Обсуждение результатов, выводы
Таким образом, проанализировав все используемые нами методики, мы пришли к следующим выводам. Длительность периода адаптации зависит от многих причин: - от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; - от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; - от состояния здоровья; - от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; - от разницы в методах воспитания. У часто болеющих, а следовательно, физически ослабленных детей в связи с поступлением в детский сад, необходимость резкого изменения привычного поведения, режима дня является непосильной задачей и может привести к срыву нервной деятельности и угнетению регуляторных механизмов. Как следствие при этом возникает процесс дизадаптации. Процесс дизадаптации может протекать в двух формах. Первая форма дизадаптации выражается в длительном неадекватном поведении ребенка, граничащем с предневротическим состоянием, при этом у него быстро пропадает желание посещать детский сад. Вторая форма дизадаптации проявляется в повторных заболеваниях, как правило, респираторных, при этом нарушается стабильная прибавка массы тела, повышается частота сердечных сокращений, ребенок плохо ест, нарушается сон. Итак, часто болеющие, соматически ослабленные дети относятся к группе риска, как трудно адаптирующиеся к режиму ДОУ. Следовательно, они нуждаются в щадящем режиме, который предусматривает, например, увеличение двигательной активности, организацию прогулок с подвижными играми, отсутствие повышенных умственных нагрузок на занятиях, организацию профилактических и оздоровительных мероприятий.
По сочетанию функциональных изменений, происходящих в организме детей, выделяют три группы детей по степени адаптации к ДОУ: 1 - группа "адаптировавшихся" детей, легкая форма адаптации; 2 – группа "с незавершенной адаптацией", средняя форма адаптации и 3 – группа "неадаптировавшихся" детей, тяжелая форма адаптации. Сравнив показатели состояния здоровья и степень адаптации к детскому учреждению, мы пришли к выводу, что соматически ослабленные дети имеют чаще всего среднюю и тяжелые формы адаптации к ДОУ. Таким образом, наша гипотеза о том, что характер адаптации к детскому учреждению зависит от наличия у ребенка соматических и психосоматических заболеваний, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении сделаем выводы по всему содержанию выпускной квалификационной работы. Проанализировав теоретические вопросы адаптации детей к условиям детского образовательного учреждения, мы выявили, что каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие черты. До трех лет у детей, подверженных невротическим расстройствам, при помещении в ясли, скорее будут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность); длящиеся, по крайней мере, несколько месяцев, особенно у детей повышенно эмоционально зависимых от родителей. В таких случаях процесс адаптации растягивается на год и более. Мы сделали вывод о том, что характер и длительность привыкания зависят от ряда условий: 1. Прежде всего, течение периода адаптации зависит от возраста детей при поступлении. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям жизни дети от 12 до 19 - 20 месяцев. 2. По-разному привыкают дети разного возраста в зависимости от того, что именно меняется у ребенка в связи с переходом в новые условия. Дети трудно привыкают, если меняется их кормление и привычная для них температура помещения. Так же дети обычно тяжело реагируют, если меняются приемы проведения кормления, укладывания, бодрствования.
3. Различна длительность и тяжесть привыкания к изменившимся условиям в зависимости от предшествующих условий воспитания детей в семье. Таким образом, нарушения в поведении детей при переходе в новые условии жизни объясняются резкой переменой привычных для детей приемов воспитания и недостаточным развитием у них адаптационных механизмов. 4. По-разному привыкают дети одного и того же возраста в зависимости от индивидуально - типологических особенностей их нервной деятельности. 5. Течение адаптационного периода зависит от наличия или отсутствия предшествующей тренировки их нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям. 6. На течение адаптационного периода оказывает влияние также уровень психического развития. Дети с более высоким уровнем развития привыкают, как правило, легче. 7. Дети с тяжелым анамнезом (с отягощенной наследственностью, патологией беременности и родов), длительно и часто болеющие до поступления в ясли, часто дают тяжелую адаптацию (Л. Г. Голубева). Поэтому персоналу группы следует знать прошлое поступающего ребенка и уделять таким детям особенное внимание. Итак, длительность периода адаптации зависит от многих причин, в том числе и от состояния здоровья. Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Для эмоционально чувствительных, нервно и соматически ослабленных детей, особенно тех, кто в последствии заболевают неврозом, ДОУ выступает в качестве декомпенсирующего фактора их психического развития. В нашем эмпирическом исследовании, сравнив показатели состояния здоровья и степень адаптации к детскому учреждению детей соматически ослабленных и здоровых, мы пришли к выводу, что соматически ослабленные дети имеют чаще всего среднюю и тяжелые формы адаптации к ДОУ. Это означает, что часто болеющие, соматически ослабленные дети относятся к группе риска, как трудно адаптирующиеся к режиму ДОУ. Данный вывод подтверждает результаты исследования Л.Г. Голубевой о том, что дети, длительно и часто болеющие до поступления в ясли, дают тяжелую адаптации.
Таким образом, наша гипотеза о том, что характер адаптации к детскому учреждению зависит от наличия у ребенка соматических и психосоматических заболеваний, подтвердилась. В настоящее время разрабатывается система медицинской и педагогической помощи детям, поступающим в ясли. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды. Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в ясельную группу, создавать для него особый эмоциональный климат. Ведь от того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и его привыкание к яслям (которое может продолжаться в течение полугода), и дальнейшее развитие малыша. Главной заботой тут является профилактика заболеваемости детей и снижение их эмоционального дискомфорта в период адаптации. Однако эти меры облегчают уже возникшее тяжелое состояние, но не затрагивают причин, порождающих его. Вместе с тем ясно, что гораздо важнее организовать уход за детьми и воспитание в семье таким образом, чтобы свести к минимуму осложнения адаптационного периода. Не подлежит сомнению то, что причины осложнения физического и психического состояния малышей имеют прежде всего психологическую природу и находятся в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Это признают и медики, и педагоги, и психологи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие [Текст] / Приложение к журналу "Управление ДОУ".- М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128 с. 2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2003. 3. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник [Текст] / Г.М. Андреева. - М., 1997. 4. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина и др. – Ярославль: Академия, 2001. 5. Божович, Л.И. Личность ребенка, и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.
6. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] / Н.Д. Ватутина. - М.: Просвещение, 1983. 7. Воспитание и обучение детей раннего возраста [Текст] / Под ред. Павловой Л.Н. - М.: Просвещение, 1986. 8. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Под ред. Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой и др. - М.: Просвещение: учебная литература, 1996.- 158 с. 9. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях [Текст] / Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. - М., 1955. 10. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. – М.-Л., 1956. 11. Гаврилова, Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей [Текст] // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. 12. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Интор, 1996. 13. Гуров, В.Н. Социальная работа ДОУ с семьей [Текст] / В.Н. Гуров. - М., 2003. 14. Дробинская, А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А.О. Дробинская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. 15. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург, 2000. 16. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Просвещение, 1969. 17. Задровская И.А. Социально-психологическая служба ДОУ при подготовке ребенка к детскому саду [Текст] // Научно-практический журнал "Управление ДОУ"- 2005. - №8. – с.46-49. 18. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие [Текст] / Н.В. Кирюхина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 112 с. 19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2000. 20. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр "Академия", 2002. — 480 с. 21. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. В книге "Психология дошкольника. Хрестоматия" [Текст] / М.И. Лисина. - М., Академия, 2000. 22. Лурия, А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов: Психологическая наука в СССР. [Текст] / А.Р. Лурия. Т.1. – М., 1959. 23. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов ребенка [Текст] / А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. – М., 1956. 24. Люблинская, А.Л. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А.Л. Люблинская. - 2 изд. - М.: Просвещение, 1972. 25. Лямина, Г.М. В группу поступил новый ребенок. "Воспитание и развитие детей раннего возраста": Пособие для воспитателей дет. садов [Текст] / Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1981.
26. Макаренко, А. С. Книга для родителей [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1969. 27. Мельникова, Н. Адаптация малышей к детскому саду [Текст] // Дошкольное образование. – 2002. - № 5 (77). 28. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1996. 29. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений [Текст] / И.П. Павлов. - Т. 3, кн.2. – М., 1991. 30. Психолог в детском саду [Текст] / Под ред. П.Д. Романенко. – М., 1995. 31. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова и др. - М., 1983. 32. Психология: Словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1990. 33. Смирнова, Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. 34. Семейное воспитание: Краткий словарь [Текст] / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. - М., 1990. 35. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы российской научно-практической конф. [Текст] / (Москва, 26-28 ноября 1996 г.). - М., 1996. 36. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980. 37. Стребелева, Е.А. Ранняя диагностика умственного развития [Текст] / Е.А. Стребелева. - М.: компания Петит, 1994. 38. Функциональные системы организма [Текст] / Под ред. К.В. Судакова. - М., 1987. 39. Целуйко, В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи [Текст] / В.М. Целуйко. – Ростов н/Д, 2004. 40. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М., 1960. 41. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|