Должностные инструкции логопеда
Стр 1 из 10Следующая ⇒ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................ 5 ЧАСТЬ 1 1. Инструктивное письмо.............................................................................................................. 7 2. Сборник приказов и инструкций 3. Должностные инструкции логопеда........................................................................................ 9 4. Программы обучения............................................................................................................... 14 5. Годовой план работы логопеда............................................................................................... 15 6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.............................................. 23 7. Паспорт логопедического кабинета....................................................................................... 23 8. Журнал учета посещаемости фронтальных 9. График рабочего времени логопеда. 10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу............................................ 28 11. Речевые карты......................................................................................................................... 30 12. Отслеживание динамики развития устной 13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года................................................ 36 ЧАСТЬ 2
1. Речевые пробы и система их оценки...................................................................................... 40 Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР.............................................................. 53 Образец заполнения индивидуального 2. Экспресс-диагностика письменной речи Протокол отслеживания динамики состояния письма Образец заполнения протокола отслеживания 3. Речевая карта младшего школьника....................................................................................... 56 ЧАСТЬ 3 1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией......................................................... 76 Артикуляторно-акустическая дисграфия................................................................................ 76 Акустическая дисграфия.......................................................................................................... 76 Дисграфия, обусловленная нарушением Аграмматическая дисграфия.................................................................................................... 77 Оптическая дисграфия.............................................................................................................. 78 2. Планы работы Артикуляторно-акустическая дисграфия................................................................................ 78 Акустическая дисграфия.......................................................................................................... 83
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза............................. 88 Аграмматическая дисграфия.................................................................................................... 92 Оптическая дисграфия........................................................................................................... 96 ВВЕДЕНИЕ Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен в талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком. В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Существует ряд речевых проблем, которые можно решить только в рамках специальной речевой школы, однако таковых незначительное количество, и напротив, огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы. В связи с переходом на интегрированное обучение возросли требования к учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательного учреждения. Это касается как проблем дифференциальной диагностики, так и разработки методов и приемов коррекционной работы. Цель логопеда логопункта — оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи. К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии. Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку (а не усвоение материала программы, что бывает зачастую). Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.
Пособие состоит из трех частей. В первой части рассматриваются основные нормативные документы, которыми может руководствоваться учитель-логопед школьного логопункта. Необходимо отметить, что в зависимости от региона, в котором работает учитель-логопед, могут быть внесены изменения в список представленных документов (может меняться их количество, вид рекомендованных существующих документов и так далее), однако выполнение требований и рекомендаций основных нормативных документов неоспоримо. Все представленные образцы документов были разработаны и апробированы как самим автором в ходе практической деятельности, так и большим количеством логопедов различных районов города Самары и Самарской области в течение продолжительного времени. Во второй части пособия предлагается программа по преодолению пяти форм дисграфии. В третьей части рассматривается система коррекционной работы по всем пяти формам дисграфии. Книга может вызвать интерес у широкого круга лиц: — логопедов общеобразовательных и специальных школ разного типа; — учителей начальных классов и преподавателей русского языка; — студентов дефектологического факультета; — логопедов дошкольных учреждений (для осуществления взаимосвязи); — родителей, чьи дети имеют подобные нарушения. ЧАСТЬ 1 Среди всех документов, имеющихся в арсенале школьного логопеда, как наиболее важные можно выделить: 1. Инструктивное письмо; 2. Сборник приказов и инструкций; 3. Должностные инструкции; 4. Программы обучения (для школьников с ФФНР, ФНР, ОНР, нарушением письма и чтения), допущенные к применению Министерством образования и науки РФ или местными органами управления; 5. Годовой план работы логопеда; 6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся; 7. Паспорт логопедического кабинета;
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий; 9. График рабочего времени логопеда (циклограмма рабочего времени); 10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу; 11. Речевые карты (в зависимости от речевого дефекта); 12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг с аналитической справкой по результатам мониторинга); 13. Годовой отчет специалиста о проделанной работе (в конце года). Логопед школьного логопункта или учитель-логопед специальной школы строит свою работу, ориентируясь на три нормативных документа: — инструктивное письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», — сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР от сентября 1979 г., — постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». Ниже приведены наиболее важные положения указанных документов. Инструктивное письмо Согласно инструктивному письму Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи в формировании предпосылок к усвоению общеобразовательных программ (особенно родному языку) учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера). На логопедический пункт зачисляются дети, обучающиеся в данном общеобразовательном учреждении. Основанием для зачисления ребенка на логопункт служит наличие у него следующих дефектов: — общего недоразвития речи разной степени выраженности; — фонематического недоразвития речи; — недостатков произношения — фонетического дефекта; — дефектов речи, обусловленных нарушением подвижности и строения речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); — нарушений чтения и письма, обусловленных различными причинами. Зачисление на логопункт осуществляется в установленные сроки. Обязательно проводится обследование детей. Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского образовательного учреждения не более 20 человек. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого нарушения. Групповые занятия проводятся: — с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленное различными причинами, не менее трех раз в неделю;
— с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие или фонематический дефект, не менее двух-трех раз в неделю; — с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю; — с обучающимися, имеющими заикание, не менее трех раз в неделю. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут. Согласно инструктивному письму МО РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, составляет:
2. Сборник приказов и инструкций Этот сборник направлен на разработку и осуществление мер по всестороннему совершенствованию деятельности логопедов логопедических пунктов, усиление их роли в оказании специализированной помощи школьникам, имеющим нарушения письменной и устной речи. Фактически он представляет собой положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах, которое содержит следующие разделы: 1. Общие положения; 2. Организация логопедической помощи; 3. Учитель-логопед; 4. Руководство и контроль за логопедической работой; 5. Приложения. В сборник также входит инструктивное письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе. В нем рассмотрены основные направления, которые можно реализовать в повседневной практике с учетом индивидуальных особенностей детей. В настоящее время существует ряд документов, которые вносят изменения и дополнения в существующий сборник. Таковым является постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». В нем установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Так у учителей-логопедов и дефектологов она составляет 20 педагогических (астрономических) часов в неделю. Необходимо учитывать, что педагогический час включает в себя либо одно фронтальное занятие (академический час) и перерыв, либо два индивидуальных занятия и перерывы между ними. Поэтому он приравнивается к астрономическому часу. Должностные инструкции логопеда Перечень должностных инструкций логопеда обязательно должен быть на каждом логопункте, поэтому в рамках данного пособия он приведен с указанием основных разделов. Документ должен быть подписан логопедом по следующему образцу: «Ознакомлен(а)», подпись с расшифровкой и датой. Должностная инструкция учителя-логопеда 1. Общие положения 1.1. Должностные инструкции учителя-логопеда МОУ[1] разработаны на основе: — тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопеда, изложенной в приказе МО РФ №463/1268 от 31 декабря 1995 г. «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования»; — положения о школьном логопункте; — типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с отклонениями в развитии (постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. №288 с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.); — инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/ 20-4 «Об учителях логопедах и педагогах психологах учреждений образования». 1.2. В своей работе руководствуется уставом дошкольного образовательного учреждения №_____, правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями заведующего. 1.3. Учитель-логопед назначается и освобождается от занимаемой должности приказом директора МОУ. 1.4. Учитель-логопед подчиняется директору МОУ по административной линии, а по профессиональной линии — старшему логопеду района, логопеду-методисту района или ПМПК; согласует свою деятельность с научно-методическим центром, со специалистами-дефектологами вышестоящих органов управления образования. 1.5. В своей работе учитель-логопед МОУ руководствуется: — законодательством РФ и региональным; — Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. №44/25; — Всеобщей декларацией прав ребенка; — приказами и иными документами соответствующих региональных органов управления; — уставом МОУ. 1.6. Продолжительность рабочего времени в неделю составляет 20 астрономических часов педагогической и преподавательской работы, которая включает проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы между ними (постановление правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 г. №191). 2. Организация логопедической работы в МОУ 2.1. Логопед МОУ занимается с детьми, имеющими несложные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, нарушение письменной речи). Акцент в своей работе учитель-логопед ставит на фронтальную (групповую и подгрупповую) работу по преодолению и предупреждению нарушений письма и чтения. Выявленные в ходе обследования дети с тяжелыми нарушениями речи (заикание), направляются на ПМПК с целью перевода их в коррекционное учреждение[2]. Данная категория детей не получает логопедическую помощь на логопункте. 2.2. Прием воспитанников с недостатками речи производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. 2.3. Выявление воспитанников с нарушением речи проводится с 1 по 15 сентября (с 1 но 15 января по требованию администрации, в случае прохождения учреждением аттестации и т.п.) и с 15 по 30 мая. 2.4. В течение учебного года логопедические занятия посещают 20-25 детей. Основной формой коррекционной работы являются индивидуальные и групповые занятия. Из детей, зачисленных на логопункт, формируются группы:
Примечание. Если логопед работает по классификации, предложенной ЛГПИ им. Герцена, то наполняемость группы для детей с нарушением письма будет зависеть от формы. Например, при аграмматической, оптической дисграфии и дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, наполняемость группы в городе — 4—5 человек, в селе — 2—4 человека. При акустической и артикуляторно-акустической дисграфии наполняемость группы в городе — 5—6 человек, в селе — 4—5 человек.
2.5. Коррекционные занятия в МОУ проводятся с 15 сентября по 15 мая включительно. 2.6. Индивидуальные коррекционные занятия с каждым ребенком проводятся не реже 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 15-20 мин. Перерывы между индивидуальными занятиями 5 минут. 2.7. Групповые коррекционные занятия проводятся по расписанию логопеда, продолжительность занятий 40 минут (академический час). Перерывы между фронтальными занятиями составляют 10—15 минут. 2.8. Материал для занятий должен отвечать коррекционным задачам и соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка. 2.9. Ответственность за обязательное посещение логопедических занятий возлагается на учителя-логопеда, родителей, учителей и администрацию МОУ. 3. Должностные обязанности учителя-логопеда МОУ 3.1. Учитель-логопед имеет высшее дефектологическое образование. 3.2. Обследует воспитанников ДОУ с целью определения характера, структуры и степени выраженности имеющегося у них дефекта. 3.3. Направляет детей с тяжелыми нарушениями речи и другими отклонениями в развитии (нарушения слуха, зрения, интеллекта, ЗПР и др.) в учреждения, способные решать вопрос о дальнейшей коррекционной помощи, а также для определения адекватной формы и программы обучения. 3.4. Проводит индивидуальные занятия по коррекции несложных речевых нарушений. 3.5. Повышает свою профессиональную квалификацию. 3.6. Консультирует педагогов и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи. 3.7. Ведет просветительскую работу среди педагогов и родителей, направленную на раннее выявление речевых нарушений, предупреждение тяжелых нарушений речи, в том числе письменной речи. 3.8. Ведет и своевременно оформляет соответствующую документацию (речевые карты на каждого ребенка, планы работы, тетради заданий и др.). 3.9. С целью повышения профессионального уровня принимает участие в работе методических объединений, проходит курсовую переподготовку, аттестацию. 3.10. Участвует в работе Психолого-медико-педагогического консилиума МДОУ по запросам администрации. 3.11. Работает в тесном контакте с другими педагогами школьного учреждения, обеспечивая комплексность воздействия на детей. Дает рекомендации педагогам ОУ по организации речевой работы с детьми в классе. 3.12. Проводит работу с родителями (законными представителями) воспитанников, давая консультации, проводя беседы, выступая по проблемам речевого развития детей. 3.13. Регулярно проходит медицинский осмотр и сдает экзамен по санитарному минимуму. 3.14. Не разглашает медицинские данные, предоставляемые родителями и узкими специалистами для оформления речевой карты, без письменного запроса другим учреждениям и физическим лицам. 4. Права Логопед имеет право в пределах своей компетенции: 4.1. Пользоваться информацией педагогов-психологов, учителей-дефектологов, врачей о результатах диагностических исследований обучающихся (воспитанников). Обращаться с запросами в медицинские, диагностические и другие учреждения. 4.2. Принимать участие в работе методических объединений района и образовательного учреждения по вопросам воспитания и обучения детей с речевой патологией. 4.3. Повышать свою квалификацию всеми доступными методами, проходить аттестацию на добровольной основе на соответствующую категорию и получать ее в случае успешного выполнения. 4.4. Требовать от руководителя МОУ создания условий для успешного выполнения функциональных обязанностей. 4.5. Пользоваться льготами и преимуществами в оплате труда, продолжительности очередного отпуска, предусмотренными законодательством для учителей-логопедов. 4.6. На защиту профессиональной чести и достоинства. 4.7. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 4.8. Свободно выбирать и использовать методики для обследования речевого развития детей младшего школьного возраста, а также обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, методы оценки знания воспитанников. 5. Ответственность 5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, законных распоряжений руководителя учреждения или иных нормативных актов, в том числе за превышение предоставленных прав, учитель-логопед несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. 5.2. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение. 5.3. За применение, в том числе однократное, методов и приемов воспитания, связанных с психическим или физическим насилием над личностью ребенка, учитель-логопед может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок является мерой дисциплинарной ответственности. 5.4. Логопед несет персональную ответственность за: — жизнь и здоровье детей во время логопедических занятий; — устранение речевых нарушений (исключая случаи, не зависящие от логопеда — нарушение речи, обусловленное снижением слуха, зрения, интеллекта, патологией в строении речевого аппарата, требующей помощи узких специалистов); — правильность постановки заключения, использования методов и приемов обучения и коррекции; — сохранение документации логопеда в соответствии с установленными сроками; — принятие решений строго в рамках своей профессиональной компетенции; — соблюдение правил внутреннего распорядка; — своевременное выполнение распоряжений администрации в рамках функциональных и должностных обязанностей; — бережное отношение к имуществу и ценностям образовательного учреждения. 6. Должностные взаимоотношения 6.1. Учитель-логопед самостоятельно планирует работу на каждый учебный год. План работы утверждается руководителем образовательного учреждения не позднее 10 дней после начала учебного года и сдается районному логопеду или методисту учителей-логопедов в установленные сроки (по требованию). 6.2. Отчитывается перед руководителем образовательного учреждения и методистом учителей-логопедов данного района о своей деятельности и результатах работы за истекший учебный год в течение 10 дней после окончания фронтальных занятий (то есть после 1 июня). 6.3. Получает информацию организационного нормативно-правового характера от методиста учителей-логопедов МОУ своего района или города. 6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам коррекции и учебно-воспитательного процесса с врачами, педагогами-психологами, учителем-дефектологом, учителями, другими педагогами, работающими с данными детьми. 6.5. Самостоятельно планирует свою деятельность в течение рабочей недели, исходя из циклограммы рабочего времени логопеда МОУ. 6.6. План работы утверждает руководитель МОУ и районный логопед или логопед-методист данного района. Программы обучения Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные программы по преодолению ОНР, ФНРи ФФНР.Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФпрограммы по преодолению нарушений письма и чтения, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме. Однако существует еще один путь — использование региональных авторских программ по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР,рекомендованных к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов. Автор данного пособия предлагает вашему вниманию свою программу по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет. Хочется отметить, что при использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок). В рекомендуемых планах работы, представленных в приложении программы, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. Специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план. Необходимо выбрать для рассмотрения только те темы, в изучении которых существует необходимость. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждого плана работы необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу. 5. Годовой план работы логопеда Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий. Цель данного документа — отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года. По мнению автора данного пособия, оптимальным вариантом оформления годового плана работы является таблица с указанием направлений работы, перечнем мероприятий по каждому направлению, сроками или датами проведения, указанием, в какой роли учитель-логопед выступал на каждом мероприятии (участник, слушатель и т.д.). Такая форма позволяет рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими участниками коррекционного и педагогического процесса, в конце года облегчает составление отчета о проделанной работе. I. Организационная работа В данный блок входят те мероприятия, которые логопед осуществляет в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т.д.). Также сюда может относиться разработка и написание отчетной документации логопеда на начало и конец учебного года. II. Коррекционная работа В данном разделе плана специалист указывает сроки коррекционной работы, формы организации занятий. III. Научно-методическая работа В данном разделе специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и проводившиеся в рамках данного МДОУ, района, города и т.д. Логопед также указывает свою роль в этом мероприятии. Здесь же можно указать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются). IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются: — учителя начальных классов; — педагог-психолог; — родители; — администрация общеобразовательного учреждения; — специалисты поликлиники, школьная медсестра. Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д. В настоящее время многими логопедами применяется несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные планы работы учителя-логопеда с родителями, со специалистами, а также план методической работы на текущий год.
Составление полного плана методической работы значительно облегчает составление отчета о проделанной работе учителя-логопеда в конце года. Ниже приведен образец годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 200___/200___ учебный год логопеда МОУ №________ «Утверждаю» Директор МОУ №__________ ФИО_____________________
|