Серия 5. Исследование грамматического строя речи
1. Исследование навыков словообразования. А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: □ книга __________________ □ воробей _______________________ □ стул ___________________ □ ковер _________________________ □ ведро __________________ □ хлеб __________________________ □ гриб ___________________ □ топор _________________________ □ белка __________________ □ скамейка ______________________ Б. Образование названий детенышей: □ у лисы _________________ □ у козы _________________________ □ у утки _________________ □ у собаки _______________________ □ у свиньи _______________ В. Образование глаголов префиксальным способом: лить ___________________________________________________________ шел ___________________________________________________________ Г. Образование относительных прилагательных: □ скамейка из дерева _____________________________________________ □ тетрадь из бумаги ______________________________________________ □ сумка из кожи _________________________________________________ □ кукла из резины _______________________________________________ □ шуба из меха __________________________________________________ □ сок из моркови ________________________________________________ Д. Образование притяжательных прилагательных (хвост чей? ухо чье? голова чья?): □ у лисы _______________________________________________________ □ у лошади _____________________________________________________ □ у медведя _____________________________________________________ □ у льва ________________________________________________________ □ у овцы _______________________________________________________ □ у тигра _______________________________________________________ 2. Исследование навыков словоизменения. А. Образование существительных множественного числа: □ ухо ____________________ □ утенок ________________________ □ стул ____________________ □ ведро _________________________ □ книга ___________________
Б. Предложно-падежные формы:
В. Падежные конструкции:
Г. Согласование прилагательных с существительными[8]. Прочитай словосочетания, допиши слова: □ портрет краси... _______________________________________________ □ стаканчик бумаж... _____________________________________________ □ улыбка приветли... _____________________________________________ □ дни тепл... ____________________________________________________ □ окно гряз... ___________________________________________________ Д. Согласование существительных с числительными 1, 2, 5: Посчитай предметы и запиши словосочетания. Например: 1 гусь, 2 гуся, 5 гусей. □ дом _________________________________________________________ □ окно ________________________________________________________ □ ведро ________________________________________________________ □ дерево _______________________________________________________ □ кукла ________________________________________________________
Серия 6. Обследование связной речи 1. Составление рассказа по сюжетной картинке. _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (3—4 картинки). _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 3. Пересказ прослушанного рассказа. ГОРОШИНЫ по И.Н. Садовниковой В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Обследование письма А. Дисграфические ошибки
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Б. Орфографические ошибки _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Обследование навыков чтения А. Обследование чтения: побуквенное, послоговое, беглое, медленное, быстрое, плавное, угадывающее, монотонное, выразительное ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Б. Дислексические ошибки __________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В. Ответы на вопросы по прочитанному, пересказ (точный, неточный) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Г. Понимание прочитанного (поверхностное, полное) ____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (самостоятельность, организованность, наблюдательность, работоспособность, устойчивость внимания...) _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результат первого года обучения ______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Результат второго года обучения ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Дата ___________________ Подпись логопеда _____________________ «Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий» (Сборник приказов и инструкций МП РСФСР №26. 1979. С. 28). Подпись родителей ______________________________________________ Подпись директора МОУ _________________________________________ М.П. Приложение 1 к речевой карте САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащегося ________ класса __________________________________________________________________ (200— / 200___учебный г.) 1. Подбери однокоренные слова. □ стол _________________________________________________________ □ сноп _________________________________________________________ □ гриб _________________________________________________________ □ лист _________________________________________________________ □ лес __________________________________________________________ □ винт _________________________________________________________ 2. Подбери слова-антонимы. □ Большой _____________________________________________________ □ Старый_______________________________________________________ □ Низкий _______________________________________________________ □ Сесть ________________________________________________________ □ Широкий _____________________________________________________ □ Говорить _____________________________________________________ □ Смелый ______________________________________________________ □ Ссориться ____________________________________________________ □ Здоровый ____________________________________________________ □ Далеко _______________________________________________________ □ Сильный _____________________________________________________ □ Быстро _______________________________________________________ 3. Запиши предложения, раскрывая скобки. □ Саша (ото)рвал (от)цветка (от)росток._____________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ □ Лодка (с)ребятами (от)плыла (от)берега. __________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ □ Ребята (с)двинули парты (с)места и стали (под)метать пол. _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 4. Заполни таблицу.
5. Вставь нужные предлоги и приставки. □ Всадник ___ вязал лошадь ___ дерева и ___ скочил ___седло. □ Легкий ветерок ___дувает пыль ___ дороги. □ Весело ___ бежали весенние ручьи ___ лесам и оврагам.
6. Подбери к словам-признакам слова-предметы, из предложенных ниже вариантов: □ интересная ___________________________________________________ □ полосатая ____________________________________________________ □ увлекательное _________________________________________________ □ морозный ____________________________________________________ □ вкусный ______________________________________________________ □ высокий ______________________________________________________ □ холодное _____________________________________________________ □ хорошее ______________________________________________________ □ звонкая ______________________________________________________ Мороженое, песня, сказка, зебра, забор, путешествие, настроение, воздух. 7. Подбери слова-признаки к словам-предметам. □ осень (какая?) _________________________________________________ □ день (какой?) _________________________________________________ □ солнце (какое?) ________________________________________________ □ друзья (какие?) ________________________________________________
8. Допиши окончания. Льнян___ полотенце Тепл___ дни Красив___ портрет Осенн___ погода Син___ тетрадь Последн___ страница Бумажн___ стаканчик Грязн___ окно Приветлив___ улыбка Морозн___ день
Приложение 2 к речевой карте ОБРАЗЦЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ учащегося ________ класса (200 / 200 учебный г.) Диктант Изложение ЧАСТЬ 3 Частичное расстройство письма, в настоящее время достаточно часто встречающееся у детей младшего школьного возраста, обозначают термином дисграфия. По мнению автора, у детей этой возрастной категории наблюдается не столько расстройство письма, сколько трудности в овладении письменной речью. Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательных школ не связано ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни. Часто дисграфия сочетается с дислексией (нарушением чтения). Ошибки чтения и письма не являются постоянными или единичными для конкретного слова. Поэтому один фактор не может быть основой для постановки заключения «дисграфия». В настоящее время специалистами предпринимаются попытки классифицировать нарушения письменной речи. Предложено множество различных подходов к данной проблеме. Последняя классификация дисграфии, разработанная кафедрой ЛГПИ им. Герцена, выделяет следующие формы дисграфии: — артикуляторно-акустическая; — дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания; — дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа синтеза; — аграмматическая; — оптическая. В основе данной классификации лежит несформированность определенных операций процесса письма. Данная классификация представляется автору наиболее убедительной. Ее состоятельность подтверждают результаты обследования устной и письменной речи детей, подкрепляет опыт работы многих специалистов. Коррекция дисграфии производится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии. В процессе коррекционного обучения наряду с общими задачами логопедии должны решаться также частные задачи: — формирование фонематического восприятия; — формирование навыков фонематического анализа и синтеза; — формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза; — формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза; — формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях; — развитие пространственно-временной ориентации; — развитие зрительного и слухового восприятия; — развитие связной речи; — развитие процессов чтения и письма. Одной из главных задач логопеда, работающего с детьми-дисграфиками, является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого зависят методы и продолжительность обучения. Процесс коррекции дисграфии тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики. Учитывая, что дети с дисграфией отстают в письме с первого класса, необходимо начинать работу по устранению нарушений письменной речи с начала второго учебного года (2-го класса) по Программе I-IV. Необходимо отметить, что отсутствие в настоящее время коррекционной программы для детей с нарушением письма и чтения, а также недостаточное количество методических разработок и практических пособий осложняют работу логопедов и позволяют говорить об актуальности данной проблемы. Предложенная автором программа коррекционной работы с детьми, страдающими дисграфией, состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен одной из форм дисграфии: — артикуляторно-акустической; — дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания; — дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза; — аграмматической; — оптической. Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей, но не расписана по классам (так как логопедическая работа ведется по единой для всех возрастных категорий системе). Разница заключается в подборе лексического материала, который должен соответствовать всем программным требованиям по русскому языку, предъявляемым к массовой школе (по Программе 1-4 или 1-3). Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма проводится на уровне: 1. Звука, буквы; 2. Слога; 3. Слова; 4. Словосочетания; 5. Предложения; 6. Текста. Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи). Дети, зачисленные на занятия к логопеду, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе: графическое оформление предложений, правописание имен собственных, правописание гласных в корне слова и после шипящих Ж-Ш-Ч-Щ-Ц, правописание ЧН-ЧК, употребление Ь. Последняя тема изучается на занятиях во время знакомства с мягкими и твердыми согласными, так как является частью программы по изучению твердых и мягких согласных и дифференциации этих звуков на письме. При подборе лексического материала учитывается знание детьми таких понятий как «часть речи», «грамматические формы рода, числа, падежа» и т.д. Кроме того, дети изучают различные по цели высказывания предложения; знакомятся со строением и основными признаками текста; изучают морфологическое строение слова; строят словосочетания и предложения и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|