Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели обучения одаренного ребенка




1. «Свободная модель». В процессе обучения в максимальной мере учитывается внутренняя инициатива ребенка. При наличии определенной помощи со стороны учителя ребенок сам определяет интенсивность и продолжительность своих занятий, свободно планирует свое время, самостоятельно выбирает средства обучения. Какая-либо система жестких педагогических воздействий отсутствует. Напротив, поощряется любая импровизация как в деятельности ребенка, так и в деятельности педагога. Разновидности этой модели – «свободный день», «свободный класс». Ключевой психологический элемент модели – свобода индивидуального выбора.

2. «Диалогическая модель» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов и др.). Суть ее состоит в изменении содержания и форм обучения в направлении освоения детьми культурных основ человеческого познания. В центре внимания – целенаправленное развитие интеллекта учащихся, понимаемого в качестве «глубинно развитого разума». На первый план выходит формирование диалогизма как основного определения человеческой мысли (в виде диалога культур, диалога идей, диалога знания и т.п.). Признается непредсказуемость, самобытность интеллектуального развития личности, в том числе «одинокого» учения. Создаются условия для индивидуального интеллектуального творчества. Ключевой психологический элемент – «диалогичность индивидуального сознания»

3. «Личностная модель» ( Л.Н.Занков, М.В.Зверева, И.А.Аргинская, Н.В.Нечаева и др.). Основной задачей обучения в рамках этой модели является общее развитие учащихся, в том числе развитие его потенциальных познавательных, эмоциональных, нравственных и эстетических возможностей. Организация обучения подчиняется определенным принципам: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретического знания; быстрый темп изучения учебного материала; осознанный характер учения. Используемая при этом методика отличается многогранностью, вариативностью, опорой на проблемный подход. Отличительной особенностью модели является подчеркнутое внимание к индивидуальности каждого ребенка. Ключевой психологический элемент – целостный личностный рост.

4. «Обогащающая модель» (Э.Г.Гельфман, Л.Н.Демидова, М.А.Холодная и др). Суть модели – интеллектуальное воспитание ребенка за счет актуализации и усложнения умственного опыта. Адресатом педагогических воздействий являются основные компоненты индивидуального ментального опыта (в том числе его когнитивные, метакогнитивные и интенциональные компоненты, установление которых происходит с помощью специально сконструированных учебных текстов). В частности, успешное обучение предполагает развитие способности к взаимодействию двух типов ментальных образов: визуальных и слуховых. В рамках внеучебной деятельности идея обогащения ментального опыта ребенка реализована в программе Дж.Рензулли «Открытый мир» применительно к одаренным детям.

5. «Развивающая модель» (В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Д.Б.Эльконин) направлена на развитие теоретического мышления младшего школьника. Основная задача обучения – научить ребенка содержательному обобщению, учиться мыслить по принципу «от общего к частному». Ребенок обучается определенным мыслительным действиям – анализ, планирование, синтез, рефлексия и др. В результате ребенок осваивает учебное знание на уровне научных понятий, овладевает знаковыми моделями, осваивает исследовательский путь познания. Ключевой психологический элемент – «способы деятельности».

6. «Структурирующая модель» (Б.П.Эрдниев, П.М.Эрдниев). Особое внимание уделяется организации учебной информации, созданию содержательных комплексов в виде укрупненных дидактических единиц (УДЕ). Они обладают качествами системности и целостности. Обучение предполагает одновременное изучение родственных разделов учебных предметов, взаимосвязанность действий и операций, самостоятельность обобщения и мышления, выход на перспективы знания и т.п. Ключевой психологический элемент – «фреймовая организация знаний».

7. «Активизирующая модель» (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, Г.И.Щукина и др.) направлена на повышение уровня познавательной активности учащегося за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций. В рамках этой модели сохраняются основные моменты традиционного обучения, однако учитываются два основных психологических факторов эффективности обучения: познавательная мотивация и мыслительная активность школьников в условиях разнообразных проблемных ситуаций. Ключевой психологический элемент – «познавательный интерес».

Все перечисленные модели, несомненно, способствуют повышению качества образования, поскольку на первом плане оказывается ребенок как субъект деятельности. Тем не менее, не каждая из указанных моделей может обеспечить школьнику возможность свободного и конструктивного интеллектуального саморазвития с учетом своеобразия его способностей и возможностей.

 

 

Список литературы:

1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. /Л.Н. Азарова // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.

2. Бабаева, Ю.Д. Одаренность детей и подростков в области новых информационных технологий. / Ю.Д. Бабаева // Одаренный ребенок.-2002.- №5.- с. 4.

3. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети. /Ю.З. Гильбух/. - М.: Знание, 1991.

4. Кулемзина, А. Кризисы детской одаренности./А. Кулемзина // Шольный психолог.- 2002.- № 2.- с.84.

5. Леднева, С.А. Детская одаренность глазами педагогов. / С.А. Леднева //Начальная школа.- 2003.-№ 1.- с. 80.

6. Лейтес, Н.С. Легко ли быть одаренным. / Н.С. Лейтес// Семья и школа. - №6. – 1990.- с. 26

7. Лейтес, Н.С. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. / Н.С. Лейтес / Семья и школа. - № 4. -1991. -с. 4.

8. Лосева, А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. / А.А. Лосева // Журнал практического психолога. - 1998.- №3. - с. 84.

9. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности. / А.М. Матюшкин/. - М.: 1993

10. Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред. Бурменской, Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.

11. Одаренный ребенок. Под ред. Дьяченко, О.М. М.: 1997.

12. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя /А.В. Хуторской/. - М.:ВЛАДОС, 2000.

13. Чистякова, Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. / Г.Д. Чистякова // Вопросы психологии. – 1991.- №6.- с.103.

14. Шумакова, Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. / Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии. - 1996.- №3.- с.34.

15. Юркевич, В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. / В.С. Юркевич // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...