Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I.1 Сущность самореализации учащихся

 

Проблема самореализации субъекта приобретает все большую актуальность во многих науках о человеке: философии, социологии, этике, психологии, педагогике и т.д.

Начнем изучение интересующего нас феномена с точки зрения психологической науки.

В зарубежной психологии проблема реализации человеком своей сущности и духовного становления личности осуществляли А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг и др. В концепциях образования, сложившихся в русле гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл и др.) утверждается, что непрерывное развитие и самореализация есть основа человеческого существования. Человек - это активное, устремленное в будущее творческое существо, он сам выбирает свою судьбу в соответствии со своими смыслами и ценностями, что дает ему свободу. В процессе его развития подвергается преобразованию субъективный мир человека. При этом каждый сам выбирает направление изменений. Причем самореализация личности рассматривается учеными как самоактуализация (самоосуществление), т.е. психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека.

По мнению американского психолога А. Маслоу, человек в процессе самореализации (самоутверждения, саморазвития, самоактуализации) непрерывно движется к идеалу возможного совершенства. Чем совершеннее результаты его деятельности, тем глубже личность переживает процесс самореализации. Самореализация для творческого человека - это труд ради того, чтобы достичь совершенства в том, что он призван делать. А. Маслоу рассматривает личность в контексте его теории мотивации [18].

Ученый утверждает, что потребность в самоактуализации (самоосуществлении) относится к высшему уровню иерархии потребностей. Он выделяет пять групп потребностей, представляющих собой блоки частных потребностей и запросов человека: физиологические потребности, социальная защищенность, потребность в социальных связях, потребность в уважении и самоуважении, потребность в самоактуализации (желании человека самоосуществиться, быть тем, чем он может быть). Человек с высоким уровнем самоактуализации посвящает свою жизнь поиску подлинных "высших ценностей - Истине, Красоте, Доброте, Совершенству" [16, с.85]. Исследователь отмечает, что при подавлении высших потребностей наступает заболевание души, поэтому необходимо уметь прислушаться к самому себе, чтобы затем проявить себя или актуализироваться. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся. Самоактуализирующиеся личности, являясь примером нормального развития, максимально полно воплощают человеческую сущность. В связи с этим А. Маслоу определяет цель гуманистического образования - самоактуализацию личности как познание собственной идентичности и неотрывное от него познание своего предназначения.

Психолог и терапевт К. Роджерс считает стремление человека реализовать себя, проявить свои потенциальные возможности главным побудительным мотивом творчества, присутствующим в каждом индивиде и ожидающим подходящих условий для освобождения и проявления. В связи с этим, К Роджерс выделяет два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, дающее действенные знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития. Ученый считает приоритетным направлением личностное развитие, развитие адекватной и гибкой "Я-концепции", формирующейся в процессе взаимодействия объекта с окружающей средой и являющейся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. По мнению К. Роджерса, личность полнее всего проявляет себя в опыте, который включает все то, что происходит с человеком в данный момент и доступно сознанию. Следовательно, педагог должен увидеть в поле личного опыта ученика те проблемы, которые важны для его развития. К. Роджерс исходит из того, что источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ученику понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития. Ученый обозначил факторы, обуславливающие самореализацию: позитивное отношение со стороны окружающих; удовлетворение потребности в безопасности, уверенности в будущем; благоприятная социальная ситуация развития (положение ребенка в семье, условия воспитания); удовлетворение потребностей в любви и дружбе, социальный статус; самоуважение, положительная "Я-концепция"; самопознание, степень открытости своему опыту переживаний; самоопределение, нахождение своего смысла в жизни; стремление к удовлетворению когнитивных и эстетических потребностей, потребности знать и понимать; успехи и достижения личности в различных видах деятельности; право на выбор личностно-значимых видов деятельности; способность к самоорганизации, саморегуляции; познание других людей и установление взаимоотношений с ними, искренность и открытое дипломатическое общение [16, с.117-118].

Для нас значимы положения гуманистических психологов, опирающихся в своих трудах на природные особенности и индивидуальность человека с учетом его внутренних потребностей и ценностных ориентиров.

Существенный вклад в развитие идеи самореализации и выявления условий ее осуществления внесли А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг и др. Так, австрийский психолог А. Адлер определил индивидуальный характер самореализации. По его мнению, люди тянутся вперед и всегда находятся в движении к личностно значимым целям, которые выбираются индивидуально. Следовательно, люди в постоянном стремлении к совершенству способны планировать свои действия и определять собственную судьбу [16, с.84].

Условием самореализации личности, по мнению швейцарского психолога К. Юнга, является обретение "самости" - величины, относящейся к сознательному "Я" и обозначающей целостность человека [16, с.64]. "Самость" ученый определил как результат стремления различных компонентов личности к единству. С его точки зрения, человек, постоянно приобретая новые умения, достигает новых целей и реализует себя более полно.

Согласно Э. Фромму, мощной мотивационной силой в жизни людей обладает конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности. Свободу, при которой человек может быть автономным и уникальным и при этом чувствовать себя частью мира и в то же время независимость от него, ученый назвал позитивной свободой [48, с.34].

По мнению американского психолога Карен Хорни, самореализация - это выражение реального собственного "Я"; это целенаправленная внутренняя сила, общая для всех людей, но уникальная и творческая, побуждающая человека к реализации заложенных в нем возможностей; это рост и осознание понимания себя самого. К условиям самореализации она отнесла систему ценностей, которая вырастает из стремления к самореализации. Человек не может раскрыть свой потенциал, если не доверяет себе, не активен, не продуктивен, если не строит взаимоотношения с людьми в духе взаимности. Необходима та атмосфера, которая дает личности ощущение внутренней безопасности и свободы, позволяющие иметь свои собственные мысли и чувства и выражать именно себя [16, с.103].

В трудах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. интересующая нас проблема рассматривается в сочетании личностного и деятельностного начал в жизни человека. Методологией для объяснения самореализации личности выступает деятельностный подход, позволяющий освещать данный процесс с точки зрения формирующей предметной деятельности.

Исследуя природу личности и обозначая индивидуальность как основу личности, Б.Г. Ананьев приходит к выводу, что одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека [16, с.110]. Согласно данному подходу мы можем выделить направление характеристики самореализации через понимание природы личности и индивидуальности, как ее основы.

Ориентируясь на данный подход к проблеме самореализации с точки зрения творческой активности индивида, мы будем выстраивать свое дальнейшее исследование.

В русле рассуждений о деятельностной форме творческой активности индивида интересно мнение Г.И. Щукиной, считающей, что активность школьника, сопровождая весь процесс становления личности, проявляется в творческой деятельности и развивается, продвигаясь по различным уровням:

1. Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого человека. Еще Л.С. Выготский установил, что овладение всякой более сложной формой развития вначале осуществляется ребенком в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно. В сотрудничестве происходит овладение идеальными образцами предметных действий и речевых форм, опытом других, что и происходит на основе репродуктивно-подражательной активности.

2. Поисково-исполнительская активность представляет более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне ребенку нужно принять поставленную задачу и самому отыскать средства ее выполнения.

3. Творческая активность являет собой высший уровень, поскольку и сама задача может ставиться учащимся, и пути ее решения избираются новые, оригинальные [53, с.146-148].

Следовательно, мы можем выделить направленность процесса самореализации на деятельностное осуществление человеком своих возможностей, что закономерно приведет его от репродуктивно-подражательного через поисково-исполнительский к творческому уровню активности.

По мнению С.Л. Рубинштейна, субъект созидается и определяется в своих деяниях, в своей творческой самодеятельности, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть. Ученый определяет самореализа-цию как один из важнейших мотивов человеческой деятельности, как стремление испытать и выявить свои силы и способности [32, с.46].

Современный психолог М.П. Гинзбург определяет самореализацию человека как активное участие в различных сферах жизнедеятельности и рассматривает данное понятие в единстве с самопознанием. В то же время самопознание он относит к ценностно-смысловой плоскости (как осознание каких-либо присвоенных ценностей как своих собственных), а самореализацию - к пространственно-временной плоскости (как воплощение этих ценностей в определенных видах деятельности). Ученый выделяет два аспекта самореализации: пространство и характер самореализации. Характер самореализации трактуется автором с позитивной точки зрения как творческий, а с негативной - как репродуктивный [11, с.76].

Изучение проблемы потребности в самореализации личности рядом авторов [44] позволило прийти к выводу, что данная потребность является базовой духовной потребностью по отношению к другим потребностям и удовлетворяющейся практически во всех видах деятельности (Н.И. Шевандрин, М.Е. Волынка).

В ходе удовлетворения потребности в самореализации деятельность становится самодеятельностью, реализация способностей человека превращается в творческое самовыполнение, а творчество становится способом деятельности [21]. Таким образом, самореализация личности характеризуется самодеятельным характером осуществления и творческими результатами.

Особенностью потребности в самореализации является циклический характер ее развития. То есть, удовлетворение потребности порождает потребность качественно нового уровня.

Личностная значимость самореализации личности во многом связана с проблемным характером взаимодействия человека и общества, преходящего в конфликтное взаимодействие личностной потребности в самореализации и реальных возможностей ее удовлетворения.

В связи с этим Н.И. Полубабкина считает, что самореализация - это диалектически противоречивый процесс поиска, обретения и осуществления личностью своих ключевых жизненных ценностей в основных формах своей социальной активности и жизнедеятельности через адекватное нахождение ею сфер приложения своих способностей. По мнению автора, внутренним источником самореализации выступает противоречие между волей и эмоциями, способностями и потребностями, индивидуальными ценностями и способностями и т.д. [36, с.334].

Соотношение индивидуальной и социальной природы личности является важной и сложной научной проблемой [9]. Некоторые отечественные авторы рассматривают противоречие социального и индивидуального как исходную детерминирующую характеристику психики (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский). Любой человек стремится к поддержанию тех или иных форм социальных связей с другими людьми и в тоже время к утверждению себя - тоже в той или иной форме - как индивида, как самостоятельного субъекта этих связей, что невозможно без психологического дистанцирования, обособления от других.

Характерным для полноценно развитой личности, способной самореализоваться, является четкое проявление жизненных и социальных установок, а также ее интегрированная, цельная психологическая организация, единство которой обеспечивается единством изменяющихся и развивающихся, но значительных жизненных целей.

Таким образом, проблема самореализации личности в психологии рассматривается в сочетании личностного и деятельностного начал в жизни человека. Личностная и социальная обусловленность самореализации позволяет обозначить ее как процесс внутриличностной (психологической) и внешней (социокультурно-личностной) интеграции. Потребность в самореализации удовлетворяется в любых социально приемлемых формах, видах и сферах деятельности человека [9, с.3-5].

Анализ работ по проблеме самореализации личности показал, что в центре исследований в большинстве случаев взрослый человек, хотя самореализация определена учеными как жизненная категория, характеризующая свершения человека за определенный промежуток времени. Исходя из того, что процесс самореализации на протяжении всей жизни человека происходит непрерывно, мы имеем возможность перевода анализа самореализации из плоскости исследования взрослых в плоскость детей, так как путь к образованию жизненного пространства (самореализации за определенный значительный отрезок времени) лежит через личностное пространство (которое человек осваивает в данный момент), порции которого, наслаиваясь, дают в итоге самореализацию жизненную.

Выделим различные подходы к определению самореализации с педагогической точки зрения.

Не смотря на то, что, понятие " самореализация учащегося ", как самостоятельное направление педагогических исследований возникло в науке сравнительно недавно, термин "самореализация" присутствует во многих педагогических исследованиях. Однако в большинстве из них его содержание не раскрывается и часто используется как само собой разумеющееся понятие.

Тем не менее, проблемы самоактуализации, духовного становления и самостоятельного воплощения своих потенций учащимся - все это вопросы, уходящие своими корнями далеко в глубь истории педагогики [10].

Уникальным примером педагогики, базирующейся на глубоком уважении к личности воспитанника, является педагогическая система Царскосельского лицея, построенная на идеях Руссо директорами В.Ф. Малиновским и Е.А. Энгельгардтом. По мнению З.И. Равкина, данная система способствовала самостоятельной разносторонней деятельности лицеистов, обращенной к различным сторонам психики: интеллектуальной, физической, сенсорной, художественно-эстетической. Организация самодеятельных групп по интересам, литературные объединения, выпуск нескольких литературных журналов и другие виды творческой деятельности в полной мере способствовали развитию творческой самореализации лицеистов, как в учебной деятельности, так и во взрослой жизни, отличавшаяся у большинства выпускников творческой гражданской самореализацией [35, с.69-70].

Различные аспекты самореализации личности изучались отечественными педагогами конца XIX - начала XX вв. Труды и практическая деятельность К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.П. Вахтерова, А.Ф. Блонского, К.Н. Вентцеля, В.В. Зеньковского были направлены на раскрытие и совершенствование природы ребенка, предоставление максимальных возможностей для реализации личностных свойств ученика, развитие творческой самостоятельности.

Взгляды П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, С.Т. Шацкого и др. педагогов на проблему самореализации опирались на признание самостоятельной ценности личности ребенка, ее индивидуальной исключительности, присущее каждому ребенку творческое начало. Рассматривая развитие как естественное стремление каждого ребенка, а свободу как его необходимое средство, они утверждали, что саморазвитие ученика, направляемое учителем должно составлять внутреннюю сущность образовательного процесса, обеспечивающего самореализацию [27, с.91].

Проблема самореализации личности как ее творческого отношения к себе и к миру получила свое развитие в исследованиях М.Г. Гинзбурга, Л.И. Рувинского, В.А. Сухомлинского и др. По мнению авторов, самореализация - это длительный процесс, связанный с внутренним развитием личности, с ее целеполаганием, переживанием ею собственной активности.

Современные исследователи О.С. Газман, А.В. Мудрик, Г.К. Селевко и др. большое внимание уделили таким аспектам, как: выработка жизненной позиции, установление целесообразных межличностных отношений, формирование адекватной самооценки, способствующие обеспечению и развитию элементов самореализации [16; 33].

С точки зрения Г.К. Селевко, А.Г. Селевко, О.Г. Левиной, самореализация (самоосуществление) - это процесс и результат использования человеком своих способностей, выполнения своего жизненного предназначения, т.е. это деятельность, поступки в избранных направлениях по реализации своих способностей [33, с.117].

Самореализация определяется О.С. Газманом как реализация человеком своих сил и способностей, полноценное проживание жизни. Наряду с самореализацией другие процессы самости взрослого и ребенка в их гуманистическом освещении получили воплощение в концепции педагогики свободы, обозначенной О.С. Газманом и Н.Б. Крыловой. На ее основе стало возможным выделить такие субъектные характеристики, как: Я-реальное, Я-идеальное в описании структуры человеческого "Я" [26, с.64].

Л.А. Коростылева определяет самореализацию как осуществление возможностей развития "Я" посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и мором в целом.

Понимая самореализацию как механизм развития личности, Е.И. Горячева определяет самореализацию как процесс перехода потенциальных способностей в актуальные, он включает в себя содержательный и процессуальный компоненты [26, с.92-93].

В настоящее время во многих исследованиях самореализация выделяется как главное направление поиска и описания прогрессивных педагогических идей, технологий. Так, идея самореализации обозначена: в парадигме личностно ориентированного образования и обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); как ведущее направление в теории о единстве профессионального и личностного развития (Л.М. Митина); как главная цель в организации эвристического обучения (А.В. Хуторской) [16, с.159; 34; 47; 55].

По мнению исследователей процесса самореализации учащихся М.Ю. Коваленко и Т.Н. Розовой, самореализация безгранична и востребована в любом возрасте, является процессом и результатом слияния уникальной личности и объективного мира, которое происходит в результате разнооб-разной учебной деятельности. К признакам процесса самореализации они относят: направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности и ценностные ориентации, и расширение сферы деятельности.

Так, Т.Н. Розова определяет данный феномен как незавершенный динамический процесс активного восхождения человека на высшие уровни бытия, мотивированного и осознанного самопроявления и саморазвития своих духовных и физических возможностей в различных сферах жизнедеятельности [13, с.64].

На основании анализа философских, социологических, психологических и педагогических исследований, мы можем сделать вывод о том, что самореализация является индивидуальным процессом; осуществляется личностью изнутри во вне; инициируется внутренней потребностью индивида; проявляется в деятельностной форме активности; имеет внутренний и внешний планы; содержит в основе потенциал личности и ее сущностные силы; отслеживается самим субъектом в динамике процесса.

Все перечисленные выше положения позволяют нам уточнить сущность понятия " самореализация учащихся". Мы рассматриваем самореализацию учащихся в качестве сознательного целенаправленного процесса взаимодействия субъектов с внешним миром, раскрывающего возможности школьников в деятельностной форме активности путем ее трансформации из репродуктивно-подражательной через поисково-исполнительскую в творческую.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...