Отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Высокие достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило во взрослой жизни добиваются экстраординарных успехов в выбранной профессиональной деятельности.
Отличаются очень высоким уровнем отдельных способностей и достижений; неравномерным развитием различных психических качеств. Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска»
Личностное развитие
˗ стремятся к творческой деятельности,
˗ открывают новые способы решения проблем, нередко отказываются от традиционных методов решения,
˗ проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых,
˗ владеют навыками самообучения, основанными на метакогнитивных навыках (управлять собственными познавательными процессами, планировать свою деятельность, систематизировать и оценивать полученные знания),
˗ отличаются высоким уровнем познавательной потребности, огромной любознательностью, страстной увлеченностью любимым делом, наличием ярко выраженной внутренней мотивации (высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с ведущими способностями. Одаренный ребенок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с учителями),
˗ отличаются перфекционизмом, то есть стремлением добиться совершенства в выполнении деятельности, устойчиво высокой самооценкой,
˗ демонстрируют склонность действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства, ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание
˗ значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. Эмоциональная, социальная и физическая сферы личности отстают, что определяет выраженную неравномерность развития данного типа одаренных детей,
˗ неравномерность в развитии усиливает чрезмерная специализация интересов в виде доминирования интереса, соответствующего незаурядным способностям,
˗ особая система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности,
˗ чрезвычайно высокая самооценка, иногда отличается нестабильностью — от очень высокой до очень низкой,
˗ перфекционизм может превращаться в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда, что негативно влияет на творческий процесс,
˗ задачи, которые ставит перед собой ребенок, могут намного превышать его реальные возможности, что может привести к тяжелейшим стрессам, длительному переживанию своих неудач,
˗ проблемы в эмоциональном развитии, связанные с повышенной впечатлительностью и эмоциональной чувствительностью,
˗ эмоциональная чувствительность имеет избирательный характер и связана со сферой предметного интереса. События, незначительные для обычных детей, становятся для одаренных детей данного типа источником ярких переживаний. Например, для них характерно принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности, признание, что именно в них кроется причина удач и неудач, что очень часто ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда к депрессивным состояниям,
˗ склонности к бурным аффектам. Одаренные дети могут производить впечатление истеричных, когда в сложных ситуациях проявляют явно инфантильную реакцию, например критическое замечание вызывает у них незамедлительные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию. В других случаях их эмоциональность носит скрытый, внутренний характер, обнаруживая себя в излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, а иногда и некоторых психосоматических заболеваниях,
˗ проблемы саморегуляции. Одаренные дети занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, большинство одаренных детей избегают,
˗ у многих одаренный детей существуют проблемы, связанные с физическим развитием. Они избегают всего, что требует физических усилий, явно тяготятся уроками физкультуры, не занимаются спортом,
˗ проявляя очевидную склонность к любимому труду, не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия,
˗ ведущей мотивацией их познавательной деятельности является одобрение окружающих за поражающий всех объем и прочность знаний. В силу этого их достижения не носят творческого характера, и подлинная одаренность может быть не сформирована
˗ высокая, по сравнению со сверстниками, адаптация к школьному обучению и соответственно коллективу соучеников,
˗ сверстники относятся к одаренным детям в основном с большим уважением,
˗ многие одаренные дети пользуются высокой популярностью в коллективе сверстников.
˗ до определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у многих одаренных гораздо меньше места, чем у других детей того же возраста. Именно потому такие дети крайне редко становятся лидерами в своей дворовой или школьной группе,
˗ у части детей часто отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении. Это может проявляться в излишней конфликтности. Одна из причин - несоблюдение ими некоторых норм и требований коллектива,
˗ во многих случаях особая одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом (ребенка бьют, придумывают для него обидные прозвища, устраивают унизительные розыгрыши),
˗ своеобразная отчужденность ребенка от группы сверстников приводит к тому, что он начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей или только взрослых,
˗ у педагогов, принимающих тот факт, что уровень интеллектуального развития ребенка превышает уровень самого педагога, не возникает проблем взаимоотношений с данным типом одаренности. В других случаях взаимоотношения с учителем характеризуются конфликтностью, неприятием друг друга. Некоторые особенности личности детей вызывают у учителей негодование, связанное с их представлением об этих детях как о крайних индивидуалистах. Причина непонимания может усиливается из-за отсутствия чувства дистанции со взрослыми у многих таких детей,
˗ дезадаптация особо одаренного ребенка может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывая отнесение одаренных детей этого типа к группе повышенного риска.
Вывод: необходимо обратить внимание на тот факт, что личностное развитие одаренных детей разных типов и видов одаренности неодинаково. Особенности, присущие одной группе, нельзя распространять на всех одаренных детей. Важно подчеркнуть, что возникающие у них проблемы не являются следствием самой одаренности, их проявление специфично и связано с комплексом причин психологического, педагогического, социального характера.