Типология видов одаренности
Теория множественности видов интеллекта (Ховард Гарднер)
Виды одаренности 1.По широте: ˗ Специальная ˗ Общая. Критерии общей одаренности. Дети: быстро овладевают понятиями, легко запоминают и воспроизводят информацию, перерабатывают ее, способны к высокой продуктивности умственной деятельности.
2. По типу: - интеллектуальная, - академическая, - психомоторная, - конструкторская, - художественная, - интраличностная –способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать в своей деятельности (писатель). - интерличностная – способность замечать и понимать потребности других людей, управлять их настроением, предвидеть их поведение (политик, педагог, психолг). - духовная одаренность – малоизучена. - психомоторная одаренность – скорость, ловкость, точность движений, координация. - творческая: отсутствие внимания к условностям и авторитетам, независимость суждений, тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку, яркий темперамент, заниженная или завышенная самооценка, ˗ лидерская (социальная): интеллект выше среднего, умение принимать решения, гибкость, приспосабливаемость, чувство ответственности, уверенность в себе, терпимость к людям и терпение, настойчивость, энтузиазм, умение ясно выражать мысли.
- Повышенная готовность к обучению - Одаренность - Высокоодаренность - Исключительная одаренность
4. По виду – явная или скрытая 5. По темпу – с нормальным или опережающим темпом развития. 6. Гармоничная и дисгармоничная (чаще это особая одаренность).
Критерии одаренности Дж. Рензулли, одарённость есть сочетание трёх характеристик: ˗ интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, в том числе общих и специальных способностей; ˗ креативности (гибкости и оригинальности мышления, восприимчивости ко всему новому, готовности к риску); ˗ высокой мотивационной включённости в задачу (значительный уровень интереса, энтузиазма, настойчивости и терпения в решении тех или иных проблем, выносливость в работе). «Пентагональная» концепция одарённости Р. Стренберга ˗ критерий превосходства – максимально высокий показатель успешности выполнения какого-либо психологического теста, ˗ критерий редкости – высокий показатель в нетипичном для своего возраста виде деятельности, ˗ критерий продуктивности – наличие высоких результатов в ходе выполнения конкретного вида деятельности (профессиональной сфере), ˗ критерий демонстративности – устойчивость показателей во времени, в альтернативных ситуациях, ˗ критерий ценности – оценка психологического качества, его значимости в условиях данной социо-культурной среды. Холодная М. А., Матюшкин А, Савенков А. И. выделяют следующие критерии одаренности:
Гильбух Ю. З. к важнейшим особенностям одарённых детей относит:
˗ необычайно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности; ˗ быстроту и точность выполнения умственных операций, ˗ обусловленные устойчивостью внимания и оперативной памяти; ˗ сформированность навыков логического мышления; ˗ богатство активного словаря; ˗ быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций; ˗ выраженную установку на творческое выполнение заданий, ˗ развитость творческого мышления и воображения; ˗ владение основными компонентами умения учиться. Матюшкин А. выделяет следующие критерии одаренности: ˗ доминирующая роль познавательной мотивации, ˗ исследовательская, творческая активность, ˗ возможность достижения творческих, оригинальных решений, ˗ возможности прогнозирования и предвидения, ˗ способность к созданию идеальных эталонов. М. Колосова выделяет следующие критерии одаренности: ˗ познавательные потребности, ˗ высокий уровень интеллекта, ˗ способность к творчеству Лихачев Б.Т. выделяет следующие критерии одаренности: ˗ Психологические и физиологические критерии (настойчивость - мотивация, ориентированная на задачу - глубина, ясность, неординарность мышления, свобода речевого самовыражения, -широкая эрудиция, несбалансированность развития, прочность и оперативность памяти, быстрота реакции, критическое осмысление явлений, отсутствие догм и стереотипов, любознательность, увлеченность). ˗ Нравственно-эстетические (самолюбие, прямота, честолюбие, ценят одаренность других, не завистливы). ˗ Деятельностно-практические (оригинальность, глубина осмысления проблемы, логичность в обосновании своей позиции).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|