Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Учение об обществе





Занятие 1

1. Специфика социального познания. Социальная философия как самосознание человечества.

2. Марксистская социальная философия. Учение об общественно-экономических формациях. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Взаимодействие общественного бытия и общественного сознания.

3. Позитивистское и психологическое направление в социальной философии.

4. Фрейдизм, неофрейдизм и фрейдо-марксизм о проблемах общества.

5. Характер исторического процесса.


Занятие 2

1. Общество как целостная система. Понятие элементов общества.

2. Социальная и структура общества и два главных ее компонента.

3. Понятие и сущность нации.

4. Семья и брак.

5. Динамика общества и его развитие.


Занятие 3

1.Основы и понятия экономической жизни общества.

2. Основные экономические законы. Экономические интересы и экономические отношения.

3. Понятия "общественное производство" и "способ производства". Источники их развития.

4. Объективная и субъективная сторона экономической жизни общества.

 

Занятие 4

1. Политическая жизнь общества. Причины возникновения политической власти.

2. Учение о государстве его происхождении и формах.

3. Политическое сознание и политическая идеология.

4. Происхождение и сущность права.

5. Правосознание и правовое состояние общества.


Занятие 5

1. Природа и содержание духовной жизни.

2. Искусство как вид производства.

3. Мораль - регулятор социального поведения.

4. Религия. Проблемы возникновения и развития религии. Формы религиозного сознания.

 

Основные понятия: "социальная статика", "социальная динамика", теория элит, неокантианство, фрейдизм, неофрейдизм, коллективное бессознательное, фрейдо-марксизм, общественное сознание и общественное бытие, Структура общества, социальная структура общества, элемент общества, социальная деятельность, классы, нации, социальные группы, индивиды, социальные движения, революция, революционная ситуация, реформаторское движение, революционные движения. Способ производства, производительные силы и производственные отношения, потребление, распределение, способ общественного производства, экономические отношения, экономическое сознание, закон возвышения потребностей, власть, политика, политические институты, политическая система, политическая идеология, либерализм, консерватизм, демократия, государство, политическое сознание, гражданское общество, монархия, унитарная форма государства, духовная жизнь, духовная деятельность, духовные ценности, искусство, мораль, моральное сознание, религия, религиозное сознание, религиозная идеология, фетишизм, анимизм, добро и зло.

 

Темы докладов

1. Общественное сознание и его структура.

2. Духовное производство и его основные виды.

3. Происхождение, сущность и основные функции искусства.

4. Феномен морали: сущность, способ развития, социальная роль.

5. Сущность и основные функции религии.

6. Место правосознания в правовой сфере общества.

7. Понятие "правового государства".

8. Сущность и структура экономического сознания.

9. Сравнение взглядов М.Вебера и К. Маркса на развитие капитализма.

10. Основные этапы эволюции философских представлений о взаимосвязи общества и природы.

 

Контрольные вопросы

1. Как различается действие природных и общественных закономерностей?

2. В чем отличие формационного подхода к исследованию общества от цивилизационного?

3. Можно ли из различных сфер общественной жизни однозначно выделить самую важную?

4. В чем отличие позитивистской и марксистской социальных философий?

5. В чем Вы видите диалектику взаимодействия общественного бытия и общественного сознания?

6. Сущность "понимающей социологии" М.Вебера.

7. Какие экономические законы Вам известны?

8. Диалектика экономических законов.

9. Сравните основные разновидности современных политических идеологий.

10. Всегда ли была политика и власть?

11. Как Вы понимаете свободу, равенство и братство?

12. Что означает афоризм "Свобода есть осознанная необходимость"?

13. Что для вас значит понятие "справедливость"?

14. В чем сущность общественного сознания, и какова его структура?

15. Объясните феномен морали: сущность, способ развития, социальную роль.

16. Происхождение, сущность и основные функции искусства.

17. В чем отличие формационного подхода к исследованию общества от цивилизационного?

18. Всякий ли межкультурный контакт можно назвать культурным диалогом?


Контрольные задания

1. Ступень всемирной истории, пришедшей на смену дикости и варварства человечества, стала обозначаться понятием:
а) цивилизацией; б) общество; в) культура; г) формация?

 

2. Какие факторы в развитии общества являются определяющими?
1) народные массы; 2) выдающиеся личности; 3) экономические законы; 4) объективные законы общественного развития; 5) национальные проекты.

 

3. Какое определение цивилизации ВЫ считаете наиболее правильным? Цивилизация – это

- деградация культуры, ее закат;

- способ бытия данной общности;

- мера развития материальной культуры;

- ступень развития человечества;

- мировое сообщество государств и народов;

- разумно организованное, высокоразвитое общество во всей его целостности.

 

4. Какие аспекты определения общества являются некорректными?

а) все человечество в его истории и перспективе - ныне живущие, прошлые и будущие поколения;

б) высшая ступень развития живых систем, главными элементами которой являются люди и формы их совместной деятельности;

в) исторически развивающаяся внутри себя расчлененная целостная система;

г) определенное количество отдельных лиц, живущих на данной территории.

 

5. Какое место занимает Россия в развитии мировой цивилизации?

1) Россия ближе к цивилизации Запада;

2) Россия ближе к культуре Востока;

3) России свойственен евразийский тип цивилизации.

 

6. Какие аспекты определения общества являются некорректными?

а) все человечество в его истории и перспективе - ныне живущие, прошлые и будущие поколения;

б) высшая ступень развития живых систем, главными элементами которой являются люди и формы их совместной деятельности;

в) исторически развивающаяся внутри себя расчлененная целостная система;

г) определенное количество отдельных лиц, живущих на данной территории.

 

7. Какое из указанных понятий обозначает не социальную общность, а социальную группу?

а) род; б) племя; в) нация; г) крестьянство.

 

8. В политическую сферу общества включается

а) государственный аппарат, политические партии и движения, некоторые общественные организации;

б) отношения товарного обмена, социально-экономические механизмы взаимодействия продавца и покупателя;

в) права каждого человека владеть, пользоваться и распоряжаться благами, законно им приобретенными;

г) формы собственности и управленческие отношения между людьми, складывающимися в процессе производства.

 

9. Каким философским концепциям, указанным в первом столбце таблицы, соответствуют суждения, приведенные во втором столбце?

История – последовательная смена общественно – экономических формаций, вызванная изменениями в способе производства Августин Блаженный, провиденциализм
Исторический процесс представляет собой смену трех эпох – доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной Тоффлер
История – «стрела летящая», начало которой – жизнь первых людей, изгнанных из рая, а конец – Страшный суд; ее ход направляется Божественным Провидением Маркс, исторический материализм, прогрессизм.
История – саморазвитие абсолютного духа, завершающаяся его самопознанием Конт, позитивизм.
Общественное развитие аналогично биологическому и проходит стадии «рождения», «плодоношение», «смерть» Гегель, объективный идеализм
История – «ответы» интеллектуальной элиты на «вызовы» среды Тойнби
Стадии развития человечества соответствуют стадиям индивидуального развития: теологической, метафизической и стадии «позитивного знания» Органицизм, натурализм

 

10. Историю творят народные массы, частью которых являются выдающиеся личности, доказывал

1) Н.Макиавелли, 2) В.И. Ленин, 3) М.Вебер, 4) Платон.

 

11. Какое из нижеприведенных определений вписывается в тему "Общество как процесс":

1) общество - система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности;

2) общество совокупность людей, связанных определенными отношениями в процессе своей деятельности;

3) общество - определенный этап в историческом развитии человечества;

4) общество - организация людей, объединенных общим занятием или увлечением (например, спортивное или философское).

 

12. Какие из перечисленных понятий являются инородными для формационной концепции К.Маркса:

1) капитализм;

2) феодализм;

3) традиционное общество;

4) постиндустриальное общество.

 

15. Что такое система:

1) рядоположенность предметов любой природы;

2) порядок в расположении предметов одного типа;

3) любая совокупность элементов;

4) совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.

 

16. Социальная стратификация - это:

1) разделение общества на классы;

2) сложная неустойчивая структура в обществе;

3) деление людей на общественные группы в зависимости от выбора профессии;

4) процесс разделения людей на социальные слои.

 

17. Существует стадиальная теория развития общества. Ее представителями являются:

1) У.Ростоу; 2) К.Маркс; 3) А.Тойнбй; 4) Н.Бердяев.

 

18. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности западного общества:

1) экономическая сфера;

2) социальная сфера;

3) политическая сфера;

4) духовная сфера:

а) независимое положение личности;

б) частная собственность;

в) рациональное мышление;

г) правовое государство.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007.

2. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М., 2003.

3. Философия для технических вузов: учебник / под ред. В.О. Голубинцева. Ростов - н./ Д, 2006.


Дополнительный

1. Арефьева Г.С. Общество как объект социального анализа / Г.С. Арефьева. М., 1995.

2. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию / В.Е. Кемеров. М., 1994.

3. Лавриненко В.Н. Социальная философия / В.Н. Лавриненко. М., 1995.

4. Теория общества: Фундаментальные проблемы / под ред. А.Ф. Филиппова. М., 1991.

5. Философия истории. Антология: учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов / сост. и вступ. сл. Ю.А. Кимелева. М., 1995.

 


ТЕМА 7. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИРОДЫ

И ОБЩЕСТВА

 

1. Взаимовлияние общества и природы. История проблемы.

2. Римский клуб и исследование глобальных проблем.

3. Экологическая и демографическая проблемы.

4. Проблема экономического неравенства и военная опасность.

5. Современная техническая цивилизация и будущее человечества.

 

Основные понятия: природа, народонаселение, мальтузианство, ноосфера, геополитика, Римский клуб, географический детерминизм, неомальтузианство, географическая среда, биосфера, этногенез, пассионарность, пассионарии, экология, социальная экология, глобалистика, коэволюция, пределы роста, экологический императив, альтернативная цивилизация.

 

Темы докладов

1. Взаимосвязь общества, Земли и космоса.

2. Экологические проблемы в современной России.

3. Пути решения демографической проблемы.

4. Проблемы "бедного Юга и богатого Севера".

5. Философия о будущем.

 

Контрольные вопросы

1. Какие глобальные проблемы современности порождены научно-техническим прогрессом?

2. Какие стратегии Вы можете предложить для решения экологической проблемы?

3. Что такое "экологический императив" и как он связан в нравственным?

4. Как Вы относитесь к "пророчеству" Станислава Ежи Леца: "Техника дойдет до совершенства, что человек сможет обойтись без себя"?

5. Какая глобальная проблема отражена в высказываниях Вернера фон Брауна: "Через пятьсот лет на Земле останутся только стоячие места"?

6. Какие проблемы информатизации затронуты в следующем суждении: " Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить, как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить, как компьютер" (Сидни Дж. Харрис).

7. Ш.Монтескье писал: "народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны как юноши". Как называется такой тип понимания отношений общества и природы?

8. Что изучает футурология и глобалистика?

9. Каковы предпосылки для выхода из глобального кризиса?

10. Каковы возможные сценарии обозримого будущего?

11. "В каждом приборе, аппарате я, прежде всего, ищу кнопку стоп" - Н. Тимофеев-Ресовский. Прокомментируйте слова выдающегося русского генетика.

 

Контрольные задания

1. Ортега-и-Гассет писал, что "наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но не знает, что ему творить, Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению". Прокомментируйте высказывания испанского философа.

 

2. Укажите глобальные проблемы, которые имеются в данном перечне:

1) проблемы образования; 2) проблемы энергетики; 3) проблемы сельскохозяйственного производства; 4) экологические проблемы; 5) продовольственные проблемы; 6) проблемы борьбы с терроризмом; 7) проблемы войны и мира в целом; 8) демографические проблемы; 9) национальные проблемы.

 

3. Чем вызван кризис современной цивилизации:

1) развитием науки;

2) дефектами социальной системы;

3) научно-техническим прогрессом;

4) отсутствием разумной стратегии развития общества.

 

4. Что означает термин "ноосфера":

1) объединение человечества в единую мировую систему;

2) сфера господства разума;

3) система глобального моделирования окружающей среды;

4) глобализация общества.

 

5. Что такое "Римский клуб":

1) объединение футбольных болельщиков города Рима;

2) объединение римских политологов с целью борьбы с коррупцией;

3) объединение ученых для рассмотрения глобальных проблем современности;

4) объединение народов Центральной Италии с целью противостояния промышленно развитому северу.

 

6. К глобальным проблемам относятся:

1) вырубка тропических лесов;

2) демографическая проблема;

3) экономическое неравенство;

4) истощение минеральных ресурсов.

 

7. Философ, автор "научно-технической утопии":

1) Ж.Фурастье;

2) З.Бжезинский;

3) А.Тойнби;

4) Н.Данилевский.

 

8. Кому из философов принадлежит термин "футурошок", характеризующий встречу с обществом будущего:

1) А. Тоффлер;

2) С.Хантингтон;

3) А.Тойнби;

4) З.Бжезинский.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007.

2. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М., 2003.

3. Философия для технических вузов: учебник / под ред. В.О. Голубинцева. Ростов - н./ Д, 2006.

 

 

Дополнительный

1. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация / И.В. Бестужев-Лада. М., 1998.

2. Глазачева С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура / С.Н. Глазачева, О.Н. Козлова. - М., 1998.

3. Печчеи А. Человеческие качества / А. Печчеи. - М., 1985.

4. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами / Б. Рассел. - М., 1998.

5. Семенов В.С. Уроки ХХ века и путь в ХХI (социально-философский анализ и прогноз) / В.С. Семенов. М., 2000.

6. Руткевич М.Н. Философское значение концепции устойчивого развития / М.Н. Руткевич // Вопросы философии. 2002, № 11.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Мировоззрение и его исторические типы: мифологический, религиозный и философский.

2. Предмет и методы философии. Специфика философского знания.

3. Основной вопрос философии и две его стороны, Функции философии.

4. Основные школы древнеиндийской философии. Мир и человек в философии джайнизма и буддизма.

5. Место социально-нравственной проблематики в философии Древнего Китая.

6. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты).

7. Проблема человека в философии софистов и Сократа.

8. Философия Платона.

9. Философия Аристотеля.

10. Эллино-римский период античной философии.

11. Философские проблемы Средневековой философии: вера и разум, двойственность истины, спор номинализма и реализма.

12. Основные этапы Средневековой философии: апологетика, схоластика, классическая философия Ф.Аквинского.

13. Отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения: антропологизм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм.

14. Формирование картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы и общества в эпоху Возрождения.

15. Влияние научной революции ХУП в. на развитие философской мысли. Пересмотр основных философских проблем. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. (эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р.Декарта).

16. Обоснование новой картины мира и ее динамика в философии Нового времени (Г.Галилей, Р.Декарт, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк).

17. Условия формирования философии ХУШ в. Проблема материи и ее атрибутов (свойств) (П.Гольбах, К. Гельвеций, Ж.О. Ламетри).

18. Проблемы социальной философии ХУШ в. (Вольтер, Ж-Ж Руссо, Д.Дидро, Ш. Монтескье).

19. Философия И.Канта. Теория познания. Учение об этике.

20. Философия Гегеля. Учение об Абсолютном духе. Диалектика.

21. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

22. Марксистская философия: проблемы онтологии и гносеологии, диалектический материализм (теория и метод).

23. Социальная философия марксизма: понятие человека, личности, общества. Исторический материализм.

24.Философия позитивизма и основные этапы ее развития.

25. Иррационализм А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Человек в "философии жизни".

26. Философия экзистенциализма (К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю).

27. Религиогная философия ХХ века. Неотомизм.

28. Философские аспекты учения психоанализа и неофрейдизма.

29. Ообенности развития русской философии, ее периодизация. Значение для русской философии творчества М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева Материализм в русской философии ХIХ века.

30. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и их влияние на духовную жизнь. Русская религиозная философия и философия "космизма".

31. Философское содержание категории "бытие". Основные формы бытия. Проблема субстанции в философии.

32. Понятие материи. Структура материи и ее свойства. Пространство и время.

33. Формы движения материи и самоорганизация.

34. Идея развития. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию.

35. Категории и принципы диалектики.

36. Основные законы диалектики.

37. Природа сознания. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения.

38. Труд, язык как условие сознания.

39. Основные свойства человеческого сознания. Сознание и самосознание. Бессознательное.

40. Проблема познаваемости мира. Сущность и смысл познания. Субъект и объект познания.

41. Философское учение об истине. Абсолютная и относительная истина. Конкретность истины. Критерий истины.

42. Формы и методы познания. Уровни познания.

43. Наука, ее особенности и социальные функции. Наука и лженаука.

44. Эмпирическое знание и теоретическое знание, и их формы. Понятие и содержание научного факта.

45. Методы теоретического познания (абстрагирование, обобщение, анализ, индукция, дедукция).

46. Проблема человека в истории философии.

47. Человек как философская проблема. Истоки интереса к человеку.

48. Теория антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека.

49. Смысл жизни и предназначение человека. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека.

50. Общество как система, особенности социальной формы движения материи. Законы развития общества.

51. Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу. Понятие "общественное производство" и " способ производства". Диалектика производительных сил и производственных отношений.

52. Позитивистское, психологическое, фрейдистское и неофрейдистское направление в социальной философии.

52. Социальная и экономическая сферы общества.

53. Духовная и политическая сферы общества.

54. Природная основа общественной жизни. Философское осмысление природы.

55. Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки. Классификация глобальных проблем.

56. Человечество перед историческим выбором. Сценарии будущего.

57. Понятие ценности. Природа, классификация и эволюция ценностей.

58. Моральные, эстетические и религиозные ценности.

59. Уровни сознания. Индивидуальное и общественное сознание.

60. Свобода и ответственность как условие существования личности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дорогие друзья! Подошли к концу занятия по философии, они не были легкими, так как требовали большого интеллектуального напряжения и самоотдачи. Очень надеюсь, что Вам в жизни еще не раз захочется обратиться к философии, которая, не представляя окончательных ответов, позволяет ставить вопросы, помогающие понять жизнь вокруг и себя самого.

МУДРЫЕ МЫСЛИ

 

"Философия - это культура ума" - утверждал Цицерон.

"Философия - квинтэссенция эпохи" - считал Гегель.

"Нет науки бесполезней, чем философия, но и нет науки прекрасней ее" - Аристотель.

"Философия - эпоха, схваченная в мыслях" - Маркс.

"Да, философия не наука, ибо она нечто большее" - Х. Ортега-и-Гассет.

"Философию отвергают и ругают все две с половиной тысячи лет, а она все еще существует". - Хабермас.

"Философы лишь объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить" - Маркс.

"Две вещи наполняют душу удивлением и благоговением, звездное небо надо мной и моральный закон во мне" - Кант.

"Человек человеку Бог" - Фейербах.

"Человек человеку волк" - Гоббс.

"Свобода есть осознанная необходимость" - Спиноза.

"Наука - полководец, практика - солдаты" - Леонардо да Винчи.

" Лучше быть спокойным на соломе, чем не спокойным на золотом одре" - Эпикур".

"Человек мера всех вещей" – Протагор.

"Природа не терпит пустоты" - Аристотель.

"Познай самого себя и ты познаешь весь мир" - Сократ.

"Из ничего ничего не бывает" – Эмпедокл.

"Многознание уму не научает" - Гераклит.

"Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?" - Иммануил Кант.

"Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не успокоится в тебе" - Августин Блаженный.

"Во всем имеется часть всего" - Анаксагор.

"Все течет все изменяется" - Гераклит.

"Я знаю, что я ничего не знаю" - Сократ.

"Мыслю, следовательно, существую" - Декарт.

"Все действительное разумно, все разумное действительно" - Гегель.

"Сознание - верхушка айсберга Бессознательного" - Фрейд.

"Истина есть дочь времени, а не авторитета" - Сенека.

"Не путь расширяет человека, а человек расширяет путь" - Конфуций.

"Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять" - Декарт.

"Не бог создал человека, а человек - бога" - Фейербах.

"Человек есть мера всех вещей" - Протагор.

СОДЕРЖАНИЕ

От составителя …………………………………………...  
  Тема 1. Учение о бытии (онтология) …………………...  
  Тема 2. Учение о развитии ……………………………...  
  Тема 3. Философские проблемы сознания ……………..  
  Тема 4. Познание (гносеология) …………………….......  
  Тема 5. Природа человека и смысл его существования.  
  Тема 6. Учение об обществе …………………………….  
  Тема 7. Проблемы взаимоотношений природы и общества ………………………………………………….    
  Вопросы к экзамену ……………………………………...  
  Заключение ……………………………………………….  
  Мудрые мысли …………………………………………...  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

и планы семинарских занятий по философии для студентов специальностей

230104 «Системы автоматизированного проектирования»,

200401 «Биотехнические и медицинские аппараты и системы»,

230201 «Информационные системы и технологии» ЕГФ

очной формы обучения

 

Составители: Курочкина Лидия Яковлевна

Глотова Валентина Васильевна

 

В авторской редакции

 

Компьютерный набор В.В. Глотовой

 

Подписано в печать 24.12.2009.

Формат 60х84/16. Бумага для множительных аппаратов.

Усл. печ. л.. Уч.-изд. л.. Тираж 100 экз. «С»

Зак. №

 

ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»

394026 Воронеж, Московский просп., 14

 

ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»

 

Кафедра философии

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

и планы семинарских занятий по философии для студентов специальностей

230104 «Системы автоматизированного проектирования»,

200401 «Биотехнические и медицинские аппараты и системы»,

230201 «Информационные системы и технологии» ЕГФ

очной формы обучения

 

 

 

 

Воронеж 2009

Составители: д-р филос. наук Л.Я. Курочкина,

канд. филос. наук В.В. Глотова

 

 

ББК 87.3 (07)

 

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по философии для студентов специальностей 230104 «Системы автоматизированного проектирования», 200401 «Биотехнические и медицинские аппараты и системы», 230201 «Информационные системы и технологии» ЕГФ очной формы обучения / ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»; сост. Л.Я. Курочкина, В.В. Глотова. Воронеж, 2009. 46 с.

 

Методические рекомендации и планы семинарских занятий составлены на основе новой федеральной программы. Каждая тема содержит вопросы, раскрывающие ее содержание, основные понятия, контрольные вопросы и задания, библиографический список, темы докладов.

Предназначены для студентов второго курса.

 

Библиогр.: 38 назв.

 

Рецензент канд. филос. наук, доц. Б.П. Гайворонский

 

Ответственный за выпуск зав. кафедрой д-р филос. наук, проф. Л. Я. Курочкина

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета

Ó ГОУВПО «Воронежский

государственный технический

университет», 2009

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...