Тема 14. Психологическая сущность воспитания, его критерии.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Возрастная и педагогическая психология Тема 3. Закономерности развития психики человека в онтогенезе. Теоретические вопросы: 1. Врождённые свойства организмов и процессы созревания как предпосылки психического развития. Значение социальных условий для психического развития человека. Социализация. 2. Ведущая деятельность и её влияние на развитие психических процессов, формирование личностных новообразований и возникновение других видов деятельности. 3. Психическое развитие и общение со взрослыми и сверстниками. Интериоризация. 4. Стадиальность психического развития. Понятие социальной ситуации развития. Выделение периодов психического развития и определение их возрастных границ. Классификация периодизаций психического развития (по Л.С.Выготскому). 5. Возрастная периодизация. Факторы, определяющие психический возраст. Кризисы как переходные этапы от одного возрастного периода к другому. 6. Необратимость психического развития, преемственность в психическом развитии детей, цикличность (спиралевидность) развития психики человека в онтогенезе. Тема 4. Основные теории развития психики человека в онтогенезе. Теоретические вопросы: 1. Суть этологического подхода к объяснению поведения человека. 2. Сущность психического развития в психологической концепции З.Фрейда. 3. Теория Э. Эриксона и его периодизация психического развития. 4. Теория привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт. 5. Основные понятия концепции когнитивного развития Ж.Пиаже. Стадии созревания когнитивных структур ребенка. 6. Культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского. Тема 5. Психологические особенности развития в младенческом и раннем возрасте.
Теоретические вопросы: 1. Значение пренатального периода в развитии. Кризис новорожденности. Коренные изменения образа жизни при переходе от пренатального к постанальному детству. Безусловные и ранние условные рефлексы. Комплекс “оживления”. 2. Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте и ее динамика. Ведущий тип деятельности в младенческом возрасте и его развитие. Эмоциональное развитие в раннем возрасте. Депривация: типы и 3. Возникновение и развитие психических процессов у младенца. Формирование потребности общения. Развитие сенсорных процессов и их связь с моторикой. Значение акта хватания для психического развития младенца 4. Подготовительные стадии в развитии речи. Развитие речи. Речь и общение 5. Характер игровой деятельности в раннем возрасте 6. Кризис трех лет. Тема 6. Психологические особенности развития в дошкольном возрасте. Теоретические вопросы: 1. Социальная ситуация психологического развития ребенка в дошкольном возрасте. 2. Теории детской игры. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры. Основные закономерности развития игровой деятельности. 3. Значение игры для психического развития ребенка. 4. Другие виды деятельности дошкольника: изобразительная деятельность, элементарный труд и учение. Их роль в развитии психических процессов и личности ребенка. 5. Развитие психических процессов у дошкольника. 6. Кризис 7 лет. Тема 7. Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте. Теоретические вопросы: 1. Психологическая готовность ребенка к школе. 2. Изменение социальной ситуации развития с поступлением ребенка в школу. Трудности первого года обучения. 3. Учебная деятельность, ее структура. Мотивы учебной деятельности. 4. Особенности познавательной деятельности младшего школьника.
5. Основные новообразования младшего школьного возраста. Тема 8. Психологические особенности развития в подростковом возрасте. Теоретические вопросы: 1. Особенности развития подросткового возраста. Центральные новообразования личности учащегося при переходе в подростковый возраст. 2. Подростковый возраст и пубертатный период. 3. Интеллектуальное развитие подростка. 4. Характеристика “трудных” подростков и пути перевоспитания их. 5. Акцентуации характера в подростковом возрасте. 6. Развитие личности в подростковом возрасте. Тема 9. Психологические особенности юношеского возраста. Теоретические вопросы: 1. Юность - как социально-психологическое явление. 2. Развитие самосознания. 3. Общение и эмоциональная жизнь. 4. Жизненные планы и профессиональное самоопределение. 5. Проблема смысла жизни и ценностных ориентаций молодых людей в ранней юности. 6. Юношеская дружба и любовь. Тема 10. Предмет и задачи педагогической психологии. Теоретические вопросы: 1. Место педагогической психологии в системе психологической науки.Педагогическая психология, ее предмет и задачи. 2. Категории педагогической психологии: личность, воспитание, обучение, развитие, формирование, учение, усвоение, знания, умения, навыки. 3. Методологические основы педагогической психологии. 4. Проблема соотношения обучения и развития. Тема 11. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Теоретические вопросы: 1. Теория деятельности А.Н. Леонтьева 2. Сущность и соотношение понятий «познавательная деятельность», «учебная деятельность», «учение», «обучение». 3. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. Формирование психологической системы учебной деятельности и ее компонентов. 4. Ориентировочная основа учебной деятельности: понятие, типы, необходимые условия. 5. Усвоение как центральное звено учебной деятельности. Знания, умения и навыки в процессе усвоения. 6. Ученик как субъект учебной деятельности. Контроль и самоконтроль. Тема 12. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Теоретические вопросы:
1. Психологические основы урока. 2. Основные типы обучения. 3. Психология педагогической оценки: функции оценки; особенности оценки и отметки. Структура педагогических оценок по Б.Г.Ананьеву. 4. Типология отношения учащихся к деятельности. Условия эффективности процесса обучения. 5. Психологические основы компьютеризации обучения; функции компьютера в учебном процессе. 6. Проблема обучаемости школьника, ее диагностика. Психологические факторы, определяющие успехи и неудачи школьников в учении. Тема 13. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Теоретические вопросы: 1. Мотивация как психологическая категория. 2. Учебная мотивация: виды, пути формирования, возрастные и индивидуальные особенности. 3. Психологическая готовность к обучению. Компоненты готовности. Тема 14. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Теоретические вопросы: 1. Сущность воспитания как целенаправленного процесса формирования личности (формирование смыслов, жизненных целей и ценностных ориентаций личности). 2. Методы воспитания. 3. Институты воспитания. Особенности современных институтов воспитания. 4. Понятие «воспитуемость» и «трудновоспитуемость». Критерии воспитанности. Виды и методы психологической коррекции. 5. Сущность процесса самовоспитания, методы и приемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|