Тема 3. Философские проблемы сознания
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Цель семинарских занятий по философии: - дать знания об основных категориях философии; - научить студентов умению применять эти категории к анализу общественной и личной жизни. Подготовка к семинарским занятиям; по философии должна включать следующие моменты: - знакомство с соответствующими главами учебника (в планах занятий приведен список ряда учебников, рекомендованных для всех тем). Вы можете выбрать любой из доступных вам учебников. Оптимальным был бы вариант работы не с одним учебником, а с несколькими, так как в разных учебниках избран разный подход к изучаемому предмету, что поможет сравнить различные подходы к проблемам, чтобы выработать свою позицию; - чтение конспекта лекции, чтение и осмысление одного или двух источников из приведенного списка литературы к каждому разделу, что позволяет сравнивать позиции различных авторов по изучаемым проблемам во время обсуждениям на занятиях); - наконец, выяснение для себя содержания тех категорий и понятий, которые являются основными для данного теоретического раздела философии. При подготовке к работе на семинаре следует вести рабочую тетрадь, где должны быть записаны краткие тезисы Вашего ответа на вопросы, поставленные в плане занятия, необходимые выписки из литературы, неясные для Вас вопросы, проблемы, которые Вы хотели бы обсудить на семинаре. Обязательно при подготовке к занятиям старайтесь связать теоретические проблемы с практикой социальной и личной жизни, с Вашими конкретными профессиональными интересами в области науки. Помните: семинарское занятие - не проверка подготовленного " урока", а обсуждение проблем изучаемой науки.
ТЕМА 1. УЧЕНИЕ О БЫТИИ (ОНТОЛОГИЯ)
Занятие 1 1. Проблема бытия и субстанции в истории философских учений. 2. Философское содержание категории "бытие". Понятие "небытие", "ничто". 3. Основные формы бытия: материальное, идеальное, человеческое и социальное бытие. 4. Происхождение и эволюция Вселенной и жизни на Земле.
Занятие 2 1. Материальное бытие и основные подходы к понятию " материя. 2. Структура и основные свойство материи. 3. Формы движения материи и самоорганизация. Понятие синергетики. 4. Пространство и время.
Основные понятия: бытие, небытие, субстанция, материя, Галактика, Вселенная, природа, общественное бытие, бытие индивидуальное, пространство, время, теория относительности, самоорганизация, материальное единство мира, "теория струн Уиттена", реляционная теория, отражение, энтропия.
Темы докладов 1. Мифология, религия, философия о происхождении и сущности мира. 2. Картины мира. 3.Научная картина мира. 4. Проблема стабильности мира и изменчивости его элементов. 5. Теория относительности и проблема пространства и времени. 6. Синергетика как наука о самоорганизации систем. Контрольные вопросы 1. Определите мировоззренческую значимость решения проблемы бытия. 2.Как решалась проблема бытия в античной и средневековой философии? 3. Какие особенности основных форм бытия в философии ХХ века были выявлены философией и наукой. 4. Дайте характеристику бытия природы. 5. В чем проявляются основные новации синергетического подхода? 6. Не противоречит ли концепция Большого взрыва (в которой Вселенная имеет начало во времени) постулату бесконечности пространства-времени? 7. Как соответствуют различные структурные уровни организации материи? 8. Как системы демонстрируют способность к самоорганизации? 9. Назовите основные новации синергетического подхода.
10. Можно ли найти в мире абсолютно неподвижный материальный объект? 11. Что означает тезис "единство мира состоит в его материальности"? Подтверждает ли развитие науки данный тезис? 12. Что объединяет и в чем различие, какая взаимосвязь между понятиями "бытие", "субстанция", "материя"? 13. Вспомните, как шло формирование философского понятия материи. 14. Как называется тенденция в философии семнадцатого и восемнадцатого веков сводить все законы природы к законам механики? 15. Охарактеризуйте роль категорий в разработке учений о бытии? В чем суть парадокса Парменида? 16. Каковы вехи историко-философского анализа категории бытия? 17. Каковы варианты-модусы понимания бытия? 18. Какая концепция бытия является самой приемлемой и почему? 19. Что такое "самоорганизация" материи? Контрольные задания 1. Какое утверждение является корректным: а) материя и вещество - одно и тоже; б) бытие состоит из материи; в) материя - действительное бытие всех форм; г) материальное единство мира означает полное тождество свойств и закономерностей всех вещей и явлений.
2. Атрибутами материи являются: а) структурность, несотворимость и неуничтожимость; б) нерасчлененная целостность, случайный порядок связи элементов; в) непознаваемость и сотворенность; г) конечность во времени и бесконечность в пространстве.
3. Формы движения материи - механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная - различают по: а) методу их познания и степени изученности; б) соответствию уровню структурной организации материального объекта; в) сложности функционирования; г) скорости протекания изменений.
4. Субстанциональная концепция пространства и времени трактует их как: а) формы координации сосуществующих объектов и состояний материи; б) самостоятельные субстанции, "емкости", заполняющиеся предметами и явлениями; в) атрибуты мира, сотворенного Богом; г) субъективные восприятия человеческого сознания.
5. Что означает понятие "материя": а) материя - философская категория для обозначения материальной основы бытия; б) материя - фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях;
в) материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств; г) материя - это непознаваемая "вещь в себе".
6. Что означает " время как философская категория": а) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемом нашим разумом; б) время - текущая длительность, в которой все возникает и исчезает; в) время - это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью; г) время - это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.
7. Что характеризует пространство как философскую категорию: а) пространство - бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю; б) пространство - это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью; в) пространство - всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей; г) пространство - это не реальность мира явлений, а способ, которым мы воспринимаем вещи.
8. Системой принято называть: а) целостность взаимных элементов; б) сумму отдельных частей; в) единство противоположностей; г) совокупность самостоятельных форм.
9. Каким философским учениям, указанным во втором столбце таблицы, соответствуют положения, приведенные в первом столбце?
10. Попробуйте перевести на философский язык художественный текст. Какие аспекты философских проблем затронуты в стихотворении Валерия Брюсова "Мир электрона"?
Быть может, эти электроны – Миры, где пять материков, Искусство, знанья, войны, троны И память сорока веков! Еще, быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет; Там все, что здесь, в объеме сжатом, Но, также то, чего здесь нет. Их меры малы, но все та же Их бесконечность, как и здесь и даже, Там та же мировая спесь. Их мудрецы, свой мир бескрайний. Поставив центром бытия, Спешат проникнуть в искры тайны. И умствуют, как ныне я; А в миг, когда из разрушенья. Творятся токи новых сил, Кричат, в мечтах самовнушенья, Что бог свой светоч погасил!
11. Специфичные характеристики пространства и времени: а) трехмерность пространства и времени; б) их непрерывность на макроуровне; в) их неразрывная связь друг с другом; г) связь с движением материи; д) бесконечность.
12. Переход бытия в небытие носит характер: а) случайный; б) периодический; в) спонтанный; г) необходимый; д) локальный.
13. Понятие, соответствующее понятию "материя": а) атомы; б) физические тела; в) масса; г) философская категория; д) вакуум.
14. Метафизическое понимание пространства и времени: а) пространство и время существуют независимо от материи; б) время связано с материей, а пространство не является ее характеристикой; в) пространство характеризует материю, а время не имеет никакой связи с ней; г) пространство и время неразрывно связаны с материей.
Основной 1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007. 2. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М., 2003. 3. Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановский. Ростов - н./ Д, 2000. 4. Введение в философию: учеб. пособие / под ред. И.Т.Фролова. М., 2008. Дополнительный 1. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века / П.П. Гайденко. - М.: Республика, 1997. 2. Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. 3. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. 4. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр. - М.: Республика, 1993.
Занятие 1 1. Идея развития. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию. 2. Принципы диалектики. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. 4. Закон количества и качества. Мера. 5. Закон отрицания отрицания.
Занятие 2 1. Категории диалектики - ступени и формы познания мира. Сущность и явление, причина и следствие. 2. Единичное, особенное, всеобщее; возможность
3. Необходимость и случайность; часть и целое. 4. Форма и содержание. Понятие закона и закономерности. 5.Понятие синергетики. Диалектика и синергетика.
Основные понятия: категории, принципы, законы, методология, закономерность, часть, целое, единичное, общее, особенное, причина, следствие, необходимость, случайность, возможность, действительность, форма, содержание, сущность, явление, количество, мера, отрицание, скачок, тождество, различие, цикличность, круговорот, развитие по спирали, прогресс, регресс, взаимообусловленность, детерминизм, диалектика, метафизика, саморазвитие, флуктуация.
1. Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм. 2. Роль законов диалектики в научном познании. 3. Принципы диалектики и их роль в научном познании. 4. Многообразие форм причинности. 5. Диалектика возможного и действительного в современную эпоху.
Контрольные вопросы 1. Назовите различные подходы к проблеме развития. 2. Что означает понятие "развитие по спирали"? 3. В чем сущность принципов диалектики? 4. Если развитие - это частный случай движения, то можно ли постулировать (как это делает диалектика) его всеобщий характер? 5. Можно ли точно рассчитать по законам механики движение одновременно скатившихся со снежной горы мальчика и мячика? 6. Чем отличаются диалектический и механистический детерминизм? 7. В чем суть идеи причинности? 8. Как Вы понимаете категории "симметрия" и "асимметрия"? 9. Все ли в мире предметы и процессы конечны? 10. Что на Ваш взгляд является необходимым, а что случайным в истории? 11. Раскройте категории "форма и содержание" на примере истории России начала ХХ столетия. 12. Всякое ли изменение можно назвать развитием? 13.Чем отличается синергетическое понимание сущности и характера развития от диалектического? 14. Можно ли считать повод и причину однопорядковыми явлениями? 15. Какую роль в развитии играют качественные и количественные изменения?
Контрольные задания 1. Какой метод мышления критикует Г.В.Ф. Гегель: "Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное"?
2. Можно ли согласиться с Дж.Бруно: "Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть ничто иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь"?
3. Разъясните мысль Гераклита: "Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо, если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы".
4. Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: "Все есть яд, и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза".
5. К соблюдению, какого принципа в поведении призывает древнеиндийский афоризм: "Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пророку"?
6.Хорошо известно остроумное высказывание Марка Твена: "Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я - ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец - ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что". Можно ли считать его диалектическим?
7. Можно ли истолковать как диалектико-материалистическое высказывание Г.В.Ф.Гегеля: "Сам по себе кирпич не убивает человека, а производит это действие лишь благодаря достигнутой им скорости, т.е. человека убивает пространство и время"?
8. Как Вы думаете, будет ли космонавт, вернувшийся из сверхдальнего полета, моложе своего брата-близнеца?
9. Какому философскому направлению близко понимание бытия, отраженное в выскахываниях Генриха Гейне: "Илиада, Платон, Марафонская битва, Моисей, Венера Медицейская, Страсбургский собор, французская революция, Гегель, пароходы и т. д. - все это отдельные удачные мысли в творческом сне Бога, Но настанет час, и Бог проснется, протрет заспанные глаза, усмехнется - и наш мир растает без следа, да он, пожалуй, и не существовал вовсе"?
10. Какой смысл вкладывается в понятие "субъективное время" и в чем его отличие от "объективного времени"? Почему порой люди по- разному воспринимают одни и те же пространственно-временные явления?
11. По общепринятому определению диалектика - это учение о: а) законах дискуссии; б) логических противоречиях; в) об общих законах природы, общества и мышления; г) законах движения в природе; д) развитии материального и идеального бытия.
12. Исторические формы диалектики: а) стихийная диалектика Гераклита; б) диалектика французского материализма 18 века; в) идеалистическая диалектика Гегеля; г) материалистическая диалектика Маркса; д) диалектика элейской школы.
13. Какой, по Вашему мнению, ответ является правильным: а) противоречия - это противоречия в мышлении человека, т.е. логические противоречия; б) противоречия свойственны как проироде, обществу, так и нашему мышлению; в) противоречие - это взаимодействие противоположных сторон, предметов и явлений; г) противоречие - это мистическое совмещение противоположностей, постигаемое только интуицией.
14. Какая, по Вашему мнению, трактовка закона является наиболее правильной: а) законы науки - утверждения, имеющие общезначимый смысл; б) законы науки - выражение мирового разума, воплощенные в природе и обществе; в) законы науки - следствие законов человеческого разума, организующих эмпирический материал; г) законы науки - выражение общих и повторяющихся связей предметов и явлений.
15. Какое понимание случайности и необходимости выражено в высказывании французского писателя Анатоля Франса: "Случай - псевдоним Бога, когда он не хочет подписаться собственным именем"? БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Основной 1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007. 2. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М., 2003. 3. Философия для технических вузов: учебник / под ред. В.О. Голубинцева. Ростов - н./ Д, 2006. 4. Введение в философию: учеб. пособие / под ред. И.Т.Фролова. М., 2008.
1. Алексеев П.А., Панин А.В. Теория познания и диалектика / П.А. Алексеев, А.В. Панин. М., 1991. 2. Ильенков Э.В. Диалектика идеального / Э.В. Ильенков // Философия и культура. - М., 1991. 3. Энгельс Ф. Диалектика природы / К. Маркс, Ф. Энгельс // Собр. соч. Т. 21. 4. Свидерский В.И. О диалектике элементов и структуры / В.И. Свидерский. М., 1962.
ТЕМА 3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ 1. Возникновение сознания и его природа. 2. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения. Труд и язык как условие сознания. 3. Сознание, самосознание. Бессознательное. 4. Основные свойства человеческого сознания.
Основные понятия: душа, сознание, отражение, раздражимость, чувствительность, самосознание, психика, ум, мышление, мысль, бессознательное, интеллект, интуиция, воображение, практическая деятельность человека, идеальное, абстрактное мышление, общественное сознание, общественное бытие, индивидуальное сознание, теоретическое сознание, эмпирическое сознание.
Темы докладов 1. Попытка определения сознания в истории философии. 2. Мозг, психика, интеллект, сознание. 3. Проблема "искусственного интеллекта". 4. Общественное и массовое сознание.
Контрольные вопросы 1. В чем сильные и слабые стороны теории отражения? 2. Возможно ли сознание вне мозга человека? 3. Что такое сознание? Обладают ли животные сознанием? В чем состоит роль труда при становлении сознания? 4. Согласны ли Вы с суждением: " Мысль - это движение, а движение есть свойство всей материи. Значит, мысль есть свойство всей материи"? 5. Как вы думаете, какие языки более универсальны - естественные или искусственные? 6. Возможно ли мышление, не облеченное в языковую форму? 7. Как называется переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области? 8. Как называется свойство животных и человека воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов? 9. Как называется отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга? 10. Как называется образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением? 11. Как называется высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок? 12. Почему животные не "узнают" себя в зеркале? Это связано с самосознанием или нет? 13. Как Вам представляется диалектика индивидуального и общественного сознания?
Контрольные задания 1. Какое с Вашей точки зрения, определение понятия "сознание" является правильным? Сознание - это свойство мозга - отражать объективную реальность; - человека отражать объективную реальность в чувственных или логических образах; - человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах; - формировать понятия; - формировать суждения.
2. В данном перечне укажите факторы, способствовавшие возникновению сознания: а) разделение труда б) изобретение орудий труда в) знаковые системы г) предметы культа д) совершенствование общественных отношений.
3. Какое определение понятия "бессознательное" Вы считаете правильным? Бессознательное – это - идеальное; - все, что не осознается человеком; - явления, состояния и процессы, оказывающие влияние на поведение человека, но не осознаваемые им; - рефлекторные действия; - интуитивные действия.
4. Как можно охарактеризовать следующий ряд понятий: раздражимость, возбудимость, психика, сознание? а) атрибуты человеческого мозга; б) ступени эволюции форм отражения в живой материи; в) свойства любых живых существ; г) формы чувственного познания.
5. Какое философское направление рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи? а) объективный идеализм; б) субъективный идеализм; в) диалектический материализм; г) экзистенциализм.
6. Прокомментируйте слова: "Современные учёные мыслят глубоко вместо того, чтобы мыслить ясно. Чтобы мыслить ясно, нужно обладать здравым рассудком, а мыслить глубоко можно и будучи совершенно сумасшедшим". Н.Тесла - ученый (ХХ век).
7. Какое из приведенных определений самосознания является наиболее исчерпывающим? а) осознание себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта и эмоционально - ценностное отношение к себе; б) познание физической самотождественности, определении границ своего тела по отношению к другим телам; в) осознание собственных психических свойств - особенностей темперамента и характера; г) понимание своего места среди других людей.
8. Каким философским учениям принадлежит определения сознания (или души), приведенные в первом столбце таблицы?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Основной 1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007. 2. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М., 2003. 3. Философия для технических вузов: учебник / под ред. В.О. Голубинцева. Ростов - н./ Д, 2006.
1. Ерахтин А.В. Диалектика становления мышления и сознания / А.В. Ерахтин. Свердловск, 1989. 2. Лой А.Н. Как формируется и функционирует сознание / А.Н. Лой. М., 1985. 3. Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание индивида / Ф.Т. Михайлов. М., 1989. 4. Панов Е.Н Знаки, символы, культура / Е.Н. Панов. М., 1983.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|