Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза
В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Поэтому основными задачами обучения являются:
1. Развитие фонематического анализа и синтеза;
2. Развитие слогового анализа и синтеза;
3. Развитие языкового анализа и синтеза.
Программа рассчитана на 85 часов. Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные 1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-синтетический метод.
Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ОНР.
План работы, по преодолению дисграфии,
обусловленной нарушением языкового анализа
и синтеза
Тема занятия
| Содержание работы
| Часы
|
1. Звук
|
1. Звук. Гласные-согласные звуки
| Знакомство с речевыми звуками. Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков на всех этапах
|
|
2. Гласные I ряда
| Знакомство с гласными (ряда. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Образование гласных 1 ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция). Соотнесение звуков с буквами. Знакомство со схемой. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места гласных 1 ряда во всех позициях в слове. Развитие звукового анализа и синтеза
|
|
3. Гласные II ряда
| Знакомство с гласными II ряда. Развитие фонематического восприятия, слуха. Соотношение со схемой и символом. Знакомство со звуковой схемой слова. Работа по звуковому анализу и синтезу. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Развитие неречевых процессов
|
|
4. Мягкий знак
| Роль мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком. Закрепление знаний орфографии. Соотнесение слов со схемой. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического
|
|
Тема занятия
| Содержание работы
| Часы
|
| мышления. Обогащение словаря. Работа по звукобуквенному анализу
|
|
5. Согласные звуки
| Знакомство с согласными звуками. Развитие фонематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе слогов и слов
|
|
II. Слог
|
6. Слог
| Знакомство со слогом. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Определение положения определенного слога. Знакомство с одно-, дву-, трех- и четырехсложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос слов. Соотнесение со слоговой схемой
|
|
7. Ударение. Ударная гласная
| Знакомство с ударением. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова..Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам
|
|
8. Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я)
| Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение словаря. Работа со схемами слов
|
|
III. Слово
|
9. Родственные слова. Корень слова
| Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков родственных слов: единый корень,
|
|
Тема занятия
| Содержание работы
| Часы
|
| близость значения. Закрепление знаний о безударных гласных. Обогащение словаря. Подготовительная работа по словообразованию. Выделение корня в словах
|
|
10. Образование слов при помощи суффиксов
| Знакомство с суффиксами. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение суффиксов в словах. Соотнесение со схемой. Работа на морфологическом уровне. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением)
|
|
11. Словообразование слов при помощи приставок
| Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с — со, на — над...). Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов
|
|
12. Приставки и предлоги
| Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов
|
|
13. Морфологический состав слова
| Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с графическими схемами слов. Развитие неречевых процессов
|
|
IV. Словосочетание и предложение
|
14. Состав предложения
| Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения. Работа
|
|
Тема занятия
| Содержание работы
| Часы
|
| над деформированным предложением
|
|
V. Связная речь
|
15. Последовательный рассказ
| Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с деформированным текстом. Восстановление рассказа по плану
|
|
16. Описательный рассказ
| Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Работа над деформированным текстом
|
|
17. Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картин
| Работа на уровне текста. Закрепление навыка использования в речи межфразовых связей. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок)
|
|
К концу обучения дети должны знать:
— гласные и согласные звуки и буквы;
— определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;
— чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
— графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
— правописание предлогов и приставок.
К концу обучения лети должны уметь:
— различать гласные и согласные звуки;
— различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
— определять ударные и безударные гласные, слоги;
— определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;
— определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
— производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
— графически обозначать звуки, слоги и слова.
Аграмматическая дисграфия
Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Является составной частью единого симптомокомплекса лексико-грамматического недоразвития. Чаще всего отмечается у детей с ОНР. Программа рассчитана на 80 часов и охватывает следующие уровни: слово, предложение, текст.
Задачи коррекционного обучения:
1. Установление логических и языковых связей между предложениями;
2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
7. Обучение конструированию сложного предложения.
Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ОНР.
План работы по преодолению
аграмматической биографии
Тема занятия
| Содержание работы
| Часы
|
1. Слово. Словосочетание. Предложение
|
А. Развитие навыков словообразования
|
1. Родственные слова
| Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования
|
|
2. Корень слова
| Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов
|
|
3. Приставка
| Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами
|
|
4. Суффикс
| Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса
|
|
5. Морфологический состав слова
| Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значений слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов
|
|
6. Предлоги
| Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога
|
|
Б. Развитие навыков словоизменения
|
7. Слова-предметы
| Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы.
|
|
Тема занятия
| Содержание работы
| Часы
|
| Обогащение номинативного словаря
|
|
8. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа
| Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имен существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного)
|
|
9. Практическое употребление существительных разного рода
| Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие Логического мышления
|
|
10. Употребление существительных в косвенных падежах
| Знакомство с падежными формами имен существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи
|
|
В. Развитие навыков согласования слов
|
11. Слова-признаки
| Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой
|
|
12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе
| Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами
|
|
13. Согласование прилагательных с существительными в падеже
| Согласование существительных с прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи
|
|
Тема занятия
| Содержание работы
| Часы
|
14. Слова-действия
| Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой
|
|
15. Согласование глагола с существительным в числе
| Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия
|
|
16. Согласование глагола с существительным в роде
| Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами
|
|
17. Согласование глагола с существительным во времени
| Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений
|
|
18. Имя числительное
| Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи
|
|
II. Предложение
|
19. Предложение
| Соотнесение предложений с графическими схемами. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — словосочетание — текст
|
|
Тема занятия
| Содержание работы
| Часы
|
20. Состав предложения
| Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями
|
|
III. Текст
|
|
21. Работа над текстом
| Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста
|
|
| | | |
К концу обучения дети должны знать:
— признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части — корня);
— состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;
— правописание суффиксов и приставок;
— части речи;
— как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;
— главные и второстепенные члены предложения;
— сложное предложение и его состав; виды связи в сложном предложении;
— виды связи в словосочетании (смысловые и логические).
К концу обучения дети должны уметь;
— распознавать части речи и их основные признаки;
— изменять слова по числам, родам и падежам;
— определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
— производить разбор слова по составу;
— различать понятия словоизменение и словообразование;
— выделять из текста слова, словосочетания и предложения;
— устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;
— устанавливать связи между частями сложного предложения;
— составлять и анализировать сложное предложение.
Оптическая дисграфия
Эта форма дисграфии тесно связана с недоразвитием зрительного гнозиса и праксиса, пространственных и временных представлений.
Данная часть программы рассчитана на 80 часов, хотя количество может меняться в сторону увеличения, либо уменьшения (все зависит от количества смешиваемых букв). Все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.
Оптически сходные буквы
| Кинетически сходные буквы
|
рукописные
| печатные
| рукописные
| печатные
|
загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
|
—
| —
| —
| —
| —
| î — à
| —
| —
|
—
| —
| —
| —
| —
| è — ó
| —
| —
|
—
| —
| —
| —
| —
| å — å
| Е — Е
| е — е
|
—
| —
| —
| —
| Ó —×
| —
| —
| —
|
—
| —
| —
| —
| È — Ù
| è — ù
| И — Щ
| и — щ
|
—
| —
| —
| —
| È — Ö
| è — ö
| И — Ц
| и — ц
|
—
| —
| —
| —
| È — Ø
| è — ø
| И — Ш
| и — ш
|
—
| —
| —
| —
| Ë — ß
| ë — ÿ
| —
| —
|
—
| —
| —
| —
| Ë — À
| —
| Л — А
| —
|
—
| —
| —
| —
| —
| à — ä
| —
| —
|
—
| —
| —
| —
| —
| î — ä
| —
| —
|
Ñ — Ý
| ñ — ý
| С — Э
| с — э
| —
| —
| —
| —
|
Ñ — Å
| ñ — å
| —
| с — е
| —
| —
| —
| —
|
Ç — Å
| —
| —
| —
| —
| —
| —
| —
|
Оптически сходные буквы
| Кинетически сходные буквы
|
рукописные
| печатные
| рукописные
| печатные
|
загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
| загл.
| строчн.
|
Ë — Í
| ë — í
| —
| —
| —
| —
| —
| —
|
—
| —
| —
| —
| Ø — Ù
| ø — ù
| Ш — Щ
| ш — щ
|
—
| —
| —
| —
| Ö — Ù
| ö — ù
| Ц — Щ
| ц — щ
|
—
| —
| —
| —
| —
| á — ä
| —
| —
|
—
| —
| —
| —
| Ï — Í
| ï — í
| П — Н
| п — н
|
—
| —
| —
| —
| Ê — Í
| ê — í
| К — Н
| к—н
|
—
| —
| —
| —
| Ï — Ò
| ï — ò
| П — Т
| п — т
|
—
| —
| —
| —
| —
| ü — ú
| —
| ь — ъ
|
—
| —
| —
| —
| Ð — Ô
| ð — ô
| Р — Ф
| р — ф
|
—
| —
| —
| —
| —
| —
| В — Ф
| в — ф
|
—
| ã — ð
| —
| —
| Ã — Ð
| —
| Г — Р
| г — р
|
—
| —
| —
| —
| —
| —
| Г — В
| г — в
|
—
| —
| —
| —
| —
| —
| Р — В
| г — в
|
—
| —
| —
|
| Ë — Ì
| ë — ì
| Л — М
| л — м
|
—
| â — ä
| —
| —
| —
| —
| —
| —
|
—
| ã — ï
| —
| —
| Ã — Ï
| ã — ï
| Г — П
| г — п
|
—
| ï — ð
| —
| —
| Ï — Ð
| —
| П — Р
| п — р
|
—
| ð — ü
| —
| р — ь
| —
| —
| —
| —
|
—
| —
| —
| —
| —
| ü — ÷
| —
| —
|
—
| —
| —
| —
| —
| —
| Б — В
| —
|
—
| —
| —
| —
| —
| —
| Б — Г
| —
|
—
| —
| —
| —
| —
| —
| Б — Р
| —
|
—
| —
| Б — ь
| б — ь
| —
| —
| —
| —
|
—
| —
| Б — ъ
| б — ъ
| —
| —
| —
| —
|
Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно):
1. Развитие неречевых процессов;
2. Дифференциация сходных по начертанию букв.
Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.
Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня:
1. Конструирование, реконструирование букв.
2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).
3. Работа со словами-паронимами (ивазиомонимами).
План работы по преодолению
оптической биографии
Тема занятия
| Содержание работы
| Часы
|
1. Развитие неречевых процессов
|
1. Развитие зрительного восприятия, памяти, навыков звукового анализа
| Знакомство с основными и оттеночными цветами. Знакомство с геометрическими фигурами. Соотнесение предмета с цветом, величиной и формой. Дифференциация предметов по цвету, величине и форме. Знакомство с понятием «величина». Сравнение предметов по величине, ширине, глубине и т.д.
|
|
2. Развитие пространственно-временных отношений
| Знакомство с такими понятиями как: год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра. Формирование временных представлений по отношению к приему пищи. Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти
|
|
II. Дифференциация графически сходных букв
|
3. Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных букв (рукописного и
| Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и рекон-
|
|
печатного шрифта)
| струирование букв. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Дифференциация букв à - î, ý - å, Ç - Ý, è - ó... Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления
|
|
4. Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных и согласных букв (рукописного и печатного шрифта)
| Дифференциация букв È - Ê, ê - è, È - Í, è - í, ç - å, ó - ç, â - ó, ó - ä, à - ä, î - ä, è - ø, È - Ø, è - ø, È - Ø, Å - Ø, Ç - Å, Ñ - Ý, ñ - ý, Ñ - Ç, ñ - ý… во всех позициях. Сравнение элементов смешиваемых букв. Соотнесение буквы с символом и звуком. Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие кинетических представлений. Работа с квазиомонимами
|
|
5. Дифференциация оптически и кинетически сходных согласных букв (рукописного и печатного шрифта)
| Дифференциация сходных по начертанию оптических букв Ð - Â, Ë - Ì, ë - ì, Ë - Ì, ë - ì, Ò - Ï, ï - ò, Ò - Ï,
ï - î, Ò - Ã, Â - Ô, Ô - Ð, ô - ð, Ô - Ð, ô - ð, â - ä, á - ä, Ø - Ù, ø-ù, ø -ù, Ø - Ù, ö - ù, Ö - Ù, ö - ù,
Ö - Ù, ð - ü во всех позициях.
Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие оптических представлений и оптико-пространственных отношений. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами
|
|
К концу обучение дети должны знать:
— основные цвета и оттенки;
— геометрические фигуры;
— схему собственного тела;
— направления;
— артикуляцию всех звуков;
— сходство и различие всех сходных по начертанию букв;
— элементы букв двух шрифтов;
— название букв родного алфавита.
К концу обучения дети должны уметь:
— различать основные и оттеночные цвета;
— различать геометрические фигуры;
— соотносить предмет и форму, предмет и цвет;
— ориентироваться в схеме собственного тела;
— ориентироваться во времени и в пространстве;
— сравнивать предметы по величине;.
— сравнивать элементы букв двух шрифтов;
— уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
— сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;
— соотносить букву со звуком и наоборот.
[1] МОУ — муниципальное образовательное учреждение.
[2] Речевую школу, речевой центр и т.д.
[3] Аналогично остальные.
[4] Далее: начало года — Н, середина года — С, конец года — К.
[5] Сюжеты картинок: мальчик наливает воду в стакан (1), переливает из стакана в стакан (2), выливает воду из стакана в раковину (3); мальчик подошел к дому (4), вышел из дома (5).
[6] Речевой профиль группы выполняется аналогично.
[7] Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно (см. приложение к речевой карте, с. 105-107).
[8] Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно (см. приложение к речевой карте, с. 105-107).
[9] Ефименкова Л.Н., Мисаревко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. — М.: Просвещение, 1991.
Воспользуйтесь поиском по сайту: