Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Философские проблемы сознания




ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

Цель семинарских занятий по философии:

- дать знания об основных категориях философии;

- научить студентов умению применять эти категории к анализу общественной и личной жизни.

Подготовка к семинарским занятиям; по философии должна включать следующие моменты:

- знакомство с соответствующими главами учебника (в планах занятий приведен список ряда учебников, рекомендованных для всех тем). Вы можете выбрать любой из доступных вам учебников. Оптимальным был бы вариант работы не с одним учебником, а с несколькими, так как в разных учебниках избран разный подход к изучаемому предмету, что поможет сравнить различные подходы к проблемам, чтобы выработать свою позицию;

- чтение конспекта лекции, чтение и осмысление одного или двух источников из приведенного списка литературы к каждому разделу, что позволяет сравнивать позиции различных авторов по изучаемым проблемам во время обсуждениям на занятиях);

- наконец, выяснение для себя содержания тех категорий и понятий, которые являются основными для данного теоретического раздела философии.

При подготовке к работе на семинаре следует вести рабочую тетрадь, где должны быть записаны краткие тезисы Вашего ответа на вопросы, поставленные в плане занятия, необходимые выписки из литературы, неясные для Вас вопросы, проблемы, которые Вы хотели бы обсудить на семинаре. Обязательно при подготовке к занятиям старайтесь связать теоретические проблемы с практикой социальной и личной жизни, с Вашими конкретными профессиональными интересами в области науки.

Помните: семинарское занятие - не проверка подготовленного " урока", а обсуждение проблем изучаемой науки.

 

 

ТЕМА 1. УЧЕНИЕ О БЫТИИ (ОНТОЛОГИЯ)

 

Занятие 1

1. Проблема бытия и субстанции в истории философских учений.

2. Философское содержание категории "бытие". Понятие "небытие", "ничто".

3. Основные формы бытия: материальное, идеальное, человеческое и социальное бытие.

4. Происхождение и эволюция Вселенной и жизни на Земле.

 

Занятие 2

1. Материальное бытие и основные подходы к понятию " материя.

2. Структура и основные свойство материи.

3. Формы движения материи и самоорганизация. Понятие синергетики.

4. Пространство и время.

 

Основные понятия: бытие, небытие, субстанция, материя, Галактика, Вселенная, природа, общественное бытие, бытие индивидуальное, пространство, время, теория относительности, самоорганизация, материальное единство мира, "теория струн Уиттена", реляционная теория, отражение, энтропия.

 

Темы докладов

1. Мифология, религия, философия о происхождении и сущности мира.

2. Картины мира.

3.Научная картина мира.

4. Проблема стабильности мира и изменчивости его элементов.

5. Теория относительности и проблема пространства и времени.

6. Синергетика как наука о самоорганизации систем.

Контрольные вопросы

1. Определите мировоззренческую значимость решения проблемы бытия.

2.Как решалась проблема бытия в античной и средневековой философии?

3. Какие особенности основных форм бытия в философии ХХ века были выявлены философией и наукой.

4. Дайте характеристику бытия природы.

5. В чем проявляются основные новации синергетического подхода?

6. Не противоречит ли концепция Большого взрыва (в которой Вселенная имеет начало во времени) постулату бесконечности пространства-времени? 7. Как соответствуют различные структурные уровни организации материи?

8. Как системы демонстрируют способность к самоорганизации?

9. Назовите основные новации синергетического подхода.

10. Можно ли найти в мире абсолютно неподвижный материальный объект?

11. Что означает тезис "единство мира состоит в его материальности"? Подтверждает ли развитие науки данный тезис?

12. Что объединяет и в чем различие, какая взаимосвязь между понятиями "бытие", "субстанция", "материя"?

13. Вспомните, как шло формирование философского понятия материи.

14. Как называется тенденция в философии семнадцатого и восемнадцатого веков сводить все законы природы к законам механики?

15. Охарактеризуйте роль категорий в разработке учений о бытии? В чем суть парадокса Парменида?

16. Каковы вехи историко-философского анализа категории бытия?

17. Каковы варианты-модусы понимания бытия?

18. Какая концепция бытия является самой приемлемой и почему?

19. Что такое "самоорганизация" материи?

Контрольные задания

1. Какое утверждение является корректным:

а) материя и вещество - одно и тоже;

б) бытие состоит из материи;

в) материя - действительное бытие всех форм;

г) материальное единство мира означает полное тождество свойств и закономерностей всех вещей и явлений.

 

2. Атрибутами материи являются:

а) структурность, несотворимость и неуничтожимость;

б) нерасчлененная целостность, случайный порядок связи элементов;

в) непознаваемость и сотворенность;

г) конечность во времени и бесконечность в пространстве.

 

3. Формы движения материи - механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная - различают по:

а) методу их познания и степени изученности;

б) соответствию уровню структурной организации материального объекта;

в) сложности функционирования;

г) скорости протекания изменений.

 

4. Субстанциональная концепция пространства и времени трактует их как:

а) формы координации сосуществующих объектов и состояний материи;

б) самостоятельные субстанции, "емкости", заполняющиеся предметами и явлениями;

в) атрибуты мира, сотворенного Богом;

г) субъективные восприятия человеческого сознания.

 

5. Что означает понятие "материя":

а) материя - философская категория для обозначения материальной основы бытия;

б) материя - фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях;

в) материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств;

г) материя - это непознаваемая "вещь в себе".

 

6. Что означает " время как философская категория":

а) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемом нашим разумом;

б) время - текущая длительность, в которой все возникает и исчезает;

в) время - это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью;

г) время - это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.

 

7. Что характеризует пространство как философскую категорию:

а) пространство - бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю;

б) пространство - это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью;

в) пространство - всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей;

г) пространство - это не реальность мира явлений, а способ, которым мы воспринимаем вещи.

 

8. Системой принято называть:

а) целостность взаимных элементов;

б) сумму отдельных частей;

в) единство противоположностей;

г) совокупность самостоятельных форм.

 

9. Каким философским учениям, указанным во втором столбце таблицы, соответствуют положения, приведенные в первом столбце?

 

 

Время циклично, движется по замкнутому кругу, образуя бесконечное множество «мировых лет» Мифологи, древневосточная и античная философия
Понятие времени неприменимо к Богу, поскольку оно – атрибут сотворенного им мира И.Кант
Время – одна из априорных (доопытных форм познания) Субстанциальные концепции
категория времени обозначает форму существования материи, выражая определенные отношения предметов и явлений Реляционные концепции
Время – самостоятельная реальность, «емкость», заполненная вещами и событиями, «арена», на которой происходит мировое действо Августин Блаженный

 

10. Попробуйте перевести на философский язык художественный текст. Какие аспекты философских проблем затронуты в стихотворении Валерия Брюсова "Мир электрона"?

Быть может, эти электроны –

Миры, где пять материков,

Искусство, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом –

Вселенная, где сто планет;

Там все, что здесь, в объеме сжатом,

Но, также то, чего здесь нет.

Их меры малы, но все та же

Их бесконечность, как и здесь и даже,

Там та же мировая спесь.

Их мудрецы, свой мир бескрайний.

Поставив центром бытия,

Спешат проникнуть в искры тайны.

И умствуют, как ныне я;

А в миг, когда из разрушенья.

Творятся токи новых сил,

Кричат, в мечтах самовнушенья,

Что бог свой светоч погасил!

 

11. Специфичные характеристики пространства и времени:

а) трехмерность пространства и времени;

б) их непрерывность на макроуровне;

в) их неразрывная связь друг с другом;

г) связь с движением материи;

д) бесконечность.

 

12. Переход бытия в небытие носит характер:

а) случайный;

б) периодический;

в) спонтанный;

г) необходимый;

д) локальный.

 

13. Понятие, соответствующее понятию "материя":

а) атомы;

б) физические тела;

в) масса;

г) философская категория;

д) вакуум.

 

14. Метафизическое понимание пространства и времени:

а) пространство и время существуют независимо от материи;

б) время связано с материей, а пространство не является ее характеристикой;

в) пространство характеризует материю, а время не имеет никакой связи с ней;

г) пространство и время неразрывно связаны с материей.


Библиографический список

Основной

1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007.

2. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М., 2003.

3. Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановский. Ростов - н./ Д, 2000.

4. Введение в философию: учеб. пособие / под ред. И.Т.Фролова. М., 2008.

Дополнительный

1. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века / П.П. Гайденко. - М.: Республика, 1997.

2. Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

3. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.

4. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр. - М.: Республика, 1993.


ТЕМА 2. УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ

 

Занятие 1

1. Идея развития. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию.

2. Принципы диалектики.

3. Закон единства и борьбы противоположностей.

4. Закон количества и качества. Мера.

5. Закон отрицания отрицания.

 

Занятие 2

1. Категории диалектики - ступени и формы познания мира. Сущность и явление, причина и следствие.

2. Единичное, особенное, всеобщее; возможность
действительность.

3. Необходимость и случайность; часть и целое.

4. Форма и содержание. Понятие закона и закономерности.

5.Понятие синергетики. Диалектика и синергетика.

 

Основные понятия: категории, принципы, законы, методология, закономерность, часть, целое, единичное, общее, особенное, причина, следствие, необходимость, случайность, возможность, действительность, форма, содержание, сущность, явление, количество, мера, отрицание, скачок, тождество, различие, цикличность, круговорот, развитие по спирали, прогресс, регресс, взаимообусловленность, детерминизм, диалектика, метафизика, саморазвитие, флуктуация.


Темы докладов

1. Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.

2. Роль законов диалектики в научном познании.

3. Принципы диалектики и их роль в научном познании.

4. Многообразие форм причинности.

5. Диалектика возможного и действительного в современную эпоху.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите различные подходы к проблеме развития.

2. Что означает понятие "развитие по спирали"?

3. В чем сущность принципов диалектики?

4. Если развитие - это частный случай движения, то можно ли постулировать (как это делает диалектика) его всеобщий характер?

5. Можно ли точно рассчитать по законам механики движение одновременно скатившихся со снежной горы мальчика и мячика?

6. Чем отличаются диалектический и механистический детерминизм?

7. В чем суть идеи причинности?

8. Как Вы понимаете категории "симметрия" и "асимметрия"?

9. Все ли в мире предметы и процессы конечны?

10. Что на Ваш взгляд является необходимым, а что случайным в истории?

11. Раскройте категории "форма и содержание" на примере истории России начала ХХ столетия.

12. Всякое ли изменение можно назвать развитием?

13.Чем отличается синергетическое понимание сущности и характера развития от диалектического?

14. Можно ли считать повод и причину однопорядковыми явлениями?

15. Какую роль в развитии играют качественные и количественные изменения?

 

Контрольные задания

1. Какой метод мышления критикует Г.В.Ф. Гегель: "Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное"?

 

2. Можно ли согласиться с Дж.Бруно: "Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть ничто иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь"?

 

3. Разъясните мысль Гераклита: "Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо, если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы".

 

4. Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: "Все есть яд, и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза".

 

5. К соблюдению, какого принципа в поведении призывает древнеиндийский афоризм: "Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пророку"?

 

6.Хорошо известно остроумное высказывание Марка Твена: "Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я - ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец - ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что". Можно ли считать его диалектическим?

 

7. Можно ли истолковать как диалектико-материалистическое высказывание Г.В.Ф.Гегеля: "Сам по себе кирпич не убивает человека, а производит это действие лишь благодаря достигнутой им скорости, т.е. человека убивает пространство и время"?

 

8. Как Вы думаете, будет ли космонавт, вернувшийся из сверхдальнего полета, моложе своего брата-близнеца?

 

9. Какому философскому направлению близко понимание бытия, отраженное в выскахываниях Генриха Гейне: "Илиада, Платон, Марафонская битва, Моисей, Венера Медицейская, Страсбургский собор, французская революция, Гегель, пароходы и т. д. - все это отдельные удачные мысли в творческом сне Бога, Но настанет час, и Бог проснется, протрет заспанные глаза, усмехнется - и наш мир растает без следа, да он, пожалуй, и не существовал вовсе"?

 

10. Какой смысл вкладывается в понятие "субъективное время" и в чем его отличие от "объективного времени"? Почему порой люди по- разному воспринимают одни и те же пространственно-временные явления?

 

11. По общепринятому определению диалектика - это учение о:

а) законах дискуссии;

б) логических противоречиях;

в) об общих законах природы, общества и мышления;

г) законах движения в природе;

д) развитии материального и идеального бытия.

 

12. Исторические формы диалектики:

а) стихийная диалектика Гераклита;

б) диалектика французского материализма 18 века;

в) идеалистическая диалектика Гегеля;

г) материалистическая диалектика Маркса;

д) диалектика элейской школы.

 

13. Какой, по Вашему мнению, ответ является правильным:

а) противоречия - это противоречия в мышлении человека, т.е. логические противоречия;

б) противоречия свойственны как проироде, обществу, так и нашему мышлению;

в) противоречие - это взаимодействие противоположных сторон, предметов и явлений;

г) противоречие - это мистическое совмещение противоположностей, постигаемое только интуицией.

 

14. Какая, по Вашему мнению, трактовка закона является наиболее правильной:

а) законы науки - утверждения, имеющие общезначимый смысл;

б) законы науки - выражение мирового разума, воплощенные в природе и обществе;

в) законы науки - следствие законов человеческого разума, организующих эмпирический материал;

г) законы науки - выражение общих и повторяющихся связей предметов и явлений.

 

15. Какое понимание случайности и необходимости выражено в высказывании французского писателя Анатоля Франса: "Случай - псевдоним Бога, когда он не хочет подписаться собственным именем"?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007.

2. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М., 2003.

3. Философия для технических вузов: учебник / под ред. В.О. Голубинцева. Ростов - н./ Д, 2006.

4. Введение в философию: учеб. пособие / под ред. И.Т.Фролова. М., 2008.


Дополнительный

1. Алексеев П.А., Панин А.В. Теория познания и диалектика / П.А. Алексеев, А.В. Панин. М., 1991.

2. Ильенков Э.В. Диалектика идеального / Э.В. Ильенков // Философия и культура. - М., 1991.

3. Энгельс Ф. Диалектика природы / К. Маркс, Ф. Энгельс // Собр. соч. Т. 21.

4. Свидерский В.И. О диалектике элементов и структуры / В.И. Свидерский. М., 1962.

 

ТЕМА 3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ

1. Возникновение сознания и его природа.

2. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения. Труд и язык как условие сознания.

3. Сознание, самосознание. Бессознательное.

4. Основные свойства человеческого сознания.

 

Основные понятия: душа, сознание, отражение, раздражимость, чувствительность, самосознание, психика, ум, мышление, мысль, бессознательное, интеллект, интуиция, воображение, практическая деятельность человека, идеальное, абстрактное мышление, общественное сознание, общественное бытие, индивидуальное сознание, теоретическое сознание, эмпирическое сознание.

 

Темы докладов

1. Попытка определения сознания в истории философии.

2. Мозг, психика, интеллект, сознание.

3. Проблема "искусственного интеллекта".

4. Общественное и массовое сознание.

 

Контрольные вопросы

1. В чем сильные и слабые стороны теории отражения?

2. Возможно ли сознание вне мозга человека?

3. Что такое сознание? Обладают ли животные сознанием? В чем состоит роль труда при становлении сознания?

4. Согласны ли Вы с суждением: " Мысль - это движение, а движение есть свойство всей материи. Значит, мысль есть свойство всей материи"?

5. Как вы думаете, какие языки более универсальны - естественные или искусственные?

6. Возможно ли мышление, не облеченное в языковую форму?

7. Как называется переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области?

8. Как называется свойство животных и человека воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов?

9. Как называется отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга?

10. Как называется образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением?

11. Как называется высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок?

12. Почему животные не "узнают" себя в зеркале? Это связано с самосознанием или нет?

13. Как Вам представляется диалектика индивидуального и общественного сознания?

 

Контрольные задания

1. Какое с Вашей точки зрения, определение понятия "сознание" является правильным?

Сознание - это свойство мозга

- отражать объективную реальность;

- человека отражать объективную реальность в чувственных или логических образах;

- человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах;

- формировать понятия;

- формировать суждения.

 

2. В данном перечне укажите факторы, способствовавшие возникновению сознания:

а) разделение труда

б) изобретение орудий труда

в) знаковые системы

г) предметы культа

д) совершенствование общественных отношений.

 

3. Какое определение понятия "бессознательное" Вы считаете правильным? Бессознательное – это

- идеальное;

- все, что не осознается человеком;

- явления, состояния и процессы, оказывающие влияние на поведение человека, но не осознаваемые им;

- рефлекторные действия;

- интуитивные действия.

 

4. Как можно охарактеризовать следующий ряд понятий: раздражимость, возбудимость, психика, сознание?

а) атрибуты человеческого мозга;

б) ступени эволюции форм отражения в живой материи;

в) свойства любых живых существ;

г) формы чувственного познания.

 

5. Какое философское направление рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи?

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм;

г) экзистенциализм.

 

6. Прокомментируйте слова: "Современные учёные мыслят глубоко вместо того, чтобы мыслить ясно. Чтобы мыслить ясно, нужно обладать здравым рассудком, а мыслить глубоко можно и будучи совершенно сумасшедшим". Н.Тесла - ученый (ХХ век).

 

7. Какое из приведенных определений самосознания является наиболее исчерпывающим?

а) осознание себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта и эмоционально - ценностное отношение к себе;

б) познание физической самотождественности, определении границ своего тела по отношению к другим телам;

в) осознание собственных психических свойств - особенностей темперамента и характера;

г) понимание своего места среди других людей.

 

8. Каким философским учениям принадлежит определения сознания (или души), приведенные в первом столбце таблицы?

 

Сознание – такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь – продукт печени Психоанализ Фрейда  
Сознание человека – это этап в развитии Абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе Платон
Сознание – верхушка айсберга Бессознательного буддизм
Сознание – высшая форма отражения материи, функция высокоорганизованного мозга Древнегреческий атомизм
Душа человека состоит из трех частей – разумной, благородной и вожделеющей, она бессмертна, может переселиться в другое тело Августин Блаженный
Духовная сущность человека состоит из дхарм, комбинации состав которых меняется в каждом перерождении в соответствии с кармическим законом Философия Нового времени
Душа состоит из особых атомов, соединяющихся при попадании в тело человека с первым его вдохом, и разъединяющихся при последнем выдохе Ламетри
Бессмертная душа творится Богом для каждого человека, она управляется духом и управляет телом   Вульгарный материализм Фогта
Продолжение таблицы  
Содержание понятия «сознание» сводится в основном к познавательной способности человека, знанию Диалектический материализм
Дух – это функция мозга, начинающая «работать» под влиянием внешнего раздражения; природу сознания можно описать при помощи законов механики Аристотель
Наличие у человека разумной души, помимо животной и растительной, делает его «пригодным» для социальной жизни Объективный идеализм Гегеля
Вся природа одухотворена Анимизм

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007.

2. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М., 2003.

3. Философия для технических вузов: учебник / под ред. В.О. Голубинцева. Ростов - н./ Д, 2006.


Дополнительный

1. Ерахтин А.В. Диалектика становления мышления и сознания / А.В. Ерахтин. Свердловск, 1989.

2. Лой А.Н. Как формируется и функционирует сознание / А.Н. Лой. М., 1985.

3. Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание индивида / Ф.Т. Михайлов. М., 1989.

4. Панов Е.Н Знаки, символы, культура / Е.Н. Панов. М., 1983.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...