Четвертая неделя. Пятая неделя. Шестая неделя
ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ
Джоди: Что бы вы думали, Гарриет снова играла с глиной! Она раздавала всякие распоряжения, не задумываясь. Она сообщила мне, что она собирается делать, и сказала, что должна делать я. Она сказала: «Я сделаю кита больше, чем ты! » Позже мы делали рыбок, и она сказала: «Моя акула не будет есть твою рыбу. Они поцелуются». Потом мы делали кошку и собаку, и она спросила, верно ли, что эта штучка у собаки называется пенисом. Я сказала — да. Потом собака отдала пенис девочке, которую сделала Гарриет. Это был самый быстрый прогресс, который я когда-либо видел, возможно, благодаря манере Джоди, в которой было истинное принятие — в ней не было угрозы, и сама она никого не боялась. Во всяком случае, Гарриет перешла на этой неделе от открытого выражения враждебности на самом первом занятии (акула, поедающая рыбу) к открытому проявлению симпатии по отношению к матери. Демонстрация процесса: прежде подавляемая агрессия излита, можно свободно выразить нежность. Это не означает, однако, что агрессивным чувствам положен конец, как мы увидим далее. Собачкин пенис, разумеется, связан с сексуальным любопытством. Джоди понимала смутно, что собачка, дающая девочке пенис, свидетельствовала о желании Гарриет иметь пенис. Но был там и другой элемент, который стал понятным на следующей неделе.
ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ
Джоди: Гарриет опять играла с глиной! Она велела мне сделать кита, а сама стала делать акулу. Потом я была кошкой, а она была собакой. Да, с китом, она не была уверена, что кит был достаточно большим, и потом сказала: «Но моя акула будет больше». Я спросила ее, готова ли акула, и она несколько раз повторила: «Нет, я еще не кончила». Она некоторое время играла с куклами, говорила за них, они как-будто говорили: «Ты будешь банджо, а я буду рожок». Все они пошли посмотреть новый дом. Там была большая комната для нее и ее брата. (У Гарриет не было брата. ) И спросила о ее маленькой сестре. Она сказала, что там будет для нее комнатушка.
Понятно, что Гарриет хотела быть поближе к матери, обе должны были сделать одновременно из глины предметы, так или иначе связанные между собой. Даже из замечания о банджо и рожке я не мог извлечь никакого другого смысла, кроме того, что девочке хотелось быть поближе к матери. Желание Гарриет, чтобы ее акула была больше кита, которого сделала мать, — это просто желание получить больше власти, быть более умной — знак вполне здоровый. Фраза Гарриет: «Я не закончила» — еще один здоровый знак. Перед нами была девочка, чья координация была ослаблена вследствие органического поражения мозга. Предполагалось, что она даже не прикоснется к глине, потому что это приведет к фрустрации и возникновению чувства неполноценности, когда она увидит, что другие дети способнее. Тем не менее, она не только взялась за глину, но и потребовала дополнительного времени, когда обнаружила, что не управляется. Отлично! Это была третья игровая сессия; и Гарриет впервые не играла с глиной в течение всего занятия; по всей видимости, она насытилась. Она, можно сказать, покорила глину. Она никогда бы этого не сделала, если бы мы, взрослые, исходили из предположения, что вид глины ее нервирует, и «помогали» бы ей, оберегая ее от таких контактов. Когда Гарриет, наконец, обратилась к кукольной семейке, стало очевидно, что ее раздражает сестра малышка. Это Джоди вполне понимала. Кроме того прежде, чем я указал на это, Джоди связала желание иметь пенис, о котором упоминалось на неделе, с желанием иметь брата. Она настолько открыта и настолько «держалась», что просто обязана была достичь прогресса в отношениях с ребенком.
ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ
Джоди: На этой неделе большей частью происходило то же, что и в последние несколько недель. Гарриет играла с глиной — в начале занятия, как всегда. Они сказала: «Ты сделаешь кошку, а я собаку, и она разделается с кошкой». Позже последовало другое указание: «Ты сделаешь акулу, а я — кита». Потом: «Ты сделаешь рыбку, а моя акула ее съест». И знаете, она выглядела такой счастливой, когда этим занималась! Джоди светилась, когда говорила об этом, и мне подумалось, что и на игровых занятиях она чувствовала себя счастливой, открыто солидаризируясь с чувствами дочери. Джоди: Потом мы обратились к кукольной семейке. Куклы-родители у нее были, а в том наборе, что я купила, были, сын, дочь и младенец. Ну, она выбрала мальчика — вы же знаете, у нее нет брата — но до младенца (который в нашей семье есть) она даже не дотронулась. Тогда я спросила: «А малышки там нет? » — Она сказала: «Малышка плачет, и родители ее забрали», — быстро так сказала, как-будто ей хотелось вообще это забыть. Я заметил, что приятно наблюдать, как мать принимает Гарриет и сближается с нею. Однако она, по-видимому, не в состоянии была принять в такой же степени враждебность Гарриет по отношению к маленькой сестричке, что, задавая вопрос: «А младенца там нет? », она хотела вернуть малышке расположение Гарриет — и это, конечно же, не сработало.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|