История мировой литературы. Романтизм. Система оценки знаний. Учебники. График лекций и собеседований. Тематика практических занятий
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Методические указания к курсу История мировой литературы Романтизм Профиль подготовки Зарубежная филология Отечественная филология Курс 2, семестр 4 Составитель: д. филол. н., доц. Г. В. Заломкина 2021/2022 уч. г. Система оценки знаний
Оценка на экзамене будет складываться из двух: полученная в семестре и полученная за ответ. Оценка за работу в семестре выставляется по набранным баллам: 1. Посещение лекции: 1 балл. Всего 10 лекций. Максимальное количество баллов – 10. 2. Запись лекций. Максимальное количество баллов – 20. Лекции должны быть пронумерованы и иметь датировку. Запись лекций выполняется только от руки, компьютерные распечатки не принимаются Объем конспекта одной лекции – не менее 5–6 страниц (в зависимости от почерка) обычного тетрадного формата или 3–4 страницы (в зависимости от почерка) формата А4. Лекции должны быть датированы и пронумерованы 3. Ответ на собеседовании: от 1 до 5 баллов. Всего 4 собеседования. Максимальное количество баллов – 20. К собеседованию надо подготовить по 5 вопросов по каждому произведению. 4. Работа на практическом занятии: от 1 до 3 баллов. Всего 12 занятий. Максимальное количество баллов – 36. 5. Письменная подготовка к семинару: от 1 до 2 баллов. Максимальное количество баллов – 24. Итого: 10 + 20 + 20 + 36+24= 110 баллов По результатам работы будут выставлены оценки: 95 баллов – «отлично» 80 баллов – «хорошо» 66 баллов – «удовлетворительно» Экзаменационный билет состоит из двух вопросов: теоретического (перечень вопросов см. на с. 16) и практического – собеседование по произведениям, которые изучались в семестре (список см. на с. 15). Учебники
1. История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н. А. Соловьевой). М.: Высшая школа, 1991. 637 с. http: //19v-euro-lit. niv. ru/19v-euro-lit/izl-hih-soloveva/index. htm Яшенькина Р. Ф., Пустовалов А. В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. Электронное учебное пособие. Пособие выложено в архивированной папке по адресу https: //s. siteapi. org/502de94e2971eb6/docs/21203d2bf9168cdd542cd830d95cfdf7f751a693. zip Для того, чтобы работать с пособием, надо его скачать, разархивировать, затем открыть папку «Заруб. лит. эпохи Романтизма» и запустить файл index. html. Откроется перечень художественных текстов, которые включены в это пособие. Научные работы можно найти в разделе «Критика» (гиперссылка в верхнем левом углу).
График лекций и собеседований
Тематика практических занятий 1. Становление гения в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» 2. Эволюция романтического ви́ дения в сказках Э. Т. А. Гофмана.
3. Своеобразие романтического бунта в произведениях Г. фон Клейста «Михаэль Кольхаас» и «Принц Фридрих Гомбургский» 4. Синтез жанров и спор с романтизмом в поэме Дж. Г. Байрона «Дон-Жуан» 5. Открытие истории в романе В. Скотта «Айвенго». 6. Готическое и романтическое в романе М. Шелли «Франкенштейн, или Новый Прометей» 7. Роман Жорж Санд «Консуэло» как романтическое повествование о творческой личности 8. Трагедия лишнего человека в романе А. де Мюссе «Исповедь сына века» 9. Романтическое осмысление заката средневековья в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» 10. Трагедия индейского мира в романе Дж. Ф. Купера «Последний из могикан» 11. Роман Г. Мелвилла «Моби Дик»: новая мифология Нового Света 12. Э. А. По: на границе романтической мистики и научной фантастики.
Планы практических занятий Практическое занятие 1 Становление гения в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» 1. Особенности сюжетно-композиционного строения романа. 2. Раннеромантическое понимание времени и вечности в романе. Специфика изображения Средневековья. 3. Философия томления. Символика Голубого цветка. Символика цвета. Образ Матильды. 4. Признаки романа воспитания, романтическое переосмысление. 5. Особенности образа Генриха. Становление поэта: основные переломные моменты, условия, роль наставников. 6. Символы в романе. 7. Романтическая концепция любви, труда и искусства в романе. Значение образов восточной девушки, рудокопа, отшельника, Цианы. 8. Аллегорическая сказка Клингсора и ее функция. Элементы сказки. Элементы философского сочинения. 9. Предположительный финал романа. Романтическое понятие гения. Поэт как спаситель мира. Продолжение романа в пересказе Л. Тика, интерпретация символов. Литература 1. Новалис. Генрих фон Офтердинген. http: //lib. ru/INOOLD/TIK/heinrich_von_ofterdingen. txt 2. Бент М. И. Немецкая романтическая новелла. Иркутск, 1987. http: //danshorin. com/liter/bent1. html 3. Берковский Н. Я. Новалис // Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб., 2001. т С. 145–182. https: //s. siteapi. org/502de94e2971eb6/docs/b3a0052c1154dac2ce86b1a0604676e614f4dd83. pdf 4. Вайнштейн О. Язык романтической мысли: (О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля). М., 1994. http: //www. twirpx. com/file/1388803/ 5. Федоров Ф. П. Художественный мир немецкого романтизма. Книга есть на сайте http: //www. twirpx. com/file/1702018/
6. Иванов В. И. О Новалисе // Вяч. И. Иванов. Собрание сочинений. Т. 4. Брюссель, 1987. http: //rvb. ru/ivanov/1_critical/1_brussels/vol4/01text/02papers/4_162. htm 7. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика / 2-е изд. – СПб., 1996. http: //www. twirpx. com/file/1741659/ http: //www. twirpx. com/file/1741658/ 8. Ботникова А. Б. “Сказка Клингсора” Новалиса и романтическая теория “новой мифологии” // Национальная специфика произведений зарубежной литературы ХIХ–XX веков. Проблемы романтизма: Межвуз. сб. научн. трудов. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 1996. С. 5–17. http: //19v-euro-lit. niv. ru/19v-euro-lit/botnikova-nemeckij-romantizm/skazka-klingsora-novalisa. htm 9. Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма: Ф. Шиллер, Новалис. – М., 1978. https: //yadi. sk/i/orSB1pYq34t6Y3 10. Лагутина И. Н. «…Пространством и временем полный…»: раннеромантический художник в поисках идентичности (По роману Новалиса «Генрих фон Офтердинген») // Романтизм: вечное странствие / Отв. ред. Н. А. Вишневская, Е. Ю. Сапрыкина; ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. – М., 2005. – С. 36–51. http: //platona. net/load/knigi_po_filosofii/istoriya-filosofii-romantizm/romantizm-vechnoe-stranstvie-2005 11. Горбовская С. Г. Из истории «голубого цветка» как одного из художественно-литературных символов французской, немецкой и русской литератур XIX в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. http: //cyberleninka. ru/article/n/iz-istorii-golubogo-tsvetka-kak-odnogo-iz-hudozhestvenno-literaturnyh-simvolov-frantsuzskoy-nemetskoy-i-russkoy-literatur-xix-v К семинару должен быть подготовлен глоссарий, включающий краткое, но содержательное пояснение терминов: Аллегория Гений у романтиков Роман воспитания Символ в романтизме Сказочность в литературе
Практическое занятие 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|