Эволюция романтического видения в сказках Э. Т. А. Гофмана.
Эволюция романтического видения в сказках Э. Т. А. Гофмана. 1. Романтическое двоемирие в организации художественного пространства. «Идеальный мир» и «просвещение» в сказке «Крошка Цахес». Мир Серпентины и мир филистеров в «Золотом Горшке». Способы разграничения миров в сказках. 2. Мотив двойника и двойники в сказках: функции, способы противопоставления. 3. Смыслы уродства в сказке «Крошка Цахес». 4. Романтический герой и сущность его конфликта с миром. Герой как пограничный персонаж. 5. Особенности фантастики у Гофмана. 6. Как у Гофмана развернут конфликт вещного мира и космической жизни? 7. Найдите приемы и способы выражения ограничений человека у Гофмана (ранги, профессии, бюрократический режим, мотив власти над человеком маленьких вещей). 8. Карнавальные мотивы и романтическая ирония; позиция автора-повествователя. 9. Мотив безумия в повести «Песочный человек». «Ночная» сторона души у Гофмана. 10. Мотив «глаз» и тема деформации зрения (видения мира). 11. Тема атомата/куклы, образ автомата/куклы в «Песочном человеке». Демонизм механического в образе. 12. Отражение эволюции немецкого романтизма от оптимизма к пессимизму, от «светлого», творящего хаоса к «темному», убивающему (по Берковскому).
Литератуа 1. Гофман Э. Т. А. Золотой горшок. Песочный человек. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер. http: //www. lib. ru/GOFMAN/gorshok. txt http: //www. lib. ru/GOFMAN/zahes. txt http: //www. lib. ru/GOFMAN/koppelius. txt 2. Берковский Н. Я. Э. Т. А. Гофман // Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб., 2001. 3. Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. Бэлза Э. Ф., Логинова О. К., Тураев С. В., Чавчанидзе Д. Л. (ред. коллегия). — М.: Наука, 1982. http: //www. twirpx. com/file/2122414/ 4. Миримский И. В. Гофман // История немецкой литературы. ТЗ. М., 1966. http: //19v-euro-lit. niv. ru/19v-euro-lit/articles-ger/mirimskij-ernst-teodor-amadej-gofman. htm
5. Карельский А. В. От героя к человеку. М., 1990. С. 51–59. http: //www. twirpx. com/file/1386527/ 6. Сафрански Р. Гофман. М., 2005. (ЖЗЛ). http: //royallib. com/book/safranski_ryudiger/gofman. html 7. Аствацатуров А. Г. Демония бессознательного в новелле Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек» // Эл. ресурс: http: //www. ifl. ru/docs/kollektiv/astv-peschel. pdf 8. Куличихина М. А. Тело-автомат в новелле Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек» // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых: В 3-х ч. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. Вып. 11, ч. II, с. 26-29. Эл. ресурс: http: //www. ec-dejavu. net/a/Avtomat. html 9. Федоров Ф. П. Художественный мир немецкого романтизма. Книга есть на сайте http: //www. twirpx. com
К семинару должен быть подготовлен глоссарий, включающий краткое, но содержательное пояснение терминов: Автомат у романтиков Двоемирие Двойничество Филистер Хаос у романтиков
Практическое занятие 3 Своеобразие романтического бунта в произведениях Г. фон Клейста «Михаэль Кольхаас» и «Принц Фридрих Гомбургский» 1. Какие исторические личности присутствуют в новелле и пьесе? Как разработаны их образы? Какие исторические события отражены в новелле и пьесе? Какие черты романтического подхода к истории можно обнаружить в двух произведениях Клейста? 2. Особенности разработки конфликта личности и мира в «Михаэле Кольхаасе». 3. В чем противоречивость образа Михаэля Кольхаса? 4. Романтические составляющие образа Фридриха Гомбургского. Почему его называют сомнабулическим? Как случившееся с ним отражает романтическое восприятие сновидения? 5. Сравните Михаэла Кольхааса и Фридриха Гомбургского: сходства и различия в характерах, способах их разработки. В чем своеобразие патриотизма М. Кольхааса и принца Гомбургского? 6. Функция эпизода с предсказанием цыганки курфюрсту Саксонскому – в сюжетном отношении и в смысле романтической направленности новеллы.
7. Сравните курфюрстов в новелле и пьесе. 8. Как работает романтическая ирония в пьесе «Принц Гомбургский»? 9. Логика и парадоксальность финалов двух произведений. 10. Переклички новеллы «Михаэль Кольхаас» с «Разбойниками» Ф. Шиллера. 11. Переклички пьесы «Принц Фридрих Гомбургский» с «Песней о Роланде» и драмой Кальдерона «Жизнь есть сон». Черты барокко в пьесе. Литература: 1. фон Клейст Г. Михаэль Кольхаас. Принц Фридрих Гомбургский. http: //lib. ru/INPROZ/KLEJST/kohlhaas_rus. txt_with-big-pictures. html http: //royallib. com/book/kleyst_genrih/prints_fridrih_gomburgskiy. html 2. Берковский Н. Я. Э. Т. А. Клейст // Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб., 2001. С. 357–419. 3. Лукач Г. Трагедия Генриха фон Клейста // Яшенькина Р. Ф., Пустовалов А. В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. Электронное учебное пособие. 4. Манн Т. Генрих фон Клейст и его повести // Яшенькина Р. Ф., Пустовалов А. В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. Электронное учебное пособие. 5. Самарин Р. Генрих фон Клейст // Яшенькина Р. Ф., Пустовалов А. В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. Электронное учебное пособие. 6. Федоров Ф. П. Художественный мир немецкого романтизма. Книга есть на сайте http: //www. twirpx. com/file/1702018/ 7. Карельский А. В. От героя к человеку. М., 1990. http: //www. twirpx. com/file/1386527/ 8. Биченко С. Г. Романтическая ирония в философии// Энциклопедия гуманитарных наук. 2012. № 2. С. 319–322. http: //www. zpu-journal. ru/zpu/contents/2012/2/Bichenko_Romantic-Irony/59_2012_2. pdf Глоссарий: Историзм Курфюрст Патриотизм Романтическая ирония Сомнамбулический
Практическое занятие 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|