Признаки классификации затрат
Себестоимость промышленной продукции – это текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции в денежном выражении. Затраты образующие себестоимость продукции (работ, услуг) группируются по следующим элементам: 1) материальные затраты (за вычетом возвратных отходов). К ним относятся: а. топливо и энергия на технологические цели и хозяйственные нужды; б. сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты; в. запасные части для ремонта машин и оборудования; г. износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов со сроком службы менее одного года; д. отчисления на налоги и сборы, связанные с использованием природного сырья, отчисления на воспроизводство материально – сырьёвой базы, плата за недра, воду и отчисления на рекультивацию земель; е. потери от брака и простоев по внутрипроизводственным причинам. 2) затраты на оплату труда включают: а. выплаты заработной платы за фактически выполненную работу в соответствии с тарифными ставками и должностными окладами; б. стоимость продукции выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам; в. премии, надбавки к окладам и тарифным ставкам за производственные результаты; г. оплата очередных (ежегодных) и учебных отпусков; д. выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий в связи с реорганизацией, сокращением штатов. 3) отчисления на социальные нужды – это отчисления во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования). 4) амортизация основных фондов. Износ основных производственных фондов равный сумме амортизационных отчислений. 5) прочие затраты: а. платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
б. обязательное страхование имущества, а также отдельных категорий работников; в. вознаграждение за изобретения и рационализаторские предложения; г. оплата работ по сертификации продукции; д. затраты на командировки по установленным нормам; е. оплата услуг сторонних организаций за пожарную и сторожевую охрану; ж. подготовка и переподготовка кадров; з. оплата услуг связи, банков; и. плата за аренду основных производственных фондов и другое.
Определение и состав затрат калькуляции
Калькуляция – это затраты, необходимые для производства одной тонны продукции. При определении себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) используется группировка затрат на единицу продукции по статьям калькуляции. Применяется следующая номенклатура статей калькуляции: ü сырьё и материалы; ü покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия; ü возвратные отходы (вычитаются); ü топливо и энергия на технологические цели; ü основная заработная плата производственных рабочих; ü дополнительная заработная плата производственных рабочих; ü отчисления на социальные нужды; ü расходы на подготовку и освоение производства; ü износ инструментов и приспособлений целевого назначения; ü расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; ü общепроизводственные расходы; ü общехозяйственные расходы; ü потери от брака; ü прочие производственные расходы; ü внепроизводственные расходы.
1.15 Методика расчёта полной себестоимости
Формируя себестоимость единицы продукции необходимо составить калькуляцию затрат (см. п. 1.14), но необходимо учитывать место возникновения этих затрат. С учетом этого различают: 1. Цеховую себестоимость – сумма затрат на производство продукции в данном цехе. В состав цеховой себестоимости входят материальные затраты, зарплата производственных рабочих с отчислениями
Сц=ФОТ+МЗ+РСЭО+цех. расх.
где: ФОТ – фонд оплаты труда МЗ – материальные затраты РСЭО – расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 2. Производственную себестоимость – сумма затрат учитывающая по мимо цеховых общезаводские расходы, которые принимаются в процентах от цеховой себестоимости и включают в себя затраты на управление предприятием, затраты на содержание и эксплуатацию зданий общезаводского назначения:
Спр=Сц∙(1+αобщ)
где: αобщ – общезаводские расходы в долях единиц Сц – цеховая себестоимость 3. Полная себестоимость – сумма затрат на производство и реализацию готового продукта, т.е. сумма производственной себистоимости и вне производственных затрат, в состав которых входят затраты на тару, упаковочный материал, на рекламу, презентации и оплату услуг с бытовых организаций:
Сп=Спр∙(1+αвн.р)
где: αвн.р – внепроизводственные расходы в долях единиц Спр – производственная себестоимость
Цена
Цена – это денежное выражение стоимости товара, позволяющая косвенно измерить величину затрат на производство продукта рабочего времени. В условиях рыночных отношений роль цены резко возрастает для любого предприятия, так как от уровня зависит величина прибыли предприятия, конкурентная способность предприятия и его продукции, финансовая устойчивость и независимость предприятия. Цена товара определяется рынком, большое влияние на неё оказывает соотношение спроса и предложения, то есть она представляет собой компромисс между желанием продавца и возможностями покупателя. На предприятии действует две цены: 1) оптовая цена предприятия – это цена, которая предусматривает возмещение текущих затрат производства и получение прибыли. Оптовая цена предприятия определяется по формуле:
Цоп = Сп ∙ (1 + Рсс) Рсс = Рпр ∙ПФсг/Ссг
где: Сп – полная плановая себестоимость единицы продукции, в рублях; Рсс – уровень рентабельности, рассчитанный по себестоимости, то есть прибыль, полученная от реализации годового объёма продукции, приходящийся на один рубль годовых текущих затрат.
Рпр – уровень рентабельности предприятия в долях единицы; ПФсг – среднегодовая стоимость производственных фондов, то есть основного и оборотного капитала; Ссг – полная плановая себестоимость годового объёма производства и реализации продукции. 2) отпускная цена предприятия – формируется на основе оптовой цены предприятия и дополнительного включения в цену налога на добавленную стоимость.
Цотп = Цоп + (Цоп – МЗ) ∙ НДС
где: МЗ – фактическая или плановая стоимость затрат на единицу продукции; НДС – налог на добавочную стоимость. Рентабельность Рентабельность – это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности промышленного предприятия. При расчёте рентабельность отражается в процентном отношении суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих показателей: 1) себестоимость продукции; 2) стоимость основных производственных фондов и оборотных средств; 3) выручка от реализации продукции (объём продаж). Наиболее распространенными в практике отечественных предприятий показателями рентабельности являются: ü рентабельность продукции рассчитывается по формуле Рпрод = П/С∙100%
где: П – прибыль; С – себестоимость продукции. ü рентабельность ОПФ определяется по формуле
Ропф = П/ОПФ∙100%
где: ОПФ – стоимость основных производственных фондов. ü рентабельность производства рассчитывается по формуле
Рпр = П/(ОПФ + ОбСн)∙100%
где: ОбСн – нормируемая часть оборотных средств. Факторы влияющие на величину прибыли: внешние (природные условия, гос. Регулирование цен, налоговые льготы, штрафные санкции, инфляция), внутренние (производственные – наличие и использование предметов и средств труда, внепроизводственные – снабженческо-бытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда).
Прибыль
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе деятельности предприятия. Как оценочный показатель прибыль характеризует эффективность использования всех ресурсов предприятия. Являясь конечным результатом деятельности предприятия, прибыль создаёт условия для его расширения и развития.
В зависимости от метода исчисления различают следующие виды прибыли: 1. Валовая – разность между полученной выручкой (валовым доходом) и экономическими издержками. Источниками валовой прибыли являются: ü реализация продукции – Рассчитывается как выручка от реализации продукции минус налоги, включаемые в цену и выплачиваемые из выручки (НДС, акцизы и другие) минус себестоимость реализованной продукции. ü прочая реализация – Рассчитывается как выручка от реализации материальных ценностей минус налоги включаемые в цену и затраты связанные с их реализацией. ü внереализационные операции – Образуется путём вычитания из доходов полученных в результате данных операций, расходов связанных с их осуществлением (дивиденды, полученные от долевого участия в совместных предприятиях, от акций, принадлежащих предприятию). 2. Налогооблогаемая – прибыль за отчётный год минус налог на недвижимость минус налог на доходы. 3. Чистая прибыль – прибыль остающаяся после уплаты налогов. Она подразделяется на: ü прибыль, направляемую на накопление – служит источником финансирования расширения производства, развития предприятия. ü прибыль, направляемую на потребление – предприятие выплачивает дивиденды владельцам капитала, производит социальные выплаты работникам предприятия. ü резервный фонд.
П=Цv-Сп
где: Цv – цена обьема продукции Сп – себистоимость продукции Расчетная часть
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|