По учебной дисциплине
⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 «ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»
При организации самостоятельной работы по курсу «Занятость населения и ее регулирование» главное внимание следует обратить на изучение сущности понятий и процессов, происходящих в сфере занятости, познание методов регулирования и моделирования рынка труда, использование основ социальной и экономической самообороны в индивидуальной защите от безработицы. По окончании курса студент должен: 1) научиться давать количественную и качественную характеристику трудовым ресурсам, оценку трудового потенциала и определять пути повышения их эффективности; 2) знать теоретические и правовые основы занятости, определять и давать характеристику уровню занятости и экономической активности населения, в республике, городе, районе; 3) владеть технологией и методологией управления занятостью на основе использования механизмов ее государственного регулирования; 4) оценивать ситуацию на рынке труда как составной части рыночной экономики. Определять его структуру, виды, элементы и субъекты, анализировать спрос и предложение рабочей силы, рассчитывать напряженность на рынке труда; 5) знать причины и следствия безработицы как социального явления общества. Различать ее формы, уметь рассчитывать уровень безработицы и ее продолжительность, определять экономические и социальные последствия безработицы; 6) овладеть методикой индивидуальной защиты от безработицы, правильного выбора профессии, поиска и сохранения работы, повышения трудовой и профессиональной конкурентоспособности; 7) уметь определять на основе российского и зарубежного опыта, а также социально-экономического развития Республики Марий Эл особенности регулирования рынка труда, ее экономическую и социальную эффективность, пути увеличения занятости и преодоления безработицы.
При изучении темы трудовых ресурсов и трудового потенциала общества необходимо найти различия между понятиями: «трудоспособное население» и «трудоспособное население в трудоспособном возрасте», «экономически активное» и «экономически неактивное население». Следует обратить внимание на региональные факторы формирования и использования трудовых ресурсов, на демографическую ситуацию в Республике Марий Эл, овладеть методикой расчета коэффициента рождаемости и смертности, естественного прироста (убыли) населения, численности трудовых ресурсов, уровня экономической активности, величины трудового потенциала. Изучая теорию занятости населения, необходимо творчески осмыслить основные положения классиков и неоклассиков экономической науки, понять суть теории К.Маркса о занятости и безработице. Опираясь на положения Дж. Кейнса, следует дать критику основных положений классической теории занятости, раскрыть сущность теории эффективного спроса Дж. Кейнса и охарактеризовать значение его работы «Общая теория занятости, процента и денег». Необходимо определить роль бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики в решении проблем занятости, показать сущность и значение неоклассического синтеза, проанализировать использование кейнсианской и монетаристской теории в практике развитых стран с рыночной экономикой. Логическим продолжением теории занятости является определение ее сущности и содержания на современном этапе. Необходимо изучить основные правовые принципы занятости на основе Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Важно уметь самостоятельно анализировать состояние занятости и определять ее уровень, выявлять положительные и отрицательные тенденции, обратив особое внимание на виды, формы и структуру занятости. Следует уяснить, какие категории граждан относятся к занятому населению, а какие – к незанятому, в чем суть новой концепции занятости.
При изучении рынка труда как основной части всего рыночного механизма следует сопоставить определения понятий «рынок труда» и «рынок рабочей силы», рассмотреть зависимость между спросом и предложением рабочей силы, изучить основные элементы, функции, субъекты и виды рынка труда, разобраться в особенностях внешнего и внутреннего, первичного и вторичного рынков труда. Необходимо определить факторы формирования рынка труда, раскрыть количественную и качественную характеристики спроса на рабочую силу, уяснить влияние цены рабочей силы (заработной платы), получаемого дохода, миграции и других факторов на структуру и колебания величины предложения рабочей силы на рынке труда. На основе анализа соотношения спроса и предложения рабочей силы следует рассчитывать напряженность, оценивать ситуацию на региональном рынке труда Республики Марий Эл (города, района). Результатом функционирования рынка труда, несоответствия спроса и предложения рабочей силы в условиях рыночной экономики является безработица. Необходимо уточнить ее сущность, экономические и социальные последствия, дать характеристику всем видам безработицы, разобраться в ее показателях, научиться вести расчет уровня и продолжительности безработицы. В целях повышения эффективности занятости населения, предотвращения массовой безработицы используются различные формы и методы регулирования рынка труда и занятости населения. Необходимо глубоко изучить активные и пассивные меры государственной политики занятости населения, овладеть методикой индивидуальной защиты от безработицы, а именно методами ориентации в мире профессий и точного их выбора в соответствии со своими потребностями, интересами, склонностями и возможностями, способами делового общения, приемами поиска подходящего места работы, профессионально-психологической адаптации в коллективе и сохранения (повышения) уровня своей конкурентоспособности на рынке труда как при наличии работы, так и без нее.
Для более предметного изучения ситуации на рынке труда в Республике Марий Эл, форм и методов политики занятости и практического решения вопросов содействия трудоустройству и повышения качества рабочей силы необходимо самостоятельно изучить и использовать следующие документы Правительства Республики Марий Эл и Департамента ГСЗН Республики Марий Эл: Программа содействия занятости населения Республики Марий Эл на 2007-2009 годы; Концепция государственной политики занятости населения Республики Марий Эл на 1998-2005 годы; статистические сборники «Занятость и безработица в Республике Марий Эл по итогам каждого календарного года; Схема создания и сохранения рабочих мест в Республике Марий Эл на 1998- 2000 годы и на 2001-2005 годы; Схема действий органов исполнительной власти Республики Марий Эл в условиях чрезвычайной (критической) ситуации в сфере занятости населения. Заканчивая самостоятельную работу над курсом, проверьте себя, отвечая на следующие вопросы: 1. Как влияют состав населения, его воспроизводство и естественный прирост (убыль) на состояние человеческих ресурсов. Дайте определение этим понятиям и схему расчета коэффициента рождаемости, смертности, прироста (убыли) и т.д. 2. Что понимается под терминами «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал» и как они рассчитываются? 3. Какова структура трудовых ресурсов и каковы возрастные границы трудоспособного населения? 4. В чем преимущества и недостатки теории занятости различных экономических школ и как они используются в практике правительств развитых стран с рыночной экономикой? 5. В чем заключается социально-экономическое содержание занятости? 6. Какие основные принципы занятости сформулированы в Федеральном Законе «О занятости населения в Российской Федерации»? 7. Дайте характеристику основных видов и форм занятости. Можете ли Вы определить уровень занятости и уровень экономической активности населения? 8. Какова сущность и значение рынка труда? В чем разница понятий «рынок труда» и «рынок рабочей силы»? Назовите виды, элементы и субъекты рынка труда. Как определяется цена рабочей силы?
9. Что такое безработица и каковы причины ее возникновения? Охарактеризуйте статус и показатели безработицы. Назовите основные подходы к определению уровня безработицы и ее продолжительности. 10. Какие основные формы безработицы Вы знаете? Дайте характеристику каждой из них. 11. Какова зависимость безработицы от производительности труда, объемов производства, инфляции и заработной платы? Как рассчитать экономические последствия от безработицы и потери от неполной занятости? 12. Каковы социальные и психологические последствия безработицы? Назовите четыре типа безработных, позитивные и негативные стороны безработицы. 13. В чем сущность мер и механизма регулирования рынка труда и предотвращения массовой безработицы? Какова роль в этом программы содействия занятости населения? Дайте характеристику активным формам и рассчитайте их экономическую эффективность. 14. В чем суть социального партнерства на рынке труда и какова роль в его развитии государственной службы занятости? 15. Какова система социальных гарантий и материальной поддержки в сфере занятости? Индивидуальная защита от безработицы и способы поиска работы. 16. Охарактеризуйте ситуацию на рынке труда в Республике Марий Эл, в Вашем городе (районе). В чем особенности безработицы? Примечание. Для организации самостоятельной работы рекомендуется: 1) изучить законопроекты и другие официальные документы Российской Федерации и Республики Марий Эл, связанные с занятостью населения; 2) ознакомиться с основной и дополнительной литературой в соответствии с темами учебного курса; 3) проанализировать ситуацию на рынке труда в Республике Марий Эл, городах и районах на основе изучения местного печатного материала и посещения городских (районных) центров занятости по месту проживания; 4) в случае затруднений при самостоятельной работе над отдельными темами курса необходимо обратиться за консультацией к преподавателю, ведущему курс. Учебное издание
НИЗОВА Людмила Михайловна
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Часть I. НАСЕЛЕНИЕ И ЗАНЯТОСТЬ
Учебное пособие
Редактор П. Г. Павловская Компьютерная верстка Е.А. Рыбакова С.Н. Эштыкова
Подписано в печать 11.08.2008. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. п. л. 13,5. Уч.-изд. л. 10,5. Тираж 150 экз. Заказ № 3882.
Марийский государственный технический университет 424000 Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3
Редакционно-издательский центр Марийского государственного технического университета 424006 Йошкар-Ола, ул. Панфилова, 17 [1] Экономическая теория: хрестоматия. – М: Высшая школа, 1995. – С. 20. 2 Экономическая теория: хрестоматия. – М: Высшая школа, 1995. – С. 25. 3 Маршалл, А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. – М. 1993.– Т. 2.– С. 29. 4 Мальтус,Т. Антология экономической классики / Т.Мальтус, Д. Кейнс.- М., 1993.- С. 353. 5 Маркс, К. Соч. / К.Маркс, Ф.Энгельс. – 2-е изд. – М., 1960, – – Т. 23 – С. 626. 6 Там же. - С. 626. 7 Мальтус, Т. Антология экономической классики / Т.Мальтус, Д.Кейнс, К.Ларин.– М., 1993.– С. 424. [8] Мальтус, Т. Антология экономической классики / Т. Мальтус, Д. Кейнс, К. Ларин. – М., 1993. – С. 346. [9] Мальтус, Т. Антология экономической классики / Т. Мальтус, Д. Кейнс, К. Ларин. – М., 1993. – С.346. [10] Самуэльсон, П. Экономика. Т. 2 / П.Самуэльсон. – М., 1994. – С. 343. [11] Мэнкью, Н.Грегори. Макроэкономика / Н.Грегори Мэнкью. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 28. [12] Экономика: учеб. для экономических академий, вузов и факультетов / под ред. А.С.Булатова. – М.: Бек, 1995. – С. 32-33. [13] Кэмпбелл, Р.Макконел Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Т. 1 / Кэмпбелл, Р. Макконелл, Стенли, Л.Брю. – М.: Республика, 1992. – С. 334. [14] Кэмпбелл, Р. Макконелл Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Т. 1 / Кэмпбелл, Р. Макконелл, Стенли, Л.Брю.. – М.: Республика, 1992. – С. 335. [15] Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости. – М.: ООО Фирма «Инфограф», 1997. – 112 с. [16] Федеральный закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Рос. газ. – 1996. – 6 мая. – 5 с. [17] Самуэльсон, П. Экономика: Вводный курс / П. Самуэльсон; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1964. – С. 186. [18] Самуэльсон, П. Экономика: Вводный курс / П. Самуэльсон; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1964. – С. 201. [19] Антосенков, Е. Социально-трудовая сфера предприятий / Е. Антосенков, О. Петров. // Экономист.– 1998.– №6.– С. 44-51. [20] Арзамасцев, А.Д. Проблемы государственного регулирования в условиях рынка / А.Д. Арзамасцев, М.М. Гудов // Вторые Вавиловские чтения. Диалог наук на рубеже ХХ-ХХI веков и проблемы современного общественного развития: материалы постоянно действующей всероссийской международной науч. конф. Ч. 1.– Йошкар-Ола: МарГТУ, 1997.– С. 61-63. [21] Катков, Н.С. Реформирование отраслей АПК. Проблемы и информационные системы / Н.С. Катков // Вавиловские чтения. Диалог наук на рубеже ХХ-ХХI веков и глобальные проблемы современности: материалы постоянно-действующей междисциплинарной науч.-практ. конф.– Йошкар-Ола: МарГТУ, 1996.– С. 51-52. [22] Похвощев, В.А. Формирование занятости населения России в переходный период становления рыночных отношений: автореферат дис. … д-ра экон. наук / В.А. Похвощев.– М.: Изд-во ИГСУ «Союз», 1995.– 38 с. [23] Похвощев, В.А. Формирование занятости населения России в переходный период становления рыночных отношений / автореферат дис.... д-ра экон. наук / В.А. Похвощев.– М.: Изд-во ИГСУ «Союз», 1995.– 38 с. [24] Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой.– М.: Изд-во МГУ, 1996.– 623 с. [25] Кашепов, А.В. Перспективы занятости / А.В. Кашелов // Экономист.– 1995.– №12.– С. 45.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|