Глава I. Психолого-педагогические основы самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Введение Актуальность исследования. На данный момент в сфере образования в ее теоретических и практических изысканиях наиболее ярко выделяется позиция субъектной значимости человека - ученика или учителя, уточняются его активные деятельностные начала, индивидуальный внутренний потенциал, личный опыт, резервы развития и т.д. Вследствие этого субъектные возможности и способности человека все более учитываются и используются в осуществлении различных научных исследований: философских, социологических, психологических и многих других. Так, анализ психологической литературы показал, что саморазвитие предполагает наличие таких основных психических образований, как: рефлексия, целеполагание, планирование и предвосхищение своего поведения. Следовательно, индивид, осознавая свои реальные достижение и недостатки, испытывает потребность в самосовершенствовании, самодвижении, в построении себя как личности посредством целенаправленной активной деятельности, межличностного общения, что обеспечивает переход на более высокую ступень организации. Знание о закономерностях осуществления развивающего влияния воспитуемого на себя преобразовалось на рубеже XX и XXI вв. как самостоятельное направление педагогической науки - педагогика саморазвития. Ключевой категорией педагогики саморазвития является творческая самореализация, а мерилом ее эффективности - достижения личности и степень удовлетворенности ими. В рамках педагогики саморазвития сформировалось понимание творческой самореализации как процесса, основывающегося на креативности субъекта в проявлении себя, предполагающего посредством приложения своих творческих сил (потенциала) создание и получение творческих продуктов деятельности и результатов, в том числе изменения в себе. Роль педагогов в саморазвитии определяется как предоставление возможности самореализации индивида в активной деятельности (В.И. Андреев, А.В. Бояринцева, Д.Н. Васильева, Л.Д. Лебедева и др.).
Обеспечение самореализации учащихся провозглашается Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г. в качестве одной из приоритетных педагогических задач. В настоящее время для разрешения проблемы поддержки самореализации учащихся сложились объективные предпосылки. Тема актуализации личностных потенций учащихся отражена в исследованиях Л.В. Бурой, Л.Н. Дроздиковой, В.Е. Кемерова, М.Ю. Коваленко, Е.А. Никитиной и др. Проблема содействия творческой самореализации подростков в детских общественных организациях, учреждениях дополнительного образования рассматривается Н.Г. Крыловой, С. Сулеймановой, Е.И. Тихомировой, Е.Е. Чепурных и др. В ряде исследований отечественных авторов (Г.И. Батыршина, С.В. Кузьмина и др.), в том числе в Концепции лаборатории проблем дополнительного образования Института общего и среднего образования РАН актуализирована необходимость самореализации подрастающего поколения в области музыкального искусства. Однако в массовой общеобразовательной практике данная проблема продолжает решаться традиционными способами. Зачастую педагогами применяются авторитарный стиль взаимодействия с учащимися и устаревшие методы обучения, направленные на исполнение ими музыкальных произведений по заданному образцу, а не на самостоятельное творческое самовыражение. Таким образом, решение проблемы содействия максимальной реализации учащимися личностных возможностей данной задачи осложняется недостаточной систематизацией и научной обоснованностью различных аспектов самореализации учащихся в музыкальной деятельности, а также зависимостью данного феномена от условий организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, сформировавшихся в различных типах образовательных учреждений. Изучение зарубежных и отечественных концепций, посвященных теме актуализации личностных потенций субъекта в реально меняющихся жизненных условиях, выявило противоречие в толковании понятия "самореализация". Это обусловило необходимость уточнения сущности исследуемого феномена, выявления и обоснования педагогических условий для ее осуществления учащимся, чтобы в дальнейшем исследовании обосновать способы и методы организации процесса самореализации школьников в музыкальной деятельности.
Все вышеизложенное позволило нам сформулировать тему дипломной работы: "Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности", которая представляется актуальнойв силу ее недостаточной разработанности в теории и методике музыкального образования и усиления практической значимости. Цель дипломной работы состоит в выявлении педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности. Объект исследования: процесс развития творческого потенциала школьников в музыкальной деятельности. Предмет исследования: педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности. В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: на основе междисциплинарного анализа научных источников уточнить сущность понятия "самореализация учащихся"; определить особенности самореализации учащихся в контексте музыкальной деятельности; выделить педагогические условия самореализации школьников в музыкальной деятельности; сформулировать и предложить методические рекомендации по организации условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности. Методологическими основами дипломной работы послужили концептуальные идеи, раскрывающие сущность, содержание и структуру процесса самореализации личности (Б.Г. Ананьев, Л.Н. Коган, Л.А. Коростылева, А. Маслоу, И.И. Резвицкий, К. Роджерс и др.); парадигма гуманного личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.); теория свободного воспитания (О.С. Газман, Н.Б. Крылова и др.); положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.); исследования педагогических условий самореализации учащихся (С. Сулейманова, Е.А. Никитина, С.В. Кузьмина и др.); научные труды в области педагогики и методики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Е.Д. Критская, Р.А. Тельчарова, Л.В. Школяр и др.).
В дипломной работе применен комплекс методов исследования: сравнительный анализ философской, социологической, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение передового педагогического опыта; изучение собственного опыта работы; индивидуальные и групповые беседы с учащимися, педагогами; анализ творческих работ учащихся. Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Во введении обоснована актуальность выбранной темы дипломной работы, определена цель, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, представлены теоретические и методические основы данного исследования. В первой главе дан анализ сущности самореализации как педагогической категории, рассмотрены особенности самореализации учащихся в контексте музыкальной деятельности. Вторая глава посвящена раскрытию педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности. Особое внимание уделено рассмотрению способов и путей обеспечения успешной самореализации школьников в музыкальной деятельности на примере собственного опыта работы в МОУ "СОШ № 3" г. Балашова. Результаты проведенного исследования сведены в заключении. Список литературы содержит труды по педагогике, психологии, философии, музыкальной педагогике, психологии и методике. Содержит 55 наименований. Приложение имеет практическое значение. Глава I. Психолого-педагогические основы самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|