический прогресс, роскошный «Титаник» еще не отправился в свой первый и последний рейс, а человек был убежден в безграничных возможностях покорения природы.
«Кто владеет» сердцем Земли, «тот владеет миром». Но дано ли право одному, даже самому могучему государству, владеть Миром? Может быть, на достигнутых высотах Оно забывает, что «путь с вершины — только вниз». Когда отказывает разум, миром правит Природа и наказывает излишне самоуверенных правителей и «правильные» народы, убежденные в своем превосходстве над «варварами». Силой можно только разрушить мир.
Какая огромная энергия ума и сил растрачена человеком на ложных путях. «Колесо истории» — это не могучая река из прошлого в светлое будущее. Мыслители не устают предупреждать о безнравственности подобных прогнозных аналогий. Как сказал «отец» открытого общества Карл Поппер: «Будущее еще не существует, и именно это обстоятельство налагает на нас огромную ответственность, так как мы можем влиять на будущее, можем приложить все силы, чтобы сделать его лучшим. Для этого мы должны использовать все, чему научились в прошлом. А один из важнейших уроков прошлого состоит в том, что нам следует быть скромными».
Будущее оптимистическое определяется способностью общества выявить скрытый потенциал развития, который находится за границами простых решений. Согласно европейской традиции, дело не в том, чтобы были «хорошие» президент, правительство и парламент, порядочные и честные судьи и депутаты. Все дело в форме или гражданственности, понимаемой как образ жизни воспитанных людей. Только форма может нейтрализовать «шкурные интересы», эгоизм правящей элиты и другие человеческие пороки. Поэтому нужны не честные, а независимые политики, судьи и СМИ. Именно по этому пути шло восхождение к современной Европе на фундаменте, заложенным древнегреческими и европейскими мыслителями. Только политическая культура в союзе с интеллектом способна преодолеть мифологический хаос в обществе и выявить его стратегический ресурс развития.
Куда бы мы ни шли в нашем мышлении, везде наталкиваемся на то, что думали всегда мыслители и пророки. Часть этого наследия кристаллизовалось в духовном пространстве европейской мысли. Возвращение к этим истока обязанность каждого, кто стремится грамотно думать и говорить. Обязанность страны, декларирующей свою принадлежность к цивилизованной Европе. Как, например, легко дойти до самодовольства, повторяя, что Россия — очень великая держава, а «дюже гарна» Украина – пуп земли – здесь расположен географический центр Европы и разгуливают «последние оплоты демократии». Но все это пустая болтовня, если не приведено в соотнесение с европейскими ценностями, отсутствует понятие цивилизованной формы. Как пробудить движение мысли сквозь одичавшее сознание? Человек — это усилие. Усилие быть человеком в поисках «гражданства неизвестной родины». Чем больше граждан начнет думать, тем выше шанс для будущего страны.
Карнавальная драма одновременной смерти старого и рождения нового мира не знает границ. Обществу с разрушенными традиционными устоями грозит опасность превратиться в периферию человечества. Лишь когда интеллектуальное возрождение бесконечного движения мысли, сопряженное с великим движением капитала оплодотворит родную землю, можно будет сказать, что мы в Европе.
Автор не вправе обещать светлое будущее. Какие бы геополитические концепции не рассматривались, генеральная коммуникация на пути социального прогресса проходит не в реальном политическом или геоэкономическом пространстве, а через внутренний мир человека. Нельзя изменить Мир, не изменив себя.
Использованная литература
Аверинцев С. Несколько мыслей о «евразийстве» Н.С. Трубецкого. — Новый мир, 2003, № 2.
Аристотель Политика. Афинская полития. - М.: Мысль, 1997.
Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература, 1975.
Бек У. Политическая динамика в глобальном обществе риска. — Мировая экономики и международные отношения, 2002, № 5.
Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма (1955). — М.: Наука, 1990. — 224 с.
Бердяев Н. А. Судьба России (1918). - М.: Изд-во МГУ, 1990.
Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. — М.: Международные отношения, 1999.
Боннар А. Греческая цивилизация. Пер. с фр. — М.: Искусство, 1995.
Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм (ХV-XVIII вв.), том 3. - М.: Прогресс, 1992.
Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства (формирование основ социальной структуры и политической администрации). — М.: Наука, 1983.
Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). — М.: Наука, 1989.
Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.
Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. — М.: Наука, 1977.
Вехи. Интеллигенция в России. Сборники статей 1909—1910. — М.: Молодая гвардия, 1991.
Гаджиев К.С. Ввведение в геополитику. — М.: Логос, 1998.
Геополитические и геоэкономические проблемы России. — Санкт-Петербург, 1995.
Гаттеньо А. Силиконовая долина. — ГЕО, 2000, № 1.
Гегель Г. Наука логики. В 3-х томах. Т. 1. — М.: Мысль, 1970.
Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. — М.: Наука, 1977.
Гефтер М. “Из тех и этих лет...” — М.: Прогресс, 1991.
Гефтер М. Прикосновение к правде. – Родина, 1994, № 3-4.
Горичева Л. Культурно-историческая целостность национально-государственного хозяйства. — Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 1.
Гумилев Л. Н. От Руси к России. — М.: Экопрос; Прогресс, 1992.
Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации, - М.: Экопрос, Прогресс, 1992.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: Гидрометеоиздат, 1990.
Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. — В кн.: Культурология. ХХ век: Антология. — М.: Юристь, 1995.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М.: Книга, 1991.
Делёз Ж. Ницше. Пер. с франц. — СПб.: Axioma, 2001.
Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? (глава «Геофилософия»)/Пер. с франц., М. — СПБ: Алетейя, 1998.
Делягин М. Мировой кризис: Общая теория глобализации. — М.: ИНФРА-М, 2003.
Дергачев В.А. Балканское зарево: трансформация геополитического пространства. — В сб.: Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях. — М. ИМЭПИ РАН, 2000.
Дергачев В.А. Введение в теорию рубежной коммуникативности. — Экономические инновации, 2000, вып. 7.
Дергачев В. А. Восточноевропейский геополитический узел. — В сб.: Проблемы постсоветских стран. — М.: ИМЭПИ РАН, 2000.
Дергачев В.А. Геополитика. — Киев: ВИРА-Р, 2000.
Дергачев В.А. Геополитическая трансформация Украины. – В сб.: Россия и СНГ в новейших европейских интеграционных процессах. — М.: ИМЭПИ РАН, 2003.
Дергачев В.А. Геоэкономика. Современная геополитика. — Киев: ВИРА-Р, 2002.
Дергачев В.А. Геоэкономический прогноз развития Украины. — INTERNATIONAL DIALOGUE, 2003, № 1.
Дергачев В.А. Глобальная геоэкономика. — Одесса: ИПРЭЭИ НАНУ, 2003.
Дергачев В. А. Евразийские рубежи вражды и мира. — Одесса: Судоходство, 1996. (Серия «Доклады профессора Дергачева»).
Дергачев В.А. Крым — евразийский микрокосмос. — Известия Русского географического общества, 1997, том 129, вып.2.
Дергачев В.А. Основы экономического районирования Мирового океана. — Киев, 1980.
Дергачев В.А. Притяжение Европой. — Вестник Международного славянского университета, 1998, т.3, № 3.
Дергачев В.А. Раскаленные рубежи. - Одесса: Астропринт, 1998.
Дергачев В.А. Рубежная коммуникативность. — Известия Русского географического общества, 1999, том 131, вып.3.
Дергачев В.А. Рубежная энергетика коммуникаций. — Вестник Международного славянского университета, 1998, т.1, № 1.
Дергачев В.А. «Страна вечной беременности»: российское многомерное коммуникационное пространство. — Родина, 1999, № 1.
Дергачев В.А. Элита в законе. — Вестник Международного славянского университета, 1999, т.2, № 3.
Дергачев В. А., Саушкин Ю.Г. Целостность процесса освоения всей поверхности земного шара. — Вестник Московского университета, серия географическая, 1979, № 1.
Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географический идей.— М.: Прогресс, 1988.
Доган М. Падение традиционных ценностей в Западной Европе: религия, государство-нация, власть. — Мировая экономика и международные отношения, 1999, № 12.
Документы масонских лож в «особом» архиве. — Родина, 1993, № 2, с. 58 – 63.
Древние китайцы в эпоху централизованных империй. – М.: Наука, 1983.
Древние цивилизации. С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардцзинба и др.— М.: Мысль, 1989.
Дугин А. Конспирология. — М.: Арктогея, 1993.
Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить Пространством. — М.: АРКТОГЕЯ-центр, 1999.
Дьяконов И.М. Пути истории. — М.: Восточная литература, 1994. — 384 с.
Зиновьев А. Коммунизм как реальность. — М.: Центрполиграф, 1994.
Зубов А. Геополитическое будущее Кавказа. — Знамя, 2000, № 4.
Ильин И. Что сулит миру расчленение России // Русский рубеж. — М.: Художественная литература, 1991.
Иноземцев В. Британская империя и современная геополитика. — МЭМО, 2003, № 8.
Иноземцев В. Перспективы глобализации: оправданны ли риски? МЭиМО, 2004, № 2.
Иноземцев В., Кузнецова Е. Возвращение Европы. Штрихи к портрету Старого Света в новом столетии. — М.: Интердиалект+, 2002.
Каграманов Ю. Ислам, Россия и Запад. — Новый мир, 2001, № 7.
Кант И. Критика практического разума. — И. Кант. Сочинения в шести томах, т. 4, ч. 1. — М.: Мысль, 1963 — 1966.
Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. Н. Лосского. — М.: Мысль, 1994.
Кара-Мурза С. Советская цивилизация, т. 1-2. — М.: Алгоритм, 2001.
Киселев С.Н., Киселева Н.В. Размышления о Крыме и геополитике. — Симферополь: Крымский Архив, 1994.
Ковалев Е. Зловещее предсказание Т.Р. Мальтуса. — МЭиМО, 2004, № 1, с. 34 – 42.
Козловски П. Культура постмодерна. — М.: Республика, 1997.
Кокошин А.А. Национальная безопасность России в условиях глобализации. — М., 2001.
Кокошин А. Россия — сверхдержава, великая или региональная держава? — Международная жизнь, 2002, № 9-10.
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. — М.: Аспект Пресс, 2001.
Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры. Избранные сочинения. — М., 1993.
Конфликты в современном мире. / Под ред. М. М. Лебедевой. — М.: Московский общественный научный фонд, 2001.
Королев С. Поглощение пространства. Геополитическая утопия как жанр исторического действия. — Дружба народов, 1997, № 12.
Кузнецова Е. The Breaking of Nations. Размышления над книгой Роберта Купера. — Международная жизнь, 2004, № 2.
Кулешов С. Полтергейст в Кремле. — Родина, 1996, № 4.
Культовая механика. — Литературная газета, 5-11 марта 2003 г.
Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика.— М.: Политиздат, 1991.
Лотман Ю.М. Современность между Востоком и Западом. — Знамя, 1997, № 9.
Лоуренс Т.Э. Перемены на Востоке. — Иностранная литература, 1999, № 3.
Маккиндер Х. Дж. Географическая ось истории. — Полис, 1995, № 4.
Мамардашвили М. Другое небо. — В кн.: Три каравеллы на горизонте. — М.: Международные отношения, 1991.
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. — М.: Прогресс, 1992.
Мамардашвили М. Кантианские вариации. — М.: Аграф, 1997.
Мамардашвили М. Картезианские размышления. — М.: Прогресс, Культура, 1993.
Мамардашвили М. Лекции по античной философии. — М.: Аграф, 1997.
Медведев Ж., Медведев Р. Неизвестный Сталин. — М.: Права человека, 2001.
Мелихов И. Исламский мир. — Международная жизнь, 2001, № 3.
Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. — СПб, 1898.
Меморандум Троцкого. — Родина, 1990, № 10.
Мирский Г. Ушел ли тоталитаризм вместе с двадцатым веком? — МЭиМО, 2002, № 1.
Моисеев Н.Н. Девяностые годы. Взгляд и вопросы на рубеже веков. — Наука и жизнь, 1998, № 10.
Моисеев Н.Н. Мир XXI века и христианская традиция. — Вопросы философии, 1993, №8.
Моисеев Н. Как далеко до завтрашнего дня. - М.: Аспект-пресс, 1994.
Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на историю. 1660 — 1783. — М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2002.
Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на Французскую революцию и Империю. Т. 1. 1793 – 1802. — М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2002.
Нартов Н.А. Геополитика. Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2002.
Неклесса А.И. Глобализация: новый цивилизационный контекст. — В сб.: Проблемы глобализации. — М.: Новый век, 2001.
Неклесса А.И. Пакс Экономикана: новое геоэкономическое мироустройство. — Экономические стратегии, 1999, № 1.
Неклесса А.И. Управляемый
Воспользуйтесь поиском по сайту: