Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Природа человека и смысл его существования





Занятие 1

1. Проблема человека в истории философии. (Древний Восток, Античная Греция, Средневековая христианская концепция человека, эпоха Возрождения и Новое время, Просвещение и антропологическая проблема русской философии).

2. Человек в современной философии. (Марксизм, философия "жизни", фрейдизм, экзистенциализм, тейярдизм и др.).

3. Основные проблемы антропогенеза (трудовая, мутационная, синтетическая и др.).

4. Биологическое и социальное в развитии человека.

 

Занятие 2

1. Человек, личность, индивид.

2. Сущность и существование человека.

3. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

4. Свобода как осознанная необходимость.

 

Основные понятия: антропогенез, эволюционная теория, наследственность, естественный отбор, онтогенез, антропосоциогенез, панбиологизм, пансоциалогизм, бессознательное, сознательное, коллективное бессознательное, архетип, индивид, личность, смысл жизни, цель жизни.

 

Темы докладов

1. Современные концепции антропогенеза.

2. Роль личности в истории.

3. Соотношение биологического и социального в человеке.

4. Сознательное и бессознательное в человеке.

 

Контрольные вопросы

1. Чем отличается философский подход к человеку от частнонаучных трактовок его?

2. Чем отличается гуманизм от антропоцентризма?

3. Ф.М. Достоевский говорил, что надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Вы согласны с этим?

4. Наука утверждает, что человек - единственное существо, которое осознает свою смерть. Как Вы думаете, для чего человеку дана возможность осознания факта смерти?

5. Как можно понять изречение Гераклита: "Бессмертные смертны, смертные бессмертны, смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают".

6. Как Вы относитесь к требованию достижения равенства людей? Возможно ли преодоление всех форм человеческого неравенства?

7. Возможна ли дальнейшая биологическая эволюция человека?

8. Какие факторы, по Вашему мнению, влияют на формирование человеком смысла собственной жизни? Может ли в течение жизни меняться понимание ее смысла?

9. Cогласны ли Вы с тем, что достижение человеком бессмертия сделало бы его жизнь более осмысленной и наполненной?

10. Какие философские, научные и религиозные версии бессмертия Вам известны?

11. Как Вы относитесь к проблеме клонирования человека?

12. Почему в конце ХХ в. обострилась проблема эвтаназии, и какие основные направления ее решения существуют в настоящее время?

Контрольные задания

1. Какое определение понятия "человек", с Вашей точки зрения, наиболее полно раскрывает его содержание?
Человек - это

- индивид с присущей ему генетической программой;

- субъект познания, трудовой деятельности, общения, управления;

- животное, способное изготавливать орудия труда;

- биопсихосоциальное существо, способное мыслить, говорить и трудиться;

- общественное животное, способное мыслить.

 

2. Перечислите свойства человека, характеризующие его как представителя Homo sapiens:

а) чувствительность е) рефлективность

б) разумность ж) уникальность

в) раздражимость з) целостность

г) возбудимость и) интуиция

д) социальная активность к) способность трудиться

 

3. Установите, каким концепциям смысла жизни соответствуют следующие принципы:

 

Живи наслаждаясь эвдемонизм
Из всего извлекай пользу утилитаризм
Следуй своему идеалу Этика долга и следование предначертанному долгу
Будь смиренным, живи во искупление своих грехов прагматизм
Счастье – вот подлинное предназначение человека гедонизм
Цель оправдывает средства аскетизм

 

4. Кому из философов, перечисленных во втором столбце таблицы, принадлежат высказывания, приведенные в первом столбце?

 

Человек - это чистая доска, на котором пишет общество Б.Паскаль
Человек – не то, чем следует гордиться, но то, что необходимо превзойти Психоаналитическая философия
Жизнь человека – арена борьбы между сознанием и бессознательным Ф.Ницше
Человек есть мера всех вещей – существования существующих и несуществования несуществующих марксизм
Человек – продукт истории и ее творец Философия эпохи Просвещения
Человек – житель двух миров – свободы и необходимости (природы) Аристотель
Человек – это мыслящий тростник экзистенциализм
Человек – это общественное животное софисты
Смысл человеческой жизни – преодоление жажды жизни И.Кант
Выбирая себя, человек выбирает все человечество, так как несет ответственность за все происходящее в мире Буддизм или А.Шопенгауэр

 

 

5. Как Вы думаете, если понимать человека как творца всех форм общественно-исторической практики, то можно ли считать его творчество неограниченным? Существуют ли преграды преобразовательной деятельности человека?

 

6. Почему новорожденного называют "кандидатом в человека"? Могут ли физически здоровые дети, обладающие нормальным мозгом, стать людьми вне социального окружения?

 

7. Насколько созвучно Ваше мнение о роли человека в истории со словами Г.В.Плеханова: "И не для одних только "начинателей", не для одних "великих" людей открыто широкое поле действия. Оно открыто для всех, имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие великий есть понятие относительное. В нравственном смысле велик каждый, кто, по евангельскому выражению, "полагает душу свою за други своя"?

 

8. В романе "Тошнота" французский экзистенциалист Жан-Поль Сартр писал: "Ад - это другие+" Как, по Вашему мнению, он относился к проблеме взаимоотношений общества и индивида?

 

9. У Ф.М. Достоевского в романе "Преступление и наказание один из героев говорит: "Виноват" - В чем?- "В грязных мыслях". Отвечает ли человек, по Вашему мнению, за собственные мысли, или его ответственность распространяется только на поведение?

 

10. Что подразумевалось в высказывании Б.Паскаля: "Человек не теряет человеческой сущности, теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда теряет "перья"?

 

11. Как Вы относитесь к высказыванию Эпиктета: "Человек - это душонка, обремененная трупом"?

12. Согласны ли Вы с утверждением Ингмара Бергмана: "Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить"?

 

13. Можно ли составить универсальную иерархию ценностей человеческого бытия, применимую для всех людей всех времен и народов?

14. Как Вы думаете, кому могли бы принадлежать эти слова: " Я прошел сансару многих рождений. Рождение вновь и вновь - горестно". Аргументируйте свой ответ.

 

15. Французской писательнице и философу Симоне де Бовуар принадлежит высказывание "Женщиной не рождаются, женщиной становятся". Как Вы его понимаете?

 

16. Как следует понимать следующее высказывание Э.Фромма из его "Кредо": "Я верю, что каждый человек представляет все человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом и Гитлером"?

 

17. Что имел в виду К.Маркс, когда писал: "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений":

1) человек - это марионетка общества;

2) сущность человека социальна, а не биологична;

3) оригинальность личности не более чем иллюзия;

4) изменение общественных отношений меняет личность.

 

18. Свобода - это:

1) возможность человека делать то, что он хочет;

2) умение действовать на основе познанной необходимости;

3) умение подчинять все своей воле;

4) осознанная необходимость.

 

19. Прокомментируйте слова Л.Н Толстого: " Мы любим других за то добро, которое сделали для них и ненавидим за то зло, которое им причинили".

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007.

2. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М., 2003.

3. Философия для технических вузов: учебник / под ред. В.О. Голубинцева. Ростов - н./ Д, 2006.

4. Введение в философию: учеб. пособие / под ред. И.Т.Фролова. М., 2008.


Дополнительный

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. М., 1995.

2. Барулин В.С. Социально-философская антропология / В.С. Барулин. М., 1994.

3. Бессонов Б.Н. Назначение человека / Б.Н. Бессонов. М., 1995.

4. Карпов М.М. Смысл жизни человека / М.М. Карпов. Ростов н/Д, 1994.

5. Махаров Е.М. Проблема человека в истории философской мысли / Е.М. Махаров. М., 1991.

6. Михайлов Ф.Т. Проблема человека в истории философской мысли / Ф.Т. Михайлов. М., 1994.

7. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В.Ф. Сержантов. Л,. 1990.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...