Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни развития способностей (А. Ф. Лазурский)




Индивидуальный подход к одаренным учащимся

Терминологический словарь

Задаток, дар – потенциальные способности человека.

Способность человека – индивидуальные психологические (качественные и количественные) особенности человека.

Талант:

˗ сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо деятельность. Это возможность приобретения высокого мастерства и значительных творческих успехов.

˗ высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных, технических…)”.

˗ определённое сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. (Рогов)

Гениальность

˗ это такое сочетание талантов, которое дает человеку возможность намного опережать эпоху и прокладывать принципиально новые пути в науке, искусстве, общественной жизни;

˗ гениальность связана с определённым нарушением психики. В своё время итальянский психиатр Ч. Ломброзо построил на этом теорию, изложенную в книге “Гениальность и помешательство”. Он считает, что состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а все признаки паранойи: завышенная самооценка, настойчивость в любом деле, приверженность к единой идее, гордость - типичные характеристики любого гения.

Одаренность

˗ более высокая, чем у сверстников при равных условиях развития восприимчивость к обучению и более выраженные творческие проявления.

˗ системное свойство психики, проявляющаяся и развивающаяся при наличии специальных средовых условий.

˗ качественно своеобразное сочетание способностей, которое в условиях специальным образом организованного обучения и воспитания, обеспечивает успешное овладение каким-либо видом деятельности на творческом уровне, связанном с «созданием новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительности к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью инноваций…» (М. В. Холодная).

Таким образом, одаренность:

˗ генетически обусловленный компонент выдающихся достижений личности, присутствующий в форме дозированного потенциала,

˗ некая исключительность,

˗ мозг человека с его способностью к творчеству – величайший дар природы,

Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладатель потенциалом и высокими достижениями в силу выдающихся способностей. (Конгресс США).

Концептуальные подходы к осмыслению сущности понятия «одаренность»:

- интегральный – одаренность связана с универсализмом гениев (Леонардо да Винчи, Вернадский, Ломоносов).

- креативный – одаренность – это не просто интеллект, а более сложное качественное своеобразие психики,

- системный - в отечественной педагогике одаренность рассматривается как синтез интеллектуальной, креативной и мотивационной сфер личности.

 

Классификация способностей личности

По происхождению:

  1. Природные - память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии.
  2. Социальные:

˗ общие и специальные интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой,

˗ теоретические и практические,

˗ учебные и творческие,

˗ предметные и межличностные.

˗ потенциальные и актуальные.

По широте проявления: (Е. А. Шумилин, С. Л. Рубинштейн):

3. Общие - особенности мышления, память, речь.

4. Специальные - музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные способности.

Важно:

˗ Специальные способности не отделимы от деятельности человека, и говорить о них возможно только по отношению к какому-либо виду деятельности.

˗ Чем выше развиты общие способности, тем больше создаётся благоприятных внутренних условий для развития специальных способностей. Т. е. общие способности (с которыми С. Л. Рубинштейн отождествляет понятие общей одарённости) следует искать внутри специальных. В свою очередь, развитие специальных способностей, ведёт к развитию общих.

˗ Взаимоотношения между общими и специальными способностями для разных специальностей неодинаковы. «Чем большую роль в той или иной специальной деятельности играют специальные задатки (например, связанные с врождёнными свойствами соответствующего аппарата) тем больше диспропорция между специальными способностями и общей одарённостью» [51, с. 541]

По особенностям мышления:

1. Теоретические способности. Предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям.

2. Практические способности. Предопределяют склонность человека к конкретным практическим действиям.

Важно: Теоретические и практические способности, чаще всего, не сочетаются. Их сочетание Р. С. Немов рассматривает как признак одарённости, талантливости человека.

По отношению к способам освоения мира (Р. С. Немов)

1. Учебные - определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности.

2. Творческие - определяют успешность создания предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, т. е. индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

 

Уровни развития способностей (А. Ф. Лазурский)

1. Низший уровень развития способностей. Характеризуется ограниченностью способностей, слабостью психики, полностью подчинённой влиянию социального окружения, навязывающего человеку свои требования, моральные нормы. У человека нет собственного «я», он способен анализировать поведение людей, но качество анализа очень низкое.

2. Средний уровень развития способностей. Люди “среднего уровня” обладают большей способностью адаптироваться к окружающей среде, найти в ней своё место, использовать её для собственных целей. Более сознательные, инициативные, они выбирают род занятий, соответствующий их склонностям, интересам, способностям, в котором в результате большого и напряжённого труда, могут достичь совершенства, называемого в науке мастерством.

3. Высший уровень развития способностей. На этом этапе развития человек не просто приспосабливается к социуму, занимаясь репродуктивной деятельностью (как на предыдущем этапе), он стремится эту среду усовершенствовать, преобразовать, внося новые идеи. В зависимости от масштабов преобразований, глубины новых идей, их значимости для науки, искусства, экономики страны, мира, людей с высшим уровнем развития способностей можно разделить на талантливых и гениальных. Некоторые психологи (в том числе Р.С. Немов, А. Бине, Т.Симон, Л.Термен) с высшим уровнем развития способностей человека связывают понятие “одарённость”

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...