Тема 4. Познание (гносеология)
1. Проблема познаваемости мира. Сущность и смысл познания. 2. Субъект и объект познания. Виды познания. 3. Философское учение об истине. Абсолютная и относительная истина. Конкретность истины. 4. Критерии истины. Практика как основа познания и критерий истины.
1. Наука - вид духовного производства и отличие от других видов деятельности. 2. Формы и уровни научного познания. 3. Методы познания. Система методов познания. 4. Знание и его формы: перцептивное, рациональное, предметно-практическое, обыденное, донаучное и т.д. 5. Наука и лженаука.
Основные понятия: гностицизм, агностицизм, истина, критерий истины, абсолютная истина, относительная истина, сенсуализм, рационализм, практика, опыт, объяснение, понимание, убеждение, представление, понятие, суждение, умозаключение, логика, метод, частный метод, философский метод, эмпирический и теоретический метод, наблюдения, эксперимент, сравнение, научный факт, интерпретация, язык науки, научная проблема, гипотеза, теория, парадигма, дедукция, абстрагирование, обобщение, анализ, индукция, аналогия, абстрактное, конкретное, формализация, псевдонаука.
1. Соотношение научных и вненаучных форм познания. 2. Наука, вера, суеверие. 3. Понятие истины. Критерии истины. 4. Понятие метода и методологии. 5. Этика ученого. 6. Развитие науки: проблема пределов роста. 7. Аспекты бытия науки. 8. Понятие парадигмы, теории. 9. Научное предвидение. 10. Формы научного познания.
Контрольные вопросы 1. Какими познавательными способностями наделен человек? Каково их соотношение в процессе познания? 2. Существует ли абсолютная истина? 3. Какие способы постижения реальности вы знаете?
4. Существуют ли границы возможностей познания, и если - да, то чем они обусловлены? 5. Что такое "практика", и какую роль она играет в познании? 6. Что означает понятие "истина" в истории философии? 7. Что такое знание и что такое наука? 8. Что вы считаете "лженаукой"? 9. Как вы относитесь к утверждению, что роль мышления в постижении истины сводится к простому суммированию чувственных восприятий? 10. Можно ли однозначно определить роль заблуждений в научном познании? 11. Всякая ли гипотеза становится теорией? 12. Каково соотношение понятий: истина, ошибка, ложь; представление, воображение и фантазия? Закономерны ли заблуждения в процессе познания? 13. Может ли наука полностью обойтись без философии?
Контрольные задания 1. Что означает вывод Г.В.Ф. Гегеля: «Разум без рассудка есть ничто, но рассудок без разума есть нечто»? а) приоритет, первичность чувственно-рассудочной деятельности человека в познании реальной действительности; б) скорее ущербность человеческого разума, нежели его преимущество; в) диалектическую взаимообусловленность разума и рассудка, их взаимосвязь; г) прогресс в осознании процесса истории.
2. Теория познания иначе называется а) гносеология или эпистемология; б) онтология; в) аксиология; г) праксиология.
3. Художественное познание является а) иррациональным; б) рациональным; в) житейским; г) игровым.
4. Заблуждение – это а) содержание сознания не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное; б) намеренное искажение реального положения дел; в) знание в виде ощущений; г) образ предмета, который когда-то воздействовал на органы чувств.
5. Итальянский ученый и философ Дж. Кардано сказал: «Вдохновение – редкая птица, которая никогда не могла удовлетворить ничьим требованиям. Случай, особенно заранее предвиденный, может быть благоприятным, но он далеко не всегда может представляться». Как Вы думаете, возможно, ли творчество без вдохновения?
6. Каким направлениям теории познания, перечисленным во втором столбце таблицы, соответствуют положения из первого столбца таблицы?
7. По какому принципу методы научного познания делятся на эмпирические и теоретические?
8. Чем религиозная вера отличается от научной?
9. Какие положения первого столбца таблицы соответствуют учениям, указанным во втором столбце?
10. Как Вы понимаете смысл высказывания индийского мыслителя Рабиндраната Тагора: "Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти"?
11. Как Вы отнесетесь к высказыванию Стивена Хокинга: "Прогресс состоит не в замене неверной теории на верную, а в замене одной неверной теории на другую неверную, но утонченную"?
12. Какие негативные стороны рационального познания имел ввиду Альберт Эйнштейн, когда говорил: "Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица"?
13. Разделяете ли Вы точку зрения Н.А. Бердяева: "Знание - принудительно. Вера - свободна"?
14. В данном перечне укажите формы чувственного познания и абстрактного мышления: 1) ощущение 6) понятие 2) отображение 7) суждение 3) восприятие 8) умозаключение 4) представление 9) рефлекс 5) раздражимость 10) интуиция
15. Какое из приведенных ниже определений истины считается "классическим"? Истина - это - то, что интуитивно ясно и самоочевидно; - соответствие знаний действительности; - то, что подтверждается опытом; - знание, экономно и просто описывающее опыт; - конвенция, соглашение.
16. Укажите известные вам формы теоретического познания: 1) гипотеза 4) теория 2) проблема 5) эмпирический закон 3) научный факт 6) умозаключение
17. Идея, что истина есть соответствие знания вещам, высказывалась Фомой Аквинским; Беркли; Аристотелем; Махом.
18. Только практика является целью, источником и критерием познания,- доказывали представители 1) солипсизма 2) марксизма 3) экзистенциализма 4) томизма
19. Выявление в науке сущности изучаемого явления, подведение его под закон называется 1) обобщением 2) классификацией 3) пониманием 4) объяснением
20. Совокупность критериев, применяемых к оценке научного знания, носит название 1) идеала 2) парадигмы 3) нормы 4) образца
21. Форма рационального познания: а) теория; б) ощущение; в) восприятие; г) представление; д) интуиция.
Основной 1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007. 2. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М., 2003. 3. Руткевич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания / М.И. Руткевич, И.Я. Лойфман. М., 1994. 4. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В.В. Ильин. М., 1994.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика / П.В. Алексеев, А.В. Панин. М., 1991. 2. Лекторский Б.А. Субъект, объект. Познание / Б.А. Лекторский. М., 1980.
3. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В.С. Швырев. М., 1988. 4. Философия и методология науки. Ч. 1-2. М., 2008.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|