Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология видов одаренности




Теория множественности видов интеллекта (Ховард Гарднер)


  1. Лингвистический.
  2. Музыкальный.
  3. Логико-математический.
  4. Пространственный.
  5. Двигательный.
  6. Личностный.

 

Виды одаренности

1.По широте:

˗ Специальная

˗ Общая. Критерии общей одаренности. Дети: быстро овладевают понятиями, легко запоминают и воспроизводят информацию, перерабатывают ее, способны к высокой продуктивности умственной деятельности.

 

2. По типу:

- интеллектуальная,

- академическая,

- психомоторная,

- конструкторская,

- художественная,

- интраличностная –способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать в своей деятельности (писатель).

- интерличностная – способность замечать и понимать потребности других людей, управлять их настроением, предвидеть их поведение (политик, педагог, психолг).

- духовная одаренность – малоизучена.

- психомоторная одаренность – скорость, ловкость, точность движений, координация.

- творческая: отсутствие внимания к условностям и авторитетам, независимость суждений, тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку, яркий темперамент, заниженная или завышенная самооценка,

˗ лидерская (социальная): интеллект выше среднего, умение принимать решения, гибкость, приспосабливаемость, чувство ответственности, уверенность в себе, терпимость к людям и терпение, настойчивость, энтузиазм, умение ясно выражать мысли.


  1. По интенсивности:

- Повышенная готовность к обучению

- Одаренность

- Высокоодаренность

- Исключительная одаренность

 

4. По виду – явная или скрытая

5. По темпу – с нормальным или опережающим темпом развития.

6. Гармоничная и дисгармоничная (чаще это особая одаренность).

Критерии одаренности

Дж. Рензулли, одарённость есть сочетание трёх характеристик:

˗ интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, в том числе общих и специальных способностей;

˗ креативности (гибкости и оригинальности мышления, восприимчивости ко всему новому, готовности к риску);

˗ высокой мотивационной включённости в задачу (значительный уровень интереса, энтузиазма, настойчивости и терпения в решении тех или иных проблем, выносливость в работе).

«Пентагональная» концепция одарённости Р. Стренберга

˗ критерий превосходства – максимально высокий показатель успешности выполнения какого-либо психологического теста,

˗ критерий редкости – высокий показатель в нетипичном для своего возраста виде деятельности,

˗ критерий продуктивности – наличие высоких результатов в ходе выполнения конкретного вида деятельности (профессиональной сфере),

˗ критерий демонстративности – устойчивость показателей во времени, в альтернативных ситуациях,

˗ критерий ценности – оценка психологического качества, его значимости в условиях данной социо-культурной среды.

Холодная М. А., Матюшкин А, Савенков А. И. выделяют следующие критерии одаренности:

  1. Высокий уровень развития интеллекта (IQ>135-140 единиц) (интеллектуалы).
  2. Высокий показатель учебной деятельности («блестящие ученики»).
  3. Высоком уровень развития дивергентного мышления в виде показателей беглости и оригинальности решений («креативы»).
  4. Успешное выполнения конкретного вида деятельности, требующего от исполнителя владения большим объёмом предметно-специфических знаний («компетентные»)
  5. Наличие особых интеллектуальных достижений (побед в олимпиадах, конкурсах), достижений в области искусства («талантливые»).
  6. Высокий уровень интеллектуальных возможностей, связанных с анализом, оценкой прогнозированием событий обыденной жизни («мудрость»).
  7. «Вундеркиндный» тип развития.
  8. Ранний расцвет специальных способностей.
  9. Умение последовательно, глубоко рассуждать в условиях неограниченного количества времени (преобладание рефлексивного когнитивного стиля).

Гильбух Ю. З. к важнейшим особенностям одарённых детей относит:

˗ необычайно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности;

˗ быстроту и точность выполнения умственных операций,

˗ обусловленные устойчивостью внимания и оперативной памяти;

˗ сформированность навыков логического мышления;

˗ богатство активного словаря;

˗ быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций;

˗ выраженную установку на творческое выполнение заданий,

˗ развитость творческого мышления и воображения;

˗ владение основными компонентами умения учиться.

Матюшкин А. выделяет следующие критерии одаренности:

˗ доминирующая роль познавательной мотивации,

˗ исследовательская, творческая активность,

˗ возможность достижения творческих, оригинальных решений,

˗ возможности прогнозирования и предвидения,

˗ способность к созданию идеальных эталонов.

М. Колосова выделяет следующие критерии одаренности:

˗ познавательные потребности,

˗ высокий уровень интеллекта,

˗ способность к творчеству

Лихачев Б.Т. выделяет следующие критерии одаренности:

˗ Психологические и физиологические критерии (настойчивость - мотивация, ориентированная на задачу - глубина, ясность, неординарность мышления, свобода речевого самовыражения, -широкая эрудиция, несбалансированность развития, прочность и оперативность памяти, быстрота реакции, критическое осмысление явлений, отсутствие догм и стереотипов, любознательность, увлеченность).

˗ Нравственно-эстетические (самолюбие, прямота, честолюбие, ценят одаренность других, не завистливы).

˗ Деятельностно-практические (оригинальность, глубина осмысления проблемы, логичность в обосновании своей позиции).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...